Научная статья на тему 'Влияние социального капитала университетских комплексов на инновационное развитие региона'

Влияние социального капитала университетских комплексов на инновационное развитие региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полякова Елена Валериевна

Рассмотрены вопросы оценки роли социального капитала в инновационной деятельности. Приведены рекомендации по формированию социального капитала в инновационных системах.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the social capital as the university's crucial contribution to the innovative development of the region is considered. The university's social capital formation for the region's innovative development should be realized through the conversation place making, the innovation networks development, innovative culture popularization. Recommendations are given for university's business incubators to provide spin-offs with social capital, which is crucial for their survival.

Текст научной работы на тему «Влияние социального капитала университетских комплексов на инновационное развитие региона»



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Катровский А. П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России. М. : Междунар. Отношения. 2003. 208 с.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. Сб. / Росстат. М. 2007. С. 264-285.

3. Семенов Г., Савеличев М., Игнатьев В. Демографические профили российских регионов и их влияние на динамику макроэкономических параметров. / Проблемы качества экономическо-

го роста: Материалы Междунар.конгресса, 27-28 мая 2004 г.,Ч.1.Самара: Изд. Самар. гос. экон. акад., 2004. С. 29-36.

4. Хохлова О.А. Методологические вопросы оценки уровня социально-экономического развития региона. // Вопросы статистики. М. 2005, № 1. С. 58-65.

5. Райская H.H., Сергиенко Я.В., Френкель А.А. Кластерный анализ регионов России по уровню инвестиционного потенциала. // Вопросы статистики. М. 2007, № 5. С. 3-9.

Полякова Е.В.

Влияние социального капитала университетских комплексов на инновационное развитие региона

В настоящее время признана необходимость перехода российской экономики на инновационный путь развития. Производство инноваций является важнейшим императивом развития региональной экономики. Региональная инновационная способность представляет собой способность региона поддерживать инновационные процессы и включает в себя способность замечать и интерпретировать изменения в экономической реальности; формировать ресурсы на основе новой информации; комбинировать различные типы ресурсов и их источники для получения необходимых знаний; формировать компетенции; передавать знания и ресурсы с помощью сетей.

Необходимым элементом при создании региональной инновационной способности является открытость внешнему миру и новым знаниям, получаемым с помощью инновационных сетей. Инновационные сети являются ключевым фактором экономического развития. В особенности их значение возрастает в условиях ограниченности ресурсов. Тесные социально-экономические отношения и сети внутри региона и с другими регионами можно считать показателем региональной инновационной способности. Эти отношения основаны на доверии, неформальных знаниях, общих нормах, правилах и обычаях. Таким образом, социальный капитал играет важную роль в формировании региональной инновационной способности.

Социальный капитал представляет собой социальные связи, благодаря которым индивид или организация получает доступ к ресурсам сети, что позволяет ему добиваться более высоких результатов, чем без использования этих ресурсов. Он выступает в качестве канала, с помощью которого человеческий капитал одних экономических агентов способствует обогащению человеческого капитала других экономических агентов. К социальному капиталу относятся не иерархические и не товарно-денежные, а сетевые отношения в рамках профессиональных сообществ.

Различают структурный и когнитивный социальный капитал. К структурному капиталу относятся сетевые связи, конфигурация сетей, социальная организация. Когнитивное измерение социального капитала включает в себя общность моральных норм и представлений, доверие, взаимные обязательства и самоидентификацию. Социальный капитал организации можно рассматривать как часть ее интеллектуального капитала, так как в основе социальных связей лежат знания, репутация и влияние их субъектов.

Важнейшими владельцами и производителями человеческого и социального капитала как ключевых ресурсов в экономике знаний являются университеты. Значительное внимание в научной литературе, посвященной инновационной тематике, уделяется лицензированию технологий, созданных

университетскими учеными, и их распространению с помощью университетских центров трансфера технологий (ЦКТ). Вместе с тем, по мнению Ричарда Лестера, директора международного консорциума исследователей, трансфер университетских технологий в промышленность — наиболее видимая форма влияния университетов на инновационное развитие региональной экономики, наиболее изученная, но далеко не самая эффективная. Количество новых наукоемких фирм, учрежденных на базе созданных в университетах технологий, возросло в США с 35 в 1980-м году до 374 в 2003-м, что составляет лишь 2-3 процента учрежденных за год в стране предприятий, а доля университетских патентов в США составила в 2003-м году 2,6% [1]. Даже в масштабе отдельного университета доходы от продажи лицензий незначительны. Они составили в США в 2003г. лишь 4% общих средств университетов на исследовательские цели, причем получают эти доходы незначительное число американских университетов. Многие технологии вовсе не приносят доходов университетам.

Таким образом, прямой вклад университетов в инновационные процессы предполагает производство знаний и информации, их привлечение и адаптацию, интеграцию различных областей знаний, их трансфер в нужном направлении.

Лестер выделяет, по меньшей мере, четыре типа взаимодействия университетов с производ-ством.[1] Первый тип связан с основной функцией университета, которая заключается в образовательной подготовке молодых специалистов, формировании квалифицированного человеческого капитала для бизнес-сектора экономики.

Второй тип связан с научно-исследовательской деятельностью университетов и увеличением запаса кодифицированных знаний, обладающих возможностями коммерческого применения.

Третий тип связан с содействием университетами решению специфических проблем бизнеса, и четвертый тип включает широкий спектр механизмов взаимодействия между университетским персоналом и бизнес-сообществом в публичной сфере, начиная от неформальных социальных взаимодействий и заканчивая организацией конференций, центров поддержки предпринимательства, обмена персоналом. Четвертый тип взаимодействий предполагает трансфер не только явных, но и неявных знаний, и способствует возникновению взаимоотношений первых трех типов.

В большинстве случаев косвенный вклад университетов в инновационные процессы играет оп-

ределяющую роль, и эта роль связана с производством социального капитала в процессе проведения научных и научно-практических конференций, форумов с участием инвесторов, реализации программ по созданию связей науки с производством.

Интерес к трансферу университетских технологий в промышленность возник в связи с успешным развитием инновационных кластеров Кремниевой долины, Северной Каролины и Бостона, где значительную роль в преобразовании местных экономик сыграли университеты. Вместе с тем влияние университетов на инновационное развитие региона необходимо рассматривать в более широком контексте, не ограничиваясь трансфером созданных в университетах технологий.

Университеты способны оказывать влияние на инновационную способность региона путем формирования и углубления социального капитала. Шон Саффорд провел сравнительное исследование усилий университетов по поддержанию и стимулированию местной инновационной способности в двух американских городах — Акроне и Рочестере [2]. Подход, использованный в Акроне, может быть охарактеризован, как заполнение структурных пустот между университетскими и промышленными лабораториями. Университет в Акроне сконцентрировал усилия на производстве новых идей и квалифицированного человеческого капитала с целью последующего экспортирования их в местную экономику. Однако промышленные фирмы уже обладали разработками мирового класса и не видели смысла в сотрудничестве с университетом и использовании созданный там изобретений. Таким образом, подход оказался неудачным. Не хватало площадки для диалога, которую мог бы обеспечить университет.

В Рочестере университеты предприняли меры по созданию плотной институциональной среды и социального капитала. В 1989 г. в университете Рочестера был учрежден центр производства оптики совместно с представителями фирмы Eastman Kodak. Центр финансировался американским правительством и имел целью развитие сотрудничества между местными фирмами. Изначально в консорциум по развитию технологий оптического производства входили 20 компаний. Кроме того, был создан центр передовых технологий в сфере электронных изображений. Сначала этот проект был предназначен для стимулирования фундаментальных исследований и инноваций в крупных компаниях, а затем переключился на поддержку малому наукоемкому бизнесу.

В результате за последние 20 лет инновационная сеть Акрона не претерпела значительных изменений, тогда как в Рочестере количество участников сети удвоилось, так же как и число научных публикаций. Политика университетов Рочестера была нацелена не столько на установление связей между университетскими учеными и реальным сектором (заполнение структурных пустот), а на соединение малых и крупных компаний в инновационную сеть, а также создание связей региона с другими участниками инновационного процесса.

Саффорд подчеркивает, что университет должен выступать в качестве фасилитатора инновационного развития региона, обеспечивая площадку для диалога между участниками инновационного процесса. Такая стратегия косвенного участия в инновационном процессе является более успешной, чем прямое продвижение университетских разработок в реальный сектор экономики.[2]

В рамках культурных инновационных теорий утверждается, что недостаток инновационности в обществе является следствием приверженности иерархической культуре. Формируемый в университетской среде социальный капитал способен распространяться на других участников региональной инновационной системы, что способствует инновационному развитию экономики.

Инновации в настоящее время рассматриваются как социальный феномен, результат сложной паутины взаимодействий различных экономических и институциональных агентов. Классическим примером является Кремниевая долина.

А. Саксениан утверждает, что именно социальный капитал способствовал превращению Кремниевой долины в генератор идей, предпринимательства и инноваций [3]. Инициатива формирования социального капитала исходила от декана Стэнфор-дского университета, который способствовал развитию кооперационных связей между университетом Стэнфорда и местной промышленностью в начале 50-х годов. В рамках учебных занятий преподаватели со своими студентами посещали близлежащие предприятия с целью изучения возможностей осуществления совместных научных исследований и возможностей трудоустройства студентов. В результате Стэнфорд получил рекордное количество студентов-практикантов и наемных работников в местной промышленности.

Благодаря приобретенным связям члены профессорско-преподавательского состава получили возможность выступать в качестве консультантов частных предприятий, а выпускники университета —

в качестве их работников. Кроме того, местным компаниям был предоставлен доступ к результатам научных исследований, проводимых в Стэнфорде, до их опубликования в научных изданиях. Инженеры местных фирм были приглашены к участию в совместных исследовательских программах. На принадлежащей Стэнфордскому университету территории был создан один из первых технологических парков. Клиентами этого промышленного парка были и очень известные компании: General Electric, Eastman Kodak, Hewlett-Packard. Университет оказывал частным фирмам научно-консультационную помощь, а фирмы создавали университету хорошую репутацию. Самым быстрорастущим оказался полупроводниковый сектор, в результате чего долина Санта Клары получила название Кремниевой долины в честь названия материала, используемого в производстве полупроводников.

В Кремниевой долине сложился особый тип культуры, основанный не на родственных или иных клановых связях, а на нормах взаимности, порождающих неформальный обмен ценной интеллектуальной собственностью. Инженеры из конкурирующих фирм обмениваются друг с другом ценной информацией по нормативным соображениям, предполагая, что норма взаимности и услуги, оказанные другим людям, принесут пользу в будущем также в виде интеллектуальной собственности. Большинство известных людей из Кремниевой долины учились в одних и тех же учебных заведениях в Стэнфорде или Беркли и имели между собой тесные отношения. Вероятно, эти образовательные сообщества способствовали в дальнейшем формированию особого типа партнерских отношений на основе сотрудничества. Такой тип отношений может быть охарактеризован как конкурентное сотрудничество.

Стэнфорд, Беркли и другие калифорнийские университеты продолжают поддерживать разнообразные связи с фирмами Кремниевой долины. К формальным мероприятиям относится наем персонала, проведение собеседований для прохождения интернатуры, приемы, конференции, мероприятия для бывших выпускников, бизнес-форумы с участием представителей академической и бизнес-среды, конкурсы бизнес-планов.

Однако, большая часть контактов неформальна по своей природе. Мероприятия, формально не связанные с рекрутментом и официальными сетями, способствуют известности их участников. Эта неформальная известность, в свою очередь, способствует установлению более формальных, например, трудовых отношений.

В последнее время усиливается сотрудничество между конкурентами в научно-технической сфере. В Кремниевой долине специалисты из конкурирующих компьютерных фирм постоянно советуются друг с другом по техническим вопросам, существует информационная открытость между конкурентами, которая, тем не менее, не ликвидирует конкуренцию между ними, но сильно способствует разработке инноваций. Кроме того, в Кремниевой долине необычайно высокая текучесть кадров, специалисты часто переходят из одной фирмы в другую. Сотрудничество, партнерский тип отношений способствует обмену знаниями, информацией, консультированию, тогда как конкуренция обеспечивает эффективную мотивацию для создания инноваций. Социальный капитал позволяет работникам и организациям проводить совместную работу на взаимовыгодной основе. В настоящее время для создания инноваций необходимы значительные инвестиции. Кроме того, значительный риск, связанный с созданием инноваций, вынуждает фирмы объединять свои усилия.

Особенностями Кремниевой долины являются:

— адаптивные, с гибкими связями организационные структуры, имеющие прозрачные границы между функциональными областями (в противовес жесткости и изоляционизму централизованных структур);

— сильные горизонтальные коммуникации между подразделениями и между фирмами, их поставщиками и покупателями, неформальный межличностный обмен информацией (по сравнению с вертикальными информационными потоками из авторитарного центра);

— открытые рынки труда: высокая терпимость к межфирменной ротации персонала; изобилие высококвалифицированных кадров;

— способность быстро реагировать на постоянные изменения внешней среды;

— плотные социальные сети, открытые для притока новых знаний и венчурного капитала;

— стратегические отношения с пулами специалистов из других регионов и стран, что позволяет распределять риски, поддерживать конкурентоспособность в глобальном масштабе, преодолевать юридические препятствия [3].

В рамках учебно-научно-университетских комплексов (УНИК), создаваемых в настоящее время в России на базе ведущих университетов страны, формируется инновационная среда, которую можно охарактеризовать с помощью следующих элементов. Во-первых, пространственная концентрация участников УНИК позволяет им обмени-

ваться знаниями, информацией и эффективно взаимодействовать друг с другом.

Во-вторых, немаловажное значение имеет тот факт, что, вращаясь в одной социальной среде, участники УНИК знакомы друг с другом, имеют доверительные отношения, некоторые из них общаются не только на работе, но и вне нее. Сочетание личных и профессиональных отношений позволяет получать доступ к знаниям и услугам. Кроме того, в рамках УНИК инновационные инициативы получают моральную поддержку, одобрение, признание. Инновационная деятельность сопряжена с высоким риском, что само по себе снижает уверенность в успехе предпринимаемого мероприятия, поэтому эмоциональную поддержку нельзя сбрасывать со счетов. Известно, насколько легче работать и творить в доброжелательном, чем в недоброжелательном окружении.

В-третьих, немаловажное значение имеет идентичность УНИК, то насколько работники отождествляют себя с организацией. Многие вышли из одного высшего учебного заведения и сохранили теплые воспоминания о годах учебы. Имидж УНИК, его репутация и известность в деловых кругах региона облегчают становление малых инновационных предприятий на его базе. Таким образом, университет становится центром сетевой интеграции в регионе.

Университетский комплекс состоит из различных организаций, которые группируются вокруг технического университета. Малые инновационные предприятия (МИП) университетов усиливают их связи с бизнес-сообществом, улучшают имидж университета, генерируют доходы. Университеты понимают эти преимущества и создают МИП для коммерциализации результатов научных исследований.

На начальных этапах МИП особенно не хватает предпринимательских знаний и навыков. Тем самым особое значение приобретают сети, которые интенсивно используются фирмами на этапе становления. Различают формальные и неформальные сети. Формальные сети включают финансовые институты, бухгалтеров, юристов, торгово-промышленные палаты, администраторов малого бизнеса и т.д. Это люди и институты, напрямую связанные с бизнесом. Неформальные сети включают семью, друзей, бывших работодателей и бывших коллег, бывших профессоров и преподавателей. Эти отношения используются, чтобы добыть недостающие знания, услуги, поддержку, деловые советы и другие внешние ресурсы.

Среди различных способов ускорения роста малых инновационных предприятий наиболее привлекательным является создание инкубаторов, которые можно рассматривать как посредников, соединяющих фирму с венчурными капиталистами, финансовыми институтами, торговыми организациями и другими деловыми партнерами.

Первые инкубаторы появились в США и Западной Европе в 1980-е годы и представляли только помещения для новых фирм. Со временем стало понятно, что возникающие фирмы нуждаются не только в финансовой и административной (материальной поддержке). Появилось необходимость в обучении навыкам ведения бизнеса и соединении предпринимателя с различными сетями. Выживание МИП зависит от внешней среды и природы взаимодействия с внешними партнерами, включая друзей, семью, коллег, профессоров, обеспечивающих необходимыми ресурсами. Сетям как ключевому фактору выживания МИП должно быть уделено особое внимание со стороны инкубаторов. К сожалению, в настоящее время уделяется недостаточно внимания способам улучшения структуры сетей МИП. На этапе становления фирмам не хватает основных ресурсов (первоначальных инвестиций и помещений), а также

способности распознавать деловые возможности, управлять фирмой, консультаций и интеллектуальной поддержки. Эти ресурсы можно добыть с помощью сетей. Сети позволяют предпринимателям привлечь множество ресурсов (рыночную информацию, решение проблем, социальную поддержку, венчурное финансирование и другие финансовые ресурсы).

Таким образом, университетский комплекс способен вносить весомый вклад в инновационное развитие региона путем формирования инновационных сетей, обеспечения пространства для диалога участников инновационного процесса, создания и трансляции инновационной культуры. Университетский комплекс является ядром инновационной сети в регионе и должен представлять собой систему, открытую для притока ноу-хау извне для преодоления замкнутости, содействовать созданию и развитию предпринимательских сетей, общественных организаций, ассоциаций бывших выпускников и т.п. Университетские бизнес-инкубаторы служат проводниками социального капитала для малых наукоемких предприятий, обеспечивают их интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выживания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Lester R.K. Universities, innovation and the competitiveness of local economies: a summary report from the Local innovation systems project — Phase I. MIT Industrial performance center working paper 05-010, 2005.

2. Safford S. Searching for Silicon Valley in the Rust Belt: the evolution of knowledge networks in

Akron and Rochester. Sloan Industry studies working paper, 2004, № WP-2004-06.

3. Saxenian A. Regional advantage. Culture and competition in Silicon Valley and Route 128. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.