УДК 378. 126
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА КАЧЕСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА
© 2006 г. Е. Ю. Васильева
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
В статье представлены результаты изучения социально-психологических факторов, оказывающих влияние на качество деятельности преподавателей вуза. Выявлены различия влияния факторов в группах доцентов и преподавателей и заведующих кафедрами, профессоров. Описан алгоритм разработки иерархической структуры факторов для принятия оптимальных управленческих решений.
Ключевые слова: научно-педагогическая деятельность, социальнопсихологические факторы, анкетирование.
Качество деятельности преподавателя вуза в литературе рассматривают как существенно неопределенный показатель, значение которого определяется воздействием множества факторов, субъективных и объективных условий, наличием системы, а также содержанием подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров высшей школы и т. д. [1—4]. Для обеспечения в вузе высокого уровня развития человеческого потенциала необходимо наличие в системе управления устойчивой обратной связи, обеспечивающей оценку качества деятельности и принятие обоснованных управленческих решений.
В процессе проектирования обратной связи следует иметь в виду, что проблема качества деятельности преподавателя вуза может рассматриваться в двух аспектах. Первый из них связан с индивидуально-типологическими и личностными особенностями преподавателя и особенностями социальных условий, в которых осуществляется его деятельность, второй — с организацией работы вузов. На первом уровне проблемы качества деятельности проявляются противоречиями между требованиями профессии и возможностями преподавателя. Возраст, плохие жилищные условия и здоровье подчас не позволяют ему в полной мере обеспечить выполнение требований профессии в конкретном осуществлении разных видов педагогической деятельности. Ситуация может усложниться нерационально составленным расписанием, отсутствием необходимого количества учебных пособий по предмету, неглубокой педагогической подготовкой преподавателя в период обучения в аспирантуре и др.
В ходе исследования факторов, оказывающих влияние на качество деятельности преподавателя вуза, мы опирались на принцип Парето, согласно которому в большинстве случаев основная доля потерь качества возникает из-за относительно небольшого количества причин [6]. Применительно к качеству деятельности преподавателя вуза использование этого принципа позволяет существенно ограничить число факторов, по которым требуется оперативное реагирование, рационально распределить управленческие усилия и ресурсы.
Кроме того, при оценке качества деятельности преподавателей вуза мы сосредоточились на факторах, которые, с одной стороны, побуждают преподавателя и ученого к действиям, усиливают их, а с другой
— препятствуют успешному выполнению деятельности. В первом случае появляются эффективные рычаги профессиональной мотивации, а во втором — возможность принятия управленческих решений, направленных на минимизацию негативных эффектов.
На основе анализа литературы и практического опыта нами была установлена совокупность социально-психологических факторов,
оказывающих влияние на качество деятельности преподавателя вуза. Главными из них являются следующие: субъективные возможности личности; условия профессионального труда и руководства; психологическая готовность к самостоятельному творческому труду и непрерывному улучшению качества деятельности; способность человека реализовать в данном виде профессионального труда свои интересы и потребности; возможность выработать индивидуальный стиль деятельности, оцениваемый руководством как приемлемый и рациональный [3, 4]. При оценке их сочетаемости и взаимовлияния мы исходили из того, что выявление доминирующих факторов, препятствующих успешному выполнению научно-педагогической деятельности, позволит сделать управленческий процесс в вузе более эффективным, а результаты такого исследования могли бы стать в работе с преподавателями основой для формирования установок на непрерывное совершенствование качества научно-педагогической деятельности и качество подготовки специалистов.
В план исследования были включены следующие этапы:
1. Разработать перечень факторов, оказывающих отрицательное влияние на качество научно-педагогической деятельности преподавателей вуза.
2. Оценить степень влияния данных факторов на основе анкетирования преподавателей вуза.
3. Установить иерархическую структуру факторов для принятия управленческих решений.
Методологической основой определения социально-психологических факторов научно-педагогической деятельности преподавателя вуза в исследовании стал сферно-аспектный подход, в соответствии с которым деятельность каждого преподавателя осуществляется в различных сферах, в каждой из которых он выполняет разные роли, реализует разные функции в тех или иных видах профессиональной деятельности [1]. Поскольку ядром целостной системы деятельности преподавателя в вузе является научная работа и преподавание, мы посчитали целесообразным в первую очередь разработать перечни факторов, влияющих на эти виды деятельности. Цели, содержание, продукты научной и педагогической работы имеют существенные различия, значит, должны отличаться друг от друга и перечни факторов.
На основании результатов опроса преподавателей медицинского университета (п = 189) в 2004 году были установлены с помощью диаграммы Парето важнейшие факторы, препятствующие успешной научно-педагогической деятельности. Значимость каждого фактора определялась исходя из доли преподавателей, отнесшей его к наиболее сильно влияющим на успешность педагогической и научной деятельности. Результаты опроса представлены в табл. 1.
Таблица 1
Социально-психологические факторы, препятствующие успешной педагогической деятельности, %
Фактор Преподаватели и доценты (группа В) Заведующие кафедрами и профессора (группа А)
Плохое здоровье 21,05 31,43
Большое количество
педагогических поручений 30,26 25,71
Отсутствие на кафедре
коллективных усилий в органи-
зации педагогической работы 13,16 20,00
Преобладание научной
направленности 11,84 8,57
Нерационально
составленное расписание 13,16 42,86
Отсутствие хороших учебных
пособий по предмету 42,11 17,14
Неблагоприятные
жилищные условия 22,37 8,57
Плохие отношения
с администрацией 5,26 2,86
Неглубокая педагогическая
подготовка в студенческие
и аспирантские годы 11,84 14,29
Возраст 10,53 11,43
Неадекватная затратам оплата
труда преподавателя 56,58 40,00
Низкий уровень подготовлен-
ности студентов 35,53 42,86
Низкий уровень культуры
студентов 6,58 25,71
На основе отсортированных данных были построены диаграммы Парето.
В группе А (заведующие кафедрами, профессора) к главным факторам, которые оказывают наибольшее влияние на качество педагогической деятельности, отнесены: низкий уровень подготовленности студентов, нерационально составленное расписание, неадекватная затратам оплата труда преподавателя (рис. 1).
В группе В (преподаватели, доценты) установлено иное распределение факторов по степени влияния на качество деятельности. Здесь главным фактором является неадекватная затратам оплата труда преподавателя, далее, в порядке убывания, следуют такие факторы, как отсутствие хороших учебных пособий по предмету, низкий уровень подготовленности студентов и большое количество педагогических поручений (рис. 2).
Анализ средних значений в иерархии факторов, препятствующих успешной педагогической работе профессорско-преподавательского состава (ППС) в целом, показал, что доминирующими являются неадекватная затратам оплата труда преподавателей, низкий уровень подготовки студентов и отсутствие хороших учебных пособий по предмету (рис. 3).
Научная деятельность преподавателя вуза отличается от педагогической как по цели и содержанию, так и по способам осуществления. Для ее успешного выполнения требуется специальная подготовка. Однако
Факторы
Рис. 1. Диаграмма Парето, отражающая иерархию факторов, препятствующих успешной педагогической деятельности заведующих кафедрами и профессоров
Факторы
Рис. 2. Диаграмма Парето, отражающая иерархию факторов, препятствующих успешной педагогической деятельности преподавателей и доцентов
наличие такой подготовки не всегда гарантирует высокое качество научной деятельности преподавателя. На уровень качества оказывают влияние социальнопсихологические факторы, которые могут не только способствовать, но и препятствовать успешному выполнению такой деятельности (табл. 2).
Анализ данных с помощью диаграмм Парето показал, что в группе А к главным факторам, препятствующим успешной научной работе, отнесены общественная работа, небольшой стаж педагогической работы, возраст, нежелание работать в соответствующей области и недостаточная научная и педагогическая подготовка (рис. 4).
Недостаточное владение современными методами исследования, отсутствие серьезной научной школы, недостаточная научная и педагогическая подготовка, педагогическая нагрузка обозначены преподавателями группы В как главные факторы, препятствующие успешному осуществлению научной работы (рис. 5).
Средние значения в иерархии факторов, препятствующих успешной научной работе преподавателей в группах А и В, свидетельствуют, что доминирующими являются: неадекватная затратам оплата труда преподавателей, низкий уровень подготовки студентов и отсутствие хороших учебных пособий по предмету (рис. 6).
Таблица 2
Факторы, препятствующие успешной научной работе профессорско-преподавательского состава
Фактор Преподаватели и доценты (группа В) Заведующие кафедрами и профессора (группа А)
Небольшой опыт научной
работы 36,47 16,67
Недостаточное владение со-
временными методами иссле-
дования 40,00 12,5
Недостаточная научная и педа-
гогическая подготовка 30,59 20,83
Непринадлежность к серьезной
научной школе 40,00 16,67
Педагогическая нагрузка 30,59 4,167
Небольшой стаж педагогичес-
кой работы 9,41 54,17
Нерациональное расписание
учебных занятий 15,29 16,67
Плохое здоровье 14,12 4,167
Плохие семейные условия 5,88 16,67
Возраст 17,65 45,83
Общественная работа 18,82 54,17
Нежелание работать в этой
области 20,00 25,00
Анализ иерархии структуры факторов, оказывающих негативное влияние на качество научно-педагогической деятельности, позволил сделать два вывода.
1. В обеих группах профессорско-преподавательского состава доминирующими являются социальные факторы, которые по своему происхождению, устойчивости и силе влияния не являются однородными, что затрудняет процесс принятия управленческих решений в вузе. Так, одни факторы (неадекватная затратам оплата труда преподавателя, низкий уровень подготовленности и культуры студентов) отражают общую тенденцию для вузов страны, а другие (нерационально составленное расписание, большое количество педагогических поручений и др.)
— уровень организации образовательного процесса в конкретном вузе.
2. Имеются существенные различия в оценке значимости факторов, препятствующих успешной научно-педагогической деятельности в группе пре-подавателей-доцентов и группе профессоров — заведующих кафедрами. Следовательно, механизмы минимизации действия данных факторов и принятия управленческих решений будут разными.
Удовлетворенность преподавателей деятельностью в образовательном учреждении и имиджем вуза являются как показателями, характеризующими качество деятельности всего профессорско-преподавательского, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, так и важными социально-психологическими факторами влияния. По результатам исследования самыми привлекательными сторонами работы в университете для ППС в целом являются возможности творческой, интересной работы с аспирантами, студентами и условия профессионального роста (рис. 7). Однако профессора и заведующие кафедрами гораздо выше, чем остальные преподаватели, ценят возможность заниматься наукой и издавать свои труды. В то же время преподаватели группы В выше, чем профессора и заведующие кафедрами, оценивают престиж университета. По остальным факторам различия незначительны.
Реже всего к привлекательным факторам работы в вузе преподаватели и профессора относят возможность внедрять свои научные разработки, интересную внеучебную работу, психологическую атмосферу и хорошие условия труда.
Ответы на вопрос об удовлетворенности преподавателей ролью университета в обществе и в соответствующей профессиональной области (рис. 4) свидетельствуют о том, что полностью удовлетворенные составляют примерно четверть от общего числа опрошенных. В то же время около 17,5 %
Факторы
Рис. 3. Диаграмма Парето, отражающая средние значения в иерархии факторов, препятствующих успешной педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава
Факторы
Рис. 4. Диаграмма Парето, отражающая иерархию факторов, препятствующих успешной научной деятельности заведующих кафедрами и профессоров
Факторы
Рис. 5. Диаграмма Парето, отражающая иерархию факторов, препятствующих успешной научной деятельности преподавателей и доцентов
Факторы
Рис. 6. Диаграмма Парето, отражающая средние значения в иерархии факторов, препятствующих успешной научной деятельности профессорско-преподавательского состава
Чем привлекательна работа в вузе ?
Возможностью проф. роста
Возможностью интересной, творч. работы со студентами
0,00 _^3,16 1 2,44 1 5,70 1 7, 0,00 Дру Зат 9,76 Во ’10,13 Ин 6 Бл 9,76 10,13 гое рудняю зможно тересн изостью рошей сь ответ стью вн ыми спе от мес їсихоло ить дрять с циальнс та жите ■ическо вои нау стями іьства атмос ч. разра эерой в 0 ,59 ться нау ботки универ кой итете
15
г! Си? И тересн )й внеуч ебной р аботой занима
1 1—122,78 Возможностью
63,92 ит с р е в ета
І 9,76 П 12 66 Хорош іими усл 83 34,18 ми ки ия со вы оВ труда м прести іжем ун
0,00 10,00 20,00 30, 00 40,00 50,00
0,00 70,00
0,00 90,00
Преподаватели Заведующие кафедрами и профессора
Рис. 7. Средние значения показателей удовлетворенности преподавателей работой в университете
Удовлетворены ли Вы ролью университета в обществе и в соответствующей профессиональной области?
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
10,13 12,20
6,33 7,32
48,10 56,10
24,39
29,11
□ Затрудняюсь ответить
□ Не удовлетворен
□ Частично удовлетворен
□ Полностью удовлетворен
Заведующие и профессора
Преподаватели
Рис. 8. Средние значения показателей удовлетворенности преподавателей ролью университета в обществе
преподавателей не удовлетворены ролью университета в обществе или испытывают затруднения при ответе на данный вопрос.
Результаты исследования подтверждают, что методы анкетирования (тестовые и экспертные) в совокупности с другими методами дают надежную информацию о факторах, положительно или отрицательно влияющих на развитие творческой активности и качество научно-педагогической деятельности, помогают прогнозировать профессиональное поведение научно-педагогических кадров, грамотно оценивать возможности по развитию человеческого потенциала педагогической системы, принимать адекватные управленческие решения.
Список литературы
1. Бордовская Н. В. Методика оценки качества деятельности преподавателей вуза : методические рекомендации / Н. В. Бордовская, Е. В. Титова. — СПб. ; Архангельск, 2003. — 72 с.
2. Бордовский Г. А. Управление качеством образовательного процесса / Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 359 с.
3. Васильев Ю. С. Экономика и организация управления вузом : учебник / Ю. С. Васильев, В. В. Глухов, М. П. Федоров ; под ред. В. В. Глухова. — 3-е изд., испр. и доп. — СПб. : Изд-во «Лань», 2004. — 608 с.
4. Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / З. Ф. Есарева. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1974. — 107 с.
5. Пути повышения педагогического мастерства преподавателя высшей школы / под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева. — Белгород, 1990. — 312 с.
6. Статистические методы повышения качества / под ред. Х. Кумэ. — М. : Финансы и статистика, 1990.
— 304 с.
INFLUENCE OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL FACTORS ON QUALITY OF ACTIVITY OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS’ TEACHERS
E. Yu. Vasilyeva
Northern State Medical University, Arkhangelsk
The results of the study of social-psychological factors influencing quality of activity of higher educational institutions’ teachers have been presented. There have been detected the differences in influence of the factors in the groups of assistant professors and teachers and heads of departments, professors. The algorithm of development of a hierarchical structure of factors for making optimum administrative decisions has been described.
Key words: scientific-educational activity, social-psychological factors, questioning.