Научная статья на тему 'Влияние социально-экономических факторов на внешнеполитическую стратегию Египта в период политической нестабильности'

Влияние социально-экономических факторов на внешнеполитическую стратегию Египта в период политической нестабильности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
518
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГИПЕТ / EGYPT / "АРАБСКАЯ ВЕСНА" / ARAB SPRING / ХОСНИ МУБАРАК / HOSNI MUBARAK / ХАОС / CHAOS / КРИЗИС / CRISIS / ПРОТЕСТЫ / PROTESTS / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN AFFAIRS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Калашникова Алиса Владиславовна

Египетское общество переживает сложный период нестабильности и неопределенности, в который оно погрузилось после событий «Арабской весны» 2011 г., когда был свергнут режим Хосни Мубарака. В июле 2013 г. произошел новый переворот. Президент Мурси, представлявший «Братьев-мусульман», был арестован. Власть временно перешла к военным. Предстоят новые выборы в парламент. Острые социальные проблемы, связанные с недовольством египтян политическим и экономическим положением страны, а также сферой внутренней безопасности, требуют незамедлительного решения. Из-за нехватки собственных ресурсов залогом успеха новой администрации АРЕ стало грамотное построение внешней политики, в которой прослеживаются две противоречивые тенденции, между которыми ему приходится балансировать. С одной стороны, Египту необходимо найти внешний источник финансирования, и это требует проведения мягкого внешнеполитического курса. С другой стороны, непрекращающиеся волнения обязывали египетскую администрацию формировать более жесткий внешнеполитический образ Египта, свободного от внешних влияний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of social and economic matters on the strategy of Egypt’s foreign policy during political instability

After the public unrest of the so-called Arab Spring of 2011 that ousted a 30-year regime of Hosni Mubarak, Egyptian society faces such serious problems as instability and uncertainty. Public protests, dissatisfaction of the political and economic conditions in Egypt, as well as the security problems, demand immediate solution. As the country lacks internal resources, the success of the new government is based on well-elaborated foreign policy. The Egyptian government has to balance between two contradictory trends in its foreign affairs. On the one hand, Egypt has to pursue a so-called soft foreign policy for the country needs an external source of financing. On the other, the rise of public riots in Egypt oblige its administration to mould a tough and respectable image of the country free of foreign influence.

Текст научной работы на тему «Влияние социально-экономических факторов на внешнеполитическую стратегию Египта в период политической нестабильности»

А.В. Калашникова

ВЛИЯНИЕ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКУЮ СТРАТЕГИЮ ЕГИПТА В ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Египетское общество переживает сложный период нестабильности и неопределенности, в который оно погрузилось после событий «Арабской весны» 2011 г., когда был свергнут режим Хосни Мубарака. В июле 2013 г. произошел новый переворот. Президент Мурси, представлявший «Братьев-мусульман», был арестован. Власть временно перешла к военным. Предстоят новые выборы в парламент.

Острые социальные проблемы, связанные с недовольством египтян политическим и экономическим положением страны, а также сферой внутренней безопасности, требуют незамедлительного решения. Из-за нехватки собственных ресурсов залогом успеха новой администрации АРЕ стало грамотное построение внешней политики, в которой прослеживаются две противоречивые тенденции, между которыми ему приходится балансировать. С одной стороны, Египту необходимо найти внешний источник финансирования, и это требует проведения мягкого внешнеполитического курса. С другой стороны, непрекращающиеся волнения обязывали египетскую администрацию формировать более жесткий внешнеполитический образ Египта, свободного от внешних влияний.

Ключевые слова: Египет, «Арабская весна», Хосни Мубарак, хаос, кризис, протесты, внешняя политика

С января 2011 г. в арабских странах прошла серия народных протестов, так называемая Арабская весна, которая затронула чуть ли ни весь Ближний Восток. Народные волнения прошли и в Египте, где был свергнут тридцатилетний режим правления Хосни Мубарака. Президентом страны стал представитель исламистской партии «Братья-мусульмане» Мухаммад Мурси.

© Калашникова А.В., 2014

Однако уже в первую годовщину принятия президентской присяги М. Мурси в Египте вновь начались массовые протесты с требованиями отставки президента. Несколько дней спустя М. Мурси был арестован, а присягу о временном исполнении президентских обязанностей принял Адли Мансур, представляющий интересы военной верхушки Египта.

В условиях социального напряжения, связанного с серьезными проблемами в социально-экономической и политической сферах, в области безопасности, от нового руководства требуются безошибочные решения.

Основная причина недовольства протестующих египтян - безработица. Египет - самая населенная арабская страна1. Безработица, только по официальным данным, составляла в 2012 г. 12,5%2. На общемировом фоне этот показатель нельзя назвать запредельным, но основную массу протестующих оставляет молодежь (в основном безработная), легко мобилизуемая для участия в конфликтах3.

Египет стоит на грани экономического коллапса. Бюджетный дефицит достиг в 2012 г. 10,4% ВВП, государственный долг - 90% ВВП4. Приток иностранных инвестиций был в 2012 г. Отрицательным5. Значительно пострадал сектор туризма, оставляющий в настоящее время 7% ВВП страны6.

Серьезной проблемой для Египта остается поддержание порядка силами безопасности, которые утратили авторитет в глазах общества. Свержение президента страны М. Мурси дало повод сторонникам Братьев-мусульман расценивать действия армии как узурпацию законной власти. К середине августа в результате народных волнений в знак протеста против отстранения от власти М. Мурси погибли сотни и были ранены тысячи египтян7.

Актуальной остается проблема терроризма. Все более неспокойным становится полуостров Синай, где идет проникновение экстремистов с территории соседних государств8. В середине августа 2013 г. на всей территории Египта был введен режим чрезвычайного положения9.

После свержения Х. Мубарака в египетских верхах сложилось противостояние исламистов и военных. М. Мурси победил на президентских выборах в июне 2012 г. с перевесом в 3,4% голосов10. Таким образом, значительная часть населения Египта составляла оппозицию М. Мурси.

Недовольство вызывали попытки президента расширить свои властные полномочия, впрочем, неудачные. Так, подписание М. Мурси конституционной декларации в ноябре 2012 г., которая существенно расширяла сферу его полномочий, вызвало обще-

ственное недовольство, подорвало авторитет президента и вынудило его от нее отказаться11.

С приходом к власти военных политический раскол проявился с новой силой, когда сторонники свергнутого президента М. Мурси стали проводить ответные протесты вроде акции «марш миллионов».

Сложная социально-экономическая и политическая обстановка в Египте, близкая к хаосу, а также недостаток внутренних ресурсов создали ситуацию, когда стабильность в стране во многом зависит от успеха внешней политики. В конструировании внешнеполитического курса Египта в постмубараковский период прослеживаются два вектора, между которыми египетское руководство балансирует. С одной стороны, Египет лоялен странам Персидского залива и США (и Израилю как союзнику Вашингтона). С другой - Египет развивает сотрудничество с ЕС, Россией и Ираном.

Нефтедобывающие соседи Египта с момента начала «Арабской весны» предоставили Египту немалую финансовую помощь. Среди основных египетских спонсоров - монархии Саудовская Аравия и Катар.

Свое первое зарубежное турне М. Мурси начал с посещения Саудовской Аравии в июле 2012 г. с целью получить финансовую поддержку. Министр иностранных дел Египта Мухаммад Кямил Амр выразил надежду, что после визита Мурси привлечение иностранных инвестиций в экономику Египта выйдет на качественно новый уровень12.

Однако политика «Братьев-мусульман» во многом не устраивала Саудовское королевство. Во-первых, в вопросе их понимания государства как светского института13. Во-вторых, из-за налаживания Египтом отношений с политическим противником аравийских монархий - Ираном.

С другой стороны, КСА и Катар были заинтересованы в сотрудничестве с Египтом. Оба государства активизировали свою внешнюю политику с начала арабской весны, и оказание поддержки Египту стало вопросом внешнеполитического престижа. Кроме того, Египет занял в отношении сирийского кризиса позицию, лояльную монархиям Персидского залива, как и США, осудив администрацию Башара Асада и отозвав посла из Дамаска14.

После отстранения М. Мурси от власти отношения между Египтом и Саудовской Аравией улучшились. Руководство КСА направило одобрительное послание в адрес новых властей Египта, заявив, что «вооруженные силы Египта вывели страну из подзе-мелья»15. В июле 2013 г. КСА, Катар и ОАЭ предложили Египту

помощь на общую сумму в 12 млрд дол., из который он почти сразу получил порядка 5 млрд дол.16 Согласно комментарию министра экономического планирования Ашрафа Аль-Араби «арабская помощь позволит Египту хорошо пережить переходный период»17.

Тесное и длительное сотрудничество связывает Египет и США. Для американцев Египет является важным стратегическим центром. Каир сотрудничал с Вашингтоном по вопросу арабо-израильского мирного процесса (Египет стал особенно близким партнером США, заключив в 1979 г. египетско-израильское мирное соглашение).

Сейчас, в условиях гражданской войны в Сирии, США, выступающим за уход Башара Асада, важно сохранить военное сотрудничество с Египтом, в частности для того, чтобы иметь возможность перебросить свой флот из Персидского залива в Средиземное море через Суэцкий канал.

Важность США для Египта подтверждается его проамериканской позицией по сирийскому кризису, а также ближневосточному урегулированию: египетская администрация подтвердила приверженность мирному договору с Израилем, в котором заинтересован Вашингтон18. Важным элементом американо-египетского сотрудничества является ежегодная финансовая помощь США. На 2013 г. запланированная помощь США Египту составляет примерно 1,6 млрд дол.19 В настоящее время в связи с нестабильностью в Египте Вашингтон принял решение о замораживании помощи Каиру, которое Египет назвал «ошибочным»20.

Американо-египетские отношения осложняются тем, что не все египетское общество поддерживает тесные контакты Каира с Вашингтоном. В частности после свержения режима Х. Мубарака протестующие требовали освободиться от экономической и политической зависимости от США21.

Выжидательная позиция Вашингтона связана с его неуверенностью в политической стабилизации Египта. После прихода к власти в Египте военных США отметили «важность скорейшей передачи власти гражданскому правительству, избранному демократическим путем»22.

Неоднозначность политики США сказывается и в переговорах с МВФ, у которого АРЕ рассчитывала получить кредит на 4,8 млрд дол.23 США в соответствии со своей квотой обладают самым большим (блокирующим) количеством голосов в Совете управляющих МВФ (на июль 2013 г. - 16,75%). В отношении Каира МВФ, как и США, занимает выжидательную позицию, заявляя, что не возобновит переговоры с Египтом, пока его новое правительство не будет признано международным сообществом24. Однако

экономика страны настолько нестабильна, что переговоры с США и МВФ ради получения помощи вряд ли утратят актуальность.

Экономически АРЕ сильно ориентирована на Евросоюз, который как до, так и после «Арабской весны» занимает первое место среди его основных внешнеторговых партнеров. С 2004 по 2011 г. торговля между Египтом и ЕС увеличилась более чем в 2 раза, приблизившись к 24 млрд евро в год25.

ЕС рассчитывает на установление политической стабильности в АРЕ. В конце августа ЕС объявил о приостановке поставок оружия в Египет26.

ЕС сомневается в скорой разрядке обстановки в Египте. С одной стороны, ЕС избегает термина «военный переворот», выражая поддержку временному военному руководству, с другой стороны, призывает Египет «как можно быстрее избрать правительство демократическим путем»27.

Каир видит в ЕС важного экономического партнера, рассчитывая укрепиться на европейских рынках в качестве крупного экспортера природного газа (запасы природного газа Египта в 2011 г. оценивались в 2 трлн м3)28. Европейский рынок энергоемкий и к тому же близко расположен к Египту.

После 2011 г. российские компании минимизировали свою деятельность на египетском рынке, хотя в настоящее время стороны предпринимают шаги, направленные на налаживание сотрудничества. Египет привлекает Россию к участию в совместных энергетических проектах. В апреле 2013 г. Каир и Москва обсудили строительство АЭС в Египте. Важными областями российско-египетского сотрудничества являются туризм и сфера продовольствия. По данным ОЭСР, из почти 15 млн туристов, отдыхающих в Египте в 2010 г., более 2 млн - россияне29. Каир, по данным ФАО, является крупнейшим в мире импортером пшеницы (в денежном выражении и по тоннажу). При этом Россия поставляет порядка 40% всей импортируемой в Египет пшеницы30.

После устранения М. Мурси МИД РФ заявил, что выступает «в поддержку законных устремлений египетского народа к лучшей жизни в условиях свободы и демократического обновления», рассчитывая на продолжение контактов с Каиром31. Однако существуют и политические разногласия. Среди них выделяется сирийский вопрос, так как в отличие от Каира Москва и Тегеран выступают в поддержку правящего режима Сирии.

Принципиально новым явлением во внешней политике Египта стали контакты с Ираном, которые были заморожены более 30 лет назад.

Тенденции к укреплению египетско-иранских связей наметились с приходом к власти в Египте исламистов и были вызваны желанием М. Мурси развивать многовекторную внешнюю политику. В августе 2012 г. М. Мурси совершил исторический визит в ИРИ, в феврале 2013 г. с ответным визитом Египет посетил президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад32. Однако летом 2013 г. в обеих странах сменилась власть: 14 июня 2013 г., за две недели до ареста М. Мурси, в Иране был избран новый президент - Хасан Роухани, представляющий реформаторское крыло33. Это ставит вопрос о дальнейшей судьбе ирано-египетских отношений. Если Тегеран заинтересован в продолжении контактов с Каиром, что подтверждает сдержанная оценка ИРИ прихода к власти в Египте военных, то каким видят будущее ирано-египетских отношений новые власти Египта, остается неясным. От их позиции во многом и будет зависеть развитие египетско-иранских связей.

Таким образом, сотрудничество с США и странами Персидского залива выгодно Египту с точки зрения финансовой поддержки. Найти столь крупные альтернативные источники финансирования для Египта не представляется возможным. Будет логично, если Каир продолжит проведение политики, лояльной по отношению к этим странам.

Однако возможность попасть в политическую и экономическую зависимость от США и нефтедобывающих арабских соседей, выжидательный характер политики США по отношению к Египту, социальные настроения внутри египетского общества дают основания предположить, что Каир будет развивать альтернативные векторы внешней политики. ЕС и Россия выгодны Египту с точки зрения дивесификации направлений экономического сотрудничества, а Иран мог бы стать политическим козырем Египта в его отношениях с США и странами Персидского залива. Заявление премьер-министра Египта Хазима Аль-Баблауи, сделанное в конце августа 2013 г., точно характеризует многовекторную направленность внешней политики Египта: «Не стоит забывать, что Египет жил и при военной поддержке России, и преуспел в этом. Нынешняя ситуация - еще не конец света. Мы можем жить в разных условиях»34.

Примечания

The Central Intelligence Agency [Электронный ресурс]. URL: https://www. cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/eg.html (дата обращения 02.05.2013).

Аль-хейа аль-а'ма лиль-исти'лямат [Египетская государственная информационная служба] [Электронный ресурс]. URL: http://www.sis.gov.eg/Ar/ Templates/Articles/tmpArticles.aspx?ArtID=9 (дата обращения 02.05.2013). См.: Коротаев А. В., Зинькина Ю. В. Египетская революция 2011 г.: Структурно-демографический анализ // Азия и Африка сегодня. М., 2011. № 6, 7. С. 20. Аль-хейа аль-а'ма лиль-исти'лямат [Египетская государственная информационная служба] [Электронный ресурс]. URL: http://www.sis.gov.eg (дата обращения 02.05.2013); The Central Intelligence Agency. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ eg.html (дата обращения 02.05.2013).

См.: World Investment report 2012 // United Nations Conference on Trade and Development. Geneva, 2012. P. 169.

Аль-хейа аль-а'ма лиль-исти'лямат [Египетская государственная информационная служба] [Электронный ресурс]. URL: http://www.sis.gov.eg/ En/Templates/Articles/tmpArticles.aspx?ArtID=67693 (дата обращения 02.05.2013); The Central Intelligence Agency [Электронный ресурс]. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/eg.html (дата обращения 02.05.2013).

Ал-Джазира [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 14.08.2013. URL: http:// www.aljazeera.net/news/pages/c3b88a8f-5e26-4bf7-bbd5-56750ed9a5ec (дата обращения 23.08.2013).

См.: Aftandilian G. Egypt's New Regime and the Future of the U.S. - Egyptian Strategic Relationship. Carlisle Barracks. 2013. P. 2, 3.

Аль-Ахрам [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 05.07.2013. URL: http:// www.ahram.org.eg/NewsQ/211192.aspx (дата обращения 11.07.2013); Ройтерз арабий [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 14.08.2013. URL: http://ara. reuters.com/article/arabicWorldService/idARAL6N0GF33420130814 (дата обращения 17.08.2013).

Аль-маука' ар-расмий лиль-интихабат ар-риасийа 2012 [Официальный сайт египетских президентских выборов 2012 г.] [Электронный ресурс]. URL: http://presidential2012.elections.eg/index.php/round2-results (дата обращения 02.05.2013).

Аль-Арабийа [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 9.01.2012. URL: http://www. alarabiya.net/articles/2012/12/09/254060.html (дата обращения 11.07.2013). Аль-масри аль-йаум [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 12.07.2012. URL: http://www.almasryalyoum.com/node/980331 (дата обращения 14.08.2013). Ал-Карадауи. Даула мудуниййа марджа-иййатуха ал-ислам...Кайф? [Аль-Кардауи. Светское государство восходит к исламу. Как?] [Электронный ресурс]. URL: http://qaradawi.net/articles/86-2009-12-12-10-35-10/ 5029-2011-09-25-11-44-39.html (дата обращения 25.02.2013).

Аль-Масри аль-йаум [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 15.06.2013. URL: http://www.almasryalyoum.com/node/1848286 (дата обращения 16.07.2013);

_

3

4

5

3

/

8

9

10

11

12

13

Аль-Ахрам [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 07.07.2013. URL: http:// arabi.ahram.org.eg/NewsQ/30450.aspxhttp://arabi.ahram.org.eg/NewsQ/30832. aspx (дата обращения 16.07.2013).

Аль-Рияд [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 04.07.2013. URL: http://www. alriyadh.com/2013/07/04/article849388.html (дата обращения 16.07.2013). Ahram online [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 11.07.2013. URL: http:// english.ahram.org.eg/News/76273.aspx (дата обращения 11.07.2013); Русия аль-йаум [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 05.08.2013. URL: http://arabic. rt.com/news/623120/ (дата обращения 05.08.2013).

Ройтерз арабий [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 15.07.2013. URL: http:// ara.reuters.com/article/businessNews/idARACAE9B25XC20130715 (дата обращения 19.08.2013).

Аль-хейа аль-а'ма лиль-исти'лямат [Египетская государственная информационная служба] [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://www.sis. gov.eg/Ar/Templates/Articles/tmpArticles.aspx?ArtID=66847 (дата обращения 02.05.2013).

United States Foreign Assistance [Электронный ресурс]. URL: http://www. foreignassistance.gov/OU.aspx?OUID=165&budTab=tab_Bud_Planned (дата обращения 02.05.2013); см. Sharp J. M. Egypt: The January 25 Revolution and Implications for U. S. Foreign policy. 2011. P. 23.

Русия аль-йаум [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 21.08.2013. URL: http:// arabic.rt.com/news/624756/ (дата обращения 23.08.2013). Аль-Ахрам [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 15.07.2012. URL: http:// digital.ahram.org.eg/articles.aspx?Serial=962130&eid= 1756 (дата обращения 16.07.2013).

The Washington Times [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 04.07.2013.

URL: http://www.washingtontimes.com/news/2013/jul/4/obama-warns-egypt-

against-arbitrary-arrests-follow/ (дата обращения 05.08.2013).

Russia today [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 25.07.2013. URL:

http://rt.com/news/egypt-imf-loan-talks-596/ (дата обращения 30.07.2013).

http://www.alarabiya.net/ar/aswaq/economy/2013/04/29/%D8%A3%D

8%A8%D8%B1%D8%B2-%D9%85%D9%81%D8%A7%D9%88%D8%B6-

%D9%85%D8%B5%D8%B1%D9%8A-%D9%85%D8%B9-

%D8%B5%D9%86%D8%AF%D9%88%D9%82-%-

D8%A7%D9%84%D9%86%D9%82%D8%AF-%D9%8A%D8%

B3%D8%AA%D9%82%D9%8A%D9%84-%D9%85%D9%86-

%D9%85%D9%86%D8%B5%D8%A8%D9%87.html

Статьи Соглашения Международного валютного фонда (1944). Вашингтон, округ Колумбия: «Международный валютный фонд», 2011. Ст. 12, раздел 2 (е), раздел 5 (а); IMF Members' Quotas and Voting Power, and IMF Board of Governors [Электронный ресурс]. URL: http://www.imf.org/external/ np/sec/memdir/members.aspx (дата обращения 16.07.2013); Русия аль-йаум

15

16

17

18

19

20

21

22

23

[Электронный ресурс]. Электрон. дан. 26.07.2013. URL: http://arabic.rt.com/ news/622246/ (дата обращения 03.08.2013).

Уизарат ас-сынаа' уат-тиджара ль-хариджийа [Министерство внешней торговли и промышленности Египта] [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://www.tpegypt.gov.eg/Statistics/Egyptian_EU.pdf (дата обращения 02.05.2013).

Русия аль-йаум [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 21.08.2013. URL: http:// arabic.rt.com/news/624818/ (дата обращения 23.08.2013). Reuters [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 22.07.2013. URL: http:// www.reuters.com/article/2013/07/22/us-egypt-protests-eu-idUSBRE96L00 820130722 (дата обращения 23.08.2013).

US Energy Information administration [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://www.eia.gov/countries/country-data.cfm?fips=EG&trk=m (дата обращения 02.05.2013).

Аш-Шарк аль-аусат [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 20.08.2013. URL: http://www.aawsat.com/details.asp?section=6&article=740379&issueno=12682 (дата обращения 23.08.2013).

Food and Agriculture Organization of the United Nations [Электронный ресурс]. URL: http://faostat3.fao.org/home/index.html#D0WNL0AD (дата обращения 23.08.2013).

Заявление Министерства иностранных дел РФ от 05.07.2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/79D8DB376171F3EE442 57B9F003BEFD7 (дата обращения 23.08.2013).

Би-би-си арабик [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 18.08.2012. URL: http://www.bbc.co.uk/arabic/middleeast/2012/08/120818_morsi_attends_ tehran_summit.shtml (дата обращения 25.07.2013); Аль-Ахрам [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 09.02.2013. URL: http://digital.ahram.org.eg/articles. aspx?Serial=1183627&eid=804 (дата обращения 26.07.2013). Уэб сайт Хасан Роухани [Сайт Хасана Роухани] [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://rouhani.ir/event.php?event_id=94 (дата обращения 26.07.2013); BBC [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 15.06.2013. URL: http://www.bbc.co.uk/news/world-middle-east-22916174 (дата обращения 26.07.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Русия аль-йаум [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 21.08.2013. URL: http:// arabic.rt.com/news/624756/ (дата обращения 23.08.2013).

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.