Научная статья на тему 'Влияние солей микроэлементов и препарата «Селерол» на процессы перекисного окисления липидов у коров'

Влияние солей микроэлементов и препарата «Селерол» на процессы перекисного окисления липидов у коров Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
109
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОЭЛЕМЕНТЫ / СЕЛЕРОЛ / КОРОВЫ / ПЕРЕКИС-НОЕ ОКИСЛЕНИЕ ЛИПИДОВ / MICROELEMENTS / SELEROL / COWS / LIPID PEROXYGENATION

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Кравцова О. А.

Совместное применение препарата «Селерол» в комплексе с микроэлементами (цинк, медь, марганец), снижает накопление продуктов перекисного окисления липидов (диеновых конъюгатов — на 81,2 %, кетодиенов — на 92,9 %, общих полиеновых коньюгатов — на 72,9 %, оснований Шиффа — на 228 %), и повышает активность антиоксидантной системы защиты организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Кравцова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of salts of microelements and preparation Selerol on the processes of lipid peroxygenation of cows

Combined use of preparation Selerol in complex with microelements (zink, copper, manganese) reduces the accumulation of products of lipid peroxygenation (diene conjugates on 81.2 %, keto dienes on 92.9 %, common poliolefinic conjugates on 72.9 %, Shiff’s bases on 228 %) and increases the activity of antioxidant body protection.

Текст научной работы на тему «Влияние солей микроэлементов и препарата «Селерол» на процессы перекисного окисления липидов у коров»

zz:-^^>— Аграрный вестник Урала № 4 (110), 2013 г. ф

Ja#

_______________________Ветеринария

ВЛИЯНИЕ СОЛЕЙ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ И ПРЕПАРАТА «СЕЛЕРОЛ» НА ПРОЦЕССЫ ПЕРЕКИСНОГО ОКИСЛЕНИЯ ЛИПИДОВ У КОРОВ

О. А. КРАВЦОВА, 457Ю0, г. Троицк, ул. Гагарина, д. 13; аспирант, тел.: 89507325990;

Уральская государственная академия ветеринарной медицины e-mail: kravtsova_chel78@mail.ru

Положительная рецензия представлена А. Ф. Исмагиловой, доктором биологических наук, заслуженным деятелем науки Республики Башкортостан, профессором кафедры морфологии, патологии, фармации и незаразных болезней Башкирского государственного университета.

В зоне Южного Урала проблема микроэлементо-зов наиболее актуальна в связи со сложным геологическим строением земной коры региона, наличием ряда полезных ископаемых, предприятий промышленности и энергетики [2]. Минеральные соли, находящиеся в плазме крови, а также в других биологических жидкостях в ионизированном состоянии, играют большую роль в регуляции жизненно важных процессов и в создании условий, необходимых для нормальной деятельности всех органов и тканей [3].

При исследовании кормов в СХПК «колхоз им. Шевченко» Чесменского района Челябинской области, было обнаружено в кормах меди в среднем на 84,0 %, марганца — на 25 %, цинка — на 68,8 % соответственно меньше по сравнению со средними нормами потребления для животных. В связи с этим возникла необходимость в коррекции рациона животных по недостающим микроэлементам.

Животные, имеющие постоянный дефицит микроэлементов в своем рационе находятся в состоянии хронического алиментарного оксидативного стресса, приводящего к разрушительным последствиям, главным образом, затрагивающим биологические мембраны.

Оксидативный стресс — цепная реакция, включающая четыре стадии: образование радикала, развитие реакции, разветвление и прекращение.

Первая стадия — инициация начинается с реакции ненасыщенных кислот с активными формами кислорода, с образованием жирнокислотных радикалов, диеновых коньюгатов, последние из которых, легко взаимодействуют с кислородом и превращаются в перекисные радикалы, гидроперекиси липидов и новые фосфолипидные радикалы (вторая стадия). Перекиси липидов, как неустойчивые соединения подвергаются распаду с образованием конечных метаболитов — этана, пентана, малонового диальдегида. Малоновый диальдегид является наиболее вредным, так как образует с аминогруппами белка шиффовые основания, обладающие выраженной стабильностью, медленной утилизацией и способностью накапливаться в организме. Кроме того, эти соединения обладают высокой реактивной способностью и токсичностью, производя межмолекуляр-ные «сшивки» и нарушения структур и функции биомембран.

Накопление продуктов перекисного окисления — диеновых коньюгатов, увеличивает полярность гидрофобных углеводородных цепей жирных кислот, которые формируют липидный биослой клеточной мембраны. Далее, участки углеводородных цепей с возросшей полярностью, вытесняются из толщи

мембран и за счет изменяющейся гидрофобности слоя, оказывает влияние на проницаемость мембран, активность связанных с ним ферментных систем и ионный транспорт [4].

Нами было установлено, что при длительном недостатке микроэлементов в крови коров накапливаются недоокисленные продукты перекисного окисления липидов (диеновые каньюгаты, кетодиены, общие полиеновые коньюгаты, основания Шиффа) (табл. 1).

Так уровень диеновых коньюгатов в крови коров в СХПК «колхоз им. Шевченко» до опыта превосходил среднее нормативное значение в 6 раз, кетодие-нов в 3 раза, общих полиеновых коньюгатов в 10 раз, оснований Шиффа в 4 раза. Одновременно активность каталазы превышала норму в 4 раза, что свидетельствовало об угнетении антиоксидантной системы в организме животных.

Целью работы явилось изучение процессов пере-кисного окисления липидов у коров, при сочетанном применении различных солей микроэлементов, и селеносодержащего препарата.

Материал и методы исследований.

Для производственного опыта по принципу параналогов было сформировано 4 группы дойных коров, по 6 голов в возрасте 4 лет, массой 500 ± 50 кг. Коровы опытной и контрольной группы содержались на рационе хозяйства. Животным 1-й группы ежедневно в рацион вводили недостающие микроэлементы: медь в дозе 0,35 г на гол./сут., марганец в дозе 2,92 г на гол./сут., цинк в дозе 3,3 г на гол./сут.. животным 2-й группы индивидуально 1 раз в месяц выпаивали препарат «Селерол» по 20 мл на голову, животным 3-й группы добавляли в рацион медь, марганец, цинк, и ежемесячно препарат «Селе-рол» в указанных дозах, 4-я группа животных была контрольной.

Для всех подопытных животных были созданы одинаковые условия кормления, содержания и ухода с соблюдением требуемых зоогигиенических параметров по общепринятому на предприятии распорядку дня. Продолжительность эксперимента составила 2 месяца.

Уровень перекисного окисления липидов оценивали по содержанию диеновых коньюгатов, кетоди-енов и общих полиеновых оснований в плазме крови, которые определяли спектрофотометрическим методом В. П. Гаврилова с соавт. в модификации

Э. Н. Коробейниковой (2002). Определение соединений типа оснований Шиффа осуществляли по методике А. В. Архипова (2004), активность каталазы определяли методом С. Чевари с соавт. (1985); содер-

Аграрный вестник Урала № 4 (110), 2013 г. —«^ЕЁ£

Ветеринария

жание токоферолов в плазме крови определяли при помощи реагента а,а’-дипиридила (2,2’-дипиридил) на ФЭКе (В. С. Камышников, 2004). Статистическую обработку экспериментальных данных с вычислением биометрических констант проводили по общепринятой методике В. А. Середина (2001). Достоверность средних значений определяли по Стьюденту.

Результаты исследований.

Применение солей микроэлементов коровам в течение 60 дней позволило достоверно снизить уровень диеновых коньюгатов на 39,0 %, кетодиенов на 71,4 %, общих полиеновых коньюгатов на 45,5 %, оснований Шиффа 73,8 %. Но применение недостающих в рационе микроэлементов не позволило снизить интенсивность процессов липидной пероксида-ции до нормы (табл. 1).

Во второй группе животных, был применен препарат «Селерол», который является комбинированным препаратом, содержащий селен и витамин Е в физиологических обоснованных отношениях: 1 мл препарата содержит 2,2 мг селенита натрия и 25 мг токоферола ацетата. Селен и витамин Е широко известны, как вещества повышающие уровень антиок-сидантной защиты организма, снижают уровень накопления продуктов перекисного окисления липидов.

Применение селенсодержащего препарата «Се-лерол» внутрь в количестве 20 мл, дважды, с интервалом 30 дней позволило снизить уровень диеновых коньюгатов на 51,3 % (Р < 0,01), кетодиенов на 86,7 % (Р < 0,01), общих полиеновых коньюгатов на 35,4 % (Р < 0,01), оснований Шиффа на 113 % (Р < 0,001) относительно исходных данных.

Наиболее выраженное снижение накопления продуктов перекисного окисления липидов наблюдалось при совместном применении микроэлементов и препарата «Селерол». Так, уровень диеновых коньюгатов снизился на 81,2 % (Р < 0,001), кетодиенов на 92,9 % (Р < 0,001), общих полиеновых коньюгатов на 72,9 % (Р < 0,001), оснований Шиффа на 228 % (Р < 0,001), при высокой доли влияния применяемых препаратов от 90,2-97,1 %.

Таким образом, применение как солей микроэлементов, так и препарата «Селерол» снижало накопление продуктов свободнорадикального окисления в организме опытных коров, но наиболее выраженный эффект был отмечен при совместном применении солей микроэлементов и препарата «Селерол», при котором циркуляция недоокисленных продуктов в крови коров была близка к физиологической норме.

Клеточная система защиты организма представлена ферментными и неферментными компонентами.

Наиболее активным из известных антиоксидант-ных ферментов является каталаза. Известно, что активность данного фермента возрастает всегда, когда активизируются процессы ПОЛ в организме и возрастает концентрация перекиси водорода в клетках. Она с высокой степенью эффективности разлагает пероксид водорода на воду и молекулярный кислород, поэтому уровень ее активности падает [1].

У животных которым применяли соли микроэлементов (1-я опытная группа), активность каталазы снизилась на 73,9 % (Р < 0,001), при применении селенсодержащего препарата «Селерол» (2-я опытная группа) на 138,8 % (Р < 0,001), при совместном их

применении на 149 % (Р < 0,001).

Таблица 1

Показатели перекисного окисления липидов и антиоксидантной защиты организма на фоне применения

микроэлементов и препарата «Селерол» (Х ± Б х; п = 6)

Группа Время исследований Диеновые коньюгаты, Е233/Мл Кетодиены, Е278/Мл Общие полиеновые, Е220/Мл Основания Шиффа, отн. ед./м Каталаза, мкат/л Альфа- токоферол, мкмоль/л

1 до опыта 1,14 ± 0,03 0,72 ± 0,05 1,92 ± 0,06 0,73 ± 0,03 8,21 ± 0,25 0,74 ± 0,02

через 30 дней 1,06 ± 0,03** 0,48 ± 0,03** 1,56 ± 0,05** 0,64 ± 0,03 5,49 ± 0,1*** 0,75 ± 0,02

доля влияния, % 44,5* 70,3* 58,8* 13,7 99,7* 3,6

через 60 дней 0,82 ± 0,06*** 0,42 ± 0,02** 1,21 ± 0,01*** 0,42 ± 0,03*** 4,72 ± 0,11*** 0,78 ± 0,01

доля влияния, % 89,9* 77,4* 93,1* 92,0* 99,2* 7,61

2 до опыта 1,18 ± 0,05 0,59 ± 0,03 2,34 ± 0,05 0,79 ± 0,03 9,60 ± 0,08 0,71 ± 0,01

через 30 дней 0,94 ± 0,03** 0,46 ± 0,02** 1,58 ± 0,03** 0,62 ± 0,04 6,02 ± 0,12*** 0,79 ± 0,01

доля влияния, % 58,7* 77,9* 64,1* 17,5 99,6* 48,5

через 60 дней 0,78 ± 0,02*** 0,30 ± 0,03*** 1,30 ± 0,04*** 0,37 ± 0,03*** 4,02 ± 0,11*** 0,83 ± 0,01

доля влияния, % 96,9* 87,1* 86,1* 91,7* 99,4* 61,5

3 до опыта 1,16 ± 0,03 0,67 ± 0,04 1,85 ± 0,07 0,82 ± 0,02 9,91 ± 0,17 0,78 ± 0,02

через 30 дней 0,97 ± 0,05** 0,39 ± 0,03*** 1,36 ± 0,01** 0,58 ± 0,02 6,14 ± 0,14*** 0,86 ± 0,02*

доля влияния 27,9 51,6* 66,5* 33,0 99,4* 84,4*

через 60 дней 0,64 ± 0,04*** 0,28 ± 0,02*** 1,07 ± 0,03*** 0,25 ± 0,02*** 3,98 ± 0,15*** 0,92 ± 0,02*

доля влияния 96,6* 90,2* 94,3* 97,1* 99,0* 88,1*

Кон- троль- ная до опыта 1,06 ± 0,06 0,65 ± 0,02 1,82 ± 0,06 0,76 ± 0,04 10,91 ± 0,21 0,75 ± 0,03

через 30 дней 1,24 ± 0,03 0,74 ± 0,04 1,79 ± 0,04 0,73 ± 0,06 12,40 ± 0,06 0,74 ± 0,02

через 60 дней 1,53 ± 0,04 0,68 ± 0,04 1,76 ± 0,05 0,79 ± 0,02 9,46 ± 0,09 0,76 ± 0,03

Примечания: *Р < 0,05; **Р < 0,01; ***Р < 0,001. 20

ggg^>— Аграрный вестник Урала № 4 (110), 2013 г. —*^SS5.

Ветеринария

■№

К неферментативным ингибиторам перекисного окисления липидов относится природный антиоксидант альфа-токоферол. Токоферол, обладая жирорастворимостью, способен встраиваться в липидный слой мембран оказывая мембранопротективное и мембраностабилизирующее действие, тем самым предохраняет жирные кислоты фосфолипидов от перекисного окисления [4].

Применение солей микроэлементов или препарата «Селерол» позволило недостоверно повысить уровень токоферола в сыворотке крови животных. А совместное применение солей микроэлементов и препарата «Селерол» достоверно повышало концентрацию токоферола на 21,1 % по сравнению с контрольной группой (или на 17,9 % по сравнению с началом опыта) доля влияния препарата на изменения концентрации токоферола в сыворотке крови при этом составила 88,1 %.

Выводы.

1. В организме непрерывно идет процесс образования свободных радикалов. При патологических состояниях скорость реакции окисления приобретает иной характер. Одним из катализаторов патоло-

гических состояний является недостаток микроэлементов в биогеохимических провинциях, которых много в Челябинской области. Это может приводить к разрушительным изменениям, главным образом затрагивающим биологические мембраны. Коррекция рациона по недостающим микроэлементам решает проблему нормализации процессов перекисного окисления липидов на 39,0-73,0 %. Применение специальных препаратов, которые обладают способностью нормализовать образование и накопление перекисей (содержащие соединения селена и токоферола), решает проблему на 35-86 %.

Одновременное применение солей микроэлементов и препарата «Селерол» содержащего в комплексе неорганический селен и токоферол, позволяет снизить соединения недоокисленных продуктов в крови на 72,0-93,0 %.

2. Для получения быстрого и максимального эффекта, рекомендуем в биогеохимических провинциях дойным коровам введение микроэлементных добавок комбинировать с антистрессовыми препаратами, содержащими селен и токоферол, например такими, как «Селерол».

Литература

1. Исмагилова А. Ф., Чудов И. В. Влияние композиции метилового эфира кетотетракарбоновой кислоты с анилокаи-ном и полифлоксацином (МЭК + А + П) на течение процессов свободнорадикального окисления // Ветеринарный врач. 2012. № 6. С. 37-40.

2. Кабыш А. А. Нарушение фосфорно-кальциевого обмена у животных на почве недостатка и избытка микроэлементов в зоне Южного Урала. Челябинск, 2006. 408 с.

3. Кальницкий Б. Д. Минеральные вещества в кормление животных. Л. : Агропромиздат. Ленингр. отд-ние, 1985. 207 с.

4. Коробейникова Э. Н., Зурочкина Е. В, Евдокимова Е. В. Показатели липидного обмена в сыворотке крови практически здорового населения, проживающего в Южно-Уральском регионе в условиях адаптации к климатическим и техногенным воздействиям (Методические указания). Челябинск : Чел. ГМА. 2002. 50 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.