Научная статья на тему 'Влияние СМИ на образ героя нашего времени'

Влияние СМИ на образ героя нашего времени Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
903
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАСРЕДА / АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Артишевская Татьяна Михайловна

Представлены результаты соцопроса студентов журналистов на определение «героя нашего времени», что является проекцией самого себя на социум и журналистскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние СМИ на образ героя нашего времени»

3. URL : http://www.azg.am/AM/print/201111 1223.

4. URL : http://www.100storon.ru/smi_20_ years/20111110/249453194.html.

5. URL : http://www.armstat.am/file/article/sv-03-04r_513.pdf.

6. URL : http://www.mediamax.am/am/news/ media/2358/.

Bibliography

1. Erevanskij Press klub : monitoring

armjanskih SMI.

2. OBSE-Monitoring pechatnyh SMI Armenii. -2012.

3. URL : http://www.azg.am/AM/print/201111 1223.

4. URL : http://www.100storon.ru/smi_20_ years/20111110/249453194.html.

5. URL : http://www.armstat.am/file/article/sv-03-04r_513.pdf.

6. URL : http://www.mediamax.am/am/news/ media/2358/.

УДК 316.77(091)

Татьяна МихайловнаАртишевская

Челябинский государственный университет

ВЛИЯНИЕ СМИНА ОБРАЗ ГЕРОЯНАШЕГО ВРЕМЕНИ

Представлены результаты соцопроса студентов журналистов на определение «героя нашего времени», что является проекцией самого себя на социум и журналистскую деятельность.

Ключевые слова: медиасреда, аксиология, ценностные ориентации, коррекция.

Возвращаясь к теме аксиологического наполнения медийного пространства, хочется заострить внимание на том, как средства массовой коммуникации могут изменить не только настроение человека, но и повлиять на их ментальные особенности. По мнению Д. В. Хова-лыг, деятельность средств массовой информации и массовой коммуникации находится в искусственно сформированном противоречии с законами духовного производства, поэтому в целом не способствует созданию общей системы нравственных ориентиров российского общества, объединяющих его ценностей, адекватных ментальным запросам аудитории [3].

А если это так, то остается открытым вопрос - нужно ли осуществлять коррекцию медийной политики как важнейшего средства формирования информационной культуры и кто это может делать? Казалось бы, ответ очевиден: в первую очередь журналисты, отражающие мнения представителей государственного и общественного сектора; мнения частных лиц о различных проблемах в стране; свое собственное мнение, когда очень надо его выразить по какой-либо проблеме. Но журналист, так же, как все люди, переживает эффект воздействия

от информации любого содержания. Особенно если эта информация связана с развитием экономической и политической систем, например, как далеко под ведущим началом партии «Единая Россия» и его предводителя в лице Президента страна шагнула в коррупционную яму? И в этом смысле журналист «капитулирует».

Так, став уже журналистами, бывшие студенты, понимая, что в нашей стране ничего изменить невозможно, просто зарабатывают на жизнь и о ценностных ориентациях предпочитают не говорить и не задумываться об этом. Их, так же как подавляющее большинство населения, «выучили в беспомощности» [5]. Здесь стоит привести свежий пример взаимодействия ведущих известных журналистов, который не может не отражаться в сознании начинающих.

В конце февраля этого года Владимир Познер в интервью Олегу Кашину сказал: «Я вообще не очень понимаю, почему знакомство с Абрамовичем может кого-то дискредитировать. Да, я согласен, если бы я был на пляже, например, с Мамонтовым - ну, я понимаю, что это дискредитирует. А при чем тут Абрамович - это я не очень понимаю».

На эту реплику возмущенный Аркадий Мамонтов отреагировал своей репликой: «Это большая личная проблема. Кокетство немало пожившего человека вызывает лёгкое сочувствие. Люди обращают внимание на деградацию персонажа, который некогда был действительно ярким брендом. С тех пор страна стала другой, телевидение стало другим. Познера просто-напросто перестали смотреть. Это измеряемый крах. Кому-то ещё интересно потрогать его руку, поставить его, словно куклу, рядом с собой на пляже. Кто-то время от времени спросит, в трусах он ходит на вечеринки в килте, либо, как “истинный шотландец”, - без. Вот и всё. Мысль Познер уже давно не будит. Тем более не будоражит чувства. Вызывает ли он любопытство? Да. Для наблюдения за усугублением моральной нечистоплотности. Так, в недавнем интервью Олегу Кашину Познер со смаком “запалил” своего благодетеля Константина Эрнста - человека яркого и талантливого. Сначала Познер признался, что “Государственная дурра” не была оговоркой, поскольку пассаж шел в записи. А потом добавил, что Эрнст был тогда “согласен с каждым моим словом”. Купающийся в привилегиях, принадлежащий к избранному классу неприкасаемых, Познер ещё с советских времен воспринимался как сексот - чистый провокатор. Впрочем, склонность к провокациям и стукачеству у него наследственная. От Владимира Познера-старше-го - тоже секретного сотрудника ОГПУ-НКВД, немало потрудившегося на этой ниве. Остается вопрос. Зачем нашему государству оплачивать дурное иезуитство человека с тремя паспортами, Владимира Владимировича Познера?» [4].

Какой пример, ставший информационным поводом для обсуждения в СМИ не только в нашей стране, эти известные люди подают тем же студентам журналистам? В этой связи им был задан вопрос: «Кого бы вы назвали героем нашего времени?» Студенты в составе 80 человек ответили:

• героя нашего времени нет - 40 % студентов;

• его невозможно или трудно определить -50 % студентов;

• разные ответы - для кого-то героями являются родители, для кого-то друзья, для кого-то абстрактный образ, наделенный определенными чертами, -10 % студентов.

Приведем примеры некоторых высказываний [1].

«Это любой человек, который четко имеет свои цели, не агрессивный, и тот, кто меньше

болтает, а больше делает. И кто умеет сопереживать, но не льстит, а помогает собраться с духом. Он не меркантилен, он уверен в себе. Он не обращает внимания на тупые и агрессивные выходки других. Он знает себе цену. Таких людей очень мало. Поэтому они и есть герои. И для того, чтобы быть героем, им не нужны сверхспособности».

«Герой нашего времени есть. В нем - концентрация целей и ценностей общества, времени. Однако его образ, как и все собирательные образы, - не встречаются в жизни, лишь в произведениях литературы».

«Все тот же Печорин, только не такой богатый и образованный. Он не заботится о поиске смысла жизни, а если и заботится, то скрывает это. Пытается соответствовать общему стандарту. Мне сложно ответить на этот вопрос».

«Если он есть, он не героичен и вообще не очень привлекателен. Это такой нео-нигилист, скептик, критически взирающий на мир».

«Это анархист ума, борящийся за свои идеалы, чтущий собственные принципы и моральные ценности. Хитрый, но не лживый. Сильный, но не жестокий. Авторитетный, но в то же время не ставящий себя выше других. Очень мало таких людей в наше время, но они настоящие герои».

«Дело даже не во времени. Герой - честный, представитель благородной профессии, который учит, спасает, возвращает к жизни, помогает нуждающимся. Короче, те люди, которые первые войдут в бункер за час до конца света, как самые необходимые».

«Люмпен. Большинство людей в современной России представляют из себя быдло необразованное. Основные интересы: алкоголь, наркотики, драки, бессмысленные и беспредметные разговоры. На такую социальную прослойку рассчитаны большинство передач, развлечений, даже образовательная система упрощается под них. Средний представитель этой среды и есть герой, только отрицательный».

«У меня нет героя нашего времени. Наверно, где-то в мыслях есть все же какой-то образ героя - порядочного человека, которым хотелось бы восхищаться. Но конкретного человека нет. У меня есть личные герои, которые никак не влияют на истории мира или страны. Это мои родители. Моя многочисленная семья. И тут не нужно ничего комментировать».

Да, следует согласиться с тем, что комментировать особенно нечего. Из контекста высказываний следует, что практически все 100 %

студентов не верят в изменение ситуации в стране, связанной с возрождением духовного начала человека. А значит, они сами не представляют себя в рядах активных небезразличных «героев» нашего времени.

По мнению Д. А. Леонтьева, ценностные ориентации как предмет психологического исследования занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации, с одной стороны, и мировоззренческих структур сознания, с другой. Они являются одной из самых личностно значимых «зон» [2]. Поэтому ценностные ориентации являются ядром личности, что в деятельности журналиста играет роль и саморегулятора в море информации, и самокорректора в поисках жизненных и профессиональных «якорей».

Список литературы

1. Артишевская, Т. М. Результаты соцопро-са студентов журналистов [Текст] / Т. М. Артишевская. -Челябинск, 2013.

2. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций [Текст] / Д. А. Леонтьев. - М. : СМЫСЛ, 1992. - 17 с.

3. Ховалыг, Д. В. Средства массовой информации как фактор трансформации ценностных ориентаций российского общества [Текст] / Д. В. Ховалыг // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. - Сер. «Литературоведение. Журналистика». - 2007. -№ 1 (10).

4. URL : https://www.facebook.eom/a.v.mamon tov.

Bibliography

1. Artishevskaja, Т. M. Rezul’taty socoprosa studentov zhurnalistov [Tekst] / T. M. Artishevskaja. - Cheljabinsk, 2013.

2. Leont’ev, D. A. Metodika izuchenija cen-nostnyh orientacij [Tekst] / D. A. Leont’ev. - M. : SMYSL, 1992. - 17 s.

3. Hovalyg, D. V. Sredstva massovoj informa-cii kak faktor transformacii cennostnyh orientacij rossijskogo obshhestva [Tekst] / D. V. Hovalyg // Vestn. Ros. un-ta druzhby narodov. - Ser. «Litera-turovedenie. Zhurnalistika». -2007. - №1 (10).

4. URL: https://www.facebook.com/a.v.mamon tov.

УДК 316.77(091)

Роман Петрович Баканов

Казанский (Приволжский) федеральный университет

КАЧЕСТВО ТВОРЧЕСКОГОПОЧЕРКА ТЕЛЕВИЗИОННОГОКРИТИКА АНРИ ВАРТАНОВА

Исследован творческий почерк опытнейшего телевизионного критика, искусствоведа Анри Вартанова. Более двадцати лет он выступает в печати с конструктивным анализом телепередач и работы творческих телевизионных групп. Этот телевизионный критик пользуется авторитетом как в академическом сообществе, так и в профессиональной медийной среде.

Ключевые слова: Анри Вартанов, телевидение, телевизионная критика, оценка, творческий почерк, аудитория, сюжет, жанр, обозрение, газета «Труд», журнал «Журналист».

Анри Вартанов является старейшим отече- пенно в трех видах медийной критики: науч-ственным критиком, проявившим себя как в но-экспертной, профессиональной и массовой. кино-, так и телевизионной критике. Имеет ав- Возможно, только в силу возраста у него нет торитет как в научном сообществе, так и среди своего блога по примеру Ю. Богомолова, но большинства журналистов-практиков. За свою реплики А. Вартанова иногда можно встретить долгую творческую деятельность этому авто- на специализированных интернет-ресурсах, на ру удалось и удается совмещать работу посте- которых обсуждаются телепередачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.