Научная статья на тему 'Влияние скорости потока и электрических сил на эффективность фильтрации ультрадисперсных аэрозолей'

Влияние скорости потока и электрических сил на эффективность фильтрации ультрадисперсных аэрозолей Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
608
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и техника
Область наук
Ключевые слова
СКОРОСТЬ ПОТОКА / ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СИЛА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФИЛЬТРАЦИЯ / УЛЬТРАДИСПЕРСНЫЙ АЭРОЗОЛЬ

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Тумилович М.В., Пилиневич Л.П., Галкин А.Е.

Теоретически и экспериментально исследованы основные закономерности процесса очистки воздуха от ультрадисперсных аэрозолей в условиях действия электрических сил при различных скоростях потока. Показано, что эффективность фильтрации частиц размерами более 1 мкм возрастает с увеличением скорости фильтрации за счет повышения роли инерционного механизма осаждения частиц на передней и частично на обратной поверхностях волокон, а при действии электрических сил на их обратной стороне. Эффективность фильтрации частиц размерами менее 1 мкм возрастает с увеличением скорости фильтрации, когда частицы и волокна обладают электрическим зарядом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — Тумилович М.В., Пилиневич Л.П., Галкин А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Stream Speed and Electrical Force on Filtration Efficiency of Ultra Disperse Aerosols

Main process regularities of the air cleaning from ultra disperse aerosols under the influence of electric forces at various flow velocities are theoretically and experimentally investigated in the paper. The paper demonstrates the fact that the filtration efficiency of particles having size of more than 1 micron is higher due to an increase of an inertial mechanism of particle deposition on the front fibers and partially on their back side and in the case of electric force actionon their back side. The filtration efficiency of particles having size of less than 1 micron is higher due to an increase of filtration velocity when particles and fibers are electrically charged.

Текст научной работы на тему «Влияние скорости потока и электрических сил на эффективность фильтрации ультрадисперсных аэрозолей»

ЭКОЛОГИЯ. РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ

УДК 621.762

ВЛИЯНИЕ СКОРОСТИ ПОТОКА И ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СИЛ ИА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЛЬТРАЦИИ УЛЬТРАДИСПЕРСНЫХ АЭРОЗОЛЕЙ

Доктора техн. наук ТУМИЛОВИЧМ. В., ПИЛИНЕВИЧЛ. П., канд. техн. наук ГАЛКИН А. Е.

Белорусский национальный технический университет, Институт порошковой металлургии HAH Беларуси

В результате деятельности человека и под воздействием природных процессов происходит интенсивное загрязнение окружающей среды, в том числе воды и воздуха, которое приводит к нежелательному изменению их состава в результате поступления в него различных газов, водяного пара и высокодисперсных частиц аэрозолей. Производственная деятельность многих отраслей промышленности связана с выделением аэрозолей и последующим улавливанием тонких частиц. Такие процессы имеют место, например, при производстве наполнителей и полимеров, порошкообразных пигментов и химикатов, технического углерода, химических средств защиты растений, извести и цемента, пылевидного кварца и асбеста, при плавке цветных и редких металлов.

В связи с повышением требований к качеству очистки газов быстро расширяется применение фильтровальных аппаратов, в которых пыль отделяется путем пропускания газа (воздуха) через пористые перегородки из различных фильтрующих материалов. Фильтры используют чаще, чем другие устройства, в случаях, когда концентрация пыли на выходе из аппарата не превышает 50 мг/м либо если требуется улавливать ценные порошкообразные продукты.

Наиболее серьезную гигиеническую опасность представляют небольшие аэрозольные частицы, обладающие малой скоростью витания, так как они вызывают заболевания органов дыхания, зрения, кожных покровов и внутренних органов человека.

В связи с этим разработка новых фильтрующих устройств, обладающих повышенной эффективностью очистки аэрозольных частиц, является важной и актуальной задачей, имеющей большое научное и практическое значение.

Цель настоящей работы - теоретическое и экспериментальное исследование основных закономерностей процесса очистки воздуха от ультрадисперсных аэрозолей в условиях действия электрических сил при различных скоростях потока.

Эффективность любого процесса фильтрации определяется гидродинамическими условиями и структурными параметрами фильтрующего материала, а также возможностью и степенью воздействия дополнительных внешних сил, приводящих к изменению классических условий фильтрации газов.

Теоретические и экспериментальные исследования процесса фильтрации аэрозолей волокнистыми фильтрами [1-5] показывают, что при обычных условиях эффективность улавливания аэрозольных частиц в основном зависит от скорости потока и размера волокон фильтра - чем выше скорость и больше диаметр волокон, тем ниже эффективность фильтрации. Увеличение плотности упаковки фильтрующего материала оказывает не столь существенное влияние на степень улавливания частиц, но приводит к росту сопротивления и соответственно снижению производительности фильтра. Современные тонковолокнистые фильтры обеспечивают высокую эффективность улавливания (до 99 % и более)

аэрозольных частиц размером до 0,3 мкм (наиболее проникающие частицы) при скоростях потока, как правило, не превышающих 0,1 м/с.

Производительность и эффективность улавливания субмикронных аэрозольных частиц может быть повышена путем применения элек-третных фильтров [6-9], а также электростатических фильтров различных типов, в том числе поляризационных, с использованием полимерных волокнистых материалов, помещенных в электростатическое поле [10-12]. В этих фильтрах доминирующим механизмом улавливания частиц является осаждение частиц на волокнах фильтров за счет электрических сил. При фильтрации незаряженных аэрозолей зависимости эффективности улавливания частиц от скорости потока и диаметра волокон аналогичны таким же для обычных волокнистых фильтрующих материалов, однако в случае фильтрации заряженных частиц при их относительно высокой степени зарядки проявляется эффект роста эффективности улавливания, даже при повышении скорости потока.

В 1989-1990 гг. в НИИ порошковой металлургии (ныне ГНУ «Институт порошковой металлургии» НАН Беларуси) был разработан высокопроизводительный многозонный электростатический фильтр для очистки воздуха от ультрадисперсных аэрозолей. Фильтр состоял из блока игольчатых коронирующих электродов (зона зарядки) и поляризационного фильтра на основе высокопористых металлических электродов и полимерных фильтрующих материалов (зона осаждения) [13]. Проведенные в НИИ порошковой металлургии, а также на оборудовании для исследования аэрозолей в Тартуском государственном университете (г. Тарту, Эстония) и Ленинградском институте авиационного приборостроения (ЛИАП) (Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Россия) экспериментальные исследования пилотной модели двухзонного аэрозольного электростатического фильтра (рис. 1) выявили тенденцию роста эффективности фильтрации различных аэрозолей при повышении скорости потока.

В качестве электродов фильтра использовались высокопористые ячеистые материалы (ВПЯМ) на основе никеля с открытой пористостью 97 % с размером ячейки 0,8-1,0 мм. Меж-

ду ними располагался полимерный фильтрующий материал, в качестве которого применяли открытоячеистый пенополиуретан (ПНУ) с приблизительным размером ячейки 0,7-1,0 мм, диаметром перемычки (тяжа) с1-= 60-100 мкм и пористостью 98 %. Характерной особенностью ВПЯМ и ППУ является регулярная ячеистая структура, образованная четырьмя сходящимися под углом 120° в узлах ячеек тяжами, которые можно сравнить с волокнами волокнистого фильтра. В [14] на примере ячеистого фильтра для очистки выхлопных газов дизельного двигателя показано совпадение характера зависимостей эффективности фильтрации от структурных параметров материала с волокнистыми фильтрами.

Рис. 1. Схема модели двухзонного аэрозольного электростатического фильтра: 1 - цилиндрический электрод; 2 -игольчатый коронируюгций электрод; 3 - сетка-держатель коронируюгцего электрода; 4 - высокопористые проницаемые металлические электроды; 5 - фильтрующий полимерный материал; 6 - корпус

ППУ в качестве фильтрующего материала был выбран для достижения максимальной производительности фильтра при заданной тонкости очистки.

Механизмы осаждения аэрозольных частиц на отдельном волокне и в общем объеме волокнистого фильтра при обычных условиях достаточно хорошо изучены и описаны во многих работах (например, [1-5]). Эффективность фильтра определяется из основного уравнения фильтрации

г| = 1 - ехр(-/% ), (1)

где % - суммарный коэффициент захвата аэрозольных частиц единичным волокном; /- параметр фильтрации, /= '\о.2!ш1,(\ - а); а - плотность упаковки фильтрующего материала; г -толщина фильтрующего материала.

Эффективность осаждения частиц в волокнистом фильтре Т| является функцией многих па-

раметров: радиуса гр и плотности р/; улавливаемых частиц, скорости V, вязкости, температуры Т и давления р воздуха, наличия внешних сил Р, параметров фильтров (толщины г, плотности упаковки а, среднего диаметра волокна df и их дисперсии о, параметра 8, характеризующего внутреннюю структуру фильтра) [15]:

г| = г|(/у р,,. V, ц, Т, р, Р. г, а, о, в). (2)

Кроме того, эффективность осаждения зависит от формы частиц, их электрического заряда q и диэлектрической проницаемости, а также от наличия зарядов на волокнах, диэлектрической проницаемости и формы сечения волокон. Для нестационарного процесса фильтрации при накоплении осадка на волокнах эффективность осаждения зависит также от количества осевших частиц и пористости осадка [3.

В общем случае суммарный коэффициент захвата аэрозольных частиц единичным волокном с учетом всех действующих механизмов определяется как:

IV = Г|Д + Т|о + Г|Ш + 11/ + Т\Е, (3)

т|0 = 2,7Ре~2/3{1 + 0,55(^1 )~1/3Ре1/3Кп}; т|д = (2^1) 1 {(1 + К)1 - (1 +К) + 2(1 + К) х х 1п(1 + К) + 2,86Кп(2 + КЩ1 + Ку1};

цш = 1,24(^1 )~1/2Ре~1/2К2/3;

кг = -0,51па - 0,52 + 0,64а + 1,43(1 - а)Кп;

г^З^^ 0,778^ +0,22);

т| е = 4Ре/3%^рУ,

где 1]ц. г|я - коэффициенты захвата, обусловленные диффузионным осаждением частиц и зацеплением соответственно; т|дЯ - интерференционный член, свидетельствующий о неаддитивности этих двух механизмов осаждения; г|/ - коэффициент захвата под действием инерции; г|Е - коэффициент захвата под действием электрических сил; ц - динамическая вязкость газовоздушного потока; р - плотность среды; Кп = /У/7 - число Кнудсена; X - средняя длина свободного пробега молекул воздуха; Ре = = 2г/у//) - диффузионный параметр Пекле; 1) -коэффициент диффузии частиц; Я = rplrf - параметр зацепления; - инер-

ционный параметр Стокса; С(Кп) - поправка Каннингема на скольжение газа; df (/у) - диаметр (радиус) волокон, dp(rp) - диаметр (радиус) частиц; РЕ = Од/кг,^!/ - сила электрического взаимодействия, когда волокна и частицы заряжены [18]; РЕ = [(в/ - 1)/(в/+ 1 )||£/2/47ге„ х х(2r*ldf 1 )2б//2| - сила электрического взаимодействия, когда волокна нейтральны, а частицы заряжены, РЕ = \{гр - 1 )/(гр + 2)\{01с!р !/пг^с!/) -сила электрического взаимодействия, когда волокна заряжены, а частицы нейтральны; Q, q -заряд волокна и частицы; е0 - электрическая постоянная (для воздуха 8,85' 10~12 Кл2/(Нм2)); 8/, гр - относительная диэлектрическая проницаемость волокон и частиц; г* - расстояние между частицей и волокном.

В [18] приводится аппроксимационная зависимость для г|Е, связывающая инерционный параметр с безразмерным параметром заряда при 0,5 < Яе < 50:

цЕ= 1,22(2-Ше)Ы,

е«/

(81

1

(4)

где 1\'оч = Ос//Зп с:0ис/1с/1,1' - безразмерный параметр заряда для случая заряженных частиц и волокон; Яс = ¿//Ур/ц - число Рейнольдса.

Для заряженных частиц размером менее 0,5 мкм и скорости потока более 0,1 м/с доминирующим механизмам осаждения частиц на единичном нейтральном или заряженном волокне является осаждение под действием электрической силы (кулоновского взаимодействия). Вклад остальных механизмов в области субмикронных аэрозолей при высоких скоростях гораздо менее значителен. Но для частиц размером более 1 мкм с повышением скорости потока существенно возрастает роль инерционного механизма осаждения.

На рис. 2 приведена модель осаждения заряженных частиц на единичном волокне, поляризованном в электростатическом поле, при ламинарном и турбулентном режимах обтекания. В данном случае волокно представляет собой диполь, ориентированный в соответствии с направлением силовых линий поля. В процессе движения отрицательно заряженная аэрозольная частица отталкивается от передней одноименно заряженной поверхности волокна и притягивается к противоположно заряженной задней поверхности.

б

Рис. 2. Модель осаждения заряженных частиц на поляризованном в электростатическом поле Е на единичном волокне: а - ламинарный режим обтекания; б - турбулентный режим обтекания; 1<\, - сила кулоновского притяжения; /•',. - движущая сила; V - скорость потока

При ламинарном обтекании потоком среды волокна возможность осаждения частицы будет зависеть от величины ее заряда и соответственно силы кулоновского взаимодействия а также от скорости потока и движущей силы /■,.. Направления действия сил не совпадают (рис. 2а). С некоторым возрастанием скорости (в пределах ламинарного и переходного режимов обтекания) условия осаждения под действием электрических сил будут ухудшаться. Но будет возрастать значение инерционного механизма осаждения.

При турбулентном обтекании потоком среды волокна, когда за волокном образуется зона циркуляции, условия осаждения частицы улучшаются, поскольку направления действия сил при приближении частицы к волокну благодаря циркуляции вихрей у его поверхности совпадают (рис. 26). Таким образом, с ростом скорости условия осаждения улучшаются, но до определенного предела, когда при дальнейшем повышении скорости зона циркуляции растягивается и затем отрывается от поверхности волокна.

При противоположной поляризации волокна, когда на его передней поверхности сосредоточены положительные заряды, создаются благоприятные условия для осаждения частиц на передней поверхности за счет кулоновской силы и эффекта инерции. Однако при повышении скорости потока и возрастании движущей силы /■ ,. эффективность улавливания снижается из-за уноса частиц. Этот случай аналогичен осаждению незаряженных частиц на незаряженных волокнах, но со значительно большей эффективностью улавливания за счет действия куло-новских сил. На обратной стороне волокна

осаждение не происходит. Теоретически наиболее благоприятные условия улавливания заряженных аэрозольных частиц создаются при фильтрации через слой униполярно заряженных волокон. Отрицательно заряженная частица может притягиваться ко всей поверхности положительно заряженного волокна. Подобный вариант реализуется в электретных фильтрах. Однако практически достичь высокого по сравнению с поляризованными в электростатическом поле волокнами уровня заряда не представляется возможным. Кроме того, такой заряд не стабилен и со временем в процессе фильтрации снижается вплоть до полного исчезновения.

Реальная картина обтекания потоком единичного цилиндра подтверждает вывод о влиянии турбулентности на повышение эффективности осаждения. Фото 1-4 иллюстрируют процесс обтекания одиночного цилиндра при различных скоростях потока (разных числах Рей-нольдса) [16].

Фото 1. Обтекание кругового цилиндра однородным потоком при Яе = О Л 6. Поток движется слева направо. Для визуализации течения воды применен алюминиевый порошок

Фото 3. Обтекание кругового цилиндра при Ке = 13,1

Фото 4. Обтекание кругового цилиндра при Ке = 26

С увеличением числа Рейнольдса поток становится несимметричным, происходит отрыв потока за обтекаемым телом с последующим образованием рециркуляционных вихрей и их вытягиванием в направлении потока. Видно, что их длина линейно растет с увеличением числа Рейнольдса до тех пор, пока течение не становится неустойчивым при значении Яе, превышающем 40. Расстояние вдоль потока до центров вихрей также линейно возрастает с ростом Яе.

Численные исследования двухмерной модели обтекания препятствия воздушным потоком приведены в [17]. Исследованы характеристики обтекания препятствий диаметром /)..... равным 100, 200, 500 и 1250 мкм, в границах режимов, определяемых по числу Рейнольдса для препятствия : от 0,1 (вязкий) до 1000 (переходный к потенциальному). Плотность воздуха р = 1,225 кг/мд, коэффициент динамической вязкости ц = 17,894-10 6 Па • с. На фото 5 представлено сравнение результатов опытов по М. Ван-Дайку [1] и численного исследования обтекания препятствий с диаметрами /.)„/, соответственно 0,5 дюйма и 500 мкм при одинаковом режиме с Ке0ь = 26.

Наблюдаются совпадение опытных и расчетных линий тока перед препятствием, хорошее качественное и количественное соответствие контура рециркуляционной зоны. Опытные и расчетные относительные расстояния по потоку до центров вихрей, рассматриваемые М. Ван-Дайком как характерные для режимов обтекания в пределах 5 < Яе,.. < 26, различаются менее чем на 5 %. Таким образом, расчетным путем подтверждено наличие зоны рециркуляции.

Фото 5. Обтекание круглого цилиндра в натурном эксперименте по [16] (а) и по результатам численного эксперимента [17] (б): 1, 2 - модели препятствия диаметром 0,5 дюйма и 500 мкм; 3, 4 - зоны рециркуляции; 5 - границы зоны трехкратной адаптации расчетной области в численном эксперименте

В [19] также показано, что при высоких скоростях потока (Яе = 3750) осаждение аэрозольных частиц размером более 0,5 мкм происходит на обратной стороне волокон (фото 6).

Яед = 3750

Яед = 1000

Фото 6. Осаждение частиц кварца на волокнах при различных числах Рейнольдса. Поток движется сверху вниз. Размер волокон полиэстера <:/.• 17,4 мкм

Процесс осаждения аэрозольных частиц на обратной по отношению к направлению потока

среды сто 1

зоне волокон описан в [18].

На рис. 3-5 приведены результаты экспериментальных исследований модели двухзон-ного аэрозольного электростатического фильтра при фильтрации аэрозоли диоктилфталата (DOP) и естественной пыли в помещении. Исследования проводились при объемных расходах 0 = 3 л/мин и О = 15 л/мин, что соответствовало скоростям потока в фильтре г = 0,07 м/с и V = 0,35 м/с. Было принято, что чем выше ток коронного разряда, тем больше величина заряда частиц, приобретаемого ими при прохождении зоны зарядки (ионизации).

1.

0,995 1J 0,99 0,985 0,98 0,975

0,97^— ■ ■

0 5 10 О, л/мин 20

1,0

т) 0,98 0,96 0,94 0,92 0,90

0 5 10 О, л/мин 20

Рис. 3. Зависимость эффективности улавливания частиц от скорости фильтрации: а - аэрозоль DOP; б - пыль в помещении, / = 50 мкА

1,0

т) 0,95 0,90 0,85 0,80 0,75

2 10 /с, мкА 50

Рис. 4. Зависимость эффективности улавливания частиц от величины тока короны при различных скоростях фильтрации: 1 О 3 л/мин, DOP; 2 - 15, DOP; 3 - 15, Air; A - Q = 3 л/мин, Air

1 ..-■■« 3 » i i / ;; •

А \ 4

0,010 0,100 1,000 10,000 Dp, мкм

Рис. 5. Зависимость фракционной эффективности улавливания частиц от скорости потока для различных аэрозолей: 1С = 50 мкА; 1 О 3 л/мин, DOP; 2-3, Air;

3 - 15, DOP; 4-0 = 15 л/мин, Air Результаты показывают, что эффективность фильтра т| существенно возрастает с повышением скорости фильтрации и величины зарядки частиц. Фракционная Г|Р эффективность улавливания также повышается, при этом происходит сдвиг минимума (наиболее проникающих частиц dp ~ 0,3 мкм) в сторону меньших размеров аэрозольных частиц.

Таким образом, исследования показывают, что увеличение скорости потока при определенных условиях приводит к повышению эффективности осаждения аэрозольных частиц на волокнах фильтра. Эффективность фильтрации частиц более 1 мкм с увеличением скорости фильтрации возрастает за счет повышения роли инерционного механизма осаждения частиц на передней и частично на обратной поверхности волокон, а при действии электрических сил -на их обратной стороне. Эффективность фильтрации частиц менее 1 мкм с увеличением скорости фильтрации возрастает в случае, когда частицы и волокна заряжены. Турбулизация потока и возникновение циркуляционных вихрей в кормовой области волокон создает благоприятные условия для осаждения частиц на их обратной стороне за счет турбулентной диффузии и совпадения направления действия движущей силы потока и силы кулоновского взаимодействия заряженных частиц и заряженных (поляризованных в электрическом поле) волокон. В результате появляется возможность существенно повысить производительность фильтрации, а также общую и фракционную эффективность улавливания аэрозольных частиц и, что особенно важно, в области наиболее проникающих частиц размером 0,3 мкм. При этом в качестве фильтрующего материала могут использоваться относительно крупные волокна в диапазоне 30-100 мкм и высокопористые ячеистые материалы с аналогичными по размеру перемычками-тяжами, что значительно дешевле и технически проще по сравнению с наноразмерными волокнами, получение которых еще до конца не освоено.

На основании проведенных исследований в ГНУ «Институт порошковой металлургии» был

а

I

*

разработан экспериментальный образец двух-зонного аэрозольного электростатического фильтра, включающего зону зарядки в поле коронного разряда и зону осаждения, выполненную в виде поляризационного фильтра [13, 20]. Экспериментальный образец продемонстрировал высокую общую эффективность фильтрации пиролизных аэрозолей поливинилхлорида (ПВХ) и полиэтилена (ПЭ), а также атмосферной пыли. При скорости фильтрации 7,5 м/с, токе коронного разряда 365 мкА и напряжении на осадительных электродах 5 кВ коэффициент проскока аэрозольных частиц составил: для ПВХ (dp¡cр = 1,5 мкм) - 1,81, для ПЭ (с/р ср = = 0,7 мкм) - 1,48, для пыли (dp¡cp = 10 мкм) - 0,82.

ВЫВОД

Теоретически и экспериментально исследованы основные закономерности процесса очистки воздуха от ультрадисперсных аэрозолей

в условиях действия электрических сил при различны скоростях потока. Показано, что эффективность фильтрации частиц размерами более 1 мкм возрастает с увеличением скорости фильтрации за счет повышения роли инерционного механизма осаждения частиц на передней и частично на обратной поверхности волокон, а при действии электрических сил - на их обратной стороне. Эффективность фильтрации частиц размерами менее 1 мкм возрастает с увеличением скорости фильтрации, когда частицы и волокна обладают электрическим зарядом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кирш, А. А. Эффективность аэрозольных фильтров, состоящих из ультратонких полидисперсных волокон / А. А. Кирш, И. Б. Стечкина, Н. А. Фукс // Коллоидный журнал. - 1975. -№ 1. -С. 41^16.

2. Lee, К W. Experimental Study of Aerosol Filtration by Fibrous Filters / K. W. Lee, B. Y. Liu // H. Aerosol Science and Technology. - 1981. - Vol. 11. - P. 35^16.

3. Мазус, M. Г. Фильтры для улавливания промышленных пылей / М. F. Мазус, А. Д. Мальгин, М. JI. Моргу-лис. -М.: Машиностроение, 1985. -240 с.

4. Балтренас, П. Б. Обеспыливание воздуха на предприятиях стройматериалов / П. Б. Балтренас. - М.: Строй-издат, 1990.- 184 с.

5. Löffler, F. Die Abscheidung von Partikeln aus Gasen in Faserfiltern / F. Löffler // Chem.-Ing.-Tech. - 1980. - Vol. 52, No. 4.-S. 312-323.

6. Мяздриков, О. А. Электреты / О. А. Мяздриков, В. Е. Манойлов. -M.; JL: Еоскомэнергоиздат, 1962. - 99 с.

7. Губкин, А. Н. Электреты / А. Н. Еубкин. - М.: Наука, 1978. - 192 с.

8. Электреты: пер. с англ.; под ред. F. Сесслера. - М.: Мир, 1983.-487 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ерашкин, Г. В. Модель электрета с дискретным поверхностным зарядом / F. В. Ерашкин // Электротехника. - 1985.-№ 7.-С. 52-54.

10. Shaddon, R. W. L. Electrically enhanced collection of reparable aerosols in granular bed filters at low Reynolds number / R. W. L. Shaddon // IEEE Trans. Ind. appl. - 1985. -V. 21,No. 2.-P. 501-506.

11. Wang, C. Dust collection by particle inertia and electrical forces/ C. Wang, HOC // Powder Techn. Pap. Int. Symp. -Kyoto, 1981.-P. 565-572.

12. Двухименный, В. А. Системы очистки воздуха от аэрозольных частиц на АЭС / В. А. Двухименный, Б. М. Столяров, С. С. Черный. -М.: Энергоатомиздат, 1987. - 88 с.

13. Разработка пористых порошковых материалов и изделий из них экологического назначения // А. Н. Сорокина [и др.] // Достижения науки и техники в области ресурсосбережения и экологии: тез. докл. междунар. конф. - Еомель, 1989. - С. 61-62.

14. Pontikakis, G. N. Dynamic Filtration Modeling In Foam Filters For Diesel Exhaust / G. N. Pontikakis, G. C. Kolt-sakis, A. M. Stamatelos // Chem. Eng. Comm. - 2001. -Vol. 10.-P. 1-26.

15. Кирш, А. А. Фильтрация аэрозолей волокнистыми материалами ФП / А. А. Кирш, А. К. Будыка, В. А. Кирш // Российский химический журнал. - 2008. - T. LII. - № 5.

16. Альбом течений жидкости и газа: пер. с англ.; сост. М. Ван-Дайк. -М.: Мир, 1986. - 184 с.

17. Зиганшин, М. Г. Полуэмпирическая модель образования автослоя на тканых фильтрационных материалах. -

4. 1. Исследование взаимодействия взвешенных частиц и препятствия в потоке / M. F. Зиганшин, А. М. Зиганшин // Известия КазЕАСУ. -2009. -№ 1 (11). - С. 181-185.

18. Muhr, W. Theoretische und experimentelle Untersuchung der partikelabscheidung in faserfiltern durch feld-und trägheitskräfte. Dissertation / W. Muhr. - Universität Karlsruhe, 1976. - S. 145-153.

19. Jodeit, H. Untersuchungen zur Partikelabscheidung in technischen Tiefenfiltern / H. Jodeit // Fortschr.-Ber. VDI Reihe 3. - No. 108. - Düsseldorf: VDI-Verlag, 1985. -

5. 378-383.

20. Пористые материалы и устройства на их основе для очистки воздуха от пылегазовых выбросов, сварочных и других ультрадисперсных аэрозолей / М. В. Тумилович [и др.] // Новые материалы и технологии: порошковая металлургия, композиционные материалы, защитные покрытия, сварка: материалы 8-й междунар. науч-техн. конф., Минск, 27-28 мая 2008 г. / Ин-т порошковой металлургии ЕНПО ПМ HAH Беларуси; редкол.: А. Ф. Иль-ющенко [и др.]. - Минск, 2008. - С. 104-105.

Поступила 10.02.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.