Научная статья на тему 'Влияние школы позитивного материнства в снижении осложнений беременности и родов'

Влияние школы позитивного материнства в снижении осложнений беременности и родов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
657
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕМЕННОСТЬ / ПОЗИТИВНОЕ МАТЕРИНСТВО / ПОКАЗАТЕЛИ / ИСХОД / ОСЛОЖНЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ / PREGNANCY / POSITIVE MOTHERHOOD / INDICATORS / OUTCOME / COMPLICATION OFPREGNANCY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Саввина Н. В., Новгородова Ульяна Романовна

Программа школы позитивного материнства "С самого начала" метод, направленный на обучение беременной женщины и членов семьи навыкам общения с ребенком еще до его рождения, на стимуляцию двигательной активности и раннее психоэмоциональное созревание плода, подготовку женщины к родам, поддержку и пропаганду грудного вскармливания и воспитание здорового ребенка. Эта система ответственна за формирование гестационной и родовой доминанты. При работе с беременной необходимо создавать обстановку доверия, эмоциональной поддержки, убеждая ее в положительном исходе беременности, снижая тем самым уровень страха. Необходимо разрабатывать и внедрять новые технологии безопасного материнства, не требующие существенных материальных затрат, уже сейчас надо встать на защиту беременных, будущих детей и стать их надежными партнерами. Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет, на наш взгляд, организация школы позитивного материнства в условиях Якутска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of positive motherhood on decreasing of complications of pregnancy and delivery

The program of school ofpositive motherhood “From the very beginning" is a technique targeted to training pregnant woman and members of her family to skills of communication with child even before one's birth, stimulation of locomotive activity and early psycho-emotional maturation of fetus, preparation of woman to delivery, support and propaganda of breast feeding and education of healthy child. This system is responsible for development of gestation and delivery dominant. The work with pregnant woman it is necessary to create atmosphere of trusting, emotional support by persuading her in positive outcome of pregnancy and thereby decreasing level of fear. It is necessary to develop and implement new technologies of safe motherhood with no need in significant material expenses. Already now one have to stand up for protection of pregnant women, future children and become their reliable partners. In conditions of Yakutsk, organization of school ofpositive motherhood satisfies all mentioned above requirements.

Текст научной работы на тему «Влияние школы позитивного материнства в снижении осложнений беременности и родов»

ки госпитализации пациентов с данными формами отмечены в 2005 г. — 4,58±0,89 дня. В целом же за период с 2001 по 2013 г. сроки госпитализации пациентов с фатальными формами острых отравлений уменьшились на 21,6%, хотя данные изменения носят статистически недостоверный характер (/ = 0,9; р = 0,3681).

В целом за исследуемый период средняя длительность лечения пациента в центре острых отравлений снизилась на 33,0% (/ = 9,6; р = 0,0000). Максимальная средняя продолжительность стационарного лечения пациента с острым химическим отравлением зарегистрирована в 2001 г. — 5,26±0,17 дня. С 2002 г. отмечается снижение этого показателя на 21,7% до уровня 4,06±0,1 дня в 2003 г. В последующие годы отмечались незначительные колебания средней продолжительности лечения от 4,1±0,09 дня в 2004 г. до 4,72±0,1 дня в 2009 г. С 2009 г. отмечается ежегодное снижение длительности пребывания пациента на койке и достигает минимального своего значения за весь период наблюдения в 2013 г. — 3,52±0,07 дня (см. рисунок).

Выводы

1. За период с 2001 по 2013 г. в результате планомерного внедрения новых организационных технологий лечения пострадавших в результате острых отравлений химической этиологии достигнуто статистически значимое снижение сроков госпитализации — на 33%.

2. Статистически достоверно снизились сроки госпитализации пострадавших с легкими, среднетяжелы-ми и тяжелыми формами острых отравлений химической природы.

3. За исследуемый период длительность лечения пациентов с тяжелыми осложненными формами острых отравлений с последующим летальным исходом статистически достоверных изменений не претерпела.

ЛИТЕРАТУРА

1. Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению: Учебное пособие / Под ред. В.З. Кучеренко. М.: Медицина; 2010.

2. Гадаборшев М.И., Левкевич М.М., Рудлицкая Н.В. Организация, оценка эффективности и результативности оказания медицинской помощи: Монография. М.: ИНФРА-М; 2013.

3. Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения: Учебник / Под ред. В.З. Кучеренко. М.: ГЭОТАР-Ме-диа; 2013; т. 1.

4. Вахрамеева Е.В. Оптимизация работы и использование ресурсов приемного отделения многопрофильной больницы интенсивного лечения в современных социально-экономических условиях: Дисс. ... канд. мед. наук. Омск; 2006.

Поступила 11.06.14

REFERENCES

1. Selected Lectures on Public Health and Health Care: Studies Benefit. [Izbrannye lektsii po obshchestvennomu zdorov'yu i zdra-vookhraneniyu: Uchebnoe posobie] / Ed. V.Z. Kucherenko. Moscow: Meditsina; 2010. (in Russian)

2. Gadaborshev M.I., Levkevich M.M., Rudlitskaya N.V Organization, Evaluation of the Effectiveness and Efficiency of Health Care: Monograph. [Organizatsiya, otsenka effektivnosti i rezul'tativnosti okazaniya meditsinskoypomoshchi]: Moscow: INFRA-M; 2013. (in Russian)

3. Public Health and Public Health, Health Economics: The Textbook. [Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie, ekonomika zdra-vookhraneniya: Uchebnik] / Ed. V.Z. Kucherenko. Moscow: GEO-TAR-Media; 2013. (in Russian)

4. Vakhrameeva E.V. Optimizing the Use of Resources and the Front Desk General Hospital Intensive Care in the Contemporary Socioeconomic Conditions: Diss. Omsk: 2006. (in Russian)

© Саввина Н.В., Новгородова У.Р., 2015 УДК 618.2:618.3/.5-84

Саввина Н.В.1, Новгородова У.Р.2

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЫ ПОЗИТИВНОГО МАТЕРИНСТВА В СНИЖЕНИИ ОСЛОЖНЕНИЙ

БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ

1ФГАОУ ВПО Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, 677005, Якутск, Россия; 2ГБУ РС(Я) "Якутская городская клиническая больница", 677008, Якутск, Россия

Программа школы позитивного материнства "С самого начала" — метод, направленный на обучение беременной женщины и членов семьи навыкам общения с ребенком еще до его рождения, на стимуляцию двигательной активности и раннее психоэмоциональное созревание плода, подготовку женщины к родам, поддержку и пропаганду грудного вскармливания и воспитание здорового ребенка. Эта система ответственна за формирование гестационной и родовой доминанты. При работе с беременной необходимо создавать обстановку доверия, эмоциональной поддержки, убеждая ее в положительном исходе беременности, снижая тем самым уровень страха. Необходимо разрабатывать и внедрять новые технологии безопасного материнства, не требующие существенных материальных затрат, уже сейчас надо встать на защиту беременных, будущих детей и стать их надежными партнерами. Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет, на наш взгляд, организация школы позитивного материнства в условиях Якутска. Ключевые слова: беременность; позитивное материнство; показатели; исход; осложнение беременности.

Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (3): 26—29.

Для корреспонденции: Новгородова Ульяна Романова, novgorodova-1959@mail.ru

SavvinaN.V.', Novgorodova U.R.2 THE IMPACT OF SCHOOL OF POSITIVE MOTHERHOOD ON DECREASING COMPLICATIONS

OF PREGNANCY AND DELIVERY

'The M.K. Ammosov Northeastern federal university, 677005 Yakutsk, Russia;

2The Yakutsk municipal clinical hospital, 677008 Yakutsk, Russia

The program of school ofpositive motherhood "From the very beginning" is a technique targeted to training pregnant woman and members of her family to skills of communication with child even before one's birth, stimulation of locomotive activity and early psycho-emotional maturation of fetus, preparation of woman to delivery, support and propaganda of breast feeding and education of healthy child. This system is responsible for development of gestation and delivery dominant. The work with pregnant woman it is necessary to create atmosphere of trusting, emotional

support by persuading her in positive outcome of pregnancy and thereby decreasing level of fear. It is necessary to develop and implement new technologies of safe motherhood with no need in significant material expenses. Already now one have to stand up for protection of pregnant women, future children and become their reliable partners. In conditions of Yakutsk, organization of school ofpositive motherhood satisfies all mentioned above requirements. Keywords: pregnancy; positive motherhood; indicators; outcome; complication ofpregnancy

Citation: Problemi socialnoii gigieni, zdravoohranenia i istorii meditsini 2015; 23 (3): 26—29.

For correspondence: Novgorodova Ulyana, novgorodova-1959@mail.ru

Received 01.04.2015

Целью исследования стала оценка целесообразности организации школы позитивного материнства на основании изучения течения беременности, родов, состояния новорожденных в условиях Якутска для снижения частоты осложнений беременности, родов, перинатальных потерь.

Изучали особенности течения беременности и родов у женщин, прошедших пренатальную подготовку, по статистическим данным акушерского отделения Якутской городской клинической больницы (ЯГКБ). Оценивали состояние новорожденных, матери которых прошли пренатальное воспитание. На основании полученных данных проведен анализ работы по пренаталь-ному воспитанию.

В последние годы проблема воспроизводства здорового поколения принимает характер национальной катастрофы. Возникает порочный круг: больная мать — больной плод — больной ребенок — больной подросток — больные родители. Любой шаг в попытке разорвать этот порочный круг сегодня актуален [1]. Результаты выборочных научных исследований свидетельствуют о том, что абсолютно здоровыми можно считать не более 10% детей дошкольного возраста и 4% детей подросткового возраста. Почти у 60% детей выявляются хронические болезни [2].

Ежегодно отмечается неуклонный рост показателя экстрагенитальной заболеваемости по РФ, Дальневосточному федеральному округу (ДФО), Республике Саха (Якутия), что приводит к росту числа осложнений беременности. С целью упорядочения назначений, вмешательств во время беременности, в последнее десятилетие внедрены медицинские протоколы, медицинские стандарты, разрешающие применение того или иного препарата в конкретной дозировке, основанных на доказательной медицине. Любое вторжение в функциональную систему мать—плацента—плод как правило может иметь разные последствия: выявляемые в течение короткого времени и отсроченные последствия [3].

Во многих родильных отделениях РФ частота нормальных родов составляет лишь 30%, а в РС(Я) доля нормальных родов за последние 3 года снизилась с 42% до 29% (по РФ — 31,8%) [4]. В акушерском стационаре ГБУ РС(Я) ЯГКБ этот показатель за 2014 г. снизился на 7,2% по сравнению с предыдущим годом и составил 51,6% [5].

Иногда врачи любой специальности усиливают страхи у женщин, излишне акцентируя их внимание на патологии, которая может возникнуть или уже существует. Необходимо с самого зачатия не только не допускать воздействия патологических факторов на плод, но способствовать и, может быть, искусственно создавать у беременной положительный эмоциональный фон. Положительный фон формирует ту стержне-

вую функциональную систему мать—плацента—плод, которая способна не только "родить" живого доношенного ребенка, но и создать оптимальную адаптацию женщины и ее ребенка к беременности, родам и послеродовому периоду.

В рамках внедрения новых технологий в здравоохранении с конца 2012 г. начата работа по организации школы позитивного материнства в условиях акушерского отделения ГБУ РС(Я) ЯГКБ. Впервые в условиях акушерского отделения Якутска с целью пренатальной подготовки беременных женщин использован комплекс воздействий, основанный на использовании музыки, хомуса, аудирования — самостоятельного пения женщин совместно с программой дыхательных упражнений, индивидуальной подготовки к родам.

Акушерское отделение ГБУ РС(Я) ЯГКБ является единственным родильным отделением для женщин Якутска. По данным статистического отчета акушерского отделения, в последние годы растет число родов, в том числе за 2014 г., у женщин старшего возраста и у юных женщин (табл. 1).

Из табл. 1 видно, что число нормальных родов снизилось до 51,6% за 2014 г. (2013 г. — 58,8%), уменьшилось количество преждевременных родов, улучшился показатель родов у женщин, не вставших на учет по беременности.

Ежегодно растет экстрагенитальная заболеваемость у беременных г. Якутска. Среди заболеваний, осложнивших течение беременности и родов, на первом месте анемии — 279 на 1000 родов, на втором заболевания

Таблица

Показатели деятельности акушерского стационара ГБУ РС(Я) ЯГКБ

Показатель, абс. ед. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Принятые роды 4709 5135 5377 5845 6261

В том числе:

не состоящие 220 (4,6) 177 (3,4) 178 (3,3) 133 (2,3) 151 (0,9)

на учете

родившие вне 25 (5) 24 (0,46) 21 (0,38) 27 (0,46) 19 (0,3)

родильного

отделения

преждевременные 237 (5,01) 261 (5,06) 440 (8,1) 364 (6,2) 354 (5,6)

роды

индуцированные 473(10) 553(10) 596 (11) 725 (12,4) 791 (12,5)

роды

нормальные 2101 (44,4) 2155 (41,7) 2638 (48,8) 3440 (58,8) 3243 (51,6)

роды

многоплодные 47 (0,99) 43 (0,84) 39 (0,72) 43 (0,73) 47 (0,7)

роды

роды у возраст- 299 (6,3) 293 (5,7) 330 (6,1) 351 (6) 398 (6,3)

ных первородя-

щих

роды у юных 83 (1,75) 78 (1,5) 88 (1,6) 79 (1,3) 86 (1,4)

первородящих

Родились живыми 4744 5168 5353 5840 6282

Родились мертвыми 34 34 84 46 45

Умерли от 0—6 суток 10 13 28 25 18

Примечание. В скобках — проценты.

1

Таблица 2

Показатели исхода беременности и родов в акушерском отделении ЯГКБ (в %)

2012—2013 гг. 2014 г.

(п = 16) (п = 9)

Экстрагенитальная за- 81,25 100

болеваемость

Осложнение при бере- 37,5 22,2

менности

Осложнения в родах 25 22,2

Нормальные роды 68,75 77,8

Исход беременности 31,25 — оператив- 100 — роды через

ные роды естественные

родовые пути

Таблица 3

Показатели оценки состояния новорожденных в акушерском

отделении ЯГКБ

Оценка по шкале Апгар 2012—2013 гг. 2014 г.

при рождении, баллы исход (п = 16) исход (п = 9)

9/9 — 2 (22,2)

8/9 12 (75) 6 (66,7)

7/8 3 (18,75) 1 (11,1)

6/8 1 (6,25) —

Примечание. В скобках — проценты.

мочевыводящих путей — 228, на третьем заболевания системы кровообращения — 123,5.

Благодаря внедрению проекта "Мать и дитя", активному ведению 3-го периода родов, улучшились показатели заболеваемости, связанной с кровотечениями в последовом и послеродовом периодах, также уменьшились случаи кровотечений, связанных с отслойкой плаценты.

Материалы и методы

Проведен ретроспективный анализ историй родов родильниц, посещавших школу позитивного материнства, за 2013—2014 гг.

Проведено изучение результатов работы по организации школы позитивного материнства "С самого начала" на базе акушерского отделения ГБУ РС(Я) ЯГКБ (табл. 2). Если в 2012—2013 гг. беременные были отнесены в основном к средней группе риска по тем или иным возможным осложнениям беременности и родов, то беременные в 2014 г. — к группе высокого риска.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2014 г. у женщин, посещавших школу материнства, зарегистрирована высокая экстрагенитальная заболеваемость. У каждой беременной зарегистрировано по одному заболеванию, каждая третья имела по два заболевания, каждая четвертая по три экстрагенитальных заболевания. Показатель нормальных родов у женщин, прошедших школу материнства "С самого начала", составил 77,8%, а по акушерскому отделению данный показатель был равен 51,6%. Необходимо указать, что профилактика кровотечения, преэклампсий при наличии серьезных экстрагенитальных заболеваний у матерей, согласно медицинским стандартам, протоколам, индивидуальная подготовка к родам при наличии рубца на матке способствовали благоприятному исходу беременности и родов.

Далее изучали состояние новорожденных при рождении (табл. 3). За 2014 г. У 22,2% новорожденных зарегистрировано состояние при рождении 9/9 по шкале Апгар. Ниже 7/8 состояний не зарегистрировано.

Проведен опрос матерей новорожденных для сравнительного анализа развития детей до 1 года. При опросе подтвердились данные наблюдения автора метода

"Сонатал" М.Л. Лазарева и позитивное влияние предложенного комплекса пренатального воспитания [6].

Анализ промежуточных результатов позволил сделать следующее заключение:

Наше исследование подтвердило данные многолетнего наблюдения и научного исследования автора методики "Сонатал" М.Л. Лазарева.

У беременных, получивших пренатальную подготовку, не допущены случаи прогрессирования пре-эклампсий, преждевременных родов, исключены случаи операции кесарева сечения и при наличии рубца на матке. У родильниц после пренатального воспитания не зарегистрированы случаи гипотонического кровотечения при хроническом гепатите С.

Разработанный метод дает возможность обнаружить элементарные формы эмоциональных реакций и их связь с двигательными, а следовательно, с дыхательными реакциями плода. Таким способом является музыкальное (звуковое) воздействие в виде вокально-речевой деятельности мамы, игры на хомусе, а также прослушивания музыкальных (звуковых) программ. Из этого вытекает, что уже в пренатальном периоде можно воздействовать на двигательную, эмоциональную и дыхательную сферы жизнедеятельности плода и даже управлять их развитием.

Данная методика позволяет естественным образом воздействовать на развитие плода.

Таким образом, установлено, что занятия "С самого начала" активизируют жизнедеятельность беременной женщины и способствуют формированию ее здоровья, определяют ее отношение к ребенку в будущем и сближают с ним еще до рождения. Музыкальная стимуляция развития будущего ребенка положительно сказывается на психических и физических его качествах. Разработанная методика по пренатальному воспитанию может широко использоваться в родовспомогательных учреждениях любого уровня, женских и детских консультациях Якутска. РС(Я) имеет перспективу дальнейшего развития и научного исследования среди беременных и новорожденных Якутска.

Выводы

1. Пренатальное воспитание следует начинать с момента взятия женщины на диспансерный учет по беременности.

2. Комплекс воздействий, направленных на нормализацию психоэмоционального состояния в условиях родовспомогательных учреждений, должен включать: прослушивание записей или концертов классической музыки не менее 3 раз в неделю; произвольное рисование и занятия лепкой также не менее 3 раз в неделю; ежедневное самостоятельное пение; использование комплекса дыхательной гимнастики (подготовка к родам).

3. Организация занятий с близкими беременных для общего ознакомления с программой и реализации ее в домашних условиях.

4. На сроках 35—36 нед целесообразно проведение экскурсии по родильному дому, индивидуальные занятия подготовки к родам.

5. Использовать предложенный комплекс рекомендуется на всех уровнях наблюдения за беременными женщинами в женских консультациях, палатах патологии беременных, в индивидуальных группах среди беременных с отягощенным акушерско-гинекологиче-ским анамнезом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмина Н.А. Пренатальное формирование здоровья ребенка.

М.: МЕДпресс-информ; 2005.

2. Баранов А.А., ред. Профилактическая педиатрия. М.: Союз педиатров России; 2012.

3. Шигабутдинова Т.Н. Роль пренатального воспитания в снижении осложнений беременности, родов, перинатальных потерь: Дисс. Казань; 2007.

4. Чимарев В. Как родить счастливого ребенка. Тюменские известия. Парламентская газета. 2011; 13 (5221): 1.

5. Отчет деятельности акушерско — гинекологической службы ГБУРС(Я) "ЯГКБ"за 2014 год. Якутск: ЯГКБ; 2015.

6. Лазарев М.Л. Мамалыш. Рождение до рождения. М.: ООО Издательский дом Кодекс; 2009.

Поступила 01.04.2015

REFERENCES

1. Akhmina N.A. Prenatal Formation of Health of the Child. [Pre-natal'noe formirovanie zdorov'ya rebenka].- Moscow: MEDpress-

inform; 2005. (in Russian)

2. Baranov A.A., ed. Preventive Pediatrics. [Profilakticheskaya pedi-atriya]. Moscow: Soyuz pediatrov Rossii; 2012. (in Russian)

3. Shigabutdinova T.N. Role of Prenatal Education in Decrease in Complications of Pregnancy, Childbirth, Perinatal Losses. [Rol' prenatal'nogo vospitaniya v snizhenii oslozhneniy beremennosti, rodov, perinatal'nykhpoter': Diss.]. Kazan'; 2007. (in Russian)

4. Chimarev V. How to give birth to the happy child. Tyumenskie iz-vestiya. Parlamentskaya gazeta. 2011; 13 (5221): 1. (in Russian)

5. The Report of Activity of Obstetric Gynecologic Service State Budgetary Institution RS (Ya) YaGKB for 2014. [Otchet deyatel'nosti akushersko-ginekologicheskoy sluzhby GBU RS (Ya) "YaGKB" za 2014god]. Yakutsk: YaGKB; 2015. (in Russian)

6. Lazarev M.L. Mamalysh. The Birth Till the Birth. [Mamalysh. Rozh-denie do rozhdenija]. Moscow: OOO "Izdatel'skiy dom "Kodeks"; 2009. (in Russian)

© Ростова Н.Б., Кудряшова А.И., 2015 УДК 614.2:615.2/.3.03

Ростова Н.Б., Кудряшова А. И.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОЗ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

ГБОУ ВПО "Пермская государственная фармацевтическая академия", 614990, г. Пермь, Россия

Одним из актуальных и своевременных решений в сфере лекарственного обеспечения населения является создание системы рационального назначения и использования лекарственных средств. Экспертами ВОЗ было сформулировано понятие "рациональное использование лекарств", а также 12 ключевых положений, способствующих рациональному использованию лекарств, одним из которых является развитие системы независимой информации. Анализ всех 12 положений показал, что их эффективная реализация невозможна без создания четко структурированной системы информации и системы информирования специалистов системы здравоохранения и населения о лекарственных средствах.

Ключевые слова: рациональное использование лекарственных средств; система информации; система информирования специалистов.

Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (3): 29—32.

Для корреспонденции: Ростова Наталья Борисовна, N-Rostova@mail.ru

RostovaN.B., KudriashovaA.I.

THE WHO GUIDELINES ON RATIONAL USING OF PHARMACEUTICALS The Perm state pharmaceutical academy, 614990 Perm, Russia The development of system of rational prescription and application of pharmaceuticals is one of actual and timely solutions in sphere of pharmaceutical support of population. The WHO experts formulated concept of "rational application of pharmaceuticals" and as well 12 key provisions supporting rational application of pharmaceuticals, including development of system independent information. The analysis of all 12 provisions demonstrated that their effective realization is impossible without development of neatly structured system of information and system of informing specialists of health care system and population about pharmaceuticals.

Keywords: rational application ofpharmaceuticals; system of information; system of informing of specialists

Citation: Problemi socialnoii gigieni, zdravoohranenia i istorii meditsini 2015; 23 (3): 29—32.

For correspondence: Rostova Natal'ya, N-Rostova@mail.ru

Received 22.12.2014

Вопросам рационального использования лекарственных средств (ЛС) национальные регулирующие органы и наднациональные институты в сфере обращения лекарств в последние годы уделяют особое внимание [1, 2]. Регламентирующим документом Минздрава РФ от 13 февраля 2013 г. № 66 определена стратегия лекарственного обеспечения населения до 2025 г. Анализ целей настоящей стратегии показал, что одной из первых является создание системы рационального назначения и использования ЛС, для достижения которой предусмотрено решение ряда задач.

Изучение нормативных правовых актов и иных регламентирующих документов в РФ показало, что понятие "рациональное использование лекарств" не определено ни одним документом.

Анализ международных рекомендаций наднациональных институтов в сфере обращения ЛС, которым,

безусловно, является Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), показал, что экспертами ВОЗ в 1985 г. данное понятие определено следующим образом: "Рациональное использование ЛС означает, что пациенты их принимают надлежащим образом в соответствии с клинической необходимостью, в дозах, отвечающих их индивидуальным потребностям, в течение адекватного периода времени, при этом стоимость ЛС минимальна для пациентов и для общества в целом" [1, 2].

Часто для нерационального использования лекарств имеются вполне определенные причины: недостаток знаний и умений, отсутствие независимой информации о лекарственных препаратах (ЛП), неограниченная доступность препаратов, чрезмерная занятость персонала, неадекватная реклама ЛП, финансовая мотивация их продаж и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.