такие функции психологической суверенности как возможность контролировать интенсивность социальных контактов, снижения уровня неопределенности среды за счёт разграничения сфер пространственно-временного влияния, разделение прав пользоваться предметным миром во времени, защиту от фрустраций, связанных с незавершённостью действия, обозначение социального статуса через пространственно-временные привилегии. Именно эти два измерения за суверенизацию пространственно-временную суверенизацию психологического пространства и обнаружение зависимостей подтверждает гипотезу о влиянии способа временной организации на возможность суверенного жизнеосуществления.
При помошц Т-критерия, было обнаружено влияние содержательное описания отрезков временной перспективы на показатели выраженности психологической суверенности.
Так респонденты с низкой выраженностью суверенности, в большей степени чем высоко суверенные респонденты, характеризуют настоящее как мгновенное (при р =0,034), стремительное (при р0,004), что отвечает эмоциональной насыщенности гедонистического настоящего. При этом прошлое ими оценивается как печальное (при р=0,000), застывшее (при р=0,053), прерывистое (при р=0,050), ощущаеммое (при р=0,027), что позволяет нам содержательно дополнить временную ориентацию низко суверенных личностей на негативное прошлое.
При этом выявлено, что временная ориентация на такие параметры как величина (при р=0,015) и структура (при р=0,012) прошлого способствуют повышению психологической суверенности личности.
Из анализа данных выявлено, что параметры высокой выраженности активности (при р=0,054), эмоциональности (при р=0,007), величины (при р=0,033) настоящего времени и активности (при р=0,002), эмоциональности (при р=0,005), величины (при р=0,004) и ощущаеммости (при р=0,003) отрезка будущего временной перспективы влияют на увеличение проявление суверенного поведения. То есть, если в настоящем и проекции будущего присутствует субъективная удовлетворённость актуальной жизненной ситуации, преобладание в структуре переживания временной организации положительных эмоций и чувств, яркость и насыщенность этих эмоций, наличие активности, высокого жизненного тонуса к самореализации, ощущение наполненности психической жизни, энергичность, наполненность впечатлениями, то появляется способность к суверенному самопредъявлению. Так же, суверенные личности за счёт высокой оценки «величины» настоящего времени характеризуются ощущением внутренней свободы, отсутствия внешних факторов, способных блокировать удовлетворение актуальных потребностей, высоким мотивационным потенциалом, ощущением «пространства» для самореализации, широкой жизненной перспективы, потребностью в установлении связи с окружающим миром. Не малым важным параметром для возможности реализации суверенного поведения оказывается «ощущаемость» будущего. Суверенность достигается за счёт субъективным восприятием высокой интеллектуальной и эмоциональной вовлеченностью в ожидаемое будущее, высокой чувствительность в восприятии событий жизни как личностно значимых, с ощущением себя активным участником происходящего.
Более того, именно общий показатель субъективного восприятия оценки временного отрезка будущего будет влиять на увеличение проявление суверенного поведения (при р=0,000). Эта тенденция подтверждается выявлением отличий между группой респондентов с высоким и низким уровнем выраженности суверенности при помощи Т-критерия. Именно параметр активности будущего (при р=0,040) будет выше выражен характеризует группу высоко суверенных респондентов.
То есть можем говорить, что суверенной личность становится при наличии рефлексивной позицией человека по отношению к будущим событиям жизни, умению построить мотивационную и целевую направленность в будущее - являющейся одним из показателей открытости человека в процессах жизненного самоосуществления.
Таким образом, в исследование было выявлено влияние отдельных характеристик субъективного переживания времени на проявление суверенности личности.
Обнаружены статистически достоверные различия в содержании субъективного восприятия времени, влияющих на способность выражать психологическую суверенность личности.
В частности, доказано влияние когнитивной оценки временной перспективы и непосредственно отдельных временных отрезков («прошлое», «настоящее», «будущее») на уровневую организацию проявления психологической суверенности.
Подтверждена зависимость выраженности психологической суверенности от характеристики временной ориентации личности.
Литература
1. Беленко, О.Г. Проявление процесса суверенизации личности в стратегиях коммуникативного поведения/ О.Г. Беленко// Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 - Барнаул, 2006
2. Буравцова, Н.В. Суверенность психологического пространства как фактор, способствующий развитию ценностносмыслового пространства личности / Н.В. Буравцова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. - 2008. - Т. 2. - № 1.
3. Дергачева О.Е., Дорфман Л.Я., Леонтьев Д.А.Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2008. № 3. С. 91-106
4. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский государственный университет, 2005
5. Клочко, В.Е., Краснорядцева, О.М. Суверенность как результат становления человека в совмещенной психологической системе / В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева // Вестник БГПУ: Психолого-педагогические науки. 2001. № 1
6. Кондратова, Н. А. , Пополитова О. В. Суверенность - депривированность жизненного пространства личности подростков и переживание ими страха и тревожности / Н.А. Кондратова, О.В. Пополитова // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования: сб. статей / сост. Е. В. Иванов; - -Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Вып. 12., 2010.
7. Коптева, Н.В. Онтологическая уверенность и психологическая суверенность / Н.В. Коптева //Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 3.
8. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности//Психологический журнал. — 2000. — с. 15-25.
9. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. - СПб.: Питер, 2008
10. Панина, Е. Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного благополучия личности: дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: специальность 19. 00. 01 <Общ. психология, психология личности, история психологии> / Е. Н. Панина - Красноярск, 2006.
Хантуева М.М.
Студентка, Дагестанский государственный университет ВЛИЯНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА ПСИХИКУ ДЕТЕЙ
Аннотация
В статье рассмотрено влияние сети Интернет на психику детей, раскрыто каким образом Интернет формирует личность несовершеннолетних и к каким последствиям может привести интернет-зависимость.
Ключевые слова: Интернет, влияние, дети.
103
Hantueva MM
Studentka, Dagestanskiy state university INFLUENCE TO NETWORK INTERNET ON PHYCHE CHILDREN
Abstract
In article is considered influence to network Internet on phyche детей, is revealled what image Internet forms the personality minor and to what consequence can bring internet-dependency.
Keywords: Internet, influence, children.
В середине 20-го столетия началось бурное развитие информационных технологий, которые в последствии заложили основу формирования-информационного общества. Технологии стремительно развиваются, предоставляя человеку все новые и новые возможности. Телефоны, компьютеры, телевизоры всё это стало неотъемлемой частью нашей жизни, благодаря которым мы постоянно можем быть в курсе всех событий, что очень важно для современного человека.
Все, что мы узнаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем через СМИ, - считает немецкий социолог Н. Луман. - С другой стороны, о самих СМИ мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику.
Оказывая сильное влияние с раннего детства СМИ практически формируют личность человека, его точку зрения, предпочтения, вкусы, привычки, т.е. овладевают его сознанием.
Одним из самых распространенных средств массовой информации является Интернет, который уже практически завоевал любовь всего населения. Несомненно, Интернет предоставляет человеку большие возможности, например: тысячи инвалидов получили возможность реальной удаленной работы, возможность общаться с друзьями, посредством Интернет можно получить доступ к огромным библиотекам, отправка электронного письма и многое другое, но нередко Интернет приводит и к большим проблемам. Если взрослые люди могут контролировать время, которое они проводят в интернете, то с детьми дело обстоит совершенно иначе. Дети более подвержены влиянию СМИ, так как у них не сформировано мировоззрение, и то с чем они сталкиваются, каждый день в Интернете становится для них обыденным, естественным. Специалисты считают, что противоречивая информация, размещенная на интернет-ресурсах, может губительно повлиять на детскую психику, учитывая факт полного отсутствия цензуры в Сети, и ребенок может легко попасть на сайты, совершенно не подходящие для его возраста. Большинство стран все еще не ввело законодательных ограничений на доступ несовершеннолетних к интернет-сайтам. Исключением является Китай, где уже разработано специальное программное обеспечение, фильтрующее нежелательные для детей сайты. Насколько эффективна такая защита, пока неизвестно. Дети все реже используют Интернет с образовательными целями, и чаще как средство общения. Это также является вредным для детей, ведь дети большинство времени сидят за компьютером почти не проводят время на воздухе и очень мало двигаются, что приводит к ухудшению зрения, снижению иммунитета и чаще именно такие дети страдают от излишнего веса, дети становятся неграмотными, замкнутыми, также ребенок не приобретает коммуникационных навыков. Играя в разные игры в интернете дети, забывают обо всем вокруг, в том числе и об учебе, сидя за компьютером, дети просто не замечают, как быстро проходит время.
Длительное время, введя такой образ жизни, дети попадают в интернет-зависимость, а именно не могут час просидеть без Интернета, пойти погулять с друзьями уже не интересно, учить уроки тоже скучно, они становятся очень раздражительными и нетерпеливыми, неадекватно реагируют на любую мелочь, смысл жизни они видят только в интернете.
В Интернете много форумов для самоубийц и наркоманов. Многих детей виртуальная жизнь приводит именно на эти самые форумы а результатом этого в большинстве случаев становится летальный исход.
Дети не могут должным образом отличить хорошее от плохого, и обязанностью каждого родителя является следить за тем, чем интересуется его ребенок, какие сайты он посещает, что смотрит по телевизору т.е. взять воспитание своего ребенка в свои руки а не предоставить это СМИ, Интернету и.т.д
Литература
1. Кочетов А. Н. Влияние Интернета на развитие общества //Информационное общество. - 1999. - №. 5. - С. 43-48.
Якимович Н.В.1, Городецкий И.Г.2
'Кандидат психологических наук, доцент; ^Кандидат химических наук, заведующий кафедрой, «МАТИ» - Российский Государственный Технологический Университет имени К.Э. Циолковского ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ КОРРЕЛЯЦИИ МЕЖДУ УРОВНЯМИ РАЗВИТИЯ МОТОРНЫХ И МЕНТАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
Аннотация
Исследование было направлено на то, чтобы определить, какие психические функции больше влияют на успешность пилотирования самолета: моторные или ментальные. Оказалось, что более успешно пилотировали самолет те лица, которые имели высоко развитые моторные функции, при этом их ментальные функции оказывались на невысоком уровне развития (была выявлена отрицательная корреляция между уровнями развития). Эти данные могут оказаться полезными для профотбора пилотов, где необходимо сделать акцент на диагностике моторных функций, т.к. уровень их развития может существенно отличаться от уровня развития ментальных функций.
Ключевые слова: моторные функции, ментальные функции, отрицательная корреляция.
Yakimovich N.V.1, Gorodetsky I.G.2
PhD in psychological sciences, the associate professor; 2PhD in Chemistry, the head of the department, "MATI" - the Russian State
Technological University of name K.E. Tsiolkovsky
ABOUT NEGATIVE CORRELATION BETWEEN LEVELS OF DEVELOPMENT OF MOTOR AND MENTAL
FUNCTIONS
Abstract
Research was directed on defining, what mental functions influence success ofpiloting of the plane more: motor or mental. It appeared that those persons who had highly developed motor functions more successfully piloted the plane, thus their mental functions appeared at a low level of development (negative correlation between levels of development was revealed). These data can be useful to professional selection of pilots where it is necessary to place emphasis on diagnostics of motor functions because level of their development can significantly differ from a level of development of mental functions.
Keywords: motor functions, mental functions, negative correlation.
При проведении профессионально-психологического отбора в летные училища гражданской авиации достаточно большое внимание уделяется диагностике уровня развития ментальных функций (функций мышления). В частности, тестируются способность к арифметическому счету, умение манипулировать пространственными представлениями, способность к анализу и синтезу, умение принимать решения и т.п. Однако недостаточное внимание уделяется диагностике моторных функций. Изучается в основном быстрота реакции на визуальные стимулы, умение давать ответы в дефиците времени, способность к перестройке двигательного навыка [1[.
Вместе с тем, специальное исследование, проведенное авторами статьи, показало, что успешность пилотирования самолета по заданной траектории в гораздо большей степени зависела от развитости моторных функций, чем от развитости ментальных
104