Научная статья на тему 'Влияние реформ современной России на реализацию конституционного права на образование'

Влияние реформ современной России на реализацию конституционного права на образование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
524
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛИЯНИЕ РЕФОРМ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние реформ современной России на реализацию конституционного права на образование»

1.2. ВЛИЯНИЕ РЕФОРМ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Кретова Л. А., аспирант.

Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации

Право на образование - особое право в системе конституционного статуса личности: это социальное право человека, создающее одновременно предпосылку для развития личности, общества и государства. Как самостоятельный институт оно впервые было закреплено ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, и дальнейшее развитие и нормативное закрепление получило в Пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также в ст.28 Конвенции о правах ребенка. Кроме того, оно закреплено практически во всех конституциях стран мира. Являясь решающим фактором для реального осуществления большинства прав и свобод человека, право на образование можно рассматривать как основу национальной безопасности России и всех ее составляющих - военной, экономической, экологической, геополитической систем безопасности .

В то же время, без целого ряда прав и свобод невозможно в полной мере воспользоваться самим правом на образование. Такие права, закрепленные в Конституции Российской Федераций, как: свобода мысли и слова (ч. 1 ст.29), право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст.29), право свободно выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.З7), право свободно выбирать религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28), право на объединение (ч.1 ст.30), -создают реальные гарантии для формирования качества образования, соответствующего современным требованиям.

«По мере развития общества и государства в России все очевиднее ощущается потребность в концептуальных изменениях законодательства об образовании, в его приведении в большее соответствие с Конституцией РФ, согласно которой наше государство является социальным»1. В настоящее время в России идут масштабные преобразования в образовательной сфере, которые определены в ряде подзаконных ак-тов2. Кроме того, действуют международные акты, связанные с присоединением России к Болонской декларации; а также вступил в действие с 1 января 2006 г.

1 Шкатулла В.И. Правовые аспекты современной системы образования в России. // Журнал российского права. - 2007. - № 4. - С. 29.

2 См.; Национальная доктрина образования в Российской Федерации; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.; Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации; Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010г..

приоритетный национальный проект «Образование». Однако, эти акты имеют коллизии, и потому реформы неоднозначно воспринимаются, как обществом в целом, так и научным сообществом в частности. «России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае, мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований...»3.Действие большого количества противоречивых документов порождает такие проблемы в реализации исследуемого конституционного права как: недостаточное обеспечение прав и свобод человека и гражданина в образовательной сфере; повсеместное нарушение конституционного принципа доступности образования; низкое качество образования на всех его ступенях; малоэффективное государственное и муниципальное управление сферой образования; отсутствие единой системы подготовки кадров; снижение жизненного уровня педагогов, престижа педагогической профессии; устаревшая материально-

техническая база учебных учреждений. Также не полностью решены проблемы финансирования; отсутствия преемственности между различными уровнями образования, увеличения разрыва между потребностями общества в образовании и качеством выпускаемых специалистов.

Конституционное право на образование без реально работающих механизмов его реализации, детальной законодательной регламентации, действительных юридических гарантий, а также соблюдений других прав и свобод человека, становится неэффективным и требует научного переосмысления. «Система законодательства об образовании понимаемая ,как совокупность законов и подзаконных актов, представляет собой огромный массив нормативных правовых актов, объединённых в отдельную отрасль законодательства. Основная функция этой системы заключается в том, чтобы обеспечить законодательную основу для правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования и, прежде всего, образовательных правоотношений, вытекающих непосредственно из естественного права человека на образование»4. Традиционно исследование противоречий и пробелов в законодательном регулировании вопросов образования исследуются административно-правовой наукой. Однако, отраслевые вопросы невозможно решать вне конституционно-правового регулирования ряда проблем, разрешение которых требует их стратегической оценки с точки зрения принципов социального государства, и координации всех звеньев государственного аппарата, что является предметом исследования конституционно-правовой науки. В рамках настоящей статьи рассмотрим некоторые из них.

1. Возникает необходимость на конституционноправовом уровне выявить содержание понятия «право на образование», чтобы его унифицировано использовало отраслевое законодательство в единой правовой системе России. Расширенное понятие образования содержится в проекте Концепции модельного Образовательного кодекса для государств-участников СНГ. В нём под образованием понимается процесс воспита-

3 Из Послания Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года. // - Российская газета. - 2006. - 11 мая.

4 Спасская В.В. Современная система Российского законодательства об образовании. // Право и образование. - 2006. - №5.

ния и обучения в интересах личности, общества, государства, ориентированный на сохранение, совершенствование и передачу знаний, трансляцию культуры новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния общества5.

В Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО под образованием понимаются все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей. Образование рассматривается, как организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение. Под обучением, в свою очередь, понимается любая перемена в поведении, информации, знаниях, взаимопонимании, мировоззрении, в системе ценностей, или навыках. В соответствии с МСКО обучение должно носить плановый характер, быть организованным, устойчивым, осуществляться при наличии определенных условий, в совокупности определяющих и отличающих его от других форм неорганизованного обучения. К указанным условиям МСКО относит: целенаправленность, целепола-гание, плановость; определенную последовательность обучающих действий, или модели обучения, с четко обозначенными целями; строго определенный порядок, форму обучения, определенную методику (обычно предполагается наличие преподавателя, однако взаимодействие может быть непрямым и/или неодушевленным); продолжительность и непрерывность (для каждого типа, вида обучения устанавливается своя минимальная продолжительность)6.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 10 июля 1992г№ 3266-1 «Об образовании» (далее Закон об образовании)7, под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

В юридической литературе существует несколько подходов к определению понятия права на образование. Так, С. А. Авакьян считает, что «право на образование заключается в возможности обучения в каком-либо образовательном учреждении, которое дает человеку общие знания, являющиеся основой его кругозора, а также специальные знания, в том числе необходимые для трудовой деятельности»8. Более широко данное понятие трактует В.И.Шкатулла, определяющий право на образование «как основное и естественное право, имеющее своей целью удовлетворение потребностей человека в информации и непосредственно в самом образовании»9. Высказываются и иные

5 См.: Проект концепции модельного Образовательного кодекса для государств-участников СНГ: Постановление Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 17.10.1998 г. № 45. // СПС «Гарант».

6 См.: Андиева М.С. Конституционно-правовые особенности образования как объекта управления. // Право и образование. - 2003. - № 5.

- С. 60.

7 Об образовании: Закон Рос. Федерации от 10 июля 1992г. (с изм. и доп. ) // СЗ РФ. - 1996.- № 3. - Ст. 150.

8 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - М., 2006. - Т.1. - С. 662.

9 Шкатулла В.И. Право на образование. // Государство и право. -

1997. - № 7 - С. 5.

мнения по данному вопросу10. Право на образование, по мнению Генерального директора ЮНЕСКО, не следует сводить только к общему базовому образованию -оно должно продолжаться всю жизнь и его следует рассматривать как право и обязанность человека на непрерывное образование11.

Расширение (сужение) понятия сущности и содержания конституционного права существенно влияет на систему гарантий, устанавливаемых социальным государством: на каком этапе и каким субъектам оно обязано обеспечивать образование как конституционную ценность, а кому разрешить приобретать образование за собственные средства. В настоящее время в демократических государствах право на образование в широком смысле обычно включает право на: бесплатное начальное или среднее образование в государственных и муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях; выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка; свободу преподавания; организацию частных учебных заведений. Многие конституции подкрепляют право на образование обязанностью родителей (или лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми начального (или общего основного) образования.

В Российской Федерации содержание права на образование закреплено в Конституции (ст.43) и развивается в отраслевом законодательстве. В настоящее время право на образование включает следующие правомочия:

1) на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;

2) на получение образования в соответствии с установленными стандартами;

3) на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;

4) на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;

5) на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;

6) на получение бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего образования, а на конкурсной основе - среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

7) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

8) на социально-педагогическую и психологопедагогическую помощь в процессе образования;

9) на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;

10) на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;

10 См.: Волохова Е.Д. Понятие и содержание конституционного права на образование. // Право и образование. - 2002. - № 3. - С. 23; Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий. / Отв. ред. В.А.Четвернин. - М., 1997.

11 См.: Шкатулла В.И. Право на образование. // Государство и право. - 1997. - № 7. - С. 5.

11) на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;

12) на продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье, при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;

13) на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;

14) на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;

15) на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся и др. В зависимости от совершенности правореализационного механизма, а также индивидуальных качеств носителя - человека, право на образование способно наполняться новым содержанием, что находит отражение и в образовательных стандартах12.

2. В настоящее время законодательство Российской Федерации в области образования представляет собой двухуровневую систему13. В соответствии со ст.3 Закона РФ «Об образовании» законодательство РФ в области образования включает в себя Конституцию РФ, Закон «Об образовании», другие законы и нормативно-правовые акты, а также законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ14. Закрепляя в статье 43 Конституции РФ право каждого на образование, основные принципы образования и его гарантии, в рассматриваемой сфере действуют и другие конституционные нормы. Так, в ст. 72 (п.1) общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; в ст. 114 устанавливается, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования. Закон Российской Федерации «Об образовании”, который по существу является «системообразующим», и выполняет функции основ законодательства в области образования, регулирует весьма широкий круг вопросов, в том числе, распределение компетенции между федеральным, региональным и местным уровнями власти в сфере образования, гарантии конституционных положений, закрепляющих право граждан на образование, установление государственных образовательных стандартов, системы образования, права и

12 См.: Перевалов В.Д. Право на образовательное право. // Ассоциации, центры и клубы ЮНЕСКО: демократия и права личности: Тез. Выступлений участников круглого стола 9-13 июля 1999г. - Екатеринбург, 1999. - С. 15-16

3 Некоторые авторы говорят о трёхуровневой системе (федеральный, региональный и муниципальный). См. например: А.Н. Козырин Актуальные проблемы развития образовательного законодательства Российской Федерации / Ежегодник российского образовательного законодательства. - Т. 1 - М., 2006.

14 Основу правового регулировании в сфере образования на федеральном уровне составляют Закон Российской Федерации от 10 июля 1992г. .№ 3266-1 «Об образовании»; Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. №125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее Закон о высшем образовании); Федеральный закон от 10.04.2000 №51-Ф3 «Об утверждении Федеральной программы развития образования», Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 № 8О3 «О федеральной целевой программе развития образования на 2006 -2010 годы», а также иные федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства Российской Федерации и ведомственные нормативные правовые акты Министерства образования и науки Российской Федерации в сфере образования.

обязанности субъектов образовательных отношений, вопросы экономики образования. Другим основополагающим законом является Федеральный закон от 22.08.1996 №125-Ф3 «О высшем и послевузовском образовании», который конкретизировал и уточнил основные положения Закона об образовании применительно к сфере высшего и послевузовского профессионального образования. Данный федеральный закон регулирует различные виды общественных отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, обучения в аспирантуре и докторантуре, присвоением ученых званий и присуждением ученых степеней.

Возникают противоречия между федеральным законодательством об образовании и отдельными положениями международно-правовых актов. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 23) устанавливает порядок признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем образовании. Значение этой статьи закона возросло за последние годы благодаря активной политике Российской Федерации, нацеленной на подключение к европейским интеграционным процессам в сфере образования. Однако норма Федерального закона в самых важных, принципиальных вопросах, не соответствует основным идеям и подходам Лиссабонской конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (ЕТЭ № 165) от 11 апреля 1997г15.

Новаторство Лиссабонской конвенции проявляется в том, что она фактически зафиксировала отказ от таких понятий, как «нострификация» и «эквивалентность»; они заменены на единый термин «признание». Под признанием в Лиссабонской конвенции (ст. I) понимается официальное подтверждение полномочным органом значимости иностранной образовательной квалификации в целях доступа ее обладателя к образовательной и (или) профессиональной деятельности16.

Лиссабонская конвенция о признании, в соответствии с принципами Великой хартии европейских университетов (Болонской декларации 18 сентября 1988 г.)7, значительно расширила объем прав университетов в вопросах признания зарубежных дипломов (квалификаций). Ранее эти вопросы в большинстве европейских стран являлись исключительной компетенцией национальных правительств. Малейшее

несоответствие национального законодательства положениям Лиссабонской конвенции создает серьезные юридические препятствия на пути продвижения данного государства к единому европейскому образовательному пространству.

Имеются и другие несоответствия, рассматриваемые в юридической литературе18. В этой связи возникает необходимость приведения норм Российского законо-

15 Решение о подписании данной Конвенции было оформлено постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 384. Федеральным законом от 4 мая 2000 г. № 65 - Ф3 Лиссабонская конвенция была ратифицирована. Для России она вступила в силу 1 июля 2000 г.

16 См.: Документы международного права по вопросам образования. / Под ред. Г.А.Лукичева и В.М.Сырых. - М.: Готика, 2003. - С. 15.

17 См.: Там же.

18 См. например: А. Н. Козырин Актуальные проблемы развития об-

разовательного законодательства Российской Федерации / Ежегодник

российского образовательного законодательства. - М., 2006. - Т. 1.

дательства в соответствие с международными актами по вопросам образования.

3. На сегодняшний день только на федеральном уровне непосредственно затрагивают отношения в сфере образования нормы более пятидесяти действующих законов. Наряду с изменениями, вносимыми непосредственно в текст Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и другие акты образовательного законодательства, большое значение на практике приобретают и многочисленные, так называемые косвенные изменения, которые не находят отражения непосредственно в тексте самих законодательных актов, однако могут существенно изменить практику применения законодательной нормы. Речь идет о многочисленных подзаконных актах, принимаемых в развитие положений актов образовательного законодательства, без учета которых невозможно представить, как функционирует реальный механизм правового регулирования в сфере образования. По мнению некоторых исследователей19, указанные акты достаточно детально разработаны, имеют ряд положительных качеств и могут считаться вполне удовлетворительными.

Однако, особенно с началом действия приоритетного национального проекта «Образование», их количество увеличилось. Это вызвано, прежде всего, тем, что проект не имеет какого-либо законодательного закрепления (можно назвать доктриной), а процесс его осуществления регламентируется актами Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов, Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства.

Возникает большое количество так называемых «непрофильных» законов. Эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере образования. Большое количество таких законов, их «разнокалиберность» (в одних законах содержится одна - две статьи по образовательной проблематике, в других - целые главы), частые случаи столкновений норм таких законов с нормами, содержащимися в «профильных» законах об образовании, -эти и ряд других причин делают весьма актуальной задачу систематизации законодательства в сфере образования. В этой связи следует поддержать предложения о необходимости принятия Кодекса об образо-

вании20.

4. Предоставляемые гражданам государственные гарантии, сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании» и другом отраслевом законодательстве, далеко не всегда соответствуют Конституции Российской Федерации. Так, Конституция

19 См: Спасская В.В. Современная система Российского законодательства об образовании. // Право и образование. - 2006. - № 5.; Филиппов В.М. Сравнительный анализ систем управления в вузах, организации и экономики образования; Университетское управление: практика и анализ. - 1998. - № 1.; О реализации права на образование в России. Совершенствование законодательной базы. / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1999. - № 9 (97).

- С. 2-14.

20 См.: Серегина С.Л. Конституционное право на высшее

о6разование / Автореф. дис. ... к.ю.н. - М., 2006: Сударенков В.В. О реализации права на образование в России. Совершенствование законодательной 6азы. / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1999. - № 9 (97). - С. 2-14. и др.

гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (п.п. 2,3 ст. 43). Закон РФ «Об образовании», содержит расширительное толкование данных гарантий, то есть подчеркивает, что общедоступным и бесплатным являются уровни начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Профессиональное среднее, высшее и послевузовское образование, доступное на конкурсной основе, является бесплатным (в государственных и муниципальных образовательных учреждениях) только в том случае, «если образование данного уровня гражданин получает впервые» (п.3 ст. 5).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование признается обязательным, и на родителей или лиц, их заменяющих, возлагается обязанность обеспечить получение их детьми образования данного уровня (ч.4 ст.43). В настоящее время правовой смысл этой обязанности, как отмечает М.В. Баглай, фактически сводится «к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной»21. В принципе Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность родителей, или иных законных представителей (в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от одного до пяти МРОТ) за неисполнение обязанностей в отношении несовершеннолетних, в том числе обязанностей по их воспитанию и обучению (п.35 ст. 5). Однако, ни один из нормативных актов не устанавливает ответственность, которая применяется в том случае, когда родители умышленно уклоняются от исполнения этой обязанности (или когда сами обучающиеся уклоняются от получения обязательного образования), либо если государство в лице уполномоченных органов исполнительной власти не предпринимает мер по обеспечению получения гражданами обязательного образования.

В этой связи аргументировано замечание В.И.Шкатулла: «В статье 43 Конституции установлена бесплатность дошкольного образования, в тоже время государство устанавливает размеры платы за образование в дошкольных учреждениях»22. Так, плата установлена статьей 52.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», а также Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 849 «О перечне затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образова-ния»23. Данное противоречие уже становилось

21 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М., 2001. - С. 268.

22 Шкатулла В.И. Указ. соч. - С. 6

23 О перечне затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006г. № 849. // ИИр://\мм«.дагаггї.ги

предметом разбирательства в суде24, но ясности и определенности в вопрос о платности дошкольного образования оно не внесло. Суд посчитал взимание платы законной, обосновав это тем, что плата берется за содержание ребенка в дошкольном учреждении, а не за образование. Однако, что включается в понятие «содержание ребенка в дошкольном учреждении», не поясняется.

5. Широко дискуссируется из-за отсутствия конституционно-правовой регламентации право на получение религиозного образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» не содержит каких-либо норм, а Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» лишь формально предоставляет возможность для получения религиозного образования (п.4 ст. 5). Не разработанность соответствующего механизма правового регулирования с учетом прямого действия ст. 14 Конституции Российской Федерации затрудняет доступ граждан к религиозному образованию, что существенно ограничивает их свободу получить (или дать своим детям) образование, в соответствии со своими религиозными и нравственными убеждениями.

6. В Центральном Федеральном округе за 2006 год выявлено 5 нормативных правовых актов субъектов РФ, противоречащих действующему федеральному законодательству25. Минобрнауки России, давая разъяснения по вопросам применения правовых актов, принятых до 1990 г., чаще всего касается вопросов организации образовательного процесса, закрепляющих те, или иные социальные завоевания в системе образования, отмена которых создала бы существенную брешь в правовом статусе участников образовательного процесса. Так, вопросы, касающиеся применения письма Минобразования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-2536 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» дважды разъяснялись Минобразованием России - письмом от 30 марта 2001г. № 29/1470-6 и письмом от 28 февраля 2003 г. № 27/2643-6. Другой

пример: постановлением Правительства РФ от 4 апреля 1994 г. № 286 «О признании утратившими силу решений по вопросам средней общеобразовательной школы» был отменен п. 5 постановления Совета Министров РСФСР от 16 октября 1987 г. № 402 «О состоянии травматизма среди детей в РСФСР и мерах по его снижению», при этом остальная часть данного правового акта была оставлена в силе.

Таким образом, современное российское образовательное законодательство обладает огромным потенциалом, который, к сожалению, остается пока недостаточно реализованным, поскольку отсутствует критерий оценки этих норм с позиции конституционных требований социального государства. Далеко не все декларированные нормы удалось осуществить в полном объеме. Кроме того, столь сложная и многоуровневая система нормативно-правовых актов может действовать эффективно при условии последовательного согласования всех содержащихся в них нормативно-правовых предписаний, отсутствия пробелов и нечетких, недостаточно ясных предписаний. К сожалению, действующая система нормативно - правовых актов по вопросам образования не в полной мере удовлетворяет названным требованиям. Таким образом, в качестве основных направлений совершенствования конституционного права на образование являются:

- выявление конституционно-правовых критериев образования в условиях социального государства и оценки соответствия нормативно-правовой базы образования в Российской Федерации этим требованиям;

- приведение законодательства в области образования в соответствие с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации;

- устранение противоречий, возникающих между актами образовательного законодательства и актами иных «смежных» отраслей законодательства (гражданским, административным, трудовым и т.д.);

- систематизация всего массива нормативноправовых актов в сфере образования.

24 См.: Решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 г. № ГКПИ 02-1399. // Бюллетень Верховного Суда . - 2003.

- № 1.

25 См.: Мониторинг нормотворчества субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, по вопросам реализации приоритетных национальных проектов // www.minjust.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.