Научная статья на тему 'Влияние различных видов капитала на доступность профессионального образования'

Влияние различных видов капитала на доступность профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An influence of human, social and financial capital on forming of inequality of access to high education has been viewed in the article. Changing of importance of given capital kinds in Russian Federation during the period of reforms have been analyzed and comparisons with advanced countries with transitional economy has been given.

Текст научной работы на тему «Влияние различных видов капитала на доступность профессионального образования»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2006. № 4. С. 92-97. © Т.Ю. Стукен, 2006

УДК 331.544

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КАПИТАЛА НА ДОСТУПНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т.Ю. Стукен

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

An influence of human, social and financial capital on forming of inequality of access to high education has been viewed in the article. Changing of importance of given capital kinds in Russian Federation during the period of reforms have been analyzed and comparisons with advanced countries with transitional economy has been given.

В современных условиях развития наукоемких и информационных технологий конкурентоспособность работника все в большей степени определяется его подготовленностью к выполнению конкретных функций. Сложность современного производства делает невозможным овладение большинством профессий непосредственно на рабочих местах и требует специального обучения в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования. В дальнейшем именно образование работников выступает в качестве барьера, ограничивающего их возможности в трудовой деятельности. В этой связи особое значение приобретает анализ доступности профессионального образования различного уровня, профиля и качества для отдельных социальных групп.

Роль образования как фактора формирования неравенств в социально-трудовых отношениях неоднозначна. Сторонники функционального подхода считают, что его важнейшей задачей, помимо развития человеческих ресурсов в соответствии с потребностями общества, является создание наиболее справедливого механизма селекции людей по их способностям, склонностям и достижениям. Напротив, представители статусного подхода полагают, что система образования неспособна обеспечить отбор людей в соответствии со способностями, она лишь закрепляет существующие различия на основании предписанного статуса (происхождение, уровень дохода, место жительства, национальность, пол и др.). Другими словами, система образования может «сортировать» людей и формировать их последующее неравенство в социально-трудовых отношениях и на основе способностей, и на основе положения в обществе.

Противоречивость указанных подходов скорее относительна, нежели абсолютна. В действительности причины, определяющие получение того или иного профессионального образования, тесно переплетены. Профессиональное образование, будучи первым этапом включения

человека в сферу социально-трудовых отношений, одновременно является завершающей стадией общеобразовательной подготовки. Поэтому уровень и профиль профессионального образования выступает следствием полученных знаний, умений и навыков на более ранних ступенях образования. В то же время качество общеобразовательной подготовки во многом определяется социальным положением семьи.

Как правило, возможность получения элитарного профессионального образования определяется предписанным статусом человека. В любом обществе должны существовать учебные заведения, предоставляющие уникальный спектр дорогостоящих образовательных услуг, доступ к которым имеют преимущественно выходцы из верхних социальных слоев, элиты. Отсутствие подобных возможностей нарушило бы их свободу выбора образовательных услуг в соответствии с индивидуальными потребностями. В то же время, реализация указанных образовательных услуг оправдана лишь тогда, когда дополняется развитой сетью учебных заведений, работающих на эгалитарных принципах и позволяющих получить качественное образование остальным группам населения в соответствии со способностями и склонностями. Наличие статусных барьеров доступа к образованию для основной массы населения неприемлемо ни с социальной, ни с экономической точек зрения.

Доступность профессионального образования в широком смысле предполагает наличие значительного сегмента массового образования, т. е. образования, не относящегося к элитарному и построенному на эгалитарных принципах.

Барьеры, формирующие неравенство доступа к профессиональному образованию вообще и качественному в частности, весьма многообразны. По П. Бурдье [2, p. 98-99], индивиды действуют в рамках различных силовых полей, в каждом из которых действует «свой» капитал. Наличие соответствующего капитала дает человеку власть в рамках конкретного силового поля, следствием чего является неравенство. От-

Влияние различных видов капитала на доступность профессионального...

93

талкиваясь от этой точки зрения, можно выделить несколько барьеров доступа к высшему образованию:

- человеческий капитал (знания, умения и навыки);

- финансовый капитал (все виды доходов и накоплений семьи);

- социальный капитал (включенность в социальные сети и связи).

Рассмотрим влияние выделенных видов капитала на доступность профессионального образования в РФ.

В соответствии со ст. 50 Закона РФ «Об образовании» «граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного... начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов» [1]. Статья 16 того же закона устанавливает, что «условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня». Таким образом, человеческий капитал по-прежнему является важнейшим барьером доступа к профессиональному образованию. Но его уровень все в большей степени определяется не только индивидуальными способностями, но и наличием различных видов семейного капитала (особенно финансового).

Проблема финансовой доступности образования, вероятно, существует на всех уровнях образования. Однако особенно остро она стоит в высшей школе.

Кривая Лоренца1, характеризующая доступность высшего образования в зависимости от финансовых ресурсов семьи, показывает, что на начальном этапе рыночных реформ (1993 г.) финансовый капитал не выступал в качестве существенного барьера к его получению (см. рис.). Значение индекса Джини (0,08) подтверждает равенство доступа к высшему образованию для выходцев из семей с разным уровнем достатка. Более того, дети из низкодоходных семей полу-

1 Расчеты для построения кривых Лоренца и индекса Джини выполнены автором на основе баз данных российской части международных опросов ISSP (модуль «Социальное неравенство», предоставлен Единым архивом социологических данных НИСП, Москва) и исследования RLMS. Выборка включала молодежь в возрасте 20-25 лет (возрастной диапазон выбран исходя из продолжительности обучения по программам высшего профессионального образования).

чали высшее образование даже немного чаще по сравнению со сверстниками из более обеспеченных семей. Учитывая значительные диспропорции в оплате умственного и физического труда в конце 1980-х - начале 1990-х гг., можно предположить, что более низкие доходы были характерны для части населения, обладающей высоким человеческим и культурным капиталом.

Однако по мере развития рыночных реформ ситуация быстро изменилась, что нашло отражение в росте неравенства, измеряемого по коэффициенту Джини до 0,20. Такой уровень может быть оценен как умеренный. Однако обращает на себя внимание то, что рост неравенства имел место прежде всего за счет ухудшения положения первой квинтильной группы. Ее доля среди студентов вузов снизилась почти вдвое - с 16,2 до 8,6 %, в то время как по третьей-пятой группам наблюдался небольшой рост в пределах 8-15 %. Факт увеличения роли финансового капитала нуждается в более глубоком исследовании. На наш взгляд, он обусловлен несколькими процессами.

1. Повышение роли финансового капитала является закономерным для стран с переходной экономикой, так как прежняя эгалитарная модель разрушена, а новые адекватные механизмы обеспечения доступности образования пока не созданы. Проведенные нами расчеты2 показывают, что индекс Джини, измеряющий доступность полного и незаконченного высшего образования для молодежи в зависимости от душевого дохода в странах с переходной экономикой, устойчиво превышает этот же показатель в развитых странах (таблица 1 ). Если для стран Центральной и Восточной Европы он варьирует в пределах от 0,19 до 0,53, то по странам большой шестерки дифференциация значительно ниже - от 0,03 до 0,11.

2. Преимущественное ухудшение положения молодежи из низкодоходных семей позволяет предположить, что финансовый капитал начинает выступать как серьезный барьер доступа к образованию вообще, а не только к качественному. Величина прямых затрат на обучение и упущенных заработков для семей с низким уровнем дохода является чрезмерно высокой и не позволяет им выбирать стратегии получения высшего профессионального образования.

2 Для проведения межстрановых сопоставлений здесь и далее использованы данные ISSP, модель «Социальное неравенство», 3 волна (1999 г.). Использовалась информация по развитым странам (США, Япония, Франция, Германия, Великобритания, Швеция, Норвегия, Канада, Испания) и странам с переходной экономикой (Россия, Чехия, Словакия, Болгария, Польша, Венгрия, Словения, Латвия).

94

Т.Ю. Стукен

квинтильные группы молодежи по размеру душевого дохода

------------ 1992 год ____________ 2004 год

Зависимость между величиной душевого дохода и получением высшего образования

Таблица 1

Роль финансового барьера доступности высшего образования в различных странах

Значение коэффициента Джини Страны

Менее 0,1 Франция, Норвегия, Швеция, Канада, Великобритания, Германия, Испания

От 0,1 до 0,2 Япония, США, Болгария

От 0,2 до 0,3 Россия, Чехия, Словакия, Польша

0,3 и более Словения, Венгрия, Латвия

3. Являясь серьезным барьером доступа к образованию, финансовый капитал может быть рассмотрен как ресурс, конвертируемый в человеческий и культурный капитал абитуриента и повышающий его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Снижение финансирования школ привело к тому, что, несмотря на закрепленную в «Законе об образовании РФ» норму о бесплатности среднего образования в государственных и муниципальных учреждениях, фактически получение среднего образования уже не является бесплатным. Родители вынуждены оплачивать приобретение учебных материалов и частично нести расходы на содержание, развитие и ремонт школы в различных формах (добровольные денежные пожертвования, натуральные взносы, взносы в специальные фонды и пр.).

Отсутствие возможностей для обновления библиотечного фонда, материально-технической базы, низкая заработная плата учителей, нежелание выпускников педагогических вузов работать в школе привели к тому, что существующие государственные образовательные стандарты, формирующие минимальные требования к подго-

товке выпускников школ, не выполняются. В этих условиях только семьи, имеющие возможность дополнительного финансирования обучения своих детей (лучшие школы, дополнительные образовательные программы и пр.), могут обеспечить приемлемый уровень подготовки. Получение качественного профессионального образования сегодня все более ассоциируется с необходимостью несения высоких издержек если не в процессе обучения в соответствующем учебном заведении, то на этапе подготовки к таковому.

Следующий барьер доступа к получению образования связан с обладанием социальным капиталом. О его наличии свидетельствует обладание связями и возможность их использования при обучении. Весьма сложно судить об этом по причине недоступности информации по данной проблематике за период, соответствующий началу рыночных реформ. Тем не менее, опираясь на оценки молодежью значимости связей как фактора жизненного успеха, можно оценить их среднее влияние в обществе и через него косвенно - роль в получении образования. Если в 1992 г. 56,4 % молодых людей считали, что для

Влияние различных видов капитала на доступность профессионального...

95

успеха в жизни иметь нужные знакомства «важно» и «очень важно», то в 1999 г. таких было уже 69,5 %. Это значительно выше оценок, полученных как в развитых странах (от 15,7 % в США до 44,8 % в Японии), так и в большинстве стран с переходной экономикой (от 27, 1 % в Венгрии до 50,4 в Польше).

Косвенно роль социального капитала можно оценить через изменения значимости социального происхождения и места жительства как барьеров доступности профессионального образования.

Анализ таблицы 2 позволяет отметить некоторые тенденции в уровне образования молодежи. Происходит возрастание роли образования родителей как фактора доступа к образова-

нию детей (действие предписанного статуса). Более 70 % лиц, получающих высшее образование, являются выходцами из семей, в которых отец также имел высшее образование (ранее таких было только 38 %). В то же время в группе молодежи, получающей более низкие уровни образования, преобладающей тенденцией становится нисходящая образовательная мобильность. Если прежде набор на данные уровни обучения осуществлялся за счет лиц из семей с аналогичным и более низким уровнем образования, то теперь - из семей с аналогичным и более высоким уровнем образования.

Таблица 2

Уровень образования отца как барьер доступа молодежи к профессиональному образованию, %%

Уровень образования респондента Уровень образования отца Всего

Высшее (незаконченное высшее) Среднее профессиональное Ниже среднего профессионального

1992 (n = 330)

Высшее (незаконченное высшее) 38,1 41,7 20,2 100

Среднее профессиональное 19,1 44,6 36,3 100

Ниже среднего профессионального 10,1 22,8 67,1 100

2000(n = 367)

Высшее (незаконченное высшее) 71,9 19,5 8,6 100

Среднее профессиональное 36,6 45,5 17,9 100

Ниже среднего профессионального 17,8 35,6 46,5 100

Таблица 3

Изменение вероятности получения высшего образования в зависимости от места жительства семьи и уровня образования родителей 1

Вероятность получения высшего образования в зависимости от имеющихся ресурсов Годы

1992 2000

В среднем 0,175 0,295

Наличие высшего образования у отца (да/нет) 0,205/0,169 0,561/0,258

Наличие высшего образования у матери (да/нет) 0,426/0,141 0,502/0,272

Место проживания (областной центр/прочие населенные пункты) 0,269/0,146 0,465/0,245

Проживание в областном центре и наличие обоих родителей с высшим образованием (наличие всех ресурсов/отсутствие всех ресурсов) 0,609/0,111 0,864/0,193

1 Расчеты выполнены на основе базы данных исследования «Экономические и социальные стратегии среднего класса», выполненного под руководством Т.М. Малеевой (2000 г.). Данные предоставлены архивной программой НИСП.

96

Т.Ю. Стукен

Влияние места жительства на доступность высшего образования остается стабильно высоким. Несмотря на то, что доля и городских, и сельских молодых людей, получающих высшее образование, растет, в структуре получающих и имеющих высшее образование в возрасте 20-25 лет наблюдается рост доли выпускников столичных школ и школ областных центров при снижении доли всех остальных.

В целом построенные модели логистической регрессии для молодежи в возрасте 20-25 лет показывают, что за годы становления рыночных отношений социальный и культурный капиталы стали существенным фактором доступности образования. Данные таблицы 3 иллюстрируют некоторые характеристики этого процесса (для 1992 г. n = 320; для 2000 г. n = 337; для всех включенных в модель переменных p < 0,01).

По всем приведенным характеристикам повысилась доступность образования и одновре-

менно возросла поляризация возможностей. Обладание любым из ресурсов увеличивает шансы на получение высшего образования в 1,8-2,1 раза, а обладание всеми видами ресурсов - в 4,4 раза. Следует отметить, что аналогичная модель, построенная для развитых стран (см. таблицу 4)1, показывает значительно более широкую социальную базу, из которой формируется контингент получающих высшее образование1 2. Если в западных странах обладание определенным видом ресурса увеличивает вероятность получить образование на 12-33 процентных пункта, то в России - на 28-56. При этом в постсоциалистических странах3 дифференциация существенно выше по сравнению с развитыми. Следовательно, значительный разрыв в доступности образования по признаку социальной принадлежности не является специфической российской особенностью, а обусловлен переходными процессами в экономике.

Таблица 4

Дифференциация доступности образования в зависимости от уровня образования родителей (1999-2000 гг.)

Страна Изменение вероятности получения высшего образования (раз) в зависимости от уровня образования родителей

Наличие высшего образования у отца Наличие высшего образования у матери Наличие высшего образования у отца и матери одновременно

Россия 2,06 1,86 3,37

США 1,45 1,23 1,70

Япония 1,28 1,15 1,43

Г ермания 1,57 1,28 1,90

Франция 1,17 1,09 1,25

Канада 1,44 1,22 1,67

Испания 1,50 1,25 1,78

Польша 1,32 1,73 2,11

Словения 1,49 2,28 3,21

Чехия 1,52 2,38 3,40

Венгрия 1,52 2,40 3,53

Таким образом, неравенство доступа к образованию, имеющее место в РФ, обусловлено двумя группами факторов. С одной стороны, достаточно высокий уровень неравенства является следствием переходного состояния экономики и проявляется не только в РФ, но и на всем постсоциалистическом пространстве. С другой стороны, институциональная среда и структура располагаемых ресурсов накладывают отпечаток на процессы формирования неравенства и определяют их особенности.

Существующие институциональные нормы ориентированы на обеспечение равенства доступа к образованию и конкурсность получения бесплатного среднего и высшего профессио-

нального образования по признаку обладания человеческим капиталом. Однако проведенный анализ выявил существенный рост дифференциации доступности образования. При стабильно высокой и имеющей тенденцию к росту роли

1 Сокращенный перечень стран обусловлен отсутствием необходимых переменных в некоторых национальных исследованиях.

2 Расчеты проведены за период 1999-2000 гг., n = 860, для всех включенных в модель переменных p < 0,05 за исключением переменной «высшее образование матери», где Р < 0,1.

3 Расчеты проведены за период 1999-2000 гг., n = 773, для всех включенных в модель переменных p < 0,05 за исключением переменной «высшее образование отца» и «Венгрия», где p < 0,15.

Влияние различных видов капитала на доступность профессионального...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

97

социального и культурного капитала как фактора доступности образования за период реформ существенно возросла роль финансового капитала. Сокращение расходов на образование и низкое качество подготовки в сфере общего образования привело к перекладыванию части расходов по финансированию обучения на население. Для семей с низким уровнем доходов наиболее доступно получение начального и среднего профессионального образования, которые в современных условиях воспринимаются как низшее благо. Нормальными благами являются школьное образование, дополнительная

подготовка и высшее образование. Наряду с самостоятельным значением финансового барьера, он получает все большее значение как источник внутрисемейных инвестиций в человеческий капитал. 1 2

1. «Об образовании» Закон РФ № 3266-1 от 10 июля 1992 г. // Российская газета. 1992. 31 июля.

2. Bourdieu P. The Forms of Capital // The Sociology of Economic Life / M. Granovetter, R. Svedberg (eds.). Boulder: Westview Press, 2001. P. 96-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.