Научная статья на тему 'Влияние различных программ занятий физической культурой на динамику ряда физиологических параметров'

Влияние различных программ занятий физической культурой на динамику ряда физиологических параметров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
166
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС-АЭРОБИКА / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕВУШЕК / FITNESS AEROBICS / ADAPTABLE POSSIBILITIES OF ORGANISM OF GIRLS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сикачева Юлия Михайловна, Стамова Лариса Гавриловна, Гулин Александр Владимирович

Показано, что регулярные занятия фитнес-аэробикой способствуют нормализации адаптационных возможностей организма девушек за счет усовершенствования вегетативного обеспечения кардио-респираторной системы и зависят от степени тренированности и продолжительности регулярных занятий фитнесом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сикачева Юлия Михайловна, Стамова Лариса Гавриловна, Гулин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYMENT PHYSICAL TRAINING ON DYNAMICS OF NUMBER OF PHYSIOLOGICAL PARAMETERS

It is shown that regular employment by fitness aerobics promote normalization of adaptable possibilities of an organism of girls at the expense of improvement of vegetative maintenance of cardio-respiratory system and depend on degree training and durations of regular employment by fitness.

Текст научной работы на тему «Влияние различных программ занятий физической культурой на динамику ряда физиологических параметров»

УДК 796.072.2: 613.84

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРОГРАММ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ДИНАМИКУ РЯДА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ

© Ю.М. Сикачева, Л.Г. Стамова, А.В. Гулин

Ключевые слова: фитнес-аэробика; адаптационные возможности организма девушек.

Показано, что регулярные занятия фитнес-аэробикой способствуют нормализации адаптационных возможностей организма девушек за счет усовершенствования вегетативного обеспечения кардио-респираторной системы и зависят от степени тренированности и продолжительности регулярных занятий фитнесом.

Экологическая обстановка окружающей среды, обострение социальных проблем в обществе, перегруженность учебных программ, нарушение гигиенических норм режима дня привели к снижению адаптивных возможностей, жизненно важных показателей ведущих функциональных систем, уровня здоровья, двигательной активности современных подростков, как школьников, так и студенческой молодежи [1-3]. Одна из проблем, стоящая перед современным физкультурным образованием, заключается в том, что интерес к урокам физической культуры и к занятиям спортом неуклонно снижается, а это отражается на уровне здоровья, физической подготовленности и готовности подросткового поколения выполнять свои социальные функции [4-6].

Повышение уровня физического состояния, укрепление здоровья и повышение интереса студенчества возможно путем внедрения комплекса средств современных и нетрадиционных видов гимнастики.

В течение последних лет в ЛГПУ для студенток ряда факультетов в программу по физической культуре включено одно из направлений оздоровительной аэробики - танцевальная фитнес-аэробика.

Программы по аэробике в основном состоят из базовых упражнений; с использованием различных танцевальных движений на основе базовых шагов.

Цель работы - исследование динамики физиологических параметров девушек-подростков под влиянием занятий фитнес-аэробикой в процессе физического воспитания для оценки эффективности и грамотного дозирования нагрузки.

Задачи исследования: 1) изучить влияние занятий фитнес-аэробикой на функциональное состояние вегетативной нервной системы; 2) изучить влияние занятий фитнес-аэробикой на показатели устойчивости организма к гипоксии; 3) исследовать в сравнительном аспекте влияние занятий физической культурой, предусмотренных обязательным образовательным стандартом и по программе, в которую включена фитнес-аэробика.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обследовано 46 девушек - студенток 1 курса ЛГПУ, отнесенных по состоянию здоровья к основной

медицинской группе в возрасте 17-20 лет. Организовано 2 группы: основная - 21 девушка, занимающиеся по программе, в которую включена фитнес-аэробика, и контрольная - 25 девушек, не занимающихся фитнесом или другими видами физической культуры, кроме учебных часов, предусмотренных обязательным образовательным стандартом.

Для определения изменений в функциональном состоянии организма исследовали: 1) устойчивость организма к гипоксии - дыхательные пробы Штанге и Ген-чи [7]; 2) функциональное состояние вегетативной нервной системы - ортоклиностатическая проба [2, 4]. Все пробы проводились до начала занятий, в конце третьего и шестого месяца обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

При проведении пробы Штанге в начале курса исследуемые показатели у всех студенток были на нижней границе возрастной нормы (норма для здоровых нетренированных лиц 40-50 с). В результате регулярных занятий по предлагаемым программам в каждой из групп произошел прирост времени задержки дыхания (табл. 1).

Однако, несмотря на значительный прирост показателей в обеих группах, значение задержки дыхания у девушек, занимающихся фитнес-аэробикой, превышает таковую в 2 раза через 3 месяца и в 3 раза через 6 месяцев занятий в сравнении с контролем.

Подобные выводы можно сделать и из данных, полученных при проведении пробы Генчи (табл. 2). В начале эксперимента задержка дыхания на выдохе была на нижней границе допустимой нормы (здоровые нетренированные лица - 20-30 с). Эти данные свидетельствуют о некоторой недостаточности дыхательной системы практически здоровых студенток подросткового возраста.

Прирост времени задержки выдоха в результате регулярных занятий по предлагаемым программам в экспериментальной группе также превосходил результаты, полученные в контрольной группе, в 2-3 раза.

Проведение ортостатической пробы в группах дало средние показатели (табл. 3).

При нормальной возбудимости симпатического отдела ВНС должно происходить увеличение частоты

Таблица 1

Средние показатели пробы Штанге (М ± т)

Группы Среднее время задержки дыхания, с Итоговый прирост,

до начала эксперимента через 3 месяца через 6 месяцев % / %

Контрольная (п = 25) 44,2 ± 1,1 48,7 ± 1,3 51,5 ± 0,9 10,2 / 16,5

Экспериментальная (п =21) 42,9 ± 0,8 54,8 ± 1,4 61,7 ± 1,1 27,7 / 43,8

Примечание: Р < 0,05.

Таблица 2

Средние показатели пробы Генчи (М ± т)

Группы Среднее время задержки дыхания, с Итоговый прирост,

до начала эксперимента через 3 месяца через 6 месяцев % / %

Контрольная (п = 25) 21,2 ± 0,7 24,7 ± 0,6 27,5 ± 0,9 16,5 / 29,7

Экспериментальная (п = 21) 22,9 ± 0,8 28,8 ± 0,7 41,7 ± 1,1 25,8 / 82,1

Примечание: Р < 0,05.

Таблица 3

Средние показатели ортостатической пробы (М ± т)

ЧСС, уд./мин.

Группы до начала эксперимента через 3 месяца че ез 6 месяцев

лежа стоя прирост, % лежа стоя прирост, % лежа стоя прирост, %

Контрольная (п = 25) 76,3±1,4 102,6±2,1 34,5 72,4±1,1 92,4±1,1 29,8 66,4±0,8 82,4±1,1 24,1

Экспериментальная (п = 21) 77,2±1,7 104,1±2,1 34,8 68,8±0,7 84,8±1,1 24,2 65,8±0,7 78,2±1,1 18,6

Примечание: Р < 0,05.

сердечных сокращений (ЧСС) не более чем на 18-27 % от исходной величины. Полученные цифры до начала тренировок говорят о повышенной возбудимости симпатического отдела ВНС, что расценивается как неблагоприятный фактор процессов адаптации [4, 8]. Из данных табл. 3 видно, что регулярные физические упражнения усовершенствовали вегетативное обеспечение гемодинамической функции сердечнососудистой системы. Симпатикотония стала значительно менее выражена у студенток обеих групп.

Небольшая разница увеличения ЧСС в обеих группах может свидетельствовать о том, что на данный показатель занятия физической культурой оказывали сходное влияние, аэробика преобладала незначительно.

Девушки, занимающиеся фитнес-аэробикой, отметили улучшение сна, повышение общего тонуса и работоспособности. Кроме этого, у исследуемых сформировалась потребность в занятиях физической культурой, воспитывалась привычка регулярно выполнять физические нагрузки.

ВЫВОДЫ

Комплексная программа физического воспитания студенток старшего подросткового возраста аэробной

направленности (аэробика, степ, фитнес) оказала благотворное влияние на организм студенток. У исследуемых первокурсниц повысилась устойчивость к гипоксии, гармонизировалось функциональное состояние вегетативной нервной системы, что способствовало нормализации адаптационных возможностей организма, расширению физиологических резервов кардио-респираторной системы. Показатели оздоровительного влияния зависят от степени тренированности и продолжительности регулярных занятий фитнес-аэробикой. Полученные данные подтверждают целесообразность рекомендовать при выборе средств физической культуры для студенток фитнес-аэробику, которую можно сочетать со всеми другими упражнениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 437 с.

2. Заболевания сердца и реабилитация / под ред. М.Л. Поллока, О.Х. Шмидта. К.: Олимпийская лит-ра, 2000. 500 с.

3. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э. Подросток: Физиологогигиенические и психологические основы обучения и воспитания. М.: МИОО, 2004. 280 с.

4. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. 236 с.

5. Дембо А.Г., Земцовский Э.В. Спортивная кардиология: руководство для врачей. Л.: Медицина, 1989. 586 с.

6. Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста / под ред. В.Р. Кучмы и Л.М. Сухаревой. М.: Изд-во ГУ НЦЗД РАМН, 2004. 198 с.

7. Макарова Г.А. Спортивная медицина: учеб. для вузов. М: Сов. спорт, 2008. 480 с.

8. Козлова Л.В., Козлов С.А., Семененко Л.А. Основы реабилитации. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 480 с.

9. Теория статистики / под ред. Г.Л. Громыко. М.: ИНФРА, 2000. 414 с.

Поступила в редакцию 16 ноября 2011 г.

Sikacheva J.M., Stamova L.G., Gulin A.V. EMPLOYMENT PHYSICAL TRAINING ON DYNAMICS OF NUMBER OF PHYSIOLOGICAL PARAMETERS

It is shown that regular employment by fitness aerobics promote normalization of adaptable possibilities of an organism of girls at the expense of improvement of vegetative maintenance of cardio-respiratory system and depend on degree training and durations of regular employment by fitness.

Key words: fitness aerobics; adaptable possibilities of organism of girls.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.