Научная статья на тему 'Влияние различных направлений музыки на биологические системы'

Влияние различных направлений музыки на биологические системы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
697
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Баркова Алина

В кратком сообщении приводятся результаты наблюдений школьницы, полученные под руководством преподавателя Злобиной В.М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние различных направлений музыки на биологические системы»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1 (17) 2011. с. 154-158.

Работы школьников

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МУЗЫКИ НА БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Баркова Алина

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59», Астрахань

Научный руководитель Злобина Вероника Михайловна

Введение

"Когда радуется и смеется музыка, с нею вместе смеется и радуется человек". Об этом говорил еще Шекспир в трагедии Ромео и Джульетта": "Лишь музыки серебряные звуки, снимают, как рукой, мою печаль". Установлено, что лирические напевы Чайковского, мазурки Шопена, рапсодии Листа помогают одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость. В нашем сложном земном мире любое явление можно направить и в положительную, и в отрицательную стороны. Музыка - не исключение.

"Жаль, что новая музыка так часто аритмична. Может быть, она служит началом многих духовных язв, но вопрос о гармонии необычно сложен. Аритмичность есть разъединение, но грубый ритм есть отупение". Действительно, в последние десятилетия уходящего века появилось множество музыкальных направлений и большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы.

Цель работы:

Выявление степени воздействия различных направлений музыки на биологические системы.

В рамках поставленной цели решались следующие задачи:

-теоретический анализ литературных данных о влиянии музыки на живые организмы;

-влияние различных направлений музыки на рост и развитие растений.

Материалы и методы исследования.

Данная исследовательская работа велась по трем направлениям:

1. Анализ воздействия различных направлений музыки на процессы корнеобразования лука.

2. Исследование всхожести семян декоративных растений под влиянием различных направлений музыки.

3. Исследование всхожести семян лука под влиянием различных направлений музыки.

Для исследования воздействия различных направлений музыки на рост и развитие растений в качестве тест-объекта были использованы луковицы сорта Каратальский, семена декоративных растений (петунья и календула) и семена лука.

Каждый день в течение 30 минут материал обрабатывался по следующей схеме:

1. Относительная тишина (контроль);

2. Классическая музыка (Бах);

3. Поп музыка

4. Блек-металл;

Луковицы проращивали в стеклянных сосудах в одинаковых объёмах (250 мл) дистиллированной воды при температуре 24 0 С в течение 6 дней. Опыт ставился в трехкратной повторности. Проводился учет количества корней, замерялась длина всех придаточных корней в выборках.

Семена лука сорта Каратальский проращивали в чашках Петри на фильтровальной бумаге смачиваемой дистиллированной водой. В каждом варианте проводили закладку по 50 шт., предварительно обработав перекисью водорода.

При проращивании семян определяли их всхожесть. Эти данные являются интегральными показателями агрессивного воздействия среды, так как суммарное влияние на клетки меристематической ткани растений обычно приводит к подавлению активности пролиферирующих клеток и, как следствие, к снижению ростовых процессов.

Семена петуньи и календулы высеяли в стаканчики с землей согласно инструкции по выращиванию декоративных растений. Стаканчики поместили на освещенный подоконник, 1 = 24 0С. Каждый день поливали дистиллированной водой.

Выбранные варианты декоративных растений отличались по характеристики семян. Поэтому количество заложенных семян отличалось. Петунья имеет мелкие семена - количество заложенных в каждом варианте 30 шт. У календулы крупные семена - 8 шт.

Оценивали всхожесть семян по следующей формуле

Количество _ проросших_ семян

-----------------------------------------------Х100 %

Общее _ количество _ заложенных _ семян

Результаты исследования

Рост и развитие растений является индикатором воздействия факторов среды. Человек давно заметил, что среди растений есть такие, у которых хорошо развито «особое» чувство, т.е. растения чутко реагируют на изменения условий окружающей среды: давления, влажности, характера почв. Шум как экологический фактор окружает нас постоянно и систематически воздействует на наш организм. Одним их форм проявления шума это музыка.

Мы провели исследование воздействия различных направлений музыки на рост и развитие корневой системы лука.

Наибольшее количество придаточных корней проросло под влиянием классической музыки 64 шт. (при 37 в контроле). Под воздействием поп музыки так же образовалось большое количество корней - в среднем на одну луковицу 53 шт. (рис. 1). При обработке луковиц блек-металлом количество корней было меньше чем в контроле и составило 34 шт. (табл. 1). Во всех вариантах исследование средняя длина придаточных корней была меньше, чем в контроле (табл. 1). Под воздействием классической музыки средняя длина придаточных корней составила 4,5 см (при 6,1 см в контроле), под влиянием обработки блек-металлом - 4, 8 см.

Таблица 1.

Рост и развитие корневой системы лука сорта Каратальский под воздействием различных направлений

60

50

40

30

20

10

длина(см)

■ кол-

Т ишина

Попса

Классика Блек-металл

Рис. 1. Развитие корневой системы лука под влиянием различных направлений музыки.

Таблица 2.

Всхожесть семян декоративных растений под влиянием различных направлений музыки

^Направление музыки Критерии оценки N. Тишина (контроль) Поп музыка Классика Black metal

% всхожести (петунья) 55% 35% 10% 0%

% всхожести (календула) 37,5% 12,5% 50% 25%

День появление всходов (петунья) 3 9 3 -

День появление всходов (календула) 7 12 5 5

Воздействие различных направлений музыки на процессы роста декоративных растений оказались неоднозначны. Семенам календулы «понравилось» влияние классической музыки, всхожесть семян составила 50%, при 37,5% в контроле. Воздействие Поп музыки и блек-металла снизили процент всхожести семян календулы: 12,5% и 25% соответственно (табл.2). Обработка семян петуньи различными

направлениями музыки снизила процент прорастания. Всхожесть семян во всех вариантах была ниже, чем в контроле (табл. 2).

0

Рис.2. Всхожесть семян петуньи

Рис.3. Всхожесть семян календулы

Таблица 3.

Всхожесть семян лука сорта Каратальский под влиянием различныхнаправлений музыки

Направление музыки Тишина (контроль) Поп музыка Классика Блек-металл

% всхожести 10 % 8 % 12 % 6 %

Обработка семян лука классической музыкой повысила процент всхожести - 12%, при 10 в контроле.

Тишина Классика Поп-музыка Блек-металл

Рис.4. Всхожесть семян лука сорта Каратальский

Выводы

При выполнении данной работы была поставлена цель, выявить степени воздействия различных направлений музыки на биологические системы.

После выполнения работы можно сделать следующие выводы:

Наибольшее количество придаточных корней проросло под влиянием классической музыки 64 шт. (при 37 в контроле). Под воздействием поп музыки так же образовалось большое количество корней - в среднем на одну луковицу 53 шт. При обработке луковиц блек-металлом количество корней было меньше чем в контроле и других вариантах, и составило 34 шт. Во всех вариантах исследование средняя длина придаточных корней была меньше, чем в контроле. Воздействие различных направлений музыки на процессы роста декоративных растений оказались неоднозначны. Семена календулы лучше проросли при обработки их классической музыкой, всхожесть семян составила 50%, при 37,5% в контроле. Воздействие поп музыки и блек-металла снизили процент всхожести семян календулы: 12, 5% и 25% соответственно. Обработка семян петуньи различными направлениями музыки снизила процент прорастания. Всхожесть семян во всех вариантах была ниже, чем в контроле.

Полученные данные можно использовать при проведении уроков экологии по теме «Шум как экологический фактор» и на факультативных занятиях. Данные наглядно демонстрируют воздействие различных направлений музыки на живые системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.