Научная статья на тему 'Влияние раннего развития детей старшего дошкольного возраста на процесс общения'

Влияние раннего развития детей старшего дошкольного возраста на процесс общения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
539
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / DIALOGUE / DEVELOPMENT OF CHILDREN / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCY / COMMUNICATIVE SKILLS AND ABILITIES / EDUCATIONAL UPBRINGING PROCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мосина Софья Викторовна

На основе проведенных исследований форм и тематики общения старших дошкольников проанализировано влияние раннего развития детей, сформированного современным информационным пространством, на процесс их общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мосина Софья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effects of early child development of senior preschool age on the process of communication

On the basis of the conducted researches of forms and subjects of dialogues of the senior preschool children, influence of early development of children generated by a modern information field, on process of their dialogue is analyzed.

Текст научной работы на тему «Влияние раннего развития детей старшего дошкольного возраста на процесс общения»

ных переживаний детей в ситуациях затрудненного общения, возрастную специфику социальной перцепции собеседника как «трудного партнера», степень осознанности у ребенка возникающих в ситуации общения коммуникативных трудностей.

Библиографический список

1. Леонтьев Д.А. Неклассический вектор в современной психологии // Постнеклассическая психология. - 2005. - № 1. - С. 51-71.

2. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. -СПб.: Речь, 2011. - 432 с.

3. Самохвалова А.Г. Психология детского затрудненного общения: онтогенетический аспект // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2011. - Т. 17. - № 5-6. -С. 216-222.

4. СапоровскаяМ.В. Социальная контекстуали-зация совладающего поведения в разные периоды жизни // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2012. - Т. 18. -№ 2. - С. 194-198.

5. УлановскийА.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал. - 2009. - № 2. - С. 18-28.

УДК 621.391

Мосина Софья Викторовна

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

sofiamosina@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ

На основе проведенных исследований форм и тематики общения старших дошкольников проанализировано влияние раннего развития детей, сформированного современным информационным пространством, на процесс их общения.

Ключевые слова: общение, развитие детей, дошкольные образовательные учреждения, коммуникация, коммуникативная компетентность, коммуникативные навыки и умения, образовательно-воспитательный процесс.

Проблема общения детей является предметом научного исследования на протя-. жении многих столетий. Общение рассматривается как «сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их воздействия друг на друга, и как процесс их сопереживания, взаимного понимания друг друга» [4, с. 179].

Однако в настоящее время информационная функция общения зачастую выполняется за счет «искусственных заменителей», обезличенных коммуникативных связей, которые формируют у детей специфические жизненные понятия, неадекватные поведенческие реакции и пр.

Первостепенное значение в воспитании дошкольников должен иметь учет воздействия раннего развития детей на процесс общения. Фактор раннего развития начинает проявлять себя уже в старшем дошкольном возрасте и, особенно, в крупных российских городах с развитой социально-экономической и информационной инфраструктурой. Дети в шести- и семилетнем возрасте активно впитывают в себя информацию, услышанную от родителей, сверстников, увиденную по телевидению или в реальной жизни. Растет количество коммуникативных контактов, негативно влияющих на формирование личности человека, его нравственных и культурных ценностей. В межличностном общении и в социальном дискурсе узакониваются, ста-

новятся привычными сходные (неопределенные или нейтральные) варианты реакций в вопросах морали, нравственности, смысла жизни. Кроме того, по словам Е.Н. Богданова, «в современном мире ребенок с раннего детства оказывается в окружении техносферы, существенной частью которой является телевидение. Влияние телевидения приобретает планетарный характер, обращается к многомиллионным аудиториям, создают новый тип культуры - аудиовизуальный» [1, с. 10]. В основе значительного числа современной продукции для детей (книги, аудиоиздания, детские фильмы, мультфильмы) заложены принципы перенасыщенности действием, в ущерб смысловым составляющим с формированием нереальной, нередко пугающей картины мира, окружающей среды, а также отсутствия необходимости осознания смысла увиденного или услышанного вообще. Таковы, например, детские компьютерные игры, где можно играть то на одной (в роли положительного персонажа), то на другой стороне (в роли отрицательного персонажа) или мультфильмы, где нет ни особо положительных, ни сугубо отрицательных персонажей. Действия многих героев мультфильмов и игр происходят вопреки соблюдению моральных и нравственных ценностей, а, подчас, и здравому смыслу. К этому следует добавить изобилие в данной продукции грубости, жестокости, алчности, психической неадекватности героев, ненормативной лексики, жаргона, использование психологических приемов, основанных на поощрении дур-

© Мосина С.В., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

45

ного вкуса и нездорового любопытства, потакании низменным инстинктам и слабостям. По мнению многих педагогов, психологов, детских врачей, в современных источниках информации детям слишком рано разъясняются и показываются те или иные аспекты человеческой жизни и развития, что приводит к формированию ранних не по возрасту субъективных ранних жизненных понятий [2-7].

В рамках несформированной психологии ребенка, это может привести и нередко приводит к извращенному восприятию с раннего возраста социальной действительности, окружающей среды, «черного» и «белого», взаимоотношения добра и зла. С другой стороны, слишком раннее восприятие и субъективное понимание и осознание сложных современных социальных, жизненных проблем и ситуаций, с учетом сложившегося к данному возрасту уровню и специфики мышления ребенка, отражается как на его психоэмоциональном состоянии, так и на процессе общения.

Учитывая актуальность данных проблем, в детском дошкольном учреждении г. Калуги в течение трех лет, последовательно у групп, перешедших в категорию старших дошкольников, автором статьи были организованы и проведены исследования форм и тематики общения детей старшего дошкольного возраста в отсутствие взрослых. Полученная информация заносилась в специальную форму оценки результатов обследования, в которой отражались тематика общения, эмоциональное содержание, источники полученной детьми информации, реакция на те или иные темы. После этого ежемесячно проводилась оценка и анализ результатов обследования.

По результатам исследования было установлено, что специфика общения детей дошкольного возраста со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками происходят с особым эмоциональным насыщением, сопровождаются резкими интонациями, криками, жестикуляцией, мимикой, смехом. В процессе общения детей такого возраста отсутствуют жесткие нормы и правила, которые соблюдаются ими, общаясь со взрослыми. Поэтому в общении со сверстниками дети более раскованы, произносят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию.

После проведения оценки и интерполяции результатов, полученных в ходе исследования, выявлена крайне негативная и опасная тенденция увеличения в общем объеме общения коммуникативных контактов (рассказы о родителях, комментарии увиденного в действительности или по каналам телевидения, споры) на темы взаимоотношения полов, физиологических потребностей, жестокости, богатства («крутизны»). Так, не стесняясь, дети обсуждают особенности физического строения своего тела и физиологических потребностей,

а также личной жизни родителей с выделением актов как физической ласки, так и насилия, грубости. Нередко проявлением силы и собственного достоинства у мальчиков становятся рассказы об издевательствах над домашними животными, физически слабыми сверстниками или престарелыми людьми. Всевозрастающую роль в общении занимают вопросы материального благосостояния родителей, иных членов семьи. Формируются такие негативные черты характера как жадность и эгоизм, а также пренебрежительное отношение к детям из более бедных семей, страсть к красивым вещам. Как показало исследование, уже на стадии детского сада происходит дифференциация детей по степени достатка и социального статуса родителей, и, что самое опасное, дети уже в таком возрасте извращенно воспринимают деньги и статус родителей, а не труд и знания как путь к успеху, уважению, благосостоянию. С точки зрения многих детей, престижными профессиями являются модель, поп-звезда, а также всевозможные должности, наделенные властью. У мальчиков становится популярной профессия милиционера и именно не в качестве доброго и справедливого «Дяди Стёпы», а в силу наличия машины с сиреной и мигалкой, дубинки и пистолета, которыми можно, с их уже сформированной точки зрения, напугать других людей и заслужить мнимое уважение. Понятно, что такая информация воспринимается детьми, исходя из коммуникативных контактов с членами семьи. Так, на вопрос, хотят ли они в учиться в школе, заданный на выпускном балу, ряд выпускников детского дошкольного учреждения дали ошеломляющий по циничности ответ, состоящий в том, что им бы хотелось учиться сразу в институте, так как там, в отличие от школы, можно, заплатив деньги, не ходить на занятия и учить уроки.

Фактор раннего развития детей в рамках информационного пространства сложившейся современной российской социальной действительности с ее негативными особенностями должен учитываться при формировании у детей дошкольного возраста первоначальных коммуникативных знаний, навыков и умений. Дети с развитыми коммуникативными навыками в большей степени, нежели представители других интерпретационных групп, ощущают (идентифицируют) себя в качестве представителей человеческой цивилизации, своей родины. Основные сформированные понятия, осознание ценностей и антиценностей в значительной мере оказываются адекватными общечеловеческим: желание мира и нежелание войны, победа добра над злом, любовь к ближнему и т.д. Их восприятие окружающего мира, как правило, оптимистичное, радостное, светлое. Такие дети гораздо чаще проявляют толерантность, дружелюбие по отношению к сверстникам из более бедных семей, отстающим в развитии, физически слабым или другой национальности.

46

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

Управление процессом общения путем использования педагогических и психологических коммуникативных приемов для формирования ценностно-нравственных ориентиров, моральных и психологических качеств, положительных поведенческих реакций детей становится основной педагогической задачей воспитателя. Очень важно, чтобы воспитатель, сам обладая высокой степенью коммуникативной компетентности, с учетом полученных профессиональных педагогических знаний, готов был эффективно, качественно и творчески реализовывать их с учетом всех личностных и психологических особенностей детей, а также возможных внешних и внутренних социальных, информационных и иных факторов в процессе проведения дошкольного воспитания: раннего развития, различий в умственном и физическом развитии, национальности и вероисповедании, влияния семьи, неоднородности социальных категорий. В этом случае даже процесс раннего детского развития с учетом несовершенного восприятия окружающей действительности, информации, негативно влияющей на формирование личности ребенка, может быть направлен в правильное русло его развития и становления как будущего образованного, трудолюбивого, общительного, социально активного, морально и физически крепкого человека и гражданина. Таким образом, возрастает актуальность и значимость вопросов формирования методических подходов к созданию комплексной регулируемой системы организации процесса развития общения ребенка, как важнейшего фактора формирования его личности. Проведенные исследования тематики

общения дошкольников, анализ и оценка полученных результатов обследований лягут в основу методики формирования профессиональной компетенции будущих воспитателей в области развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, разрабатываемой в рамках диссертационного исследования автором настоящей статьи.

Библиографический список

1. Богданов Е.Н. Психологическая основа СМИ. - СПб.: Питер, 2003. - 174 с.

2. Горемычкин А.И. Агрессивность информационного пространства как фактор современной экологии // 12 Всероссийская экологическая конференция молодежи «ЭК0-2006»: Сб. работ / под общей ред. В.А. Мясникова. - М.: Изд-во «Ладога-100», 2006. - С. 316-323.

3. Дети и проблемы толерантности: Сб. науч.-метод. материалов / отв. ред. Т.З. Адамьянц. - М.: ИС РАН, 2003. - 435 с.

4. Дубровина И.В. Возрастные особенности психологии детей. - М.: Просвещение, 2005. - 182 с.

5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 567 с.

6. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психики. - М., 2006. - 130 с.

7. Теряева С.В. Организация коммуникативного пространства на основе доверительных отношений в системе «педагоги-дети-родители». - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. - 654 с.

УДК 159.9.07

Латышева Юлия Александровна

Государственный академический университет гуманитарных наук, г. Москва

ullat@yandex.ru

ФЕНОМЕН ОТЦОВСТВА: СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ*

В статье представлен литературный обзор по проблеме отцовства. В данном исследовании сопоставляются разные точки зрения на определение и структуру отцовства. Представлены отечественные и зарубежные исследования в рамках двух подходов к изучению отцовства. Первый подход изучает отцовство применительно к развитию ребенка, в рамках второго подхода отцовство рассматривается через призму личности родителя.

Ключевые слова: определение отцовства, структура отцовства, «новое отцовство».

Психология отцовства - одна из наиболее интересных и в то же время наименее исследованных областей психологии родительства. История не знает аналогов столь высоких ожиданий относительно вклада отца в жизнь ребенка, причем не экономического или статусного обеспечения его жизни, а именно эмоционально-психологического участия в детских проблемах.

Анализ литературы, посвященной проблемам семейной психологии, показал: единого мнения относительно структуры отцовства не существует.

И.С. Кон определяет родительство как систему взаимосвязанных явлений, включающих: а) родительские чувства, любовь, привязанность к детям; б) специфические родительские роли и нормативные предписания культуры; в) обусловленное тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям, стиль воспитания [8].

Р.В. Овчарова считает, что родительство - это социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеж-

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 10-06-00301а).

© Латышева Ю.А., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.