УДК 378:159.9 Л. Р. Ахмадиева
канд. психол. наук, доц. каф. психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТРЕНИНГА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЕГО УЧАСТНИКОВ
В статье на основе эмпирического исследования описывается влияние психолого-педагогических условий тренинга публичного выступления на эмоциональные состояния участников тренинга. Исследуемыми условиями стали форма обратной связи, просмотр видеозаписи собственного публичного выступления, время предъявления видеозаписи собственного выступления, выполнение тематических упражнений, стимуляция «положительной» активности участников тренинга. Сравниваются динамика психической активации, интереса, эмоционального тонуса, комфортности и напряженности и их итоговые значения после тренинга при использовании обратной связи в форме критики и в форме сочетания похвалы и критики, при наличии и отсутствии стимуляции «положительной» активности участников, при наличии или отсутствии выполнения тематических упражнений, при различном времени предъявления видеозаписи собственного выступления, при индивидуальном и групповом просмотре собственного публичного выступления.
Ключевые слова: обучающий тренинг; публичное выступление; эмоциональные состояния участников тренинга; психическая активация; интерес; эмоциональный тонус; комфортность; напряжение; психолого-педагогические условия тренинга; обратная связь; стимуляция «положительной» активности участников; тематические упражнения.
Akhmadieva L. R.
Ph. D., associate professor of Psychology and Pedagogic Antropology Department, MSLU; e-mail: [email protected]
THE INFLUENCE OF PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF A PUBLIC SPEAKING TRAINING ON THE EMOTIONAL STATES OF THE TRAINEES
The article, which is based on empirical research, describes the influence of different psycho-pedagogical conditions of a public speaking training on the emotional states of the trainees. The experimental conditions include various kinds of feedback, video demonstration of the trainees' presentations, time of the video demonstration, behaviour modelling, stimulation of the trainees' 'positive activity'. The dependent variables of the study involve dynamics of mental activation, interest, emotional tone, sense of comfort and tension during and after the training. The independent
variables include feedback in the forms of criticism or 'criticism-and-praise sandwich', the presence or absence of 'positive' activity stimulation, behaviour modelling, time of the video demonstration of the trainees' initial presentations, group or individual video analysis.
Key words: educational training; public speaking; trainees' emotional states; mental activation; interest; emotional tone; sense of comfort; tension; psycho-pedagogical conditions of a training; feedback; stimulation of the trainees' 'positive activity'; behaviour modelling
Тренинги с каждым годом проводятся всё чаще и чаще. Но, несмотря на это, вопрос об эффективности тренингов и об условиях их эффективности до сих пор остается открытым. Одной из спорных тем является влияние эмоций на эффективность процесса обучения. Многие иностранные авторы считают, что эмоции предваряют любой процесс (в том числе научение) и являются своеобразным триггером к действиям. Для того чтобы усилить желание участников учиться, рекомендуют делать тренинг привлекательным, излучать энтузиазм, создавать хорошее настроение, шутить, приводить известные цитаты, стараться понравиться группе, развлекать участников, рассказывая истории, необычные факты, задавая провокационные вопросы. Кроме этого, советуют апеллировать к практической пользе, демонстрируя, чем тренинг может быть полезен людям в личной или профессиональной сфере [2; 4; 6; 9]. Кроме того, считается, что эмоциональное событие запоминается лучше и на более длительный период, поэтому задача тренера состоит в том, чтобы ассоциировать учебный материал с эмоциями участников. Участники тренинга удерживают свое внимание дольше всего на том, что вызывает у них сильные эмоции. При этом люди, как правило, избегают ситуаций, в которых они испытывают психологическое напряжение или физический дискомфорт. Поэтому, говоря о тренинге, специалисты подчеркивают, что люди сопротивляются обучению, если они чувствуют скуку, неловкость или унижение, и, наоборот, готовы преодолевать трудности, если чувствуют себя уверенно. По мнению большинства авторов, повышают эффективность тренинга хорошее настроение, интерес, веселье, удовольствие, ощущение комфортности; снижают - апатия, напряжение, плохое настроение, ощущение дискомфорта [3; 7].
Отечественные специалисты часто соглашаются с зарубежными коллегами. Например, предлагая русскую модель тренинга, Е. В. Сидоренко выделяет в качестве обязательных элементов обучения стремление к незаметности и безболезненности диагностических процедур, подчеркнутое внимание к методам регуляции эмоционального напряжения, веселость. Автор убеждена в том, что более лучезарный тренинг приносит больше пользы. Участники лучше учатся новому, когда они радостны. На тренинге должно быть захватывающе, интересно, весело, азартно [5].
Вышеописанные взгляды делают актуальным изучение влияния эмоций на результаты процесса обучения на тренинге. Однако, чтобы обеспечить подобные исследования, нужно сначала научиться контролировать эмоциональные состояния участников тренинга. Мы предположили, что воздействие на эмоциональные состояния можно обеспечить путем варьирования психолого-педагогических условий обучающего тренинга. Проверка данной гипотезы проводилась на материале тренинга публичного выступления.
Цель нашей работы - изучить особенности влияния психолого-педагогических условий обучающего тренинга публичного выступления на эмоциональные состояния его участников. Для достижения этой цели последовательно решались следующие задачи:
1. Организация тренингов публичного выступления с различными психолого-педагогическими условиями.
2. Диагностика эмоционального состояния участников до и после тренингов с различными условиями.
3. Выявление особенностей эмоциональных состояний и их динамики в процессе обучающих тренингов публичного выступления с различными психолого-педагогическими условиями.
Для решения поставленных задач было проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 257 испытуемых, из них - 169 девушек и 88 юношей. Средний возраст участников тренингов - 19 лет (минимальный - 17 лет, максимальный - 23 года).
Испытуемыми являлись студенты I, IV и V курсов МГЛУ (специальность «Психология», «Педагогика и психология») и студенты I и II курсов МАИ (специализация «Менеджмент в социальной сфере»).
В исследовании была выдвинута для проверки следующая гипотеза: отрицательно на эмоциональные состояния участников тренинга будут влиять обратная связь в форме критики, самостоятельный просмотр видеозаписи своего публичного выступления, просмотр видеозаписи в последний день тренинга, отсутствие тематических упражнений и отсутствие стимуляции положительной активности; положительно на эмоциональные состояния будут влиять обратная связь, сочетающая критику и похвалу, групповой просмотр видеозаписи своего публичного выступления, просмотр видеозаписи в первый день тренинга, выполнение тематических упражнений и стимуляция положительной активности.
Содержание и основные результаты исследований
Стандартный тренинг публичного выступления длится не менее 8 часов. Как правило, к концу тренинга его участники довольно сильно устают, вследствие чего целесообразно использовать для диагностики эмоциональных состояний методику, выполнение которой занимает не более 5 минут, и проводить 2 замера эмоционального состояния: до и после тренинга, так как с высокой долей вероятности точнее отражать влияние психолого-педагогических условий на эмоциональное состояние будут не его значения после тренинга, а сдвиг показателей, вычисляемый как разница между показателями эмоциональных состояний до и после тренинга публичного выступления.
Многие эмоциональные состояния, влияющие, по мнению большинства авторов, на эффективность тренинга, можно оценить при помощи опросника самооценки состояний психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжение и комфортности [1]. Данная методика, согласно утверждениям авторов, базируется на методике САН, но отличается от последней выделением шкал состояний, независимых от кажущейся семантической специфичности отдельных слов и словосочетаний стимульного материала. Предлагаемая
методика состоит из 20 пар противоположных по смыслу определений, характеризующих упомянутые в ее названии состояния. Степень выраженности каждого признака оценивается по 7-балльной шкале. Степень выраженности каждого состояния варьируется в диапазоне от 3 до 21 балла. Методика рассчитана на неоднократное обследование одних и тех же лиц. Для удобства последующей обработки данных мы перевели результаты испытуемых в процентную шкалу. Анализировались средние значения психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжение и комфортности после тренинга, а также динамика этих эмоциональных состояний.
Независимыми переменными в данном эмпирическом исследовании стали такие психолого-педагогические условия, как форма обратной связи, просмотр видеозаписи собственного выступления и выступлений других людей, время предъявления видеозаписи собственного выступления, стимуляция активности участников. Каждая переменная принимала два возможных значения:
1) обратная связь: а) сочетание критики и похвалы; б) только критика;
2) просмотр видеозаписи собственного выступления, сделанной до тренинга: а) самостоятельный, дополненный письменными комментариями тренера; б) групповой - учащиеся оценивали и обсуждали видео в группе вместе с тренером и другими участниками,
3) просмотр осуществлялся: а) в первый день тренинга; б) в последний день тренинга, перед повторной видеозаписью своего публичного выступления;
4) тематические упражнения, направленные на формирование поведенческих умений: а) проводились; б) не проводились;
5) стимуляция «положительной» активности участников (с помощью дополнительных вопросов, адресованных индивидуально каждому участнику): а) проводилась; б) не проводилась.
Зависимыми переменными были эмоциональные состояния участников после тренинга и сдвиг эмоциональных состояний.
Первым изучаемым условием была обратная связь. При значении «критика» участники тренинга обсуждали допущенные ими ошибки, внимание фокусировалось на том, что необходимо исправить. При значении «сочетание критики и похвалы» обсуждали не только ошибки, но и удачные проявления активности во время тренинга - хороший вопрос, интересный ответ, правильно выполненный элемент упражнения и т. п. Результаты сравнения эмоциональных состояний участников тренинга с помощью ^критерия Стьюдента для независимых выборок приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнение средних значений эмоциональных состояний участников тренинга при разных формах обратной связи
Эмоциональное состояние участников тренинга Сочетание критики и похвалы (87 чел.) Критика (89 чел.) Уровень значимости, P
Психическая активация (ПА) после тренинга 0,55 0,49 0,08
Сдвиг ПА 0,07* -0,01 0,02
Интерес (И) после тренинга 0,73 0,69 0,11
Сдвиг И 0,09 0,09 0,94
Эмоциональный тонус (ЭТ) после тренинга 0,74 0,70 0,12
Сдвиг ЭТ 0,10 0,05 0,05
Напряжение (Н) после тренинга 0,42 0,45 0,12
Сдвиг Н 0,00 -0,01 0,71
Комфортность (К) после тренинга 0,70 0,66 0,09
Сдвиг К 0,13 0,05 0,00
* жирным шрифтом выделены статистически значимые различия (уровень значимости p<0,05).
Согласно представленным данным, различные формы обратной связи влияют только на динамику эмоциональных состояний. При сочетании критики и похвалы психическая активация в процессе тренинга возрастает, а когда
присутствует только критика, психическая активация незначительно снижается. То есть, если обращать внимание участников на то, что у них получилось, они чувствуют себя бодрыми и готовы продолжить работу. Таким образом, похвала может выступать средством, продлевающим фазу оптимальной работоспособности участников тренинга, или, по крайней мере, создающим у них ощущение, что они готовы продолжать обучение.
Эмоциональный тонус и комфортность после тренинга повышается у обеих подгрупп, однако при сочетании похвалы и критики они повышаются в большей степени, чем при наличии одной критики. Таким образом, тренер может усилить положительную динамику самочувствия и настроения участников тренинга, обращая внимание на их достижения.
Следующим изучаемым условием был просмотр видеозаписи собственного выступления, сделанной до тренинга. Сравнивались эмоциональные состояния участников тренинга, которые смотрели видеозаписи своего публичного выступления самостоятельно и в группе. Результаты сравнения эмоциональных состояний с помощью ^критерия Стьюдента для независимых выборок приведены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнение средних значений эмоциональных состояний участников тренинга при индивидуальном и групповом просмотре видеозаписи собственного публичного выступления
Эмоциональное состояние участников тренинга Групповой просмотр (97 чел.) Индивидуальный просмотр (70 чел.) Уровень значимости, p
Психическая активация (ПА) после тренинга 0,48 0,58 0,00
Сдвиг ПА 0,00 0,08 0,02
Интерес (И) после тренинга 0,70 0,73 0,30
Сдвиг И 0,09 0,09 0,96
Эмоциональный тонус (ЭТ) после тренинга 0,70 0,76 0,03
Сдвиг ЭТ 0,07 0,08 0,88
Эмоциональное состояние участников тренинга Групповой просмотр (97 чел.) Индивидуальный просмотр (70 чел.) Уровень значимости, p
Напряжение(Н)после тренинга 0,44 0,43 0,55
Сдвиг Н -0,01 0,00 0,75
Комфортность (К) после тренинга 0,65 0,72 0,01
Сдвиг К 0,08 0,11 0,25
* жирным шрифтом выделены статистически значимые различия (уровень значимости p<0,05).
Полученные результаты демонстрируют, что групповой просмотр видеозаписи приводит к тому, что психическая активация участников во время тренинга остается неизменной, эти участники в меньшей степени чувствуют комфортность, их самочувствие после тренинга хуже, чем у тех, кто просматривал видеозапись своего выступления самостоятельно. В книгах, посвященных тренингу, в числе достоинств групповой работы называют обмен опытом, взаимную поддержку, возникновения ощущения «я не один такой» и т. п. Однако мы видим, что просмотр видеозаписи в группе не улучшил, а, скорее, ухудшил эмоциональные состояния участников. Возможно, это связано с тем, что ситуация группового просмотра способна утомлять (просматриваются записи всех участников группы, это занимает определенное время) и вызывать неприятные мысли. Например, рассуждая по аналогии, участник тренинга может подумать: «Я критиковал других участников, но при этом я сказал далеко не всё, что мог. А они, наверно, тоже теперь думают обо мне плохо».
Следующим условием было время просмотра видеозаписи собственного публичного выступления. Результаты сравнения с помощью ^критерия Стьюдента для независимых выборок эмоциональных состояний участников, смотревших видеозапись в первый и в последний день тренинга, приведены в таблице 3.
Таблица 3
Сравнение средних значений эмоциональных состояний участников тренинга при просмотре видеозаписи собственного публичного выступления в первый и в последний день тренинга
Эмоциональное состояние участников тренинга Просмотр в первый день (47 чел.) Просмотр в последний день (80 чел.) Уровень значимости, p
Психическая активация (ПА) после тренинга 0,45 0,51 0,14
Сдвиг ПА -0,05 0,05 0,02
Интерес (И) после тренинга 0,64 0,76 0,00
Сдвиг И 0,04 0,15 0,01
Эмоциональный тонус (ЭТ) после тренинга 0,64 0,76 0,00
Сдвиг ЭТ 0,01 0,13 0,00
Напряжение (Н) после тренинга 0,48 0,41 0,00
Сдвиг Н 0,01 -0,02 0,45
Комфортность (К) после тренинга 0,62 0,69 0,08
Сдвиг К 0,05 0,11 0,09
* жирным шрифтом выделены статистически значимые различия (уровень значимости p<0,05).
Как видно из таблицы, день просмотра видеозаписи своего выступления влияет как на эмоциональное состояние после тренинга, так и на динамику эмоционального состояния. Мы предполагали, что просмотр видеозаписи публичного выступления в последний день тренинга - непосредственно перед диагностикой эмоционального состояния - отрицательно скажется на результатах. Однако данные противоречат нашей гипотезе. Просмотр видеозаписи своего выступления в первый день тренинга приводит к тому, что интерес к обучению снижается, самочувствие после тренинга ухудшается,
напряжение возрастает. Некоторые высказывания участников позволяют предположить, что демонстрация видеозаписи публичного выступления расстраивает. Если участник в первый день тренинга испытывает негативные эмоции, у него может снизиться вера в то, что тренинг поможет исправить все те недостатки выступления, которые он увидел. Когда мы предъявляем видеозапись в последний день тренинга, участник уже попробовал выполнить несколько упражнений и имел возможность убедиться в том, что умения публичного выступления можно и нужно тренировать. Вероятно, когда он видит видеозапись того, каким он был, он может сказать себе, что сейчас, когда он смотрит, он уже не такой, что позволяет ему не так сильно расстраиваться в процессе просмотра.
Следующим условием было выполнение тематических упражнений. В тематических упражнениях формируются умения участников тренинга. Например, если в мини-лекции тренинга рассказывается о том, какие жесты уместны при публичном выступлении, а каких жестов нужно избегать, в тематическом упражнении участнику необходимо выступить, жестикулируя в соответствии с тем, что было сказано на мини-лекции. Результаты сравнения с помощью ^критерия Стью-дента для независимых выборок эмоциональных состояний участников, выполнявших или невыполнявших тематические упражнения, приведены в таблице 4.
Таблица 4
Сравнение средних значений эмоциональных состояний участников тренинга при наличии или отсутствии тематических упражнений
Эмоциональное состояние участников тренинга Есть упражнения (98 чел.) Нет упражнений (62 чел.) Уровень значимости, P
Психическая активация (ПА) после тренинга 0,57 0,42 0,00
Сдвиг ПА 0,08 -0,06 0,00
Интерес (И) после тренинга 0,74 0,65 0,01
Сдвиг И 0,12 0,04 0,02
Эмоциональное состояние участников тренинга Есть упражнения (98 чел.) Нет упражнений (62 чел.) Уровень значимости, P
Эмоциональный тонус (ЭТ) после тренинга 0,75 0,66 0,00
Сдвиг ЭТ 0,09 0,05 0,16
Напряжение (Н) после тренинга 0,43 0,44 0,65
Сдвиг Н 0,02 -0,05 0,02
Комфортность (К) после тренинга 0,71 0,61 0,00
Сдвиг К 0,10 0,08 0,41
* жирным шрифтом выделены статистически значимые различия (уровень значимости p<0,05).
Из таблицы 4 видно, что выполнение тематических упражнений оказывает максимальное влияние на эмоциональные состояния участников тренинга. При отсутствии упражнений психическая активация участников во время тренинга снижается. Выполнение упражнений повышает напряжение участников, но одновременно оно значимо повышает их интерес к обучению, улучшает самочувствие и настроение.
Последним изучаемым условием была стимуляция активности участников, которая проводилась следующим образом:
1. Невербальное подкрепление поведенческих проявлений «положительной» активности (вопросы по теме тренинга, активное участие в групповом обсуждении, проявление инициативы при отработке практических навыков, содержательные комментарии к мини-лекциям и высказываниям других участников, приведение примеров из личного опыта):
- улыбка;
- кивки головой;
- поддерживающие и одобряющие жесты и мимика.
2. Дополнительные вопросы, адресованные индивидуально участникам тренинга, проявляющим наименьшую активность.
3. Стимуляция вопросов по теме тренинга путем обращения к группе в целом и персонально к отдельным участникам с подобными формулировками:
- Все ли Вам понятно?
- Есть ли у Вас какие-нибудь вопросы?
- Какие жесты кажутся Вам наиболее опасными в ситуации публичного выступления? По какой причине?
- Что Вам приходилось слышать о способах установления контакта с аудиторией? и т. п.
4. Стимуляция проявления инициативы при отработке практических навыков:
- Кто самый смелый?
- Кто покажет пример?
- Вы, молодец, что стали добровольцем! и т. п.
5. Стимуляция участия в обсуждениях:
- Что Вы думаете по этому вопросу?
- Какова Ваша позиция относительно данного утверждения?
- На что бы Вы в первую очередь посоветовали обратить внимание при публичном выступлении данному участнику?
6. Запрос на приведение примеров из личного опыта:
- Могли бы Вы привести пример воздействия данного приема на аудиторию?
- Встречали ли вы выступающих с агрессивными жестами? Какое впечатление они на вас производили?
- Вы сказали, что практически избавились от слов-паразитов» в своей речи. Поделитесь, пожалуйста, с группой своим опытом.
Результаты сравнения эмоциональных состояний в группах с наличием/отсутствием стимуляции активности с помощью ^критерия Стьюдента для независимых выборок приведены в таблице 5.
Согласно представленным данным, стимуляция активности повышает психическую активацию, и интерес участников после тренинга способствует улучению эмоционального тонуса. По-видимому, стимулируя активность участников тренинга, мы укрепляем их веру в том, что они способны научиться
выступать на публике, тем самым мотивируя их на последующее обучение.
Таблица 5
Сравнение средних значений эмоциональных состояний при наличии или отсутствии стимуляции активности участников тренинга
Эмоциональное состояние участников тренинга Есть стимуляция (76 чел.) Нет стимуляции (91 чел.) Уровень значимости, P
Психическая активация (ПА) после тренинга 0,56 0,49 0,02
Сдвиг ПА 0,06 0,01 0,09
Интерес (И) после тренинга 0,77 0,66 0,00
Сдвиг И 0,13 0,07 0,04
Эмоциональный тонус (ЭТ) после тренинга 0,77 0,68 0,00
Сдвиг ЭТ 0,12 0,04 0,00
Напряжение (Н) после тренинга 0,42 0,45 0,15
Сдвиг Н 0,01 -0,01 0,34
Комфортность (К) после тренинга 0,70 0,66 0,18
Сдвиг К 0,10 0,09 0,74
* жирным шрифтом выделены статистически значимые различия (уровень значимости p<0,05).
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Психолого-педагогические условия тренинга публичного выступления влияют на такие эмоциональные состояния участников, как психическая активация, интерес, эмоциональный тонус, комфортность, напряжение.
2. Положительно на динамике эмоциональных состояний участников тренинга сказываются сочетание похвалы и критики, индивидуальный просмотр видеозаписи собственного публичного выступления, просмотр видеозаписи в последний
день тренинга, выполнение тематических упражнений, стимуляция «положительной» активности участников тренинга (р < 0,05).
3. Индивидуальный просмотр видеозаписи собственного публичного выступления повышает психическую активацию, эмоциональный тонус и комфортность после тренинга (р < 0,05).
4. Просмотр видеозаписи собственного публичного выступления в последний день тренинга повышает интерес, улучшает эмоциональный тонус и снижает напряжение после тренинга (р < 0,05).
5. Выполнение тематических упражнений улучшает все эмоциональные показатели после тренинга (р < 0,05).
6. Стимуляция положительной активности повышает психическую активацию, интерес и эмоциональный тонус после тренинга (р < 0,05).
Подводя итоги, можно отметить, что эмпирическое исследование позволило выявить влияние некоторых психолого-педагогических условий обучающего тренинга публичного выступления на определенные эмоциональные состояния его участников. Выполненная работа позволяет наметить многочисленные перспективы дальнейших исследований: сравнить влияние уже изученных психолого-педагогических условий на эмоциональные состояния участников других обучающих тренингов, продолжить поиск условий, от которых могут зависеть эмоциональные состояния, выявить влияние психолого-педагогических условий на другие эмоциональные состояния участников тренинга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. ; под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. - СПб. : Питер, 2003. - 560 с.
2. Рай Л. Развитие навыков тренинга. - СПб. : Питер, 2002. - 208 с.
3. Рэйс Ф. (ред.) 1500 советов тренеру и менеджеру по персоналу. -СПб. : Питер, 2003. - 320 с.
4. Рэйс Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру. - СПб. : Питер, 2001. -128 с.
5. Сидоренко Е. В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. - СПб. : Речь : Сидоренко и Ко, 2008. - 336 с.
6. Biech E. Training for dummies. - Wiley Publishing, Inc., 2005. - 409 p.
7. Bowman S. L. Training from the BACK of the Room! 65 Ways to Step Aside and Let Them Learn. - Pfeiffer, 2008. - 320 p.
8. Bray T. The training design manual. The complete practical guide to creating effective and successful training programmes. - Kogan Page, 2009. - 304 p.
9. Gargiulo T. L., Pangarkar A. M., Kirkwood T. The Trainer's Portable Mentor. - Pfeiffer, 2008. - 689 p.