Научная статья на тему 'Влияние промышленной модернизации конца XIX – начала XX вв. На рост грамотности рабочих (по материалам Центрально-Черноземного района)'

Влияние промышленной модернизации конца XIX – начала XX вв. На рост грамотности рабочих (по материалам Центрально-Черноземного района) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
269
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОДЪЕМ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНДУСТРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ / INDUSTRIAL EXPANSION / MODERNIZATION / INDUSTRIAL AND TECHNICAL BASE / THE LEVEL OF LITERACY / EDUCATION / SPIRITUAL NEEDS / EDUCATIONAL AND CULTURAL LEVEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Касимов А. С.

В данной статье рассматривается влияние промышленной модернизации конца XIX – начала ХХ вв. на рост потребности промышленного производства в большем количестве грамотных рабочих. Приводится статистика, в том числе и подсчеты автора, роста грамотности среди рабочих Центрально-Черноземного района. Сделан вывод о том, что технический уровень промышленного производства в отдельных отраслях требовал всеобщей грамотности рабочих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the industrial modernization of the end of XIX – the beginning of the XX centuries on growth of literacy of workers (according the materials of the Central Black Earth area)

The influence of the industrial modernization of the end of XIX – the beginning of the XX centuries on growth of needs of industrial production in bigger number of competent workers is considered in this article. The statistics, including author’s calculations, the growth of literacy among the workers of the Central Black Earth region is given here. It is concluded that the technological level of industrial production in separate branches demanded general literacy of workers.

Текст научной работы на тему «Влияние промышленной модернизации конца XIX – начала XX вв. На рост грамотности рабочих (по материалам Центрально-Черноземного района)»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 9(С)21

ВЛИЯНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ. НА РОСТ ГРАМОТНОСТИ РАБОЧИХ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО РАЙОНА)

© А. С. КАСИМОВ

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, кафедра новейшей истории России и краеведения e-mail: ifpspu@mail.ru

Касимов А. С. - Влияние промышленной модернизации конца XIX - начала XX вв. на рост грамотности рабочих (по материалам Центрально-Черноземного района) // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 695-698. - В данной статье рассматривается влияние промышленной модернизации конца XIX - начала ХХ вв. на рост потребности промышленного производства в большем количестве грамотных рабочих. Приводится статистика, в том числе и подсчеты автора, роста грамотности среди рабочих Центрально-Черноземного района. Сделан вывод о том, что технический уровень промышленного производства в отдельных отраслях требовал всеобщей грамотности рабочих.

Ключевые слова: промышленный подъем, модернизация, индустриально-техническая база, уровень грамотности, система образования, духовные потребности, образовательный и культурный уровень.

Kasimov A. S. - The influence of the industrial modernization of the end of XIX - the beginning of the XX centuries on growth of literacy of workers (according the materials of the Central Black Earth area) // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 695-698. - The influence of the industrial modernization of the end of XIX

- the beginning of the XX centuries on growth of needs of industrial production in bigger number of competent workers is considered in this article. The statistics, including author’s calculations, the growth of literacy among the workers of the Central Black Earth region is given here. It is concluded that the technological level of industrial production in separate branches demanded general literacy of workers.

Keywords: industrial expansion, modernization, industrial and technical base, the level of literacy, education, spiritual needs, educational and cultural level.

В пореформенные десятилетия, особенно в 90-е годы XIX в., в России происходил подлинный промышленный бум, или промышленная модернизация. В результате промышленного подъема 90-х годов в основном завершилась промышленная революция, сложилась индустриально-техническая база российского капитализма, качественно изменившая экономическую структуру страны. За годы подъема число фабрик и заводов обрабатывающей промышленности Европейской России выросло на 40 %, основной капитал удвоился, численность фабрично-заводского пролетариата увеличилась более чем на 60 %.

Индустриальное развитие затронуло даже земледельческие губернии, здесь также наблюдалась промышленная модернизация. Примером может служить Брянский уезд Орловской губернии, где базировалось акционерное общество Брянского завода, которое с течением времени превратилось в один из крупнейших капиталистических трестов России. Свидетельством бурного развития производства на Брянском заводе

в период промышленного подъема 90-х годов может служить выпуск паровозов. Начало их производства относится к 1892 г., а к 6 декабря 1899 г. на заводе был выпущен уже тысячный по счету паровоз [3. Д. 5. Ч. 42. Л. 1об, 58].

Развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства и рост численности всех категорий рабочих в конце XIX - начале XX в. не могли не отразиться на качественном составе пролетариата Центрально-Черноземного района (ЦЧР). Концентрация рабочих, уровень их грамотности, сознательности, общее развитие зависели от целого ряда факторов и, в свою очередь, определяли накал и разнообразные формы социальной активности, степень участия в революционном движении отдельных категорий и отрядов пролетариата.

Фабрично-заводское производство, вовлекавшее все большее число трудящихся, требовало, прежде всего, молодых, физически крепких и грамотных рабочих. Расширение индустриального производства Рос-

Таблица 1.

Грамотность рабочих черноземных губерний в 1897 и 1918 гг. (в %)

Губернии Грамотность

1897 г. 1918 г.

Воронежская 50,2 63,2

Курская 49,3 65,8

Орловская 49,0 69,1

Пензенская 45,9 63,2

Тамбовская 50,3 61,4

сии с конца XIX в. затронуло и земледельческие губернии Центра страны. Определенное представление по росту общего уровня грамотности рабочих дают переписи населения 1897 г. и профессиональная - 1918 г. (табл. 1).

Согласно переписи 1897 г. каждый второй рабочий ЦЧР был грамотным. По мере развития промышленности в районе повышался и уровень грамотности. Так, уже по переписи 1918 г. процент грамотных рабочих перевалил за 60, а в наиболее промышленно развитой Орловской губернии показатель грамотности рабочих составил почти 70 %.

Статистические сведения по г. Брянску Орловской губернии (наиболее промышленно развитому в районе) представляют нам следующую картину образования. население города вместе с пригородным рабочим поселком Брянского рельсопрокатного завода насчитывало по переписи 1897 г. 29595 человек. На это количество жителей приходились следующие учебные заведения: среднемеханическое 7-классное училище (учителей - 11, учащихся - 395), женская гимназия (учителей - 15, учащихся - 433), низшее мужское городское училище (учителей - 13, учащихся - 471), городское женское училище (учителей - 3, учащихся

- 170). Церковноприходских школ было 7 (учителей

- 14 и учащихся обоего пола - 813). Имелась одна воскресная школа. В городе было 4 библиотеки и одна читальня [4. Ч. 41. Л. 3].

На уровень грамотности оказывали влияние характер промышленного труда и место рождения. Об этом свидетельствуют показатели грамотности у рабочих Брянского арсенала (г. Брянск) и Золо-таревской суконной фабрики Пензенской губернии. На первом предприятии большинство рабочих составляли металлисты. По нашим подсчетам на основе первичных карт рабочих профессиональной переписи 1918 г., неграмотных среди них было 9,1 %, в то время как на Золотаревской фабрике -более 60 %.

Из первичных материалов профессиональной переписи 1918 г. следует, что грамотный рабочий - понятие неоднозначное и включает в себя самый разнообразный уровень образования. В некоторых личных картах рабочих указано об окончании ремесленного училища или начальной школы, а чаще всего подчеркнуто: «умею читать писать».

В Воронежской губернии наиболее высоким уровнем образования отличались рабочие губернского города. Среди них 41,5 % имели законченное начальное образование и 20 % - незаконченное [6. С. 174]. В металлообработке и машиностроении уровень образования был еще выше: 53,7 % рабочих имели законченное начальное образование и 22,2% - незаконченное. В Орловской губернии грамотных рабочих было: в машиностроении - 76,7 %, в обработке дерева - 62,2 %, пищевой - 50,1%, кожевенной - 68,8 % и в обработке пеньки - 64,6 % [7. С. 38]. Там, где применяется квалифицированный труд рабочего, - процент грамотных выше.

Постоянные рабочие имели более высокий показатель грамотности в сравнении с сезонными. Число неграмотных у последних в Воронежской губернии составляло 55,7 %, тогда как среди постоянных рабочих - только 23 %. Законченное начальное образование имели 22 % сезонных рабочих против 38,4 % у постоянных, незаконченное начальное - соответственно 19,2 % и 23,3 % [12. С. 9].

Уровень грамотности находился в зависимости и от возраста рабочих. Например, основная масса грамотных среди рабочих Брянского арсенала и Золота-ревской суконной фабрики приходилась на наиболее трудоспособный возраст - до 40 лет. Более всего грамотных было в возрастной группе от 21 до 30 лет. На текстильном предприятии в этой группе почти каждый второй рабочий был грамотным (при общей грамотности 34,7 %), а у металлистов грамотными были все. Эти данные свидетельствуют о том, что XX век требовал для крупного машинного производства практически всеобщую грамотность.

Однако средств для обучения детей не хватало даже на таких современных крупных предприятиях, как железные дороги. Так, казенная Сызрано-Вяземская ж. д. на протяжении 1316 верст пути и

9 крупных городов имела всего лишь 16 школ. Правление дороги выделяло на образование детей служащих

0,5 % отчислений. В 1909 г. Елецкой школе в Орловской губернии требовалось 130 руб. на школьную библиотеку и наглядные пособия, тогда как сумма сборов с родителей составила только 99 руб. 45 коп. При этом предстояли еще расходы на оплату выписанного «волшебного фонаря», световых картин и книг. Но возможностей оплатить все это в данной школе (как, впрочем,

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

и в других) не было. На 1910 г. правление выделило на все школы 1908 руб., из них на Елецкую - 50 руб., Моршанскую - 135, Пензенскую - 60, Воейковскую -35 руб. и т.д. [10. Д. 673. Л. 22-24]

При малом количестве железнодорожных школ многие дети линейных рабочих и служащих обучались в ближайших сельских школах. Последние были очень перегружены. На одного учителя в некоторых школах число учащихся доходило до 70 при норме 40 человек. В 1911 г. была проведена перепись детей школьного возраста у рабочих и служащих этой дороги, которая показала, что общее их количество - 12692 человека: детей 7 лет было 1900 человек; 8 - 1610; 9 - 1566;

10 - 1496; 11 - 1155; 12 - 1408; 13 - 1112; 14 - 1016;

15 - 943; 16 - 696. Сокращение старших возрастов свидетельствует о том, что в рабочих семьях к 13 -

16 годам «дети школьного возраста» становились уже рабочими. Из всех перечисленных детей «грамотных по-русски» было 9244 человека (71,7 %), неграмотных - 3648 (28,3 %). На 1 октября 1911 г. учились: а) в железнодорожных общеобразовательных школах -2045 человек; б) в иных учебных заведениях - 4922; в) нигде не учились - 5925 (46 %). Такая же перепись 1906 г. показала, что 6 тыс. детей школьного возраста нигде не обучались [10. Д. 706. Л. 44-45]. Для многих детей школьное образование не было бесплатным. В железнодорожных школах оплата зависела от размера зарплаты родителей и типа школы (двухклассные или одноклассные).

Всех желающих учиться не могли вместить тесные школьные помещения. Например, Моршанское двухклассное училище было сравнительно новым -открыто в 1896 г. Курс обучения был 6-летний: 1 класс

- 4 года, 2 класс - 2 года. В 1910 г. было 8 групп учащихся - 297 человек. Чтобы их разместить по отделениям, необходим было приспособить дополнительные помещения: сторожки, раздевалки, рекреационный зал, учительскую. и тем не менее на каждого учащегося приходилось по 2 квадратных аршина пола вместо полагающихся 4,5. Подобные трудности наблюдались практически во всех школах.

Из-за тесноты помещений в той же Моршанской школе в 1910 г было отказано в приеме 41 человеку. В 1908 г. отказы получили 206 человек, в 1909 г. - 220. В основном это были школы для бедных. В школах той же Сызрано-Вяземской ж. д. 36,8 % от общего количества учащихся составляли дети «беднейших служащих», годовое жалованье которых составляло менее 241 руб., 30,25 % - дети родителей, получавших от 241 до 360 руб. в год, 19,85 % - дети родителей, имевших годовой доход от 360 до 600 руб., и только 5,4 % были дети более обеспеченных родителей - свыше 600 руб. в год. Пятая часть учащихся (21,14 %) проживала не в месте расположения школы, а других станциях и разъездах. При этом из-за отсутствия средств общежитий и ночлежек при школах не было [10. Д. 673. Л. 59-60].

В 1911 г. в Пензенской губернии действовала 921 школа с 689991 учащимся, из них только 17642 (25,5 %) - девочки. Из-за недостатка школь-

ных мест было отказано в приеме 6506 мальчикам и 2555 девочкам, или 29,5 % учащимся младшего отделения. до окончания учебного года выбыло из школ 8666 мальчиков и 3888 девочек, или 18,2 % к числу учащихся [9].

По всей Сызрано-Вяземской ж. д. действовали только 3 библиотеки. В одну из них, в Моршанске, в 1910 г. за книгами обратилось 326 человек [10. Д. 673. Л. 56].

Еще большие материальные затруднения испытывали земские школы. Так, из статистического отчета по начальному образованию в Пензенской губернии за 1913/14 учебный год видно, что всего по губернии было 1060 начальных школ: земские, министерские, городские, церковноприходские и пр. Церковноприходские школы составляли 36 %, а светские - 64 %, в том числе земские - 53 %. На одну школу губернии приходилось 170 учащихся и более 32 квадратных верст территории. Официальная норма числа учащихся на одного учителя составляла 50 человек. Более трети однокомплектных школ (37 %) превышали эту норму. Из всех желающих поступить учиться в 1913/14 учебном году 6077 детей получили отказы (17,4 % от общего числа учащихся). Причина - переполненные школы, теснота помещений. В этом учебном году число оставивших школу до окончания курса составило 21 % от всех учащихся [13. С. 2-25].

По затратам на народное образование Пензенское губернское земство находилось в эти годы в последней группе, в числе 7 земств, направлявших на образование не свыше 5 % ко всему земскому бюджету. Официальный отчет гласит: «Насколько школьное дело находится в неблагоприятных условиях, можно судить уже по тому, что по величине затрат на одного учащегося в 1909 г. Пензенская губерния занимала предпоследнее место, расходуя всего 6 руб. 56 коп., в то время как средний расход по России достигал 11 руб. 59 коп. Уездные земства затратили на одного жителя в деле образования 21 коп., в среднем же по России расход этот равнялся 48 коп.» [5. С. V].

При таком повсеместно низком уровне школьного образования детей рабочие требовали открытия новых школ, снижения или отмены платы за обучение, вызывая своими требованиями беспокойство властей. Например, чиновник по особым поручениям орловского губернатора в 1903 г. сообщал своему шефу: «С 1 января на Брянском рельсопрокатном заводе стали взимать плату за обучение детей рабочих. По букве закона завод не обязан давать им даровое обучение, но он это делал в течение 25 лет, и рабочие к этому привыкли. Поэтому введение оплаты раздражает их, тем более, что земские школы обучают детей даром, а городские правительственные училища, которые по разряду выше Бежицких, взимают плату всего по 3 руб. в год» [2. Д. 4241. Л. 50].

В период мощной стачечной волны 1905 г. наряду с разнообразными политическими и экономическими требованиями рабочие ЦЧР предъявляли и следующие: «Построить в Сасове железнодорожную школу для обучения детей, где была бы библиотека, в

том числе с книгами для служащих»; «Построить при станции Рузаевка двухклассное училище министерского типа с бесплатным обучением детей служащих (для поступления в техническое железнодорожное училище)» [11. Д. 328. Л. 140, 149об].

Рост грамотности способствовал не только повышению уровня квалификации рабочих, быстрому и прочному усвоению ими профессиональных навыков, но и делал их более активными в социальном и общественно-политическом поведении. Среди многих рабочих наблюдалась тяга к учебе, к самосовершенствованию. «Растущая потребность у рабочих к систематическим знаниям» отмечена в «Отчете о деятельности Воронежского общества народных университетов». Рабочие посещали лекции и занятия, несмотря на то, что почти каждый вечер были заняты сверхурочными работами на заводах и железнодорожных мастерских». Они натолкнули организаторов народного университета на мысль заняться изданием популярного журнала, чтобы он «отвечал не только на одни технические вопросы, но затрагивал и общественноэкономические» [8. С. 11-12].

Власти пытались ограничить стремление рабочих к общественно-политическим знаниям различными способами. Например, директор народных училищ г. Курска в октябре 1907 г. доносил губернатору: «Курское педагогическое общество желает устроить вечерние общеобразовательные курсы для взрослых, где будут преподаваться арифметика, алгебра, геометрия, химия, русская история, русская литература, гигиена, политическая экономия. Контингент слушателей предполагается в основном из рабочих, и в программе политической экономии особенно выделен отдел об отношении рабочих к капиталу, а также рассмотрение разных теорий и учений по этому вопросу. Поэтому эту программу я отклонил, чтобы больше занимались арифметикой, а то будет странно, не зная элементарного, рассуждать о высоких материях» [1. Д. 19. Л. 158].

Рабочие стремились использовать любую возможность для повышения своего образовательного и культурного уровня. Так, газета «Чернозем» 4 ноября 1915 г. поместила следующую заметку: «На последнем собрании драматического кружка ярко выступил рабочий. Он говорил: «Народный дом только тогда оправдает ожидания, когда он действительно ответит на запросы демократической аудитории. Демократическая масса ждет от народного дома, прежде всего, лекций, идейный кинематограф, курсы, беседы, библиотеку.

Ждет идейную пищу и умственную работу. 10-12 часов однообразной физической работы парализуют ум и душу». Общество содействия внешкольному образованию, доступное рабочим, в 1914 г. посетили: лекции

- 2271 человек, литературно-музыкальные встречи -1043, народные чтения - 860, научный кинематограф

- 6712» [14].

Таким образом, развитие промышленности и всей экономики Черноземного Центра и России в целом в конце XIX - начале XX вв. отразилось на количественных и качественных характеристиках рабочих. Повышение технического оснащения промышленности и транспорта формировало более грамотный состав рабочих. Образовательный уровень пролетариата ЦЧР постоянно повышался. Однако финансовые возможности правительства и предпринимателей не позволяли удовлетворить потребности в обучении как самих рабочих, их детей, так и производства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. 1. Оп. 17.

2. Государственный архив Орловской области (ГАОО). Ф. 580. Оп. 1.

3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 102.001898.

4. ГАРФ. Ф. 102.7 д-во.1904.

5. Доклады и сведения о культурно-просветительной работе Пензенского земства. Пенза, 1914.

6. Дробижев В. 3., Соколов А. К., Устинов В. А. Рабочий класс Советской России в первый год пролетарской диктатуры: Опыт структурного анализа по материалам профессиональной переписи 1918 г. М., 1975.

7. Краткий очерк промышленности Орловской губернии. Орел, 1921.

8. Отчет о деятельности Воронежского общества народных университетов за 1915 г. Воронеж, 1916.

9. Пензенские губернские ведомости. 1915. 8 января.

10. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 273. Оп. 2.

11. РГИА. Ф. 273. Оп. 12.

12. Соколов А. К. Состав рабочих Ярославской и Воронежской губерний по данным первичных материалов профессиональной переписи 1918 г. // Вестник МГУ. 1972. № 4.

13. Статистический обзор начального образования Пензенской губернии за 1913-1914 учебный год. Пенза, 1915.

14. Чернозем (Пенза). 1915. 4 ноября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.