Научная статья на тему 'Влияние продовольственного импортозамещения на экономическую безопасность России'

Влияние продовольственного импортозамещения на экономическую безопасность России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3650
802
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
продовольственное импортозамещение / экономическая безопасность / российская экономика / санкции / меры / сельское хозяйство / социально-экономическое положение. / food import substitution / economic security / the Russian economy / the sanctions measures / agriculture / socio-economic status.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малькова А.В.

В статье исследуется проблематика текущего продовольственного положения России, сложившегося на фоне применения против нее санкционных мер западными странами, а также рассматривается процесс ускорившегося импортозамещения в России и его влияние на экономическую безопасность. Автор статьи рассматривает основные угрозы, нависшие над российской экономикой, вследствие примененных санкций, составляет прогнозы на ближайшее будущее в сельскохозяйственной отрасли. Выявляя положительный эффект в избавлении отечественной экономики от импортозависимости, автор на основе анализа собранной информации, предлагает возможные рекомендации, направленные на ускорение процесса импортозамещения и его максимальную безболезненность для российской экономики. Тщательное рассмотрение вопроса продовольственной безопасности позволяет сделать выводы о том, что российской экономике сейчас, как никогда, необходимо наладить грамотную систему управления, улучшить инвестиционный климат и направить рычаги воздействия на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF FOOD IMPORT SUBSTITUTION ON THE ECONOMIC SECURITY IN RUSSIA

The article investigates the problems of the current food situation in Russia that emerged on the background of the sanctions measures against it taken by Western countries, as well as the accelerated process of import substitution in Russia and its impact on economic security is being considered. The author studies the main threats hanging over the Russian economy as a result of sanctions and forecasts for the near future in the agricultural sector. The positive effect of independence of the national economy on imports, the author using the analysis of the collected information suggests possible recommendations aimed at accelerating the process of import substitution being as painless as possible for the Russian economy. Careful consideration of the issue of food security leads to the conclusion that the Russian economy now more than ever needs to establish an effective system of governance, improve the investment climate and direct leverage on the support and development of small and medium-size businesses.

Текст научной работы на тему «Влияние продовольственного импортозамещения на экономическую безопасность России»

ECONOMICS AND MANAGEMENT | Juvenis scientia 2016 № 1

43

влияние продовольственного импортозамещения на экономическую безопасность России

А. В. Мэльковэ

Национальный исследовательский Томский государственный университет Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36

В статье исследуется проблематика текущего продовольственного положения России, сложившегося на фоне применения против нее санкционных мер западными странами, а также рассматривается процесс ускорившегося импортозамещения в России и его влияние на экономическую безопасность. Автор статьи рассматривает основные угрозы, нависшие над российской экономикой, вследствие примененных санкций, составляет прогнозы на ближайшее будущее в сельскохозяйственной отрасли. Выявляя положительный эффект в избавлении отечественной экономики от импортозависимости, автор на основе анализа собранной информации, предлагает возможные рекомендации, направленные на ускорение процесса импортозамещения и его максимальную безболезненность для российской экономики. Тщательное рассмотрение вопроса продовольственной безопасности позволяет сделать выводы о том, что российской экономике сейчас, как никогда, необходимо наладить грамотную систему управления, улучшить инвестиционный климат и направить рычаги воздействия на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: продовольственное импортозамещение, экономическая безопасность, российская экономика, санкции, меры, сельское хозяйство, социально-экономическое положение.

the impact of food import substitution on the economic security in Russia

A. V. Maikova

National Research Tomsk State University 36 Lenin St., 634050, Tomsk, Russia

The article investigates the problems of the current food situation in Russia that emerged on the background of the sanctions measures against it taken by Western countries, as well as the accelerated process of import substitution in Russia and its impact on economic security is being considered. The author studies the main threats hanging over the Russian economy as a result of sanctions and forecasts for the near future in the agricultural sector. The positive effect of independence of the national economy on imports, the author using the analysis of the collected information suggests possible recommendations aimed at accelerating the process of import substitution being as painless as possible for the Russian economy. Careful consideration of the issue of food security leads to the conclusion that the Russian economy now more than ever needs to establish an effective system of governance, improve the investment climate and direct leverage on the support and development of small and medium-size businesses.

Keywords: food import substitution, economic security, the Russian economy, the sanctions measures, agriculture, socio-economic status.

В современных условиях политической и финансовой нестабильности перед многими странами нависла угроза обеспечения экономической безопасности. Вопросы, касающиеся стабильного экономического развития государства и общества стали крайне важными на сегодняшний день. Нынешнее социально-экономическое положение Российской Федерации побуждает государство к осуществлению чрезвычайно актуальной на сегодняшний день целенаправленной деятельности относительно обеспечения как экономической безопасности страны, так и российского общества.

Именно экономическая безопасность занимает ведущее место в совокупной системе национальной безопасности, поэтому национальные интересы могут и должны реализовываться только благодаря наличию достаточных экономических возможностей и стабильному экономическому росту и развитию. Мировой опыт доказывает, что экономическая безопасность страны - это не только гарантия ее независимости и процветания, но и условие благополучной жизнедеятельности ее социума, что, в свою очередь, характеризует внутригосударственное социальное спокойствие и устойчивость. Исходя из этого, обеспечение экономической безопасности является одним из наиболее важных и серьезных вопросов для каждого государства.

Само понятие экономической безопасности сочетает в себе перечень определенных условий и принципов, как внутренних, так и внешних, которые обеспечивают националь-

ной экономике эффективный динамический рост, способствуют благополучному удовлетворению потребностей общества, государства, индивида, повышают конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках, а также предохраняют от всевозможных потерь и угроз. Экономическая безопасность государства, в первую очередь, должна подтверждаться эффективностью национальной экономики, то есть, государство должно одновременно стремиться и к осуществлению охранительных мер в данной области и к повышению производительности труда, качества продукции, расширению товарного ассортимента и т.д. Для достижения необходимого уровня экономической безопасности и поддержания экономики на этом уровне, должны быть задействованы все ее звенья и структурные единицы, кроме этого, должна оказываться поддержка всей системой государственных органов[7].

Немаловажным фактором, влияющим на экономическую стабильность и, в том числе, безопасность, является тенденция импортозамещения, наблюдаемая ныне в Российской Федерации и непосредственно связанная с текущим политическим кризисом на Украине и разразившимися разногласиями вокруг ситуации в Республике Крым. Возникшее напряжение в международных отношениях оказало влияние на развитие не только России, но и всего мирового сообщества в целом, т.к. каждое государство в той или иной степени вовлечено в мировой экономический круговорот. Экономическая зависимость России от внешнего сектора проявляется, в первую оче-

44

Juvenis scientia 2016 № 1 | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

редь, в обеспеченности страны зарубежными стратегически важными товарами, наподобие продовольствия, лекарственных препаратов, оборудования и технологий для промышленного производства, а также в значительной доле экспорта нефти и газа. Проведение США, Канадой, рядом европейских и других стран санкционной политики породило заметные изменения в мировом товарообороте.

Согласно мониторингу ограничительных мер, примененных к товарам из Таможенного союза (России, Белоруссии и Казахстана), проводимому Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), было выявлено, что, главным образом, препятствуют продвижению этих товаров на внешние рынки страны Евросоюза, США, Украина и Узбекистан.

Если провести анализ отраслевой структуры санкций против России, то, можно заметить, что ключевыми являются направления основных отраслей экономики: нефтяная, газовая, атомная и военная промышленность, а также банковский капитал. Учитывая тот факт, что львиная доля экспорта РФ направлена на страны Европы, то, несложно сказать, что практически санкционная политика, направленная против России, ставит перед собой цель - вытеснить российские компании с европейского рынка с последующим сокращением экспортной доли в России [8].

Несмотря на то, что колоссальные убытки, как в финансовом, так и в социальном выражении, понесли сами же европейские страны-приверженцы или агитаторы санкций, стоит все же задуматься над тем, насколько санкционная политика угрожает безопасности российской экономики и в какой степени подрывает ее стабильность.

О направленном на импортозамещение курсе фактически было объявлено В.В. Путиным на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге: «Импортозамещение за счет модернизации промышленности и роста конкуренции поможет вернуть собственный рынок отечественным производителям». Мнение президента относительно импортозамещения также разделил премьер-министр Д.А. Медведев, указав, что развитие импортозамещающих производств является одним из приоритетных направлений политики: «Всего делать невозможно, но очень многие вещи, которые покупаем, мы способны делать сами» [1].

Импортозамещение является «процессом сокращения или прекращения импорта определенных товаров, посредством их замещения на внутреннем рынке страны аналогичными отечественными, адекватными или обладающими более высокими потребительскими свойствами и стоимостью не выше импортных». Под стратегией импортозамещения понимают «рассчитанную на долгосрочную перспективу систему мер, обеспечивающих достижение намеченных целей по объемам и структуре производства отечественной продукции при одновременном снижении потребления импортных товаров» [9].

Уже изначально, после введения «продовольственного эмбарго», стало понятно, что ограничительные меры, как против Российской Федерации, так и ответные контрсанкции России, служат неким мотиватором для переориентации отечественной экономики на обеспечение собственного рынка и смены позиций с поставщика природных ресурсов на производителя конкретного реального продукта. Об этом свидетельствует и активная позиция Правительства РФ, взявшего, как говорилось ранее, курс на импортозамещение. Кроме того, все мы понимаем, любому государству для создания высокой добавленной стоимости нужны высококвалифицированные кадры и достойные вложения, ведь именно высокая

добавленная стоимость является одним из фундаментальных условий процветания и богатства страны.

Рис. 1. Динамика поставок санкционных товаров сельскохозяйственной отрасли в Российскую Федерацию, млн $

По рисунку 1 наглядно заметно, что резкое снижение ввоза сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия, приходится именно на период введения ответных санкций Россией, согласно Указу Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Согласно данному Указу, ввоз сельхозпродукции из вышеуказанных стран приостанавливается на срок 1 год. В список санкционных продуктов вошли:

• Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное;

• Мясо крупного рогатого скота, замороженное;

• Свинина свежая, охлажденная или замороженная;

• Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, свежие, охлажденные или замороженные;

• Мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое;

• Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные;

• Молоко и молочная продукция;

• Овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды;

• Фрукты и орехи;

• Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе;

• Готовые продукты, включая сыры и творог на основе растительных жиров;

• Пищевые продукты (молокосодержащие продукты, на основе растительных жиров) [3].

В сложившихся условиях, отечественные производители продукции АПК получили шанс нарастить объемы производства продукции и избавиться при этом от доли импортной продукции, которая не всегда характеризуется высоким качеством. Однако, другая сторона медали заключается в том, что в результате, снижение уровня конкуренции, цены могут начать безосновательно завышаться, а качество отечественной продукции, в погоне за высокими прибылями, безбожно падать. А ведь продовольственная безопасность подразумевает, что население должно быть обеспечено не только основными необходимыми продуктами питания, вроде круп, овощей, молочных продуктов, мяса и яиц, но и что любому среднестатистическому россиянину продовольствие в принципе

ECONOMICS AND MANAGEMENT | Juvenis scientia 2016 № 1

45

должно быть доступно. Затрагивая вопросы обеспеченности продовольствием населения, следует отметить тот факт, что за минувший год общероссийской статистической службой был зафиксирован рост объемов производства сельскохозяйственной продукции.

Так, согласно данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, за прошедший 2014-ый год были достигнуты следующие показатели:

В производстве зерновых и зернобобовых культур достигнуты рекордные показатели урожая - 105,3 млн тонн зерна, что на 12,8% больше, чем в 2013 году. Выросли валовые сборы картофеля на 3% (до 31,5 млн тонн), овощей открытого и закрытого грунта на 2,4% (до 15,5 млн тонн).

В производстве скота и птицы на убой в живом весе прирост составил 4,1% (до 12,9 млн тонн) - в основном за счёт птицеводства (рост на 6,7%) и свиноводства (рост на 4,7%). Производство яиц сохранилось на уровне 2013 года (41,8 млрд штук). Объём производства молока за 2014 год составил 30,8 млн тонн, или 100,1% к уровню 2013 года [2].

Однако, тем не менее, показатели Доктрины продовольственной безопасности, - фактически, основного документа продовольственного суверенитета страны, - все еще не достигли планового выполнения.

Увеличение объёмов производства продукции растениеводства, несмотря на то, что было очень значительным, не достигло заданных показателей Госпрограммы в среднем на 2-3%. Удельный вес отечественной продукции, по отношению к заданию Госпрограммы, составил по отдельным видам продукции 97%-99%. Целевой индикатор по удельному весу отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в общем объёме их ресурсов (с учётом структуры переходящих запасов) составил по мясу и мясопродуктам - 82,5%, по молоку и молочным продуктам удельный вес отечественной продукции в общем объёме достиг 77,4% [2].

Уровень технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей остаётся по-прежнему недостаточным. Об этом говорит снизившийся объём приобретения:

- тракторов на 7,5% (до 14,1 тыс. единиц),

- зерноуборочной техники - на 3% (до 5,3 тыс. единиц),

- кормоуборочной - вырос на 1,3% (до 835 единиц) [2].

Рост цен в Российской Федерации происходит в целом на

фоне перепроизводства сельскохозяйственной продукции в странах Евросоюза и падения мировых цен на продовольствие [5].

Основная масса машин - 61% тракторов, 47% зернокомбайнов и 42% кормоуборочных комбайнов - эксплуатировались более 10 лет [2].

На основе данных Федеральной службы государственной статистики, можно наглядно выявить рост цен на отдельные виды сельскохозяйственной продукции. Если еще в сентябре 2014 года средняя цена на говядину составляла около 290 рублей за килограмм, то на сентябрь 2015 года средняя цена килограмма говядины возросла более чем на 20% и составила 350 рублей.

Эксперты оправдывают рост цен в России тем, что затраты отечественных производителей приблизительно на две трети номинированы в валюте [5].

Однако, вопреки всяким объяснениям, мы сталкиваемся с другой ситуацией: возьмем такую категорию продовольственных товаров, как яблоки, которые за истекший период заняли одни из главенствующих позиций среди «лидеров дороговизны» еще и потому, что рост цены на яблоки совпал с изменением курса евро. В сентябре предыдущего года сред-

ний ценник на 1 кг яблок колебался в районе 40-50 рублей, в то время как в октябре 2015-ого года средняя цена на килограмм яблок составила 76 рублей, учитывая тот факт, что польских яблок, импортируемых за валюту, на прилавках отечественных магазинов нынче быть не может [5].

Исходя из этого, возникает вполне логичный вопрос: по какой причине отдельные виды продовольственных товаров народного потребления непомерно растут в цене, и кто несет ответственность за доступность продовольственной корзины населению? А, главное, насколько эффективны меры, способствующие импортозамещению продовольственных товаров?

Слишком большая зависимость на сегодня от иностранного сырья, биодобавок, кормовых смесей пока не позволяет отечественным сельскохозяйственным отраслям безболезненно перейти на полное самостоятельное обеспечение национального рынка. Кроме того, потребление, к примеру, соевого шрота, который составляет основу кормов для птиц (его содержание в кормах достигает 35%), за истекший санкцион-ный год возросло более, чем в 2 раза в сравнении со средним потреблением предыдущих лет (табл.1).

Таблица i.

Динамика поставок соевого шрота в Российскую Федерацию (на основе данных Федеральной таможенной службы) [4]

Год Объем, тыс. т Стоимость, тыс. $

2010 436,8 201,0

2011 514,3 245,8

2012 489,9 280,8

2013 593,2 379,5

2014 460,9 288,4

2015 (январь-сентябрь) 1071,1 581,9

На сегодняшний день отечественному сельскому хозяйству удается с большим трудом справляться с возложенной на него функцией импортозамещения. Сложившаяся ситуация имеет немало причин, но среди всех можно выделить несколько основных:

1. «Голландская болезнь», начавшая охватывать экономику России в постсоветский период. Экспорт сырья препятствует высокому уровню производства добавленной стоимости в сельском хозяйстве.

2. Отсутствие баланса между вложениями, в том числе и бюджетными, в виде государственной поддержки, в развитие отрасли и самим уровнем ее развития.

3. Отсутствие мотивационного аспекта в подготовке кадров для сельскохозяйственной отрасли Недостаточно развитая система привлечения в отрасль специалистов рабочих профессий, а также неотлаженная система последующего трудоустройства

Отечественному агро-промышленному комплексу нужна новая система государственного менеджмента, который отличался бы подходом с ориентацией на клиента, руководством, полагающимся на скооперированность общественных, государственных и смешанных структур для обеспечения удовлетворения общественных интересов и решения общественных проблем [5].

В настоящее время сложилась такая ситуация, когда, с одной стороны, импортозамещение жизненно необходимо

46

Juvenis scientia 2016 № 1 | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

для восстановления и поддержания суверенитета страны, а с другой - для решения этой задачи необходимы масштабные изменения в самих основах общественного строительства - и в экономике, и в других сферах жизнедеятельности страны.

Кроме того, следует отметить, что успешное развитие отдельных отраслей народного хозяйства и полное импортозамещение возможно лишь при полном взаимодействии этих отраслей. Сельское хозяйство не будет иметь возможности к достойному развитию без участия и прогрессивного развития отечественного машиностроения, которое, на сегодняшний день, находится, к сожалению, отнюдь не в лучшей форме. Отсюда следует, что государству необходимо направить все силы на стратегическое развитие регионов, повышая конкурентоспособность как в традиционных, так и в наукоемких секторах экономики. При этом, создаваемая импортозамещающая продукция должна быть ориентирована как на внутренний, так и на внешний рынок, это необходимое условие достижения должного уровня конкурентоспособности отечественного производства.

В сложившейся ситуации, связанной с введением санкци-онных мер по отношению к России, политика ее продовольственной безопасности подвергается влиянию различных внутренних и внешних факторов риска и угроз. Это и социальные, и политические, и экономические, и производственные, и техногенные, и инновационные, и природные, и многие другие. Сопровождающими элементами, вкупе еще более усиливающими негативное влияние угроз в данном случае являются: относительно низкий уровень доходов значительной доли населения, растущая инфляция, слаборазвитость инфраструктуры, износ основных производственных фондов, недостаток трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, малоэффективное управление и т.д.

Для выполнения поставленной задачи ускоренного продовольственного импортозамещения, нужно, первоначально, обеспечить все необходимые затраты на увеличение сельскохозяйственного социально-экономического потенциала. Это означает, что следует направить финансирование на увеличение и качественное улучшение средств производства и оборудования, на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на расширение площадей земли под новые мощности, и на развитие потенциала трудовых ресурсов. Выделение средств из бюджета для развития сельского хозяйства позволит, по расчетам экспертов, к 2020 г. уменьшить импортные поставки овощей и мяса почти на 70%, молока и молочной продукции - на 30%, плодово-ягодной продукции -на 20%, винограда - на 55% [6].

Так как, это процесс довольно длительный, то необходима долгосрочная и последовательная работа по созданию и развитию в России производства аналогов импортной продукции. Кроме того, следует понять, что достижение задач импортозамещения зависит, в первую очередь, от развития предпринимательской деятельности, в особенности, малого и среднего, так как эти категории более гибкие за счет своей товарной узконаправленности и относительной малоза-

тратности в сравнении с крупными предприятиями. Следует принимать всевозможные меры по улучшению инвестиционного климата в стране, который играет значительную роль для производителей продукции. Ведь для успешного развития и создания конкурентоспособного продукта предприятие должно быть уверено в своей финансовой стабильности, которая зависит от вложений в него, в противном случае ни одни предприниматель не пожелает строить бизнес на шатких идеях, не приносящих мгновенной прибыли. В то же время, инвесторы не рискуют вкладывать средства в долгоокупаемые производства [6].

Таким образом, мы видим, что для решения проблемы импортозависимости и во избежание отрицательного влияния санкционной политики государств по отношению к России, нужны глубокие структурные изменения во всех основных сферах жизни российского общества.

Несомненно, что текущая ситуация, проявившаяся в невозможности приобретения Россией товаров у западных стран, дала определенный толчок к дальнейшему ускоренному социально-экономическому развитию. Теперь же важным звеном является построение эффективных методов и грамотного управления в области импортозамещения для достижения положительных результатов.

литература

1. Официальный сайт Президента РФ. Заседание 18 Петербургского международного экономического форума. Выступление Путина В. В. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/21080 (дата обращения: 12.11.2015).

2. Размещение официальной статистической информации по итогам работы АПК: национальный доклад Министерства сельского хозяйства России об итогах работы в АПК за 2014 год [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: офиц. сайт. - Электрон. дан. - М., 2015. URL: http:// www.mcx.ru/ дата обращения 13.11.15)

3. Размещение официальной статистической информации правительства РФ: О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Правительство России: офиц. сайт. - Электрон. дан. - М., 2015. URL: http://government.ru/ дата обращения 13.11.15)

4. Таможенная статистика внешней торговли: Отчет Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба: офиц. сайт. - Электрон. дан. - М., 2015. URL: http://www.customs.ru/ дата обращения 13.11.15)

5. Горбатов А. В. Продовольственное импортозамещение в РФ. Итоги первого санкционного года. Перспективы развития / А. В. Горбатов, О. В. Морозова // Фундаментальные исследования

- 2015. - №10. - С.357-361.

6. Солдатова И. Ю. Ускоренное импортозамещение в политике продовольственной безопасности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2015. - № 8 (63). - С.:7-12.

7. Тарасова Н. В. Проблемы обеспечения экономической безопасности России в период финансовой нестабильности // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 5-3. - С. 153-156.

8. Тюфанова А. П. Экономическое состояние России под действием финансово-экономических санкций / А. П. Тюфанова, А. В. Орлова // Материалы III международной научно-практической конференции. Под редакцией Е.В. Никулиной, Белгород. - 2015.

- Издательский дом: «Белгород». - С.369-379.

9. Юрьев В. М. Реальные модели и инструменты импортозамещения в экономике России / В. М. Юрьев, Е. К. Карпунина, Е. А. Колесниченко // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 2 (142). - С. 17-24.

Поступила в редакцию 20.11.2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.