Научная статья на тему 'Влияние познавательно-исследовательской деятельности на речевое развитие дошкольников'

Влияние познавательно-исследовательской деятельности на речевое развитие дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2347
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / SPEECH DEVELOPMENT / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / THOUGHT PROCESSES / ПОЗНАНИЕ / KNOWLEDGE / ОПЫТЫ / EXPERIMENTS / ЭКСПЕРИМЕНТЫ / INFORMATIVE-RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кувшинова Е.В.

В данной статье раскрываются значение познавательно-исследовательской деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста, преимущества исследовательской деятельности, положительные результаты в речевом развитии дошкольников в процессе исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кувшинова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INFORMATIVE-RESEARCH ACTIVITY ON SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

This article reveals the importance of cognitive research in language development of preschool children, the benefits of research, positive results in the language development of preschool children in the process of research.

Текст научной работы на тему «Влияние познавательно-исследовательской деятельности на речевое развитие дошкольников»

зике». Это объясняется тем, что не все методисты видят необходимость изучения методологии науки будущими учителями. Наиболее широко кластеры методологического базиса представлены в программах Московского педагогического государственного университета, Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Челябинского государственного педагогического университета, Уссурийского Государственного педагогического института.

Таким образом, можно сделать вывод, что проанализированные программы требуют пересмотра на предмет введения в них методологии науки.

Е.В. Кувшинова

воспитатель, МАДОУ ЦРР - детский сад №3 Кировского района г. Уфа

ВЛИЯНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В данной статье раскрываются значение познавательно-исследовательской деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста, преимущества исследовательской деятельности, положительные результаты в речевом развитии дошкольников в процессе исследовательской деятельности.

Ключевые слова: познавательно-исследовательская деятельность, речевое развитие, мыслительные процессы, познание, опыты, эксперименты.

Е.У. Kuvshinova, Tutor of kindergarten №3 Kirov areas of Ufa

INFLUENCE OF INFORMATIVE-RESEARCH ACTIVITY ON SPEECH DEVELOPMENT OF

PRESCHOOL CHILDREN

Abstract: This article reveals the importance of cognitive research in language development of preschool children, the benefits of research, positive results in the language development of preschool children in the process of research.

Keywords: is informative-research activity, speech development, thought processes, knowledge, experiments.

Еще несколько лет назад проблема речевого развития детей дошкольного возраста не была столь острой, как в настоящее время. Особенность постановки и решения этой проблемы на современном этапе обусловлена ускоряющимся ростом потребностей дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека, появлением новых видов деятельности, усложнением общения со взрослыми и сверстниками, расширением круга жизненных связей и отношений. В связи с этим одним из основных направлений образовательного процесса является создание условий для развития речи ребенка, полноценного овладения им средствами общения.

По мнению Л.А. Венгер, Т.А. Куликовой, А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Под-дьякова, Н.К. Постниковой и др. важным средством развития речи дошкольников выступает исследовательская деятельность. Она представляет собой целенаправленный процесс активного познания окружающего мира на основе овладения навыками практического и вербального исследования предметов, объектов и явлений, их свойств и закономерностей.

В работах многих отечественных педагогов (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Пань-ко и др.) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную исследовательскую деятельность, в процессе которой они самостоятельно могут обнаружить новые свойства предметов, их сходства и различия, и стать способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.

Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она не только дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, в ее процессе идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, в ходе которых совершаются операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения и др., - все это способствует становлению речи, так как ребенку необходимо постоянно давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, делать выводы, умозаключения.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, накопление фонда умственных приемов и операций, но и интенсивное развитие всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой), которые в дальнейшем послужат базой для построения новых, более сложных форм речи.

В процессе исследовательской деятельности ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения проблемных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов. У дошкольника появляется сознательное отношение к речи и к старшему дошкольному возрасту речь становится произвольным самостоятельным процессом. В ходе выполнения опытов, экспериментов, исследований ребенку важно передать в речи алгоритм действий и содержание своей работы, особое значение имеет речевая деятельность, которая представлена в виде бесед, слушаний, рассуждений, составления творческих рассказов. Она имеет свои мотивы и цели и развивается только в процессе специально организованной деятельности, когда взрослый предъявляет к речи ребенка определенные требования (желание и умение высказывать собственные суждения, оценки, свой подход к решению проблем; способность к свободному обсуждению, диалогу, обнаружению противоречий, формулированию проблемы; умение самостоятельно делать выводы и обобщения и др.) и учит его как их следует выполнять. Таким образом, речь превращается в умственную интеллек-

туальную деятельность.

Слово фиксирует результат познавательно-исследовательской деятельности, закрепляя его в сознании ребенка, за каждым словом дошкольника стоит представление ребенка о конкретном предмете или ситуации, поэтому в речи дошкольников преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку и с которыми он постоянно действуют (такую особенность словаря дошкольников описал Е.А. Аркин). Услышав новое слово, ребенок стремится понять его, найти ему аналогию в собственном опыте, имеющихся знаниях. Посредством исследовательской деятельности осуществляется активное пополнение словарного запаса дошкольника, путем введения в лексикон терминологии, используемой в данном виде деятельности, развивается ее инициативное и осознанное употребление.

По мнению В.И. Ядешко, ребенок учится не только констатировать воспринимаемое и воспроизводить прошлый опыт, но и рассуждать, сопоставлять факты, делать выводы, изучая связи и закономерности предметов, объектов и явлений окружающей жизни.

Таким образом, чем глубже ребенок осознает зависимость между явлениями в окружающей действительности, тем все более совершенные грамматические средства использует в своей речи («Если бы люди придумали таблетки от сна, можно было бы больше играть!», «Когда из крана вместо воды потечет апельсиновый сок, то его не будут продавать в магазине»). Также в ходе познавательно-исследовательской деятельности дошкольниками осознаются и находят отражение в речи пространственно-временные и причинные отношения, дети учатся использовать придаточные предложения времени («Когда хлеб оставишь надолго во влажном месте, то появится плесень»), причины («Человек не может летать, потому что его притягивает к Земле сила тяжести»), места («Где живут птицы, там много насекомых»). Дошкольники используют речь не только для установления контакта, но и учатся получать новую содержательную информацию, которую они включают в решение мыслительных задач. Так словесное рассуждение превращается в способ решения задач, включение речи в исследовательскую деятельность приводит к развитию высших форм интеллектуальной деятельности, способствует возникновению предпосылок к дальнейшему обучению в школе.

Список литературы:

1. Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 224 с.

2. Дыбина, О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром: Учебное пособие / О. В. Дыбина - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.

3. Тугушева, Г.П. Игра-экспериментирование для детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие / Г.П. Тугушева, А.В. Чистякова - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 126 с.

List of references:

1. Ivanovа, A.I. Supervision and experiments in a kindergarten. / A.I. Ivanova. - М: TC Sphere, 2008. - 224 р.

2. Dybina, O.V. Acquaintance of preschool children with the subject world: Educational posobie / O.V.Dybina - М: the Pedagogical society of Russia, 2008. - 128 p.

3. Tugusheva, G.P. Play-experiments for children of an average and the senior preschool age: the Methodical grant. / G.P.Tugusheva, A.V.Chistjakova - SPb.: the CHILDHOOD-PRESS, 2008. - 126p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.