Научная статья на тему 'Влияние политической модернизации на социальное становление и развитие политической культуры молодых людей в регионах России'

Влияние политической модернизации на социальное становление и развитие политической культуры молодых людей в регионах России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
312
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чекмарев Эдуард Владимирович

Статья посвящена выявлению особенностей политической культуры молодежи. Показано влияние политической модернизации на социальное становление и развитие политической культуры молодых людей в современной России, воздействие политической культуры на политическое участие. Проанализированы социальные особенности, влияющие на политическую культуру молодежи. При анализе использованы эмпирические данные и события электоральной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние политической модернизации на социальное становление и развитие политической культуры молодых людей в регионах России»

Э. В. Чекмарев. Влияние политической модернизации на развитие политической культуры

УДК 32.01-053.81(470+571)

ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ НА СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ

Э. В. Чекмарев

Поволжский институт имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС E-mail: chekmarev@nm.ru

Статья посвящена выявлению особенностей политической культуры молодежи. Показано влияние политической модернизации на социальное становление и развитие политической культуры молодых людей в современной России, воздействие политической культуры на политическое участие. Проанализированы социальные особенности, влияющие на политическую культуру молодежи. При анализе использованы эмпирические данные и события электоральной практики.

Ключевые слова: молодежь, политическая культура молодежи, политическое участие молодежи.

The Influence of Political Modernization

in the social Formation and Development of the Political

Culture of Young People in the Regions of Russia E. V. Chekmarev

The article is devoted to identifying the features of the political culture of youth. Shows the impact of political modernization on social and development of the political culture of young people in Russia today. Shows the impact of political culture on political participation. Analyzed the social characteristics influence the political culture of youth. Used in the analysis ofempirical data and events electoral practices.

Key words: youth, political culture of youth, political participation of youth.

Россия в начале XXI в., пройдя мучительный путь заимствования зарубежного опыта, приступила к выстраиванию национальной модели модернизации. Наиболее значимым документом в этом направлении стала Концепция долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года, которая в 2011 г прошла процедуру изменения в соответствии с экономическими, политическими и социальными вызовами и изменяющейся повесткой дня. Модернизационные задачи первого варианта Концепции, как нам представляется, носили декларативный характер и мало соотносились с достижениями фундаментальной науки1. При этом среди многочисленных ресурсов модернизации слабо просматривается роль молодежи, молодой семьи, управленческой элиты, политических рычагов достижения поставленных целей. Измененный вариант в большей степени отвечает требованиям современности.

Рассматривая основания для данной концепции, важно отметить, что особую озабоченность

вызывала социально-экономическая и политическая трансформация начала 1990-х гг., которая состояла, как нам представляется, в том, что социальные издержки экономических реформ затронули прежде всего молодежь, не обладающую политическим весом и не имеющую рычагов политического влияния на власть. Как обоснованно утверждает З. Романова, «шоковая терапия в ее чистом виде - это разновидность экономического насилия»2. Если бы не самоотверженная помощь со стороны старшего поколения, главным образом родителей, в поддержке молодежи и молодой семьи, Россия уже к середине 1990-х гг. могла столкнуться с молодежным бунтом. Согласно социологическим опросам в помощи родителей реально нуждались 93% молодых людей3. Существенно выделялась в этом отношении сельская молодежь, которая еще больше нуждалась в попечении родителей. По данным наших опросов, на помощь родителей в получении, например, образования надеются свыше 90% сельских юношей и девушек. Помощь родителей исключительно высока в решении жилищных проблем молодежи. В начале 1990-х гг. 43% молодежи - почти половина - имели комнату в квартире родителей, 6,6% жили в общей комнате с родителями, 21% проживали в общежитии и 17% молодых людей, или каждая тринадцатая молодая семья, вынуждены были снимать жилье4.

Поворот власти к проблемам молодежной семьи с начала XXI в. очевиден, но он ориентирован в основном на жилищные и материальные проблемы. Бесспорно, финансовое благополучие семьи является основой развития зрелой части молодежи. Вместе с тем без должного внимания к менталитету, духовной атмосфере в семье, без помощи и контроля со стороны государства и общества немалые деньги могут быть выброшены на ветер. Не секрет, что в современных семьях бытуют такие негативные явления, как алкоголизм, насилие, невнимание к процессу воспитания детей.

Важным признаком современного этапа модернизации явилась реализация приорететных национальных проектов. Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России велась по четырем ключевым направлениям - жилье, здравоохранение, образование и агропромышленный комплекс. Как отмечал В. В. Путин в выступлении 5 сентября 2005 г., «это курс на инвестиции в человека, а значит - в будущее России»5.

© Чекмарев Э. В2012

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 2

В трех приоритетных национальных проектах предусматривались направления, целевой группой которых является главным образом молодежь. Это «Оказание бюджетной поддержки в приобретении жилья молодых семей» (ПНП «Жилье»), «Обеспечение жильем молодых специалистов (или их семей) на селе» (ПНП «Развитие АПК»), «Поддержка талантливой молодежи» (ПНП «Образование»). Реализация других направлений данных проектов и ПНП «Здоровье» также позитивно отражается на положении молодежи в России. Так, оплата медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов в рамках направления «Развитие первичной медико-санитарной помощи» (ПНП «Здоровье»), в 80% случаев производится женщинам в возрасте до 30 лет. Однако при всех положительных тенденциях приоритетных национальных проектов ведомственная разобщенность направлений, касающихся молодежи, не позволяет полноценно идентифицировать молодежь как приоритетное направление деятельности государства, сформировать комплексные подходы социальной модернизации с учетом возрастных особенностей.

Реализация проекта обеспечения жильем молодых семей позволила в 2007 г. приобрести жилье 35 тысячам семей6. В рамках этой целевой программы создаются благоприятные условия для развития жилищного сектора и повышения уровня обеспеченности людей жилыми помещениями на территории Саратовской области. Одно из основных направлений повышения доступности жилья - наращивание темпов и объемов жилищного строительства со всей необходимой инфраструктурой. О том, что жилье становится более доступным для все большего числа жителей области, свидетельствует развитие быстрыми темпами ипотеки, причем по всем направлениям: банковской, ведомственной и так называемой социальной ипотеки, предусматривающей погашение части процентной ставки за счет средств областного бюджета в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования».

Одним из приоритетных направлений региональной демографической политики является обеспечение жильем молодых семей, а также молодых специалистов на селе. И это понятно -рождение ребенка, а тем более второго и третьего, часто планируется молодыми родителями с учетом возможности приобретения жилья или расширения имеющейся жилплощади. В настоящее время на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» состоит более 5 тыс. молодых семей, ежегодное количество которых увеличивается на 1000-1200 семей. Улучшение их жилищных условий осуществляется путем предоставления безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений.

В 2008 г. в результате конкурсного отбора, проведенного Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), впервые для субсидирования молодых семей Саратовской области из федерального бюджета выделено 221,6 млн руб. С учетом софинан-сирования из областного бюджета (72,6 млн руб.) и местных бюджетов общая сумма на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. в 2008 г. составила более 300 млн рублей, что в два раза больше, чем в предыдущем году. По сумме финансирования из федерального бюджета в 2008 г. Саратовская область занимала шестое место среди субъектов Российской Федерации. В том же году на реализацию мероприятий подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан, ранее имевших статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено 25 млн руб., на формирование государственного жилищного фонда - 60 млн руб. Это позволило улучшить жилищные условия порядка 140 детей-сирот. Заметно увеличено финансирование областных социальных жилищных программ. На улучшение жилищных условий работников бюджетной сферы было выделено 35 млн руб., что в семь раз больше, чем в 2007 г. При этом 107 семей улучшили свои жилищные условия (в 2007 г. - 21 семья). Особое внимание уделяется многодетным семьям, многие из которых нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют возможности решить эту проблему самостоятельно. С целью удовлетворения потребностей многодетных семей в доступном и комфортном жилье в области действует подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями многодетных семей».

И все же решение жилищной проблемы молодежи как в регионе, так и по стране в целом далеко до своего завершения. Нет оснований идеализировать отечественную ипотеку, ибо, как показывает практика, воспользоваться ею могут не более 10% населения страны. Возможности же молодых людей в этом плане и того ниже.

Положительным моментом модернизаци-онных преобразований является выстраивание партнерских отношений между региональной властью и молодежью. Это и совместная выработка решений, и механизмы подготовки кадрового резерва, и меры по формированию правовой и политической культуры, участие молодых людей в добровольческом движении.

К числу негативных моментов осуществления модернизации следует отнести разрушение профориентационной системы. В этой связи молодежь самостоятельно, а также под влиянием семьи выстраивала шкалу престижности профессий. Жизнь показала, что профессиональная ориентация молодых людей оказалась достаточно обоснованной. Если в 1997 г. 89% молодежи выбирали специальности в области юриспруденции и финансового сектора, то десять лет спустя таких молодых людей оказалось только 63%. Зато в число

88

Научный отдел

Э. В. Чекмарев. Влияние политической модернизации на развитие политической культуры

престижных попали профессии менеджера, ученого, программиста. Число желающих заниматься торговлей выросло с нулевой отметки в 1997 г. до 9% в 2007 г. За десять лет значительно сократилась доля молодежи, работающей в государственном секторе (с 40% в 1997 г. до 28% в 2007 г.)7.

Рассматривая влияние политической модернизации на формирование политической культуры молодежи, важно отметить, что в процессе социокультурной глобализации, затрагивающей науку, образование, культуру, этику, идеологию, выявляется множество противоречий. Но именно в этих условиях складывается молодежная субкультура. Под влиянием телекоммуникаций и Интернета молодежь переживает новую волну унификации и стандартизации в духовной сфере. Современные технологические системы вышли за национальные границы и приобрели опасные черты, угрожающие дезориентацией национальной молодежной структуры. Именно поэтому особую значимость приобретает воспитание молодых людей в духе уважения к собственной стране, ее историческим ценностям, поскольку глобализация предоставила широкие возможности для перемещении населения.

Российская молодежь воспринимает определенные демократические ценности, среди которых преобладает равенство перед законом и участие в избирательном процессе. Исследователи отмечают и такой факт: понятие «демократия» пока мало «вписано» в сознание молодежи. Проведенное нами в 2010 г. социологическое исследование среди студентов СГУ (около 200 человек) показало, что главными причинами отсутствия цели в жизни, по мнению респондентов, являются «разложение общества» (43,3%) и «кризис семьи» (30%). Данная категория студентов не считает сложившейся демократией современное состояние общества, а именует его переходным периодом. Подавляющее число участников дискуссий, проведенных в рамках реализации программы «Дискуссионное пространство молодежи Саратовской области», принимает такую ценность глобализации, как интеграция с Европой8. В частности, молодежь отметила необходимость восприятия культуры, логики и организации жизни общества других стран, а также оценила возможность раскрыть национальный потенциал и обрести реального партнера в решении важнейших задач современной России. Примечательно, что молодые люди настроены весьма патриотично и отождествляют свои идеалы с Россией и ее местом в мире. Но устоит ли молодежь под прессингом средств массовой информации? Это во многом зависит и от форм государственного регулирования информационных потоков. Несомненно, глобализация таит в себе угрозу родной культуре, родному языку, национальной истории, ценностям коллективизма, соборности, всечеловеч-ности, патриотизма, социальной справедливости.

В целом важно отметить, что в 2010 г. еще более содержательными стали идеи поддержки мо-

лодежи. В своем очередном Послании Президент страны Д. А. Медведев особо подчеркивал роль материнства и детства и молодежной политики в развитии страны. Это перенесение центра тяжести политики вообще, и молодежной политики в частности, на молодую семью, ее нравственное и физическое здоровье обусловлено целым рядом обстоятельств, среди которых наибольшую значимость приобретают вопроизводство подрастающего поколения, передача опыта детям, гражданская активность. Семья должна стать важным структурным элементом гражданского общества. Его ориентиры закладываются в воспитании детей. Недовольство и раздражительность, агрессивное состояние, тоска, подавленность и мысли о самоубийстве, возникающие у современных детей (даже в благополучных семьях), могут обернуться через 10-15 лет новыми видами преступлений. Путь к стабильному обществу должен пролегать через гуманизацию отношений, и прежде всего в семье.

В целом считаем возможным отметить следующее:

- в отношении к молодежи требуется соответствующая трансформация экономической политики с тем, чтобы молодые люди пополняли ряды среднего класса, поскольку его представители, как показывает зарубежный и отечественный опыт, законопослушны, исправно платят налоги, они ценят труд и считают, что материальное положение зависит не от государства, а от них самих;

- учитывая, что экономический кризис в стране вряд ли закончится в ближайшее время, следовало бы по отношению к молодежи проявить большую озабоченность с точки зрения ее политических и материальных интересов. В связи с этим было бы целесообразно усилить ответственность муниципальных органов власти за создание рабочих мест для трудоустройства молодежи как в муниципальном, так и в частном секторе производства - прежде всего в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг;

- молодежь - социальная группа, нуждающаяся в силе примера. Отсюда формирование у молодых людей престижности экономической деятельности, освещение молодежных инициатив и позитивной деятельности - важнейшая задача средств массовой информации;

- новейшие тенденции регионализации как процесса перераспределения полномочий между центром и регионами в пользу последних способствуют сокращению дистанции между региональной политической элитой и рядовыми гражданами и тем самым создают дополнительные каналы вовлечения молодых людей в политическую жизнь;

- в масштабах страны целесообразно создать независимый научно-исследовательский центр, призванный мобилизовать интеллектуальный потенциал ученых, политиков, партий и молодежных организаций для изучения опыта работы в регионах и разработки приоритетных проектов развития молодежного социума.

Политология

89

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 2

Разумеется, перечисленное не отражает всего многообразия свойств современного молодежного социума. Молодежи свойственны различные интересы, пристрастия, формы самовыражения. Предпринятая характеристика позволяет выявить лишь общую тенденцию отношения молодежи к модернизации современного общества. Абстрагируясь от целого ряда частных факторов, можно заметить, что в России сложился определенный слой, не только принявший новые ценности модернизационного времени, но и сформировавший свое понимание ценностей традиционного общества. Освободившись от прямолинейности суждений прошлых поколений, современная молодежь проявила виртуозность в поиске средств для достижения цели. Ясно, что не все они хороши, но их использование обусловлено не самой молодежью, а стратегией выживания, навязанной обществу. Молодежь не находится в состоянии конфликта с новой государственностью, принимает складывающиеся правила игры, и лишь отсутствие должного внимания к ней сковывает ее возможности в модернизационном процессе.

В современных условиях, когда преодолены определенные противоречия и выбран национально-государственный вектор модернизации с ориентацией на собственные, а не заимствованные ценности, появилась возможность более активно привлечь молодежь к выполнению важнейших задач обновления России в качестве основного политического ресурса в модернизационных процессах.

УДК 316.334.3+366.636

Примечания:

1 См. подробнее: Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/ rus006.pdf (дата обращения: 12.01.2012).

2 Цит. по: Наумова Н. Ф. Рецидивирующая модернизация в России : беда, вина или ресурс человечества? М., 1999. С. 10.

3 См.: Луков В. А. Проблемы обобщающих оценок положения молодежи // Социос. 1998. № 8. С. 7.

4 См.: Молодежь России. Тенденции. Перспективы. М., 1993. С. 38.

5 См.: Как рождалась идея национальных проектов? иКЬ: http://www.rost.ru (дата обращения: 09.11.2005 г.).

6 См.: Ставим на лидеров : встреча Д. А. Медведева с лидерами политических объединений. М., 2008. С. 22.

7 См.: Молодежь новой России : образ жизни и ценностные приоритеты. Аналитический доклад. М., 2007. С. 19, 29.

8 Дискуссии проходили в марте-сентябре 2011 г. в рамках реализации программы «Дискуссионное пространство молодежи Саратовской области». В качестве партнеров выступили министерство образования Саратовской области и фонд Фридриха Науманна (ФРГ). Всего в дискуссиях приняли участие свыше 200 молодых людей из 10 муниципальных образований Саратовской области.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА

В. а. Зимин

Саратовский государственный университет E-mail: natali.26.12@mail.ru

В статье рассматриваются основные трактовки и критерии социального прогресса в контексте оценок базовых парадигм и перспектив общественно-политического и социально-экономического развития, выявляется роль политической культуры в выборе и реализации соответствующих моделей модернизации в современной России. Ключевые слова: политическая культура, модернизация, гражданское общество, социальный прогресс, факторы модернизации, факторы социального прогресса.

Political Culture as a Factor of Modernization and social Progress

V. A. Zimin

Main criteria and approaches to the social progress in context of basic paradigms and perspectives of the social-political and social-economic development are considered in this paper. The political culture’s role in choosing and implementing different models of modernization in contemporary Russia is pinpointed.

Key words: political culture, modernization, civil society, social progress, factors of modernization, factors of social progress.

Весь XIX в. европейскую, североамериканскую, российскую политическую мысль, а также политическую мысль колонизованных обществ волновал вопрос, как обеспечить прогресс практической политики, сопоставимый с прогрессом рыночной экономики и либерального права. Одной из важнейших методологических проблем в этом процессе осмысления стал тот факт, что отсутствовало и поныне отсутствует единство в понимании сути социального прогресса и общепризнанных критериев для его оценки. Дискуссии на эту тему продолжаются до сих пор и, по сути, составляют стержень проблематики обсуждения различных моделей модернизации и транзита.

По мнению Алекса Бэттлера1, единогласия относительно понимания прогресса нет вследствие

© Зимин В. А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.