Научная статья на тему 'Влияние педагогического потенциала вуза на воспитание профессиональной культуры будущих спортивных педагогов'

Влияние педагогического потенциала вуза на воспитание профессиональной культуры будущих спортивных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА / ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / PROFESSIONAL CULTURE / PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE UNIVERSITY / EDUCATION OF STUDENTS / THE STRUCTURE OF THE EDUCATIONAL SOCIETY / EDUCATIONAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапожникова Наталья Владимировна, Ценаев Денис Леонидович

Анализируется проблема влияния образовательного потенциала вуза физкультурно-спортивного профиля на повышение эффективности воспитания профессиональной культуры студентов. Уточняется структура образовательной среды вуза, компоненты которой оказывают воздействие на воспитание исследуемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of pedagogical potential of the University on the education of professional culture of the future sports teachers

The article analyzes the problem of influence of the educational potential of physical culture institutions at improving the efficiency of the education of the students’ professional culture. Here is also specifies the structure of the educational society of the University, whose components have an impact on the education of the investigated phenomenon.

Текст научной работы на тему «Влияние педагогического потенциала вуза на воспитание профессиональной культуры будущих спортивных педагогов»

УДК 378

Н. В. Сапожникова, Д. Л. Ценаев ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА НА ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПОРТИВНЫХ ПЕДАГОГОВ

Анализируется проблема влияния образовательного потенциала вуза физкультурно-спортивного профиля на повышение эффективности воспитания профессиональной культуры студентов. Уточняется структура образовательной среды вуза, компоненты которой оказывают воздействие на воспитание исследуемого феномена.

Ключевые слова: профессиональная культура, педагогический потенциал вуза, воспитание студентов, структура образовательной среды, образовательная среда

В настоящее время перед отечественными вузами в качестве одной из приоритетных выдвинута задача воспитания таких личностных характеристик студента, которые позволяют ему стать самостоятельным субъектом жизнедеятельности, профессии, образования. Данная проблема может во многом найти успешное решение в процессе профессионального воспитания студента, обеспечивающего достижение последним необходимого уровня профессиональной культуры.

Новые требования к подготовке студентов современного вуза находят отражение в ряде нормативно-правовых документов: Федеральном законе России «Об образовании» (2012 г.), Концепции долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Национальной доктрине образования до 2025 г.

Подобный социальный заказ обусловливает необходимость поиска и научного обоснования путей повышения эффективности процесса воспитания профессиональной культуры студентов вуза. Это относится и к сфере профессий, связанных с педагогической деятельностью в области физической культуры и спорта. Так, на сегодняшний день современный педагог вообще и педагог физкультуры и спорта в частности должен быть неординарной творческой личностью, носителем накопленных культурой гуманистических и профессиональных ценностей, глубоко и всеобъемлюще владеющим методами психологопедагогической диагностики, искусством профессионального общения, современными технологиями.

Основная идея нашего исследования базируется на предположении о том, что эффективность воспитания профессиональной культуры студентов вуза физкультурно-спортивного профиля можно повысить за счет выявления особенностей влияния педагогического потенциала вуза на данный процесс, что позволит сделать его более управляемым и прогнозируемым.

В качестве объекта изыскания выступает педагогический потенциал вуза физической культуры. Предметом исследования являются механизмы влияния данного потенциала на воспитание профессиональной культуры будущих спортивных педагогов.

Обратимся к анализу выдвинутой проблемы.

Созидательный воспитывающий потенциал среды привлекает педагогов-практиков и ученых. Проводя исследование воспитания юных спортсменов, Н. Е. Щуркова определяет воспитывающую среду как «совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру» [10, с. 27]. Выводы автора, на наш взгляд, могут распространяться и на исследуемую нами проблему.

Воспитательная среда - это пространство, в котором живет, учится, работает человек, являющееся, воспитательно воздействуя на индивида, основополагающим условием его индивидуального развития. Она носит разнополярный характер, так как может быть заряжена либо положительно, либо отрицательно, а в редких случаях - нейтрально. З. Х. Галькиева пишет:

165

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Н. В. Сапожникова, Д. Л. Ценаев

Влияние педагогического потенциала вуза на воспитание профессиональной культуры будущих спортивных педагогов

«Воспитательная среда всегда сопутствует человеку, энергируя его индивидуальное поле. Сама по себе эта среда неподвижна, однако она имеет способность к изменениям, может сужаться и расширяться в зависимости от социальнопедагогического фактора, функционирующего в рамках того или иного педагогического подхода или комплекса подходов. Воспитательная среда -объективный атрибут субъектности, ее наличие не зависит от нашего сознания - она есть всегда» [6, с. 62]. Воспитательная среда, как и любая другая, обладает способностью вторжения в личное пространство воспитуемого, как только он оказывается в ее пространстве.

Воспитательную среду можно разделить на естественную и специально организованную. Соответственно задача вуза состоит в том, чтобы, максимально используя естественные особенности среды, повышать педагогическую эффективность за счет разнообразных педагогических воздействий. Вследствие этого освоенная человеком среда утрачивает собственную нейтральность, активируется, вступает во взаимодействие с индивидом, индивидуальным полем его личности.

В идеале воспитательная среда гуманна, в ней главное - развитие чувств сострадания, сопричастности, милосердия и т. д. Это среда, открытая для всех культур, предполагающая, что будущий спортивный педагог имеет прежде всего свободу выбора. Большую роль здесь играет чувственный образ, так как представления вытекают из того, что отпечаталось чувствами и перешло во внутренние установки, где диалог выступает как особая обучающая и коммуникативная составляющая, а акцент в обучении делается не на познание действительности, а на ее преобразование и развитие.

В этом отношении вполне можно согласиться с мнением З. Х. Галькиевой о том, что в воспитывающей среде целесообразно выделять центры, которые способствовали бы активизации восприятия студентов («я чувствую»), практической деятельности («я действую»), познавательной («я узнаю»), организации рефлексивной («я оцениваю») и творческой деятельности студентов («я создаю») [6, с. 31-32]. Таким образом, педагоги-

ческий потенциал среды состоит из способности вызывать переживания, наполнять жизнь каждого образно-информационным содержанием, умения создавать развивающую среду вокруг себя.

Помимо вышеуказанных составляющих, как замечает Н. М. Борытко, в последнее время на правах научной категории упрочняется понятие «атмосфера» образовательного учреждения как устойчивый эмоционально-психологический настрой в нем: настроения обучающихся, их переживания, волнения, отношение друг к другу и окружающим событиям [4, с. 25]. Представляется, что в трактовках этой категории педагоги стремятся отразить включенность в образовательный процесс самого субъекта как равноправного члена. При этом, как пишет Н. Е. Щуркова, «феномен отношения обусловливает то, что принято называть климатом: тот сгусток отношений, в котором находится каждый член группы, определяет его состояние и самочувствие, а значит, влияет на меру проявления своего индивидуального “Я”, а в итоге на общее личностное развитие каждого члена группы» [10, с. 61-62].

Исследуя влияние образовательной среды вуза на становление профессиональной культуры студента, мы пришли к выводу, что саму педагогическую среду следует рассматривать как систему.

Системообразующим элементом образовательной среды выступает цель ее организации -«погрузить» субъекта в культуру, научить его осмысливать культурные нормы и образцы, создавать на основе личностно и социально значимых ценностей новые нормы и образцы.

Изучив ряд источников по проблеме [13; 5; 7-9 и др.], мы попытались уточнить структуру образовательной среды вуза, ком -поненты которой в известной мере оказывают влияние на становление профессиональной культуры будущего спортивного педагога. В нашем случае это совокупность следующих составляющих: информационно-смысловой,

социальной, материальной, поведенческой, деятельностной, событийной, эмоциональнорегулятивной, спортивно-оздоровительной.

Остановимся на их рассмотрении. Информационно-смысловая составляющая отражает профессионально и личностно значимую инфор-

166

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Н. В. Сапожникова, Д. Л. Ценаев

Влияние педагогического потенциала вуза на воспитание профессиональной культуры будущих спортивных педагогов

мацию. Она в свою очередь состоит из определенных составляющих - содержания общепрофессиональных (педагогических) и предметных дисциплин, факультативных курсов, учебных планов и программ. Информативный материал в образовательном пространстве современного вуза является не столько предметом усвоения, сколько внешней составляющей образовательной среды, способствующей профессиональному саморазвитию студента. Особая роль при этом отводится вариативной составляющей учебных планов, а также содержанию внеаудиторной деятельности студентов, не охваченному и не ограниченному программами. Данная часть информативного компонента ценна для профессионального саморазвития будущего спортивного педагога, для становления его творческой индивидуальности.

Применительно к вузовскому образованию важно также учитывать мощнейший потенциал научной школы в плане воспитания профессиональной культуры студента. Сопричастность известным и признанным в профессии специалистам, наблюдение самого процесса рождения нового знания со всеми трудностями, ошибками и заблуждениями, которые неизбежно сопутствуют этому процессу, наблюдение образцов творческого поведения в решении насущных проблем - все это способствует получению «живого» знания, эмоционально приятного и прочувствованного, стимулирует познавательную активность и собственный научный поиск.

Социальная составляющая отражает организацию социальных отношений в образовательной системе, знакомит с определенным опытом этих отношений. Речь в том числе идет и о контакте студентов с внешним социумом, о взаимодействии их друг с другом, с преподавателями, представителями студенческих сообществ, спортивных организаций, социальных служб в вузе и за его пределами. Актуальными при этом выступают как профессиональные и личностные характеристики субъектов, так и характер их взаимоотношений. В создаваемой образовательной среде преподаватели и студенты должны быть едиными полисубъектами развития. Демократичность в отношениях, конструктивный диалог -важнейшие характеристики социального компо-

нента, поскольку он является мощным фактором гуманизации всего образовательного процесса, основой приобретения положительного опыта совместной деятельности, способности к разрешению возникающих проблем в образовательном процессе, имитирующих профессиональную деятельность спортивного педагога.

Материальная составляющая образовательной среды - дизайн, имидж учреждения, архитектура зданий и аудиторий, обустройство учебных помещений, кабинетов, двора, спортплощадок, государственная символика и символика учреждения, информационные стенды у входа, таблички на кабинетах, технические средства (учебный материал, видео, компьютерные программы, Интернет, мультимедиа, аудиоматериалы и др.); каждый из элементов несет определенную информацию, создает определенный психологический фон, на котором разворачиваются взаимоотношения всех, кто находится в здании вуза. От насыщенности данного компонента информационными ресурсами, доступности их для студента в определенной мере зависит полнота развиваемых и воспитываемых у будущего специалиста профессионально и личностно значимых качеств, удовлетворение его профессиональных и эстетических потребностей.

Предметно-пространственное окружение

становится воспитательным лишь в том случае, когда оно «вовлечено», когда за предметом видится отношение, за вещами угадываются интересы, материальные средства выступают для всех участников образовательного процесса как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива, а обучаемый активно заботится об этом мире, творчески преобразуя материальное пространство вуза [7, с. 64].

Деятельностная составляющая. Приоритетной характеристикой данной составляющей образовательного потенциала вуза является самостоятельная организация студентами собственной деятельности; наличие вариативной части в образовательной деятельности будущих спортивных педагогов по отбору, рефлексии и усвоению профессионально значимой информации; участие студентов в разнообразных формах деятельности: проектной, прогностической, рефлексивной, эвристи-

167

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Н. В. Сапожникова, Д. Л. Ценаев

Влияние педагогического потенциала вуза на воспитание профессиональной культуры будущих спортивных педагогов

ческой, поисковой, продуктивной, физкультурноспортивной и др.; использование ими различных форм, методов, видов деятельности, самодеятельности, что позволяет приобщаться студенту к образцам будущей профессиональной деятельности, обеспечивает удовлетворение профессиональных и личностных потребностей каждого студента, формирование индивидуального стиля педагогической деятельности и общей культуры.

Поведенческая составляющая образуется как некая единая карта поведения, свойственная студентам и преподавателям в данном вузе за счет доминирования тех или иных поведенческих форм: традиции, ритуалы, обычаи, установившиеся интонации в общении, мимика и жесты в процессе взаимодействия, позы при диалоге, характер совместной деятельности студентов и преподавателей, отдельные поступки, протекающие конфликты и их разрешение, а также возникающие ситуации этического порядка. По мнению Н. Е. Щурковой, в поведенческом окружении очень важны динамизм и общий тон образа жизни [10, с. 57]. Такой динамизм задается в деятельности различных студенческих сообществ (клубов, общественных организаций, студенческого научного сообщества, педагогических отрядов, спортивных секций и т. д.), кото -рые создают благоприятную среду общения, атмосферу профессионально-личностного роста.

Событийная составляющая - это совокупность попадающих в поле восприятия индивида событий, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для жизненных выводов: характер межличностных отношений, реализация защитной функции образовательного учреждения по отношению к обучаемому, превращение студенческого коллектива в своеобразную общину, основанную на господстве гуманистических ценностей, встречи выпускников, дни открытых дверей, посвящения, гостиные, творческие отчеты, профильные лагеря и пр. [10, с. 65]. Если там, где на поверхности лежат случай, действия, обстоятельство, видятся отношения, то данное событие становится условием профессионально-личностного развития, потому что событие стало для студента частью его

самого, он был с происходящим и сопереживал случившемуся, переживая отношение.

Эмоционально-регулятивная составляющая предполагает наличие атмосферы доверия, сотрудничества, сотворчества, эмпатии. Эмоциональные переживания молодых людей могут происходить с различной силой. Чем интенсивнее эмоциональное переживание, тем устойчивее формируется система представлений студента о мире и своем месте в нем. В свою очередь ярко выраженная функция устойчивости профессиональной культуры определяет более высокий уровень возбуждения не только разума, но и чувств. Положительное эмоциональное состояние студентов побуждает их обращаться к своему личному опыту, соотносить полученные знания, осмысливая их.

Спортивно-оздоровительная составляющая в образовательном процессе вуза должна направляться на формирование физкультурно образованной личности, включенной в физкультурноспортивную и оздоровительную деятельность как самостоятельно, так и в коллективных занятиях, связанных с сознательно воспроизводимыми либо создаваемыми новыми средствами культуры и новыми вариантами их использования для укрепления здоровья, рекреации и повышения работоспособности. Главным результирующим показателем реализации образовательного потенциала в этом случае выступает личность студента, овладевшая ценностями физической культуры и обладающая специфическим набором высокоразвитых потребностей, личностных и двигательных способностей, обеспечивающих успешность профессионального образования и повышение уровня профессиональной культуры.

Анализ изменений, произошедших в лично -стной сфере студентов-спортсменов в результате опытно-поисковой работы на базе Уральского го -сударственного университета физической культуры и Оренбургского государственного педагогического университета, подтвердил правомерность выдвинутых нами предположений. Только реальное включение студентов в многообразие форм учебной и внеучебной работы гарантирует обеспечение позитивного влияния педагогического потенциала вуза на повышение уровня профессиональной культуры будущих спортивных педагогов.

168

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Н. В. Сапожникова, Д. Л. Ценаев

Влияние педагогического потенциала вуза на воспитание профессиональной культуры будущих спортивных педагогов

1. Акимов, А. И. Формирование педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук / А. И. Акимов. - Магнитогорск, 2007. - 172 с.

2. Бенин, В. Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. Л. Бенин. - Екатеринбург, 1996. - 40 с.

3. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бон-даревская // Педагогика. - 2001. - № 2. - С. 23-28.

4. Борытко, Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н. М. Борытко. - Волгоград, 2001. - 40 с.

5. Видг, И. Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы / И. Е. Видг // Педагогика. -2002. - № 3. - С. 3-7.

6. Галькиева, З. Х. Формирование экологического мировоззрения в воспитательной среде вуза: дис. ... канд. пед. наук / З. Х. Галькиева. - Оренбург, 2008. - 190 с.

7. Ильязова, Л. М. Формирование культуры педагогической деятельности в рефлексивно-образовательной среде вуза: дис. ... канд. пед. наук / Л. М. Ильязова. - Оренбург, 2005. - 196 с.

8. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев. - Москва: Академия, 2004. - 208 с.

9. Кузьмин, А. М. Воспитание студентов вуза физической культуры: проблемы и перспективы развития: монография / А. М. Кузьмин. - Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2012. - 204 с.

10. Щуркова, Н. Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. - Москва: Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.

Сдано 11.12.2013 N. V. Sapozhnikova, D. L. Tsenaev

THE INFLUENCE OF PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE UNIVERSITY ON THE EDUCATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF THE FUTURE SPORTS TEACHERS

Abstract. The article analyzes the problem of influence of the educational potential of physical culture institutions at improving the efficiency of the education of the students’ professional culture. Here is also specifies the structure of the educational society ofthe University, whose components have an impact on the education of the investigated phenomenon.

Keywords: professional culture, pedagogical potential of the University, the education of students, the structure of the educational society, educational society

References

1. Akimov, A. I. Formirovanie pedagogicheskoй kul'tury rukovoditeleft sportivnyh kollektivov v sisteme povysheniya kvalifikacii [Formation of the pedagogical culture of the heads of sports teams in the system of professional development]: dis. ... cand. Ped. sciences / A. I. Akimov. - Magnitogorsk, 2007. - 172 p.

2. Benin, V. L. Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya i razvitiya pedagogicheskoй kul'tury [Theoretical-methodological bases of formation and development of pedagogical culture]: autoref. dis. ... dr. Ped. sciences / V. L. Benin. - Ekaterinburg, 1996. - 40 p.

3. Bondarevskaya, E. C. Humanistic paradigm of personality-oriented education / E. C. Bondarevskaya // Pedagogika [Pedagogy]. - 2001. - № 2. - P. 23-28.

4. Borytko, N. M. Teoriya i praktika stanovleniya professionaГnoй pozicii pedagoga-vospitatelya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Theory and practice of formation of the professional position of the teacher-tutor in the system of continuous education]: autoref. dis. ... dr. Ped. sciences / N. M. Borytko. - Volgograd, 2001. - 40 p.

5. Vidg, I. E. Pedagogical culture: establishment, maintenance and meanings / I. E. Vidg // Pedagogika [Pedagogy]. - 2002. - № 3. - P. 3-7.

6. Galkieva, Z. Kh. Formirovanie iekologicheskogo mirovozzreniya v vospitatel'noй srede vuza [The Forming of ecological Outlook in the educational environment of the University]: dis. ... cand. Ped. sciences / Z. Kh. Galkieva. - Orenburg, 2008. - 190 p.

7. Il'jazova, L. M. Formirovanie kul'tury pedagogicheskoй deyatel'nosti v refleksivno-obrazovatel'noй srede vuza [The creation of a culture of pedagogical activity in reflective and educational environment of the University]: dis. ... cand. Ped. sciences / L. M. Il'jazova. - Orenburg, 2005. - 196 p.

8. Isaev, I. F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya [The Imperial family of Professional and pedagogical culture of the teacher] / I. F. Isaev. - Moscow: Academy, 2004. - 208 p.

9. Kuzmin, A. M. Vospitanie studentov vuza fizicheskoй kul'tury: problemy i perspektivy razvitiya [Education of students of the University of physical culture: problems and perspectives of development]: monograph / A. M. Kuzmin. - Chelyabinsk: Ural State University of Physical Culture, 2012. - 204 p.

10. Shurkova, N. Е. Novoe vospitanie [The New education] / N. E. Shurkova. - Moscow: Pedagogical society of Russia, 2000. - 128 p. Received 11.12.2013

169

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.