Научная статья на тему 'Влияние олимпийского наследия на развитие спортивного и оздоровительного туризма'

Влияние олимпийского наследия на развитие спортивного и оздоровительного туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
717
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ТУРИСТОВ / СПОРТИВНЫЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИЗМ СПОРТИВНОГО НАСЛЕДИЯ / ИЕРАРХИЯ МОТИВОВ ПУТЕШЕСТВИЙ / MOTIVATION OF TOURISTS / SPORTS AND HEALTH TOURISM / SPORTS TOURISM HERITAGE / THE HIERARCHY OF MOTIVES FOR TRAVEL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мозокина София Леонардовна, Борисова Мария Вадимовна

В статье изучен опыт зарубежных авторов в области мотивации туристов. Проанализированы подходы к ранжированию мотивов к путешествиям. Авторами предложены способы интерпретации общих подходов мотивации туристов к туризму спортивного наследия. Изучены спортивные сооружения олимпийских игр на предмет их востребованности и рентабельности по окончанию олимпиады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF OLYMPIC HERITAGE FOR THE DEVELOPMENT OF SPORTS AND HEALTH TOURISM

In the article studied the experience of foreign authors in the field of motivation of tourists. Approaches to ranking motivations for travel. The author suggests ways to interpret common approaches motivate tourists to tourism sporting heritage. Studied sports facilities of the Olympic Games in terms of their relevance and profitability for the Olympics.

Текст научной работы на тему «Влияние олимпийского наследия на развитие спортивного и оздоровительного туризма»

20

/V СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Мозокина С.Л., Борисова М.В.

ВЛИЯНИЕ ОЛИМПИЙСКОГО НАСЛЕДИЯ НА РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОГО И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

Аннотация. В статье изучен опыт зарубежных авторов в области мотивации туристов. Проанализированы подходы к ранжированию мотивов к путешествиям. Авторами предложены способы интерпретации общих подходов мотивации туристов к туризму спортивного наследия. Изучены спортивные сооружения олимпийских игр на предмет их востребованности и рентабельности по окончанию олимпиады.

Ключевые слова. Мотивация туристов, спортивный и оздоровительный туризм, туризм спортивного наследия, иерархия мотивов путешествий.

Mozokina S.L., Borisova M.V.

IMPACT OF OLYMPIC HERITAGE FOR THE DEVELOPMENT OF SPORTS AND HEALTH TOURISM

Abstract. In the article studied the experience of foreign authors in the field of motivation of tourists. Approaches to ranking motivations for travel. The author suggests ways to interpret common approaches motivate tourists to tourism sporting heritage. Studied sports facilities of the Olympic Games in terms of their relevance and profitability for the Olympics.

Keywords. Motivation of tourists, sports and health tourism, sports tourism heritage, the hierarchy of motives for travel.

Проведение крупных международных спортивных мероприятий и особенно Олимпийских Игр вызывает всплески активизации спортивного туризма. Однако после проведения Олимпийских Игр специально построенные спортивные сооружения, учитывая их крупномасштабные и высокие эксплуатационные расходы, обычно оказываются перед проблемами жизнеспособности. Так, например, Афины прикладывали все усилия для того, чтобы задействовать свои стадионы после Олимпийских Игр 2004. Две главных арены в Фалиро Баи Комплекс были свободны, в смежных областях были лагеря поселенцев, и открытый плавательный бассейн также не использовался. Точно так же, Олимпик Парк, использовавшийся для Олимпийских Игр 2000 в Сиднее, был недостаточно использован, и не было приложено достаточно усилий для использования его как места спортивных встреч после Игр [1].

Завершившиеся недавно в Сочи XXII зимние Олимпийские игры в спортивном плане сложились для России очень успешно. Тем не менее, Россия сейчас столкнулась с проблемой всех Олимпиад — что делать дальше с построенными олимпийскими объектами? Будут ли они брошены, как в Сараево и Афинах, станут ли символами расточительства как в Пекине, или превратятся в новые центры общественной, культурной и спортивной жизни [2] - зависит от того, насколько правильно удастся найти им применение.

ГРНТИ 71.37.75

© Мозокина С.Л., Борисова М.В., 2015

София Леонардовна Мозокина - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Мария Вадимовна Борисова - аспирант кафедры экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Борисова М.В.): 196105, Санкт-Петербург, Благодатная ул., 16, кв. 48. (Russia, St. Petersburg, Blagodatnaia str., 21-48). Е-mail: masha_kebina@mail.ru.

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (25). 2015.

21

Решением вопроса может оказаться развитие такого направления туризма, как туризм спортивного наследия, который привлекает в последние годы все больше внимания со стороны ученых и менеджеров спортивного туризма. В литературе по спортивному туризму прослеживается нарастающее понимание того, что объекты спортивного наследия могут вызывать интерес и привлекать туристов. Достопримечательности спортивного наследия: залы спортивной славы, музеи и тематические программы вызывают большой интерес со стороны спортивных болельщиков и будущих спортсменов (детей). Посещение спортивных объектов, с одной стороны, это способ окунуться в прошлое, с другой стороны - ощутить величие чемпионов и добиться устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом. Как появляющийся продукт рынка туризма, туризм спортивного наследия привлекает новые потоки туристов.

Так как мотивация путешествия является движущей силой поведения туриста, необходимо понимание побуждений туристов для того, чтобы сегментировать существующий рынок и развивать успешные стратегические планы по расширению рынка. Надо отметить, что исследования специфических туристских побуждений в контексте туризма спортивного наследия крайне редки и встречаются преимущественно у зарубежных авторов. Некоторые ученые предполагают, что люди посещают спортивные площадки по ностальгическим причинам [8, 10], другие исследователи утверждают, что ностальгия - всего лишь один из нескольких показателей, связанных с туризмом спортивного наследия [16]. Несмотря на обширные исследования мотиваций туристов, недостаточно исследований, которые рассматривали бы мотивацию в таких специализированных областях туризма, как туризм спортивного наследия.

Желание к перемене места, тяга к путешествиям, познанию нового - туристические потребности - в широком смысле отражают необходимость в психофизиологическом и духовном развитии сил индивида. Психофизиологические потребности человека реализуются через питание, сон и движение. Духовно-интеллектуальные - через познание, общение и оздоровление.

Удовлетворение потребностей требует определенного набора средств. В туризме средствами удовлетворения потребностей являются разнообразные блага: туристические объекты, которые имеют общественную пользу, а также туристские продукты и услуги, ценность которых определяется относительно того, что субъект имеет определенный запас богатств (денег, свободного времени), которые дают ему возможность удовлетворить потребности определенной мотивации. Мотивы туризма - это те побудительные причины, которые определяются биологическими и социальными потребностями и заставляют людей удовлетворять их, покупая туристский продукт. Есть большое количество мотивов, которые зависят от индивидуальных особенностей человека. Специальные исследования, основанные на признании приоритета принципа деятельности, объясняют мотивацией не только выбор, но и поведение людей во время путешествия, и, соответственно, тот опыт, который развивают туристические потребности [4].

Мотивация выбора привлекательного для туриста вида отдыха зависит от его возраста, характера, образа жизни, устойчивых принципов, влияния общества и других факторов, но, главное, от состояния его здоровья. Активность на работе генерирует желание спокойного отдыха и, наоборот, умственный труд - необходимость физической нагрузки, эмоциональной разрядки и т.д. На склонность туриста к тому или иному виду отдыха также может влиять сезонность [3]. Теоретические исследования побуждений к путешествию распространены, прежде всего, в социологии и социальной психологии [11] и также основаны на исследованиях мотивации туристов. Например, Исо-Аола [12] предлагает, чтобы мотивация туризма была частью мотивации досуга туристов. Так как мотивация досуга близко связана с потребностями в досуге (см. рис. 1), мотивация является «спусковым механизмом» для перехода потребителя в активную фазу участия.

Исследование Фиска [7] пяти основных потребностей (принадлежность, понимание, управление, самоусовершенствование и доверие к другим) также проводится с позиции личностных и межличностных элементов. Согласно этому положению, потребности досуга можно вообще поде-

22

Социальная сфера

лить на такие категории как внутренние/личностные или внешние/межличностные. Кроме того, утверждается, что существует иерархия потребностей досуга. Маслоу [14] предложил, что все, в чем человек нуждается, может быть определено в иерархии из пяти категорий: физиология; безопасность; принадлежность и любовь; уважение; самоактуализация. Он также утверждал, что как только удовлетворен более низкий уровень потребностей, люди пробуют удовлетворить потребность, следующую выше. Многие ученые в сфере туризма объясняют свои исследования в области мотиваций, основывая их на этой иерархии теории потребностей.

потребность

мотивация

участие

Рис. 1. Отношения потребности, побуждения и участия

Исследование мотивации туристов вообще было популярным предметом в литературе. Например, Голдер и Ричи [9] предложили следующую типологию мотивации туристов: (1) физическое расслабление; (2) культурные открытия, типа обнаружения новых географических районов; (3) социальная принадлежность; (4) чувство самоутверждения и самоактуализации.

Кохен [6] утверждал, что исследование причин или побуждений для путешествия приводит к лучшему пониманию туризма как социального и психологического явления. Пирс [15] первым применил теорию иерархии Маслоу [14] к мотивации и поведению туристов. Он проанализировал опыт четырехсот путешествий, описанных устами туристов, по всему миру и ранжировал данные туристов по пяти категориям в соответствии с иерархией теории потребностей Маслоу [14]. Затем он разработал две концептуальных структуры мотивации туристов: (1) иерархия путешествий; (2) опыт путешествий.

Эти структуры теперь считают основой к пониманию мотивации к путешествию [11]. Пирс и Лии [15] предложили, что мотивация к путешествию складывается в модель из многочисленных мотивов, которые отражают чей-либо опыт путешествий. Хуан и Сью [11] указывают, что идея относительно опыта общепризнанна в области исследования досуга с понятием специализации. То есть, опыт путешествия, как и карьера на работе, находится под влиянием процесса взросления и накопления опыта путешествий. В данном контексте можно предположить, что туристы систематически двигаются по последовательным стадиям или имеют предсказуемые образцы мотивации поездок. Люди продвигаются вверх через уровни мотивации, накапливая опыт путешествия. Туристы ищут удовлетворение различных потребностей, когда они становятся более опытными, что означает, что предыдущий опыт, знания и уровень инвестиций в поездки является решающим в классификации мотивации туристов.

В подходе Пирса и Лии [15] учтены 72 существующих группы поводов из литературы, чтобы помочь и поддержать анализ образцов побуждений туристов. В своем анализе они определили 14 факторов побуждения, которые являются основными измерениями 72 групп факторов, определяющих поведение, и использовали эти 14 факторов побуждения, чтобы описать образцы мотивации путешествий туристов. Четырнадцать факторов, определяющих поведение [15]: новизна, расслабление, взаимоотношения, автономия (стремление к самостоятельности), особенность, саморазвитие, моделирование (воспроизведение), развитие площадок, принимавших спортивные события, личное развитие, отношения, самореализация, изоляция, ностальгия и последующее подтверждение.

Юсоф и Шах [17] недавно исследовали применение шкалы развития мотивации досуга к спортивному туризму. Они полагают, что большинство спортивных туристов мотивировано: (1) высочайшим мастерством спортсменов; (2) побудительный стимулом к занятиям спортом; (3) интеллектуальными мотивами; (4) социальными поводами. Эти побуждения указывают и на внутренние/личностные или внешние/межличностные элементы, которые соответствуют данным, полученным в области мотивации досуга [7, 12]. Кроме того, существует разделение спортивных туристов, согласно их побуждениям, используя шкалу REP (Предпочтительный Опыт Отдыха). Их основной компонентный анализ шкалы побуждения показал семь характеристик: уход от действительности, социальное признание, получение удовольствия от природы, адреналин (получение острых ощущений), социализацию, приобретение навыков и достижения [5].

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (25). 2015.

23

Туризм спортивного наследия можно рассматривать как одно из направлений спортивного туризма, мотивация посещения объектов спортивного наследия туристами может быть подобной, но имеет ряд особенностей. Считается, что при классификации туристических путешествий решающее значение имеет их цель (мотив). На самом деле, путешествуя, турист ставит перед собой не одну цель, но в зависимости от индивидуальных потребностей туриста одна из них становится главной и доминантной. Согласно программе, которую разработали российские власти, почти все олимпийские объекты Сочи перейдут в собственность Министерства спорта. При этом часть построек после Олимпиады поменяет свое первоначальное назначение, а некоторые объекты и вовсе перевезут в соседние города и регионы.

Олимпийские игры давно уже перестали быть исключительно спортивными соревнованиями. Отдельные государства с переменным успехом удовлетворяют за их счет свои политические амбиции, но Олимпиада сегодня — это прежде всего крупный бизнес-проект с многомиллиардным бюджетом и столь же крупными доходами. Впрочем, особенным испытанием для организаторов обычно становятся не многолетняя подготовка к этому мероприятию и те две-три недели, в течение которых оно проводится, а последующий период, когда построенным спортивным аренам и сопутствующей им инфраструктуре требуется найти постолимпийское применение. Представляется целесообразным разрабатывать проекты организации посещения и использования олимпийских объектов в рамках продвижения детско-юношеского, спортивного и оздоровительного туризма на основе государственно-частного партнерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зона отчуждения: как умирают стадионы после Олимпийских игр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sport.rbc.ru/artide/232773 (дата обращения 12.08.2015 г.).

2. Есть ли жизнь после Олимпиады: какой может быть судьба спортивных объектов Сочи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://realt.onliner.by/2014/03/12/olympics-2 (дата обращения 12.08.2015 г.).

3. Мотивационные аспекты в туризме. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vfmgiu-tourism.ru/motivacionnye_aspekty_v_turizme_257/osnovnye_faktory_turistskoi_motivacii_260/index.html (дата обращения 13.08.2015 г.).

4. Мотивация туристов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vokrug-sveta.com.ua/motivaciya-turistov.html (дата обращения 13.08.2015 г.).

5. Alexandris K.K., Kouthouris C.C., FunkD.D., Giovani C.C. Segmenting winter sport tourists by motivation: The case of recreational skiers // Journal of Hospitality Marketing & Management. 2009. № 18 (5). Р. 480499.

6. Cohen E. Who is a tourist? A conceptual clarification // Sociological Review. 1974. № 6. Р. 408-424.

7. Fisk S. T. Social beings: A core motives approach to social psychology. N.Y.: Wiley, 2004.

8. Gibson H.J. Sport tourism: A critical analysis of research // Sport Management Review. 1998. № 1 (1). Р. 45-76.

9. Goeldner C.R., Ritchie J.R. Tourism: Principles, practices, philosophies. N.J.: Hoboken, 2003.

10. Hinch T.D., Higham J.E. Sport tourism: A framework for research // The International Journal of Tourism Research. 2001. № 3 (1). Р. 45-58.

11. Huang S., Hsu C.C. Travel motivation: Linking theory to practice// International Journal of Culture, Tourism & Hospitality Research. 2009. № 3 (4). Р. 287.

12. Iso-Ahola S.E. Towards a social psychology theory of tourism motivation // Annals of Tourism Research. 1982. № 9. Р. 256-262.

13. Kleiber D.A., Walker G.J., MannellR.C. A social psychology of leisure. PA: Venture, 2011.

14. Maslow A.H. Motivation and personality. New York: Harper & Row, 1970.

15. Pearce P.L., Lee U. Developing the travel career approach to tourist motivation // Journal of Travel Research. 2005. № 43. Р. 226-237.

16. Ramshaw G., Gammon S. More than just nostalgia? Exploring the heritage/sport tourism nexus // Journal of Sport & Tourism. 2005. № 10 (4). Р. 229-241.

17. Yusof A., Shah P.M. Application of leisure motivation scale to sport tourism / /The International Journal of the Humanities. 2008. № 6 (1). Р. 105-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.