Научная статья на тему 'Влияние новых информационных технологий на повышение эффективности управления качеством образования'

Влияние новых информационных технологий на повышение эффективности управления качеством образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1237
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коджешау М. А.

В статье раскрыты некоторые проблемы оценки и управления качеством образования, принципиальные отличия образовательного процесса от производственного. Также определены возможности внедрения новых информационных технологий в области управления качеством образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коджешау М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние новых информационных технологий на повышение эффективности управления качеством образования»

УДК 738 ББК 74 с51 К 57

М.А. Коджешау

Влияние новых информационных технологий на повышение эффективности управления качеством образования

Аннотация:

В статье раскрыты некоторые проблемы оценки и управления качеством образования, принципиальные отличия образовательного процесса от производственного. Также определены возможности внедрения новых информационных технологий в области управления качеством образования.

Ключевые слова:

Болонский процесс, качество образования, управление качеством, новые информационные технологии, информационная система, автоматизированная система контроля и управления качеством.

Вхождение России в Совет Европы, интегрированное в мировое образовательное сообщество, Болонский процесс, социально-экономические реалии выдвинули новые требования к качеству высшего образования. Болонский процесс усиливает европейский акцент оценки и контроля качества, аккредитации, берет курс на сближение стандартов и процедур оценки. В ряду важнейших реформ, провозглашенных Болонской Декларацией, названо развитие европейского

сотрудничества на основе выработанных сопоставимых критериев и методик, что предполагает ряд условий:

1) выработка совместимых систем контроля, ориентированных на пороговые стандарты высшего образования, которые устанавливают требования к уровню подготовки выпускников;

2) создание систем независимого оценивания, которое может привести к европейским знакам качества для широких предметных областей высшего образования;

3) координирование подходов к стандартам качества транснационального образования (франчайзинг, оффшорные структуры; кампусы и их сети; частнотренинговые компании; твиннинг; провайдерные университеты и агентства; виртуальные университеты и т.д.).

Актуальность проблемы оценки и управления качеством образования объясняется также и тем, что за последние десятилетие высшее образование приобрело столь широкомасштабный характер, что стало вызывать растущее беспокойство за качество и эффективность образовательного процесса.

Российское общество столкнулось с ситуацией рассогласования таких важных компонентов, как рынок образовательных услуг, с одной стороны, и рынок труда - с другой.

Анализ образовательного процесса показывает, что он имеет много общего с любым производственным процессом, но в нем есть и принципиальные отличия:

1) объектом деятельности вуза является человек, что исключает шаблонные подходы;

2) специфику вуза определяет его основная деятельность

- образовательная и научная, главная задача которых -воспитание и подготовка специалистов,

конкурентоспособных на мировом рынке;

3) результативность образовательной деятельности зависит от эффективности научных исследований;

4) образовательный и научный процессы не могут плодотворно развиваться без информационных технологий, следовательно, третье направление деятельности - информационное;

5) социальное и финансово-экономическое направление деятельности вуза также имеют свои особенности. Вуз не может эффективно работать без хорошо организованной административно-хозяйственной деятельности.

Исходя из вышеуказанного, можно четко определить, что основной задачей высшего профессионального образования является формирование специалистов, не только способных разрабатывать и использовать методы и средства труда в определенных областях деятельности, но и людей, умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях — условиях конкурентной рыночной экономики. Законы конкуренции требуют высокой адаптивности к требованиям рынка и непрерывного совершенствования человека во всех областях деятельности в разрезе идей и принципов всеобщего (полного) качества.

Необходимо понимать при этом, что не существует абсолютных норм качества, «наилучшего качества» образовательного процесса или его результатов. Нормы имеют свое ограничение во времени.

В связи с этим в основе создания системы управления качеством высшего учебного заведения лежат принципы стратегического управления качеством образования:

• многомерный мониторинг и оценка качества процессов, входных и выходных данных этих процессов;

• стратегическое планирование и развертывание тактических планов по подразделениям вуза в целях непрерывного улучшения качества образовательных процессов и процессов управления;

• управление процессами;

• анализ результатов выполнения планов и корректировка задач или ресурсов;

• непрерывное обучение сотрудников вуза и организации в целом.

В условиях современного общества, немаловажным показателем успешности деятельности учреждения,

является степень использования современных новых информационных технологий (НИТ), в том числе информационных систем (ИС). Бурное развитие НИТ позволяет решить многие задачи управления на качественно новом уровне, обеспечить информационную поддержку на основе сетевых компьютерных технологий, собственно компьютерных сетей и современных инструментальных программных средств.

Внедрение НИТ позволит поднять на более высокий уровень всю систему управления качеством образования ВУЗа. Первым шагом в этом процессе может явиться разработка и внедрение программного обеспечения процессов управления в виде совокупности программных систем (автоматизированной системы управления качеством), которая в целом должна обладать следующими свойствами, о которых трудно говорить в отрыве от НИТ:

• локальной автономностью;

• масштабируемостью;

• настраиваемым разграничением полномочий;

• комплексированием задач в требуемые конфигурации;

• возможностью распределенной обработки информации

• доступом к информации по иерархическому принципу, т.е. в соответствии с иерархической структурой управления

• полнотой, непротиворечивостью и согласованностью всех данных информационной среды;

• корректной поддержкой многопользовательской работы;

• информационной безопасностью.

Помимо этого возможно обеспечение выполнения следующих функций автоматизированной системой контроля и управления качеством образования:

• создания единой информационной среды для вуза, филиалов, техникумов;

• реализации миссии учебного заведения по качественной подготовке высококвалифицированных специалистов отрасли в современных условиях;

• повышения эффективности управления учебным заведением как руководством учебного заведения;

• интеграции управления всеми процессами в рамках единой корпоративной системы;

• автоматизации документооборота

• снижения совокупной стоимости владения системой.

Функционирующая автоматизированная система контроля и управления качеством образования позволит решить следующие задачи:

• обеспечение свободного доступа пользователей к распределенному документальному фонду;

• предоставление на его основе широкого комплекса информационных услуг, координации деятельности подразделений;

• повышение оперативности и качества предоставления информации;

• реализацию принципа всеобщей доступности информации независимо от ее местонахождения (в соответствии с критериями безопасности);

• формирование базы данных путем сбора, автоматизированной обработки и хранения информации;

• организационно-технологического обеспечение поиска, анализа и обработки информации;

• реализацию доступа к информационным массивам баз данных путем создания и разграничения прав и ролей доступа;

• предоставление пользователям комплекса

информационных услуг, обеспечивающих эффективное управление всеми процессами, протекающими в ходе функционирования ВУЗа;

• организацию и ведение хранилища данных агрегированной информации для информационной поддержки принятия решений.

Очевидно, что в ходе разработки, реализации автоматизированной системы, ее эффективного использования особое значение приобретают подходы к разработке комплексной модели оценочной деятельности на основе современных информационных методов и экспертной квалиметрии, опирающихся на формальный аппарат нечеткой логики, теории категорий, теории нечетких множеств, выходящих за рамки бинарной логики, и на этой основе, за счет совершенствования формальных языков описания моделей качества - автоматизации проектирования оценочных систем в условиях неопределенности и нечеткости. Особое внимание при разработке формального описания элементов базовой модели оценки качества планируется уделить формализованному описанию «пространства свойств» и «пространства баз сравнения»; разработке процедур их отображения в системе критериев качества; разработке процедур структурного обобщения и синтеза оценочной деятельности как сложного, многоуровневого процесса, в конечном счете формированию пространств «операторов оценивания» на различных уровнях процесса оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.