УДК 738 ББК 74 с51 К 57
М.А. Коджешау
Влияние новых информационных технологий на повышение эффективности управления качеством образования
Аннотация:
В статье раскрыты некоторые проблемы оценки и управления качеством образования, принципиальные отличия образовательного процесса от производственного. Также определены возможности внедрения новых информационных технологий в области управления качеством образования.
Ключевые слова:
Болонский процесс, качество образования, управление качеством, новые информационные технологии, информационная система, автоматизированная система контроля и управления качеством.
Вхождение России в Совет Европы, интегрированное в мировое образовательное сообщество, Болонский процесс, социально-экономические реалии выдвинули новые требования к качеству высшего образования. Болонский процесс усиливает европейский акцент оценки и контроля качества, аккредитации, берет курс на сближение стандартов и процедур оценки. В ряду важнейших реформ, провозглашенных Болонской Декларацией, названо развитие европейского
сотрудничества на основе выработанных сопоставимых критериев и методик, что предполагает ряд условий:
1) выработка совместимых систем контроля, ориентированных на пороговые стандарты высшего образования, которые устанавливают требования к уровню подготовки выпускников;
2) создание систем независимого оценивания, которое может привести к европейским знакам качества для широких предметных областей высшего образования;
3) координирование подходов к стандартам качества транснационального образования (франчайзинг, оффшорные структуры; кампусы и их сети; частнотренинговые компании; твиннинг; провайдерные университеты и агентства; виртуальные университеты и т.д.).
Актуальность проблемы оценки и управления качеством образования объясняется также и тем, что за последние десятилетие высшее образование приобрело столь широкомасштабный характер, что стало вызывать растущее беспокойство за качество и эффективность образовательного процесса.
Российское общество столкнулось с ситуацией рассогласования таких важных компонентов, как рынок образовательных услуг, с одной стороны, и рынок труда - с другой.
Анализ образовательного процесса показывает, что он имеет много общего с любым производственным процессом, но в нем есть и принципиальные отличия:
1) объектом деятельности вуза является человек, что исключает шаблонные подходы;
2) специфику вуза определяет его основная деятельность
- образовательная и научная, главная задача которых -воспитание и подготовка специалистов,
конкурентоспособных на мировом рынке;
3) результативность образовательной деятельности зависит от эффективности научных исследований;
4) образовательный и научный процессы не могут плодотворно развиваться без информационных технологий, следовательно, третье направление деятельности - информационное;
5) социальное и финансово-экономическое направление деятельности вуза также имеют свои особенности. Вуз не может эффективно работать без хорошо организованной административно-хозяйственной деятельности.
Исходя из вышеуказанного, можно четко определить, что основной задачей высшего профессионального образования является формирование специалистов, не только способных разрабатывать и использовать методы и средства труда в определенных областях деятельности, но и людей, умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях — условиях конкурентной рыночной экономики. Законы конкуренции требуют высокой адаптивности к требованиям рынка и непрерывного совершенствования человека во всех областях деятельности в разрезе идей и принципов всеобщего (полного) качества.
Необходимо понимать при этом, что не существует абсолютных норм качества, «наилучшего качества» образовательного процесса или его результатов. Нормы имеют свое ограничение во времени.
В связи с этим в основе создания системы управления качеством высшего учебного заведения лежат принципы стратегического управления качеством образования:
• многомерный мониторинг и оценка качества процессов, входных и выходных данных этих процессов;
• стратегическое планирование и развертывание тактических планов по подразделениям вуза в целях непрерывного улучшения качества образовательных процессов и процессов управления;
• управление процессами;
• анализ результатов выполнения планов и корректировка задач или ресурсов;
• непрерывное обучение сотрудников вуза и организации в целом.
В условиях современного общества, немаловажным показателем успешности деятельности учреждения,
является степень использования современных новых информационных технологий (НИТ), в том числе информационных систем (ИС). Бурное развитие НИТ позволяет решить многие задачи управления на качественно новом уровне, обеспечить информационную поддержку на основе сетевых компьютерных технологий, собственно компьютерных сетей и современных инструментальных программных средств.
Внедрение НИТ позволит поднять на более высокий уровень всю систему управления качеством образования ВУЗа. Первым шагом в этом процессе может явиться разработка и внедрение программного обеспечения процессов управления в виде совокупности программных систем (автоматизированной системы управления качеством), которая в целом должна обладать следующими свойствами, о которых трудно говорить в отрыве от НИТ:
• локальной автономностью;
• масштабируемостью;
• настраиваемым разграничением полномочий;
• комплексированием задач в требуемые конфигурации;
• возможностью распределенной обработки информации
• доступом к информации по иерархическому принципу, т.е. в соответствии с иерархической структурой управления
• полнотой, непротиворечивостью и согласованностью всех данных информационной среды;
• корректной поддержкой многопользовательской работы;
• информационной безопасностью.
Помимо этого возможно обеспечение выполнения следующих функций автоматизированной системой контроля и управления качеством образования:
• создания единой информационной среды для вуза, филиалов, техникумов;
• реализации миссии учебного заведения по качественной подготовке высококвалифицированных специалистов отрасли в современных условиях;
• повышения эффективности управления учебным заведением как руководством учебного заведения;
• интеграции управления всеми процессами в рамках единой корпоративной системы;
• автоматизации документооборота
• снижения совокупной стоимости владения системой.
Функционирующая автоматизированная система контроля и управления качеством образования позволит решить следующие задачи:
• обеспечение свободного доступа пользователей к распределенному документальному фонду;
• предоставление на его основе широкого комплекса информационных услуг, координации деятельности подразделений;
• повышение оперативности и качества предоставления информации;
• реализацию принципа всеобщей доступности информации независимо от ее местонахождения (в соответствии с критериями безопасности);
• формирование базы данных путем сбора, автоматизированной обработки и хранения информации;
• организационно-технологического обеспечение поиска, анализа и обработки информации;
• реализацию доступа к информационным массивам баз данных путем создания и разграничения прав и ролей доступа;
• предоставление пользователям комплекса
информационных услуг, обеспечивающих эффективное управление всеми процессами, протекающими в ходе функционирования ВУЗа;
• организацию и ведение хранилища данных агрегированной информации для информационной поддержки принятия решений.
Очевидно, что в ходе разработки, реализации автоматизированной системы, ее эффективного использования особое значение приобретают подходы к разработке комплексной модели оценочной деятельности на основе современных информационных методов и экспертной квалиметрии, опирающихся на формальный аппарат нечеткой логики, теории категорий, теории нечетких множеств, выходящих за рамки бинарной логики, и на этой основе, за счет совершенствования формальных языков описания моделей качества - автоматизации проектирования оценочных систем в условиях неопределенности и нечеткости. Особое внимание при разработке формального описания элементов базовой модели оценки качества планируется уделить формализованному описанию «пространства свойств» и «пространства баз сравнения»; разработке процедур их отображения в системе критериев качества; разработке процедур структурного обобщения и синтеза оценочной деятельности как сложного, многоуровневого процесса, в конечном счете формированию пространств «операторов оценивания» на различных уровнях процесса оценки.