УДК 341.1/8.
Санникова Светлана Сергеевна
Поволжский кооперативный институт, г. Энгельс [email protected]
ВЛИЯНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи административно-правового механизма обеспечения продовольственной безопасности России и включения Российской Федерации в глобальную систему продовольственной безопасности. Автором рассматриваются полномочия и деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющие обеспечение продовольственной безопасности. В данной работе проанализированы Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания, Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, Стратегия развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдалённую перспективу, Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г., Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции». В статье рассматриваются и иные аспекты обеспечения продовольственной безопасности. Административно-правовой механизм обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации в значительной степени обусловлен включением России в глобальную систему продовольственной безопасности и существенно зависит от международно-правовых актов, что, в свою очередь, отражается на полномочиях и деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации.
Ключевые слова: международно-правовой механизм обеспечения продовольственной безопасности, Таможенный союз, Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации, Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания, Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, нормативно-правовое обеспечение продовольственной безопасности.
Международно-правовой механизм обеспечения продовольственной безопасности является одним из ключевых, он определяет внутренние правовые механизмы её обеспечения в каждом отдельно взятом государстве. В настоящее время исследователями признаётся, что продовольственная безопасность населения любого государства не может быть гарантирована без образования региональных интеграционных формирований, что может способствовать достижению максимального самообеспечения населения соответствующих групп государств основными продовольственными товарами [12, с. 10]. В научной литературе часто говорят о том, что международно-правовое регулирование призвано обеспечить «планетарную», «глобальную», «международную» или «коллективную продовольственную безопасность». Как отмечает А.Я. Капустин, дальнейшее развитие глобализации всё в большей мере обнажает растущую неспособность суверенного государства осуществлять целый ряд традиционно присущих ему функций ввиду растущей экономической и технологической взаимозависимости [5, с. 18]. Ю.А. Тихомиров полагает, что в условиях усиливающейся глобализации возникают актуальные планетарные проблемы, в решении которых заинтересованы все государства [11, с. 10-11]. Международный уровень нормативно-правового регулирования продовольственной безопасности во многом обусловлен и тем, что наблюдается растущая диспропорция в развитии продовольственного хозяйства различных регионов планеты, увеличение мировых цен на продукты питания и сохранение существенных групп населения, живущих в условиях голода или недостаточного питания [7, с. 49].
В связи с этим на международном уровне была принята Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания, в п. 1 которой установлено неотъемлемое право каждого мужчины, женщины и ребёнка быть свободными от голода и недоедания для полного развития и сохранения своих физических и умственных способностей, а ликвидация голода является общей обязанностью всех стран международного сообщества. Данной декларацией на высшие органы исполнительной власти государств возложена обязанность по увеличению объёмов производства продовольственных товаров, а также справедливому и эффективному распределению продовольствия между странами и внутри них.
Международно-правовое регулирование продовольственной безопасности включает и отраслевой аспект, связанный с установлением норм и правил, обеспечивающих международно-правовую защиту интересов различных государств, связанных с продовольственным обеспечением их населения продукцией отдельных отраслей народного хозяйства. Например, в отрасли рыболовства и добычи иных водных биологических ресурсов действует Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, в которой был реализован «экоси-стемный» подход, предполагающий, в частности, предотвращение сокращения численности любой вылавливаемой популяции до уровней ниже таких, которые обеспечивают её устойчивое пополнение, а также поддержание экологических взаимосвязей между вылавливаемыми видами, зависящими от них и связанными с ними популяциями морских живых ресурсов (ч. 3 ст. 2 Конвенции). Указанный документ с учётом участия России в данной кон-
© Санникова С.С., 2016
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2016
267
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
венции оказывает определённое воздействие на административно-правовое регулирование рыбо-хозяйственной деятельности в Российской Федерации, влияя на компетенцию Федерального агентства по рыболовству, которое осуществляет свои полномочия не только на территории Российской Федерации, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, но и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, в открытых районах Мирового океана [8, п. 1]. Кроме того, с учётом названной конвенции в Российской Федерации осуществляется государственное управление на уровне актов стратегического планирования. Имеется в виду Стратегия развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдалённую перспективу, большое значение которой для административно-правового регулирования в области добычи водных биологических ресурсов Антарктики отмечается в научной литературе [1, с. 10].
Усиливает организационные проблемы административно-правового регулирования продовольственной безопасности и членство Российской Федерации в различных международных объединениях экономической направленности, прежде всего, во Всемирной торговой организации. В Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 14 июня 2013 г. № 30 «О надзоре за производством и оборотом пищевой продукции» отмечается, что участие Российской Федерации в процессах международной экономической интеграции, вступление во Всемирную торговую организацию и членство в Таможенном союзе вызывает опасения вследствие возможного поступления на территорию Российской Федерации некачественной и опасной пищевой продукции.
Российская Федерация присоединилась к Мар-ракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. [13], в ч. 4 ст. XVI которого определено, что каждый член организации должен обеспечить соответствие своих законов, внутренних правил и административных процедур обязательствам, вытекающим из прилагаемых к данному акту соглашений. Анализируя данный акт и практическую его реализацию, Н.А. Чуйко отмечает, что право Всемирной торговой организации в значительной степени влияет на внутреннее право государств, являющихся её членами, в связи с чем существует ряд факторов, потенциально могущих воздействовать на понижение стандартов обеспечения безопасности пищевых продуктов в Российской Федерации [14, с. 913]. Стоит сказать, что безопасность пищевых продуктов является составной частью продовольственной безопасности, и подобная ситуация на межгосударственном уровне способна создать дополнительную нагрузку на органы исполнительной
власти Российской Федерации, в первую очередь, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, по осуществлению контрольно-надзорной деятельности в данной сфере, а это, в свою очередь, составляет одну из проблем административно-правового регулирования обеспечения продовольственной безопасности.
Международно-правовое регулирование продовольственной безопасности осуществляется и на уровне Таможенного союза. Принимаемые в рамках данного межгосударственного образования нормативные правовые акты имеют непосредственное отношение к административно-правовому регулированию, поскольку подлежат непосредственному применению органами исполнительной власти Российской Федерации в рамках их организационно-управленческой деятельности. В частности, речь идёт о Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» [10]. Полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований этого регламента обладают Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, что установлено постановлением Правительства Российской Федерации [9]. Необходимость осуществления контрольно-надзорной деятельности в целях проверки соблюдения подобных актов Таможенного союза порождает и проблемы квалификации административных правонарушений, которая весьма актуальна в свете борьбы с ними [4, с. 5-10; 2, с. 50]. Например, проблемы практического характера возникают при применении ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [6], которая, в частности, в сфере ветеринарии конкурирует с чисто «ветеринарными» статьями КоАП РФ (10.6 и 10.8). По утверждению Л.Е. Калининой, похожая ситуация наблюдается и в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, поскольку применение ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ пересекается со специальными по отношению к ней статьями КоАП РФ, в том числе ст. 6.3, и в каждой конкретной ситуации необходимо практически решать вопрос о квалификации административного правонарушения [3, с. 54-59].
Таким образом, административно-правовой механизм обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации в значительной степени обусловлен включением нашего государства в глобальную систему продовольственной безопасности и существенно зависит от международно-правовых актов, что, в свою очередь, отражается на полномочиях и деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации.
268
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 3, 2016
Библиографический список
1. Овлащенко А.В. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации и современные тенденции в международно-правовом регулировании добычи морских биоресурсов // Юридический мир. - 2013. - № 13. - С. 7-13.
2. Калинин Г.И. Государственный ветеринарный надзор за соблюдением требований Технического регламента «О безопасности пищевой продукции» // Административное право и процесс. - 2015. - № 3. - С. 49-51.
3. Калинина Л.Е. Административно-деликтные правоотношения при применении ст. 14.43 КоАП РФ // Право и экономика. - 2014. - № 2. - С. 54-59.
4. Канунникова Н.Г. Актуальные проблемы борьбы с административными правонарушениями // Административное право и процесс. - 2013. -№ 4. - С. 5-10
5. Капустин А.Я. Международные организации в глобализирующемся мире: монография. - М.: РУДН, 2010. - 320 с.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 09.03.2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1). -Ст. 1.
7. Масленникова О.А., Чиченко Д.В. Продовольственная безопасность: основные элементы многоуровневой системы // Аграрное и земельное право. - 2009. - № 1. - С. 49-57.
8. Положение о Федеральном агентстве по рыболовству, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 444 (в ред. от 25.12.2015 г.) //
Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. -№ 25. - Ст. 2979.
9. Постановление Правительства РФ от 28 августа 2013 г. № 745 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. -№ 35. - Ст. 4529.
10. Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 (в ред. от 10.06.2014 г.) // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.tsouz.ru.
11. Тихомиров Ю.А. О модернизации государства // Журнал российского права. - 2004. - № 4. -С. 3-16.
12. Ушачёв И.Г. Обеспечение продовольственной безопасности России: проблемы и пути решения // Аграрное и земельное право. - 2009. - № 1. -С. 9-14.
13. Федеральный закон от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 30. - Ст. 4177.
14. Чуйко Н.А. Влияние права Всемирной торговой организации на регулирование безопасности пищевых продуктов в Российской Федерации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2014. - № 5. - С. 908-915.
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- № 3, 2016
269