Научная статья на тему 'Влияние нетрадиционных религиозных движений на общественно-политическую жизнь современного российского общества'

Влияние нетрадиционных религиозных движений на общественно-политическую жизнь современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
485
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / США / USA / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / NONTRADITIONAL RELIGIOUS MOVEMENTS / РОССИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ / RUSSIAN CHURCH OF CHRISTIANS OF EVANGELICAL FAITH / САЛАФИЯ / ARMENIA / SALAFI MOVEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гладышев Сергей Викторович

Статья посвящена исследованию роли нетрадиционных религиозных движений в общественно-политической жизни современного российского общества. Деятельность указанных религиозных структур оказывает влияние на процесс социальной идентификации своих последователей. На примере деятельности сторонников исламских религиозных объединений салафитского толка и Российской церкви христиан веры евангельской автором делается вывод о формировании в российском обществе оппозиционной социальной группы, антагонистически настроенной к российской государственной системе, ее политическим лидерам, а также другим общественным и религиозным объединениям, что приобретает особую актуальность в преддверии избирательного цикла 2016-2018 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates the role of non-traditional religious movements in the political life of the contemporary Russian society. The activities of these religious structures influence the social identity of their followers. Studying the activities of the Russian Church of Christians of Evangelical Faith and supporters of Islamic Salafi, the author concludes that an opposition social group is developing in the Russian society, it is antagonistic to the Russian state system, its political leaders, as well as other public and religious associations, which is of particular relevance in the run-up to the election cycle of 2016-2018.

Текст научной работы на тему «Влияние нетрадиционных религиозных движений на общественно-политическую жизнь современного российского общества»

УДК 322

Гладышев Сергей Викторович

аспирант кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева

ВЛИЯНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ НА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Gladyshev Sergey Viktorovich

PhD student, World History, Political Science and Regional Studies Department, Mordovia State University

INFLUENCE OF NON-TRADITIONAL RELIGIOUS MOVEMENTS ON THE SOCIAL AND POLITICAL LIFE OF THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

Аннотация:

Статья посвящена исследованию роли нетрадиционных религиозных движений в общественно-политической жизни современного российского общества. Деятельность указанных религиозных структур оказывает влияние на процесс социальной идентификации своих последователей. На примере деятельности сторонников исламских религиозных объединений салафитского толка и Российской церкви христиан веры евангельской автором делается вывод о формировании в российском обществе оппозиционной социальной группы, антагонистически настроенной к российской государственной системе, ее политическим лидерам, а также другим общественным и религиозным объединениям, что приобретает особую актуальность в преддверии избирательного цикла 2016-2018 гг.

Ключевые слова:

Россия, США, Евразийский экономический союз, нетрадиционные религиозные движения, Российская церковь христиан веры евангельской, салафия.

Summary:

The article investigates the role of non-traditional religious movements in the political life of the contemporary Russian society. The activities of these religious structures influence the social identity of their followers. Studying the activities of the Russian Church of Christians of Evangelical Faith and supporters of Islamic Salafi, the author concludes that an opposition social group is developing in the Russian society, it is antagonistic to the Russian state system, its political leaders, as well as other public and religious associations, which is of particular relevance in the run-up to the election cycle of 2016-2018.

Keywords:

Russia, USA, Armenia, Eurasian Economic Union, non-traditional religious movements, Russian Church of Christians of Evangelical Faith, Salafi movement.

Становление и развитие общественных отношений в России на протяжении ее истории происходило при непосредственном участии традиционных религиозных конфессий, что в настоящее время выражается в идентификации преимущественного количества населения страны в качестве верующих православного христианства и ислама. Менее выражено число последователей буддизма и иудаизма. С принятием Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» активное развитие получили нетрадиционные религиозные движения, которые не только свободно осуществляют религиозную деятельность, но и оказывают существенное влияние на процесс социальной идентификации своих последователей, в том числе на выражение ими своих политических убеждений в отношении политических лидеров, партий, государственной власти.

Целенаправленное разделение традиционной социальной общности на новые разнородные группы в целях создания условий для использования возникших между ними противоречий для управления ею описано еще в XIII-! вв. до н. э. в Библии на примере строительства Вавилонской башни, являлось одним из основных принципов государственного управления Римской империей в V!! в., активно практикуется акторами современного политического процесса.

Так, результаты действий представителей Российской церкви христиан веры евангельской и исламских религиозных объединений салафитского толка находят отражение в общественно-политической жизни современной России, оказывая влияние на реализацию государственной политики.

В настоящее время Российская Федерация предпринимает активные действия для изменения существующих геополитических условий и установления многополярной структуры в международных делах, пытаясь вернуть себе статус сверхдержавы. Это вызывает недовольство США, наиболее амбициозных государств Европы и сопровождается применением ими мер открытой (экономических санкционных ограничений, информационной пропаганды, формирующей образ агрессивной России, и т. п.) и латентной (провоцирование межнациональных и межконфессиональных конфликтов, массовых беспорядков) антироссийской политики.

Так, 1 января 2015 г. вступил в силу договор, заключенный 29 мая 2014 г. между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). 2 января 2015 г. к ЕАЭС присоединилась Республика Армения, 29 мая 2015 г. - Кыргызская Республика. Совместная работа государств-участников ЕАЭС по созданию нового межгосударственного объединения велась на протяжении более 20 лет, и ее промежуточными результатами, показавшими свою эффективность, являлись Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС, 2000 г.), Таможенный союз (ТС, 2010 г.), Единое экономическое пространство (ЕЭП, 2012 г.).

Фактически ЕАЭС является не только альтернативой Европейскому союзу, но также мощной международной организацией, способной ограничить влияние США на постсоветском пространстве и нейтрализовать их усилия по построению однополярного мира. По этому поводу весьма показательна позиция самих Соединенных Штатов, озвученная госсекретарем Хиллари Клинтон 6 декабря 2012 г. в Дублине: «Мы отмечаем некий сдвиг в сторону повторной советизации региона ... но, конечно, это не будет называться именно так. Это будет называться Таможенным союзом, Евразийским союзом или чем-то в этом роде. Мы знаем, в чем заключается цель, и стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить или предотвратить это» [1].

По мнению бывшего советника по национальной безопасности американского президента Зб. Бжезинского, «.если Москва вернет себе контроль над Украиной, с ее 52-миллионным населением и крупными ресурсами, а также выходом к Черному морю, то Россия автоматически получит средства превратиться в мощное имперское государство, раскинувшееся в Европе и Азии» [2, с. 63]. Учитывая те обстоятельства, что 19 сентября 2003 г. в Ялте Президент Украины Леонид Кучма подписал Соглашение о формировании Единого экономического пространства с государствами-участниками ЕАЭС, предоставив, таким образом, плацдарм для дальнейшего усиления роли России в Европе, становится очевидной заинтересованность США в совершении действий, направленных на срыв интеграционных процессов на Евразийском континенте. А подписание 18 марта 2014 г. в Кремле договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым лишь оправдало самые нежелательные прогнозы американских геополитиков и привело к активизации попыток США дестабилизировать процессы формирования многополярного мира во главе с Россией.

В качестве одного из инструментов для реализации своих геостратегических амбиций США активно используют нетрадиционные религиозные движения.

Так, всего через 12 дней после вступления Армении в ЕАЭС военнослужащий 102-й российской военной базы в городе Гюмри В.П. Пермяков полностью признал свою вину в совершении им 12 января 2015 г. массового убийства 7 граждан Армении.

Молниеносной оказалась реакция американской газеты The Washington Post, которая 12 января 2015 г. в течение часа после приезда полиции на место происшествия опубликовала подробный материал в отношении подозреваемого В.П. Пермякова с указанием его национальной принадлежности [3]. В.П. Пермяков на тот момент еще не был задержан. Однако это не остановило международную некоммерческую радиовещательную организацию «Радио "Свобода"», финансируемую конгрессом США [4], в нагнетании антироссийских настроений в Армении.

13 января 2015 г., еще до задержания В.П. Пермякова, несколько граждан провели антироссийскую акцию у здания посольства России в Армении. Их лозунги имели ярко выраженную политическую окраску и содержали требования отзыва посла России в Армении и выведения российской военной базы с территории страны.

14 января 2015 г., примерно через 12 часов после того, как В.П. Пермяков был задержан российскими пограничниками при попытке незаконного пересечения армяно-турецкой границы, были проведены акции у резиденции президента Армении в городе Ереване и в городе Гюмри, которые носили скорее характер массовых беспорядков, чем мероприятий, нацеленных на удовлетворение декларируемых требований [5]. Весьма утопичные требования участников подобных акций могли явиться лишь предлогом для усиления протестного движения в Армении, выражающего реальное недовольство вступлением республики в ЕАЭС.

Следует отметить, что В.П. Пермяков с рождения состоит в религиозной организации «Вера. Надежда. Любовь» города Балей Забайкальского края, а его родители являются пасторами этой религиозной общины. Вышестоящей для них является религиозная организация «Спасение в Иисусе», расположенная в городе Чите и входящая в Российскую церковь христиан веры евангельской. Последняя входит в состав «Всемирного братства "Ассамблей Бога"», созданного в 1914 г. в городе Хот-Спрингс США [6; 7; 8; 9].

Как известно, современное движение христиан веры евангельской (пятидесятников) построено на психическом манипулировании и контролировании сознания своих адептов [10, с. 598], что нацелено на подавление воли человека и развитие у него «синдрома зависимого типа личности» [11, с. 77]. Результаты такого воздействия выражаются в совершении человеком неосознанных действий, некритичном отношении к информации, поступающей от манипуляторов,

развитии негативного отношения к традиционным общественным институтам и системе государственной власти, готовности выполнить любой приказ [12, с. 42]. Типичным примером является поведение многочисленных американских военнослужащих, содержавшихся в лагерях для военнопленных в период вьетнамского и корейского военных конфликтов, которые кардинально меняли свое поведение под влиянием вьетнамских, корейских и китайских специалистов и вполне искренне выдвигали социалистические лозунги, а также признавались в преступлениях, которые никогда не совершали [13, с. 75].

Таким образом, религиозное объединение христиан веры евангельской, в которое длительное время входил В.П. Пермяков, вполне могло быть использовано американскими спецслужбами для организации провокации в Армении [14] с целью осложнения российско-армянских международных отношений и последующего использования ее в качестве предлога для ограничения присутствия России в Азиатском регионе.

Наряду с нетрадиционными религиозными движениями, использующими христианскую догматику, существенную роль в российском политическом процессе играют нетрадиционные исламские религиозные объединения. Политическая составляющая ислама была заложена еще в VII в. в мусульманском законодательстве (шариате), включающем не только юриспруденцию (фикх), но и предписания к культу, догматике, нравственности, поведению и быту.

Со времен средневековья [15, с. 3] традиционным для российских мусульман вероисповеданием является ислам суннитского толка, распространенный преимущественно на Северном Кавказе, в Поволжье и Приуралье, а также в местах компактного проживания малочисленных мусульманских общин в разных регионах страны. К настоящему времени российскую умму составляют по разным оценкам от 12 до 20 млн чел. [16, с. 699].

Изменение геополитической картины мира в 1990-е гг., сопровождавшееся распадом устоявшихся государственно-конфессиональных отношений в СССР, было успешно использовано новым религиозным движением в исламе - салафия - для проникновения в Россию и закрепления в регионах распространения традиционного ислама.

Салафия было основано в Аравии в XVIII в. Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом на док-тринальной основе ханбалитского мазхаба (школы правого толка) [17, с. 12]. Объявив себя проводниками единственно верной трактовки ислама, основанной на его первоначальных нормах, салафиты рассматривают представителей иных вероисповеданий, в том числе мусульман, не разделяющих их взглядов, неверными, против которых необходимо вести вооруженную борьбу (джихад). Целью салафитов является изменение существующего общественно-политического строя и построение собственного теократического государства.

Салафитское движение в России первоначально оформилось на территории Дагестана в 1970-х гг. и получило развитие в начале 1990-х гг. на территории всего Северного Кавказа. Основу новой религиозной пропаганды салафитов составили идеи объединения мусульман Кавказа, укрепления их связей с зарубежной уммой, замены светской власти на своих религиозных лидеров и в конечном итоге создания на территории республики теократического исламского государства.

Распространение таких идеологических установок привело к массовому вовлечению в радикальную религиозно-политическую деятельность мусульман Чеченской, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской Республик и Республики Ингушетия. В начале 2000-х гг. салафитское движение уже активно распространилось в Поволжье (Республики Татарстан, Башкортостан, Мордовия), сохранив свои радикальные амбиции.

Дальнейшее развитие салафия в стране и активные контакты салафитских общин с зарубежными мусульманскими организациями, сопровождавшиеся регулярными финансовыми поступлениями из-за рубежа [18, с. 46-49], осуществлялись по пути трансформации салафитских общин в незаконные вооруженные формирования. При этом новая религиозная идеология выступила в качестве мотива и оправдания их деструктивной деятельности [19]. Так, представители салафитского движения в 1994-1996 гг. фактически явились основными идеологами и участниками первой чеченской войны, имевшими своей целью насильственное изменение административно-территориальной структуры РФ, гарантированной Конституцией, и создание на территории Чеченской Республики независимого государства «Республика Ичкерия».

Российским салафитским движением с 2000 г. совершены более 80 террористических актов, исполнителями которых стали более 125 террористов-смертников, в результате которых погибли более 1 321 человека и более 3 276 получили ранения различной степени тяжести [20]. С 2003 г. Верховным судом России признаны террористическими и экстремистскими и запрещены на территории страны соответственно 20 и 7 организаций салафитского движения [21; 22]. С 2006 г. российскими судебными инстанциями признаны экстремистскими свыше 196 [23] наименований пропагандистских материалов салафитов, распространяемых ими через подконтрольные периодические издания, интернет-ресурсы, зарубежных и отечественных проповедников.

Отечественные исследователи [24, с. 301] одной из причин активного распространения са-лафия в России в начале 2000-х гг. называют неспособность мусульманских лидеров сохранить независимость уммы от внешнего влияния нетрадиционной религиозной идеологии, стремящейся превратить российское исламское сообщество в радикально-политическое оппозиционное движение.

Наряду с этим большинство представителей российской уммы являются сторонниками традиционного ислама и считают неприемлемым для себя участвовать в деструктивных религиозных и радикально-политических акциях салафитов. По их мнению, установки салафитов несовместимы с традициями российских мусульман и используют ислам для реализации своих политических целей, навязываемых из-за рубежа.

Таким образом, в настоящее время нетрадиционные религиозные объединения используются акторами антироссийской политики для оказания влияния на формирование социально-политической идентичности граждан. Целевой аудиторией, задействованной в указанных процессах, являются представители основных традиционных религий (христиане и мусульмане), составляющие более 70 % населения страны. Часть из них оказалась вовлечена в деятельность нетрадиционных религиозных движений, которые активно культивируют у своих функционеров антироссийские установки и ценности. Очевидно, что в российском обществе формируется социальная группа, оппозиционно настроенная к политической системе и другим религиозным движениям, ресурсы которой могут быть использованы для поддержки протестного движения в России, что приобретает особую актуальность в период избирательного цикла 2016-2018 гг.

Ссылки:

1. Клинтон: США не допустят возрождения СССР [Электронный ресурс]. URL: http://russian.rt.com/article/1787 (дата обращения: 23.07.2015).

2. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М., 2010. 256 с.

3. Андрюхин А. Кто стоит за трагедией в Гюмри [Электронный ресурс]. URL: http://portal-kultura.ru/articles/syuzhet/79878-kto-stoit-za-tragediey-v-gyumri/ (дата обращения: 23.07.2015).

4. Радио «Свобода» [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Радио_«Свобода» (дата обращения: 23.07.2015).

5. Силантьев Р.А. Мусульманская дипломатия в России: история и современность. М., 2010. 488 с.

6. Андрюхин А. Указ. соч.

7. Черемных А., Пеньковская Н., Кирьянова О. Отец Валерия Пермякова является пастором церкви христиан веры евангельской в Забайкалье [Электронный ресурс]. URL: http://www.chita.kp.ru/daily/26330.7/32l3179 (дата обращения: 23.07.2015).

8. В трагедии в Гюмри эксперт усмотрел явный сектантский след [Электронный ресурс]. URL: http://www.reg-num.ru/news/society/1885866.html (дата обращения: 23.07.2015).

9. Ассамблеи Бога [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ассамблеи_Бога# (дата обращения: 23.07.2015).

10. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород, 2007. 813 с.

11. Там же. С. 77.

12. Тонконогов А.В. Пенитенциарная сектология : учеб.-практ. пособие. М., 2004. 121 с.

13. Дворкин А.Л. Указ. соч. С. 75.

14. Валерий Пермяков - обычный рядовой срочной службы на 102-й базе Вооруженных сил России в Гюмри [Электронный ресурс]. URL: https://instagram.com/p/yP3tnmB00K/?taken-by=kremlin_russian (дата обращения: 23.07.2015).

15. Климович Л.И. Ислам. М., 1965. 336 с.

16. Семью в Гюмри расстрелял приверженец импортированной из США тоталитарной секты? [Электронный ресурс]. URL: http://www.kavkazoved.info/news/2015/01/17/semyu-v-gjumri-rasstreljal-priverzhenec-totalitarnoj-sekty-iz-usa.html (дата обращения: 23.07.2015).

17. Глобальный вызов экстремизма: историко-политический, правовой, психологический аспекты проблемы : монография / С.С. Еремина, А.В. Мартыненко, Т.Д. Надькин. Саранск, 2012. 141 с.

18. Там же. С. 46-49.

19. Игнатенко А. Мусульманская самозащита от ваххабизма [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/style/1999-12-01/16_protection.html (дата обращения: 23.07.2015).

20. Террористические акты, совершенные террористами-смертниками на территории РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/224438/ (дата обращения: 23.07.2015).

21. Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими [Электронный ресурс]. URL: http://nac.gov.ru/document/832/edinyi-federalnyi-spisok-organizatsii-v-tom-chisle-inostrannykh-i-mezhdunarodnykh-organ.html (дата обращения: 23.07.2015).

22. Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс]. URL: http://minjust.ru/ru/node/41958 (дата обращения: 23.07.2015).

23. Федеральный список экстремистских материалов [Электронный ресурс]. URL: http://minjust.ru/ru/extremist-materi-als?field_extremist_content_value=&page= (дата обращения: 23.07.2015).

24. Силантьев Р.А. Указ. соч. С. 301.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.