УДК 338 24 А. М. СУЛЕЙМАНОВ
Азербайджанская государственная морская академия, г. Баку
ВЛИЯНИЕ НЕРЕГИОНАЛЬНЫХ СИЛ НА БЕЗОПАСНОСТЬ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА
В настоящее время существует соперничество между ведущими силовыми центрами современного мира за контроль над источниками энергоносителей и маршруты их транспортировки. В условиях, когда в мире ощущается потребность в энергоносителях, перед странами, обладающими запасами нефти и газа, остро стоит вопрос охраны своих территорий. В Каспийском регионе имеются значительные энергоресурсы. Также геополитическое положение Прикаспийских государств выглядит весьма привлекательно. Безопасность Каспийского региона будет зависеть от участия различных стран в переделе сфер влияния в новом геополитическом формате.
Ключевые слова: Каспийский регион, энергоносители, безопасность.
Глобальные процессы, охватившие на рубеже ХХ — ХХ1 вв. весь мир, выявили ряд таких проблем, как неконтролируемое распространение ядерного оружия, международный терроризм, межнациональные и религиозные конфликты, нехватка продуктов питания, питьевой воды и энергоносителей. Поэтому одной из главных причин непримиримого соперничества между ведущими силовыми центрами современного мира является то, что «...человечество впервые столкнулось с нехваткой ресурсов, оно увидело на горизонте нехватку нефти, и уже сейчас главное — это не зарабатывание прибылей для крупных корпораций, а контроль за теми или иными сферами развития, в том числе и за месторождениями нефти» [1, с. 26].
Именно поэтому можно сказать, что в XXI веке успешно выйти из глобальной конкурентной борьбы смогут государства, контролирующие источники энергоносителей и маршруты их транспортировки. Но для осуществления такого контроля, в первую очередь, необходимо держать эти сферы в зоне своего военно-политического влияния.
На фоне всего этого геополитическое положение и значительные энергоресурсы новых Прикаспийских государств в глазах ведущих стран мира выглядят весьма привлекательно. Конечно, эксперты, в зависимости от политических взглядов и целей, приводят разные оценки, но даже «...по предварительным оценкам энергетические запасы Азербайджана составляют 36 — 45 млрд баррелей нефти и 46 трлн куб. футов газа, Казахстана —102—110 млрд баррелей нефти и 141 — 171 трлн куб. футов газа, Туркменистана — 82 млрд баррелей нефти и 257 — 314 трлн куб. футов газа» [2, с. 7].
В докладе американской Администрации по энергетической информации говорится: «Доказанные нефтяные запасы пяти стран Каспийского моря составляют 153,8 млрд баррелей (14,6 % мировых разведанных нефтяных запасов), а запасы природного газа — 2688,3 трлн куб. футов, что составляет почти 50 % мировых разведанных запасов» [3].
По мнению ведущих специалистов в области геополитики, безопасность Каспийского региона в XXI веке будет зависеть, в первую очередь, от расклада сил
между США, Евросоюзом, Китаем, Россией, Турцией и другими странами. Поэтому передел сфер влияния в новом геополитическом формате будет происходить при участии этих стран.
На сегодняшний день США, население которых составляет 5 % от числа населения мира, потребляют в день 20, 7 млн баррелей (в год 7,6 млрд баррелей), или 25 % добываемой в мире нефти. Разница между добычей и потреблением, составляющая 75 %, показывает зависимость США от других стран, и в первую очередь от Ближнего Востока [4]. Но из-за нестабильной ситуации в данном регионе и стремления уменьшить свою энергозависимость от одного региона, США в поисках новых источников энергоносителей вынуждены направить свои устремления на Каспий. Для обеспечения энергетической безопасности США создали утвержденный Вашингтоном проект «Большой Ближний Восток», предусматривающий обеспечение контроля над 62 % нефтяных и 40 % газовых запасов [5].
Для претворения в жизнь этих планов США должны распространить сферу своего влияния на Каспийский регион, Среднюю и Центральную Азию. Но здесь США противостоит обладающая ядерным оружием Китайская Народная Республика с самым большим населением в мире (свыше 1,3 млрд чел.), территория которой составляет 9,6 млн кв. км, численность армии — 2,5 млн чел., а по показателю ВВП входящая в пятерку ведущих стран мира. Можно предположить, что США надеялись на уход России из Центральной Азии и последующее расширение своего влияния на этот регион. Но, по всей видимости, они ошиблись. Здесь, на первый взгляд, малозаметно, но достаточно эффективно укрепляет свои позиции Китай, что оказывает влияние и на Каспийский регион. Если учесть значение этих государств в мировом раскладе сил, можно предположить, что проблема их соперничества не найдет быстрого, легкого и однозначного решения, наоборот, это противостояние еще больше усилит затяжную напряженность в этом регионе.
Китай, находящийся на этапе политического, экономического подъема и, одновременно, переживающий достаточно сложные внутренние проблемы,
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
вынужден искать выход на богатый энергоресурсами регион Центральной Азии и Каспийского региона. Потребление нефти в Китае в 2008 г. составило 365 млн т, а добыча — 189 млн т. Как видно, дефицит составляет 176 млн т, или 49 %. Поэтому для удовлетворения стремительно растущих потребностей во всех отраслях Китай, стремясь обеспечить контроль над источниками энергоресурсов и маршрутами их транспортировки, держит в поле своего зрения Каспийский регион. Возможно, решительный отказ Китая покупать электроэнергию у РАО «ЕЭС России» был обусловлен желанием сотрудничать в области энергетики с Казахстаном и Туркменией. Но укрепление США в Центральной Азии и Каспийском регионе усложняет решение этой задачи. Можно предположить, что одной из причин (может, самой глав-ной причиной) ввода войск США на территорию Афганистана было желание пресечь инициативы Китая в данном регионе. Очевидно, что заслоны на пути энергопотоков в Китай замедлят экономический рост этой страны и, следовательно, ослабят ее конкурентоспособность. Эту мысль подтверждает и факт торгового дефицита между Китаем и США на сумму 100 млрд долларов. Отсюда можно сделать вывод, что такая ситуация все же может усилить интерес Китая к энергоресурсам России, несмотря на то, что Россия по многим вопросам является конкурентом и США, и Китая.
В отличие от США, которые в решении своих проблем отдают предпочтение силовым методам (Корея, Вьетнам, Ирак, Афганистан), Китай во внешней политике использует другие методы. Издающаяся в Китае газета «Цзефанц-зюнь бао» по этому поводу пишет: «Осуществляемый за географическими пределами на протяжении длительного времени эффективный контроль над стратегическим районом, в конечном счете, приведет к изменению географи-ческих границ» [6].
Цели и возможности России, являющейся одним из силовых центров современного мира, в борьбе за влияние в Каспийском регионе достаточно отличаются от целей и задач Китая и США. Если последние стремятся обеспечить энергетическими ресурсами свою стремительно развивающуюся экономику, то для России, наоборот, главная цель — это сбыт нефти и газа по возможно высокой цене, т. к. экономика этой страны в значительной степени зависит от продажи энергоносителей.
Поэтому в условиях, когда в мире остро ощущаются потребность в энерг-носителях и угроза перенаселения, передРоссией остро стоитвопрос охраны своих территорий, в том числе территорий богатых запасами нефти и газа, которые, в основном, находятся в Сибири. Но решению этой проблемы серьезным образом мешает демографический кризис в этой стране. Россия обладает самой большой территорией в мире (17,075 тыс. кв. км) с общей длиной государственной границы 60900 км, в том числе 38800 км морских границ. По данным организации «Росстат», на 1 января 2009 года население России составляло 141900 тыс. чел., что, учитывая площадь территории, протяженность государственной границы в сравнении с Китаем и США, критически мало.
После отделения союзных республик дефицит населения России стал еще больше. По сведениям, озвученным в Думе, население Российской Федерации уменьшается на 700 тыс. чел. в год (по сведениям независимых экспертов на 1 млн). Простые вычисления показывают, что уже к 2020 году население России уменьшится (а обратной тенденции пока не наблюдается) до 135 млн чел. Кроме того, 58 %
(76500 тыс. чел.) находятся в пенсионном или предпенсионном возрасте. Не случайно, что самая длинная сухопутная граница России с Казахстаном (7500 км), можно сказать, охраняется условно. Наверное, поэтому на заседании Совбеза России, на котором присутствовал В.В. Путин, было отмечено, что «Российско-Казахстанская граница находится в процессе обеспечения и строительства» [7]. Если учесть, что Россия обладает 60 % мировых минеральных запасов, а население всего 2 %, то можно сделать вывод, что постоянное давление на границы этой страны неизбежно.
Европейское сообщество (территория — 4,2 млн кв. км, население — 487 млн чел.), в которое входит 27 государств, преследует в Каспийском регионе в основном экономические цели, а приоритетной задачей является обеспечение своей энергетической безопасности. Для этого ЕС, продолжая сотрудничество с Россией в нефтегазовой области, и в то же время стремясь ослабить свою энергозависимость от этой страны, видит в Каспийском регионе альтернативные источники нефти и газа. По этой причине ЕС не хочет дестабилизации ситуации в России, т. к. из-за этого могут быть сорваны поставки отсюда энергоносителей. Но не хочет и усиления, т. к. в этом случае Россия сможет диктовать свои условия, не устраивающие ЕС. Чтобы избежать этого, некоторые страны ЕС в странах, богатых нефтью и газом, в том числе в Каспийском регионе, создают пр едприятия или корпорации по добыче и транспортировке энергоносителей.
Наряду с перечисленными государствами Турция (территория 785387 кв. км, население — 72 млн чел.) тоже предпринимает попытки для усиления своего влияния в Каспийском регионе. Учитывая, что в образованных вокруг Каспия новых независимых государствах проживает, в основном, тюркскоязычное население, Турция, с одной стороны, стремится играть роль лидера «Тюркского мира», но ее политические и экономические ресурсы для этого недостаточны. С другой — Турция, являясь естественным «мостом» для транзита энергоносителей из Азии в Европу, испытывает давление России, препятствующей созданию альтернативных маршрутов нефти и газа в обход своей территории. В ответ Турция ужесточает правила прохода танкеров через проливы Черного моря. Но на сегодняшний день самым большим успехом Турции в «энергетической борьбе» является трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан.
Таким образом, учитывая пересекающиеся интересы США, России, Китая Турции и ЕС в Каспийском регионе, а также военные конфликты в Ираке и Афганистане, с одной стороны, вероятность создания Ираном ядерного оружия и напряженные отношения США с этим государством — с другой, можно заключить, что до тех пор, пока не будет найден компромиссный вариант решения противоречий между этими силовыми центрами, напряженность в Каспийском регионе будет сохраняться. Положение усугубляется еще и тем, что для разрешения противоречий силовые центры наносят удары, в том числе и военные, как правило, по так называемым «перифериям», к числу которых можно отнести и Каспийский регион.
Библиографический список
1. Крылов А.Б. Нефть и новые игры на глобусе / А.Б. Крылов [ Электронный ресурс]. — Режим доступа: http : //www.perspektivv.info/
2. Википедия. Границы Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http : //wwwviripe.dia.ru.
3. Маркушин, В. Граница будет прозрачной, но непроницаемой / В. Маркушин // Красная звезда. — 2003. — № 56. — С. 114.
4. Веденьев, В.О. Проблема Каспия / В.О. Веденьев. — Курск, 2002. - 127 с.
5. Ланда, К.Г. Влияние глобализации на Каспийский регион / К.Г. Ланда // Современные проблемы науки и образования. — 2008. — № 3. — С. 73 — 75.
6. Делягин, М.Г. Юго-восточная Европа и Кавказ: некоторые вопросы интеграции / М.Г. Делягин. // Средиземноморье — Чер-номорье — Каспий : между Большой Европой и Большим Ближним Востоком. — М. : Издательский дом «Граница», 2006. — 216 с.
7. Аверин, И. Потребление, добыча и импорт нефти в США / И. Аверин. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http : // knukim-edu.kiev.ua/.
СУЛЕЙМАНОВ Асадуллах Махмуд Оглы, диссертант кафедры «Гуманитарные дисциплины» Азербайджанской государственной морской академии, г. Баку. Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.09.2010 г.
© А. М. Сулейманов
ИНФОРМАЦИЯ
Общероссийский конкурс исследовательских работ по экономической социологии
Электронный журнал «Экономическая социология« объявляет о проведении общероссийского конкурса исследовательских работ по экономической социологии.
Конкурс проходит по двум номинациям, соответствующим постоянным рубрикам журнала:
— «Взгляд из регионов»
В рубрике «Взгляд из регионов» публикуются тексты авторов из России и СНГ, которые работают вне Москвы. Статьи не обязательно должны посвящаться региональной проблематике.
— «Дебютные работы»
В рубрике «Дебютные работы» публикуются тексты, подготовленные студентами, слушателями магистратуры, аспирантами, молодыми исследователями. Речь идет о первой публикации автора или о первой публикации по социологии (если автор занимался другим направлением исследований).
Победители конкурса:
По каждой номинации жюри конкурса определит не более двух победителей.
Вознаграждение за 1-е место: публикация в журнале «Экономическая социология» в соответствующей рубрике в ближайшем номере журнала и денежный приз в размере 6 000 руб.
Вознаграждение за 2-е место: публикация в журнале «Экономическая социология» в соответствующей рубрике в течение 2011 г.
Требования к работам:
1. Работа должна иметь академический характер, представляя результаты теоретических или эмпирических исследований в области экономической социологии.
2. Работа не должна быть опубликована в иных изданиях до 1 апреля 2011 г.
3. Объем работы не более 12 тыс. слов.
Подробнее о требованиях к работам см. в соответствующем разделе на сайте журнала «Экономическая социология».
Тексты на конкурс принимаются до 1 марта 2011 г. по электронному адресу: [email protected].
Участникам необходимо представить следующие документы:
— краткое CV автора (или авторов, если их несколько; обязательно включить список публикаций);
— файл со статьей (оформленной в соответствии с требованиями журнала «Экономическая социология»);
— аннотацию к статье, ключевые слова.
Каждый участник должен получить подтверждение по электронной почте о получении своего текста.
Решение жюри будет объявлено не позднее 31 марта 2011 г. и опубликовано на сайте журнала «Экономическая социология».
По вопросам, связанным с проведением конкурса, обращаться к Котельниковой Зое Владиславовне, тел. (495) 621-46-15; e-mail: [email protected].
Источник : http://www.rsci.ru/grants/grant_news/283/228275.php.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ