Научная статья на тему 'Влияние неблагополучия семьи на психологию ребенка'

Влияние неблагополучия семьи на психологию ребенка Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2164
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЬИ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОБЛЕМНЫЕ СЕМЬИ / ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОТЕРАПИЯ СЕМЬИ / СЕМЕЙНАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пташинский Игорь Андреевич

В статье рассматриваются классификации семьи по различным социально-психологическим основаниям и закономерности психологического развития ребенка в зависимости от принадлежности его семьи к тому или иному типу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние неблагополучия семьи на психологию ребенка»

И.А. Пташинский

ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ НА ПСИХОЛОГИЮ РЕБЕНКА

«Семейное воздействие на детей уникально по интенсивности и результативности. Ведь оно осуществляется непрерывно, одновременно, охватывает все стороны формирующейся личности, продолжается многие годы, основано на устойчивости контактов и - что очень важно - на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. Семья - основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни и во многом сохраняет это качество в подростковый период. В процессе семейного общения передаётся жизненный опыт старших поколений, уровень культуры чувств и поведения. Словом, после физического рождения ребёнка происходит социальное его рождение» [1, 75].

«Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества» [11, 21]. У семьи есть ряд функций:

хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крови и т.д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил;

эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья;

функция духовного (культурного) общения - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества;

функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами;

сексуально-эротическая функция - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи.

С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

«С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье» [11, 22].

Семьи делятся по следующим признакам: по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи; по семейному стажу: молодожёны; молодая семья; семья, ждущая ребёнка; семья среднего супружеского возраста; старший супружеский возраст; пожилые супружеские пары;

по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

• по географическому признаку: городская, сельская, отдалённая семья;

• по типу потребительского поведения; семьи с «физиологическим» или «наивно -потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, на зрелищные мероприятия и т.п.; семьи с промежуточным типом

потребления.

• по семейному быту, семейному укладу: семья - «отдушина»; семья детоцентрического типа; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

• по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

• по семейному стажу: молодожёны; молодая семья; семья, ждущая ребёнка; семья среднего супружеского возраста; старший супружеский возраст; пожилые супружеские пары;

по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

• по количеству детей: бездетная или инфертильная семья, однодетная, малодетная, многодетная семья;

по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья;

• по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) с детьми; с матерью (отцом) с детьми; с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей и другими родственниками; прочие семьи.

• по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;

• по семейному быту, семейному укладу: семья - «отдушина»; семья детоцентрического типа; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи.

Многодетной семья становится, когда появляется третий ребенок. Разводы в таких семьях довольно редки и происходят в основном из-за несостоятельности мужей в воспитании детей и в выполнении других семейно-бытовых обязанностей. Эти семьи отличаются большой сплоченностью. В них складывается разновозрастный детский коллектив, берущий на себя многие хозяйственные заботы и решающий значительной сложности семейные проблемы. Недостатков и негативных проявлений, характерных для однодетной семьи, в многодетных семьях практически нет [6, 35].

Неполные семьи - семьи без одного из супругов с одним или большим количеством детей: обычно будет мать и ребенок, редко - отец и ребенок. Неполные семьи возникают большей частью после развода и распада полной семьи, реже - по инициативе одиноких женщин или в результате смерти одного из супругов, а иногда при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком. Каждая шестая-седьмая семья - неполная. Развод и распад семьи отражается травмирующе на психике детей. Из-за него нередко нарушаются взаимоотношения между матерью и ребенком. Успеваемость этих детей в школе ниже, чем детей из полных семей. Весь жизненный уклад в неполных семьях сильно отличается от уклада других семей. В неполных семьях сравнительно мало читают, дети предпочитают проводить время на улице, вне дома. Они обычно раньше начинают работать, раньше вступают в жизнь.

Отдельные, простые или нуклеарные семьи - преобладающая форма среди всех семей «Нуклеарная» - от слова «нуклеа» - ядро, т. е. главная часть, основа. Этим подчёркивается, что нуклеарная семья представляет собой отдельно живущую (без родителей и родственников) супружескую пару (ядро, главную часть) с детьми или без детей.

Жить отдельно от родителей хотели бы многие молодые семьи. Сказывается стремление к самостоятельности, желание делать в семье «как хочется», по-своему строить семейную жизнь. В целом атмосфера и условия жизни молодых нуклеарных семей больше способствуют самовыражению, проявлению способностей, личностных качеств супругов, и качеств не только положительных. Одна из черт нуклеарных семей: партнера любят, но мнением его часто не интересуются и не дорожат. Нередко супруги излишне небрежны, несдержанны и самоуверенны по отношению

друг к другу. Даже небольшие ссоры в отдельно живущих семьях бывают очень опасны, особенно на ранних стадиях развития семьи, когда идет «притирка характеров». От пустячного слова, небрежного жеста начавшаяся ссора, не встречая внутренних и внешних преград, может лавинообразно развиваться вплоть до развода.

Жизнь нуклеарной семьи охватывает продолжительный период - от выделения молодой семьи из родительской до образования у выросших детей простой семьи своих семей, проживающих с родителями [8, 50].

Большие семьи в наше время встречаются очень редко. Большая семья насчитывает девять и более человек. Она может быть семьей нескольких поколений или нуклеарной многодетной семьей, супруга в которой удостоена звания «Мать-героиня». Особенность большой семьи состоит в том, что в ней практически нет ссор и конфликтов. А те, которые возникают, решаются легче, проще, мягче; опыт решения их используется при создании собственной семьи. В большой семье нет проблемы безотцовщины для детей, растущих без отца; в ней очень разнообразны контакты, увлечения, интересы. Сильно развита взаимопомощь. Многочисленные семейные обязанности распределены между всеми членами семьи на основе индивидуального предпочтения или очередности их выполнения [5, 77]. Бездетные семьи. Если в течении десяти лет супружеской жизни в семье нет детей, эту семью можно считать бездетной. Обычно бездетными бывают поздние браки. Каждая третья бездетная семья распадается - чаще всего по инициативе мужа. Но среди разведенных только незначительная часть супругов называют в качестве причины разводов бездетность. Основная причина разводов - диссонанс взаимоотношений [10, 18-32].

Однодетные семьи довольно многочисленны. Специалисты отмечают, пожалуй, больше отрицательных, чем положительных сторон в воспитании единственного ребенка в семье. Ребенок мало играет со сверстниками (нет братьев, сестер), а без игры хуже развиваются «человеческие», эмоциональные качества. Культура общения, культура чувств неразвиты - к ребенку бывают слишком добры, многое прощают, все дозволяют, удовлетворяют все его прихоти. Ребенок, постоянно ощущая себя центром внимания и заботы, быстро привыкает к своей особой рола и не чувствует необходимости заботиться о других. Таким он и вырастает - безответственным, эгоистичным, несамостоятельным, безвольным. В целом выделяют три основные отрицательные стороны одно-детных семей: социально-психологическую (о которой было сказано выше), моральную (к ней относят отсутствие у единственного ребенка развитого гуманизма, коллективизма, трудолюбия, активной жизненной позиции) и генетическую (единственный ребенок может обладать не самой лучшей комбинацией родительских генов). К положительным качествам однодетной семьи часто относят большее внимание и контроль за образованием ребенка, ростом его информированности в целом. Единственные дети чаще по сравнению с другими поступают в вузы. Супругам однодет-ных семей легче воспитывать свое «подрастающее поколение» [7, 75].

Эгалитарные семьи (или эгалитарный тип семейных отношений) - это те семьи, в которых нет одного главы семьи и совместные решения в семье принимают оба супруга (признак эгалитар-ности). Такие семьи иногда зазывают «двуглавыми».

Распределение семейных обязанностей в «двуглавых» семьях происходит по «сферам влияния» и личностным качествам супругов. Муж и жена обращают внимание на то, что предпочел бы делать в семье каждый из них, у кого «лучше получается» в действительности кто большими возможностями располагает. Обычно оказывается, что муж и жена сильны в каких-либо своих «сферах» семенной жизни. Такие «сферы» и становятся семейной специализацией каждого из супругов. И каждый супруг признает преимущество и авторитет партнера в его сфере при решении общесемейных проблем. Вопрос «власти» в семье - один из самых сложных вопросов - в эгалитарных семьях практически не возникает. Этому же очень помогает усвоенный по отношению друг к другу и к семейной жизни принцип или девиз: «не считаться». «Не считаться», т. е. меньше обращать внимание на то, кто сделал больше, кто меньше. Взаимно (обязательно взаимно!) стараться больше сделать для другого, для семьи в целом. «Не считаться», т. е. не копить обиды, первым подойти к другому после ссоры, отбросить раздражение, неприятные чем-то воспоминания, мешающие взаимоотношениям. «Не считаться» - значит всегда быть готовым уделить внимание, время супругу или любому другому члену семьи, оказать ему помощь делом или словом [3, 19-22].

Авторитарные семьи (или авторитарный тип семейных отношений) - семьи, в которых глава семьи один. Остальные семьи относятся к эгалитарному типу. Иногда «борьба за власть» в семье у молодых супругов обостряется настолько, что вся семейная жизнь превращается в сплошную ссору на тему «кто кого должен слушать, кто что должен делать, какая жена и какой муж должны быть, чтобы семья была хорошая». Такие семьи, разумеется, долго не существуют. В целом семьи менее устойчивы, если главой семьи становится жена.

Семья отдушина. Одно из достоинств такой семьи состоит в том, что она дает человеку общение, моральную и эмоциональную поддержку. По данным Э.К. Васильевой, 43% семей к главным качествам семьи и ее членов относят умение создавать атмосферу жизнерадостности. Для них большое значение имеет общее мироощущение, формирующееся в браке под влиянием семейной жизни. Те семьи, которые, по А.Н. Обозовой считают первой жизненной необходимостью иметь душевное равновесие и комфорт, иметь близких людей, которые поддержат и утешат, поймут и ободрят, можно считать типом семьи отдушины. Для такой семьи характерна чуткость, доверительное общение, откровенность; в ней человек может рассчитывать на понимание, если даже не всегда прав «Возможно, - замечает А.Н. Обозова, - в таких семьях и обед похуже, и порядок не идеальный, но зато царит атмосфера доброжелательности и внимания друг к другу» [7, 13-14].

Детоцентрические семьи. Значительная часть семей полагают, что качества семьянина проявляются в его отношении к близким и к окружению. Такие семьи (или большинство из них) осно -вой семейной жизни, центром интересов и забот считают детей, их воспитание и развитие, здоровье и образование. Семьи, помещающие детей в центр своих интересов, А.Н. Обозова предлагает называть детоцентричскими. Педагогический потенциал подобных семей очень высок. Достаточно назвать известную многим семью Никитиных, чей опыт воспитания детей применяется вес шире, а написанные ими книги («Мы и наши дети», «Развивающие игры») стали библиографической редкостью.

Социально-гомогенные (однородные) семьи. Имеют схожий уровень образования и характер профессиональной деятельности у супругов. Например, он и она - учителя или служащие, или рабочие, или оба - ИТР. Атмосфера в однородной семье более спокойная, доброжелательная. Меньше разводов по сравнению с другими семьями. Но и активность семейной жизни невысокая. Эгалитарный тип отношений встречается чаща - семьи «двуглавые».

Социально-гетерогенные (разнородные) семьи. Объединяют людей разного уровня образования и профессиональной ориентации. Устойчивость брака в названных семьях во многом определяется позициями супругов. Для таких семей характерно отсутствие общих интересов, нестабильность. Браки большей частью проблемные; ревность - одна из главных причин конфликтности. Вместе разнородные семьи очень активны, супруги много времени уделяют самообразованию, саморазвитию. Супруги активизирующе действуют друг на друга, стремясь получить более высокое образование и занять более высокое социальное положение. Взаимоотношения родителей и молодых часто натянуты. В разнородных семьях проявляется авторитарный тип отношений -выделяется один глава семьи [12, 25].

Особое место в этом списке занимают семьи неблагополучные:

Их несколько разновидностей.

Проблемные семьи. Основная их черта - отсутствие взаимности у супругов и неумение сотрудничать. Например, один из супругов любит другого, а тот равнодушен к нему или даже готов развестись с ним. Или один из супругов хвалит другого, а тот ругает его, недоволен им. Для проблемных семей характерно более высокое ожидание от партнера по сравнению с партнером в реальности («В общем-то муж неплохой, но мог бы быть еще лучше»). Мнения супругов по многим вопросам рассогласованы, интересы не совпадают. Оба считают, что атмосфера в семье препятствует проявлению их лучших качеств, порождает неудовлетворенность.

Конфликтные семьи. Выделяются наличием психологической несовместимости у супругов или членов семей. Хотя неудовлетворенность партнером вызывается психологическими причинами, непосредственным поводом для конфликта может служить что угодно: не так что-то сделал, сказал, не обратил внимания, не помог и т. д. Особенно часто поводом для конфликтов и камнем преткновения становится этика отношений («Ты не ценишь!..»; «Ты не уважаешь!..»). Конфликты

сильно отражаются на детях, у них в 90% случаев проявляется расстройство эмоций и поведения. В конфликтных семьях супруги мало разговаривают, тематика общения у них очень ограниченна. Нередко конфликтная обстановка становится стилем семейной жизни и принимает хронический характер.

Педагогически слабые семьи. Не следует их путать с социально неблагополучными. Педагогически слабые семьи, по Э.К. Васильевой, «оказываются не в состоянии подготовить ребенка к школе так, чтобы сформировать у него необходимый первичный запас знаний, а значит, и навыков. В условиях современных интенсивных методов обучения в школе такой ребенок не справляется с программой и... утрачивает интерес и вкус к учебе со всеми вытекающими отсюда последствиями». Таких детей педагоги (в отличие от «трудных») называют «педагогически запущенными».

Нестабильные семьи характеризуются высокой неудовлетворенностью семейной жизнью. Если примерно через три года совместной жизни супруги говорят, что семейная жизнь им дала меньше, чем они от нее ожидали, - брак нестабилен. Супруги недовольны своей ролью и положением в семье, низко оценивают партнера («Она ничего не умеет»; «От него никакого прока»). В нестабильных семьях супруги не ценят чувство собственного достоинства другого, поэтому вольно или невольно задевают и ранят его. Часто стремятся друг друга «воспитывать», стараются обвинить другого в чем-либо. Дети в таких семьях в 90% случаев имеют отклонение поведения от нормы. Большинство нестабильных семей распадается[9, 63-101].

Дезорганизованные семьи. В этих семьях проявляется выраженное отставание семейных отношений от общего уровня развития общества (пьянство, архаичные отношения грубого диктата) и нетипичная для социалистической морали система взглядов на жизнь. Часто в них царят атмосфера страха, культ силы, развит алкоголизм. Внутреннего единства и контактов между членами семьи практически нет - каждый «сам по себе», всех объединяет только крыша [2, 163].

Социально-неблагополучные семьи - семьи с низким культурным уровнем и употреблением алкоголя одним или обоими супругами или родителями. Атмосфера этих семей порождает «трудных» детей. Отрицательное влияние больше всего сказывается на мальчиках. Дети в 90% случаев имеют отклонение поведения от нормы [5, 42-43].

Ссоры, конфликты (а то и драки) между родителями в неблагополучных семьях действуют на ребенка психотравмирующе. Постоянно наблюдая, как родители пререкаются, спорят, шумят, провоцируют друг друга, дети сначала тяжело переживают это. Неважно, из-за чего произошла ссора. Ребенок, особенно маленький, ищет решение проблемы внутри себя. Он склонен считать, что ссора произошла по его вине. Отчаянно стараясь примирить самых дорогих ему людей, ребенок предпочитает, чтобы лучше родители ругали его, но только вместе, дружно.

Необходимость постоянного переживания негативных эмоций и невозможность признаться кому-либо в своих бедах, чтобы хоть немного облегчить душу, приводит к тому, что чувства ребёнка как бы «замораживаются». Появляется своего рода эмоциональная тупость, которая притупляет боль. Без этого просто не выжить. «Замораживанию» чувств способствует и то, что в алкогольной семье вообще не принято выражать свои эмоции. С самого раннего детства ребенок слышит: «Не реви!», «Не злись», «Что ты тут хохочешь? А ну, потише», «Отстань, не мешай мне», »Не путайся под ногами!» и т.д. Привыкнув, к такой реакции со стороны родителей, сын или дочь перестают чувствовать потребность в том, чтобы поделиться горем или радостью, успехами, интересными наблюдениями, открытиями, да и просто приласкаться, почувствовать нежность, тепло самых близких людей. Душа ребенка ожесточается, черствеет, он так и не обучается, как можно понять состояние другого человека, сочувствовать ему, сопереживать.

Эмоциональная недоступность родителей, отсутствие нежных, теплых взаимоотношений с ними, необходимость подавлять свои чувства и скрывать собственные переживания усугубляется еще и тем, что в алкогольных семьях доминирует альтернирующее воспитание в сочетании с неконгруэнтностью в общении.

Непостоянство, непредсказуемость и хаос, царящие в семье, обусловливают отсутствие четких ограничений для ребенка. Детям трудно усвоить, как надо себя вести, поскольку их поступки

оцениваются не объективно, а под настроение родителей, которое, в свою очередь, зависит от состояния алкогольных проблем.

Однако, все больше убеждаясь в том, что его усилия не приносят результатов (отец, например, не бросает пить, мать не становится счастливее, проявлений внимания и любви к нему со стороны родителей не чувствуется), ребенок все сильнее испытывает чувство вины за свою несостоятельность. Он болезненно переживает сохранение тяжелой ситуации в семье, расценивая это как собственное поражение. Отсюда возникает чувство своей ущербности, заниженная самооценка, неприятие образа «Я». В его душе навсегда закрепляется чувство вины, стыда, обиды и гнева.

В 10-12 лет взять на себя ответственность взрослого - непосильная ноша для детской психики. Став взрослым, такой ребенок сохраняет заниженную самооценку, продолжает считать себя никчемным человеком, который должен жертвовать своими интересами ради интересов других людей, которых считает более значимыми. Привыкнув брать непосильную часть ответственности, на себя, он и во взрослой жизни позволяет другим взваливать на него все больше работы.

Даже если в их жизни все идет благополучно, они продолжают оставаться напряженными, озабоченными, тревожными, слишком серьезными. Стереотипы, усвоенные в детстве, продолжают действовать. И в этом самая большая опасность существования ребенка в неблагополучной семье.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андрош К.Л. Брак и семья М., 1991.

2. Детский психолог. №5 / гл. ред. Е.И. Рогов. Ростов н/Д., 1994.

3. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Психологические проблемы семьи: Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. 1985. № 3. С. 126-137.

4. Максимова Н.Ю., Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

5.Меньшутин В.Н. Помощь молодой семье: (заметки психолога). М.: Мысль, 1987.

6. Никитин А.Ф. Высокий долг родителей. М., 1985.

7. Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества. М., 1991.

8. Семья и общество. / под ред. В.А. Сысенко. М., 1998.

9. Соловьёв Н.Я. Брак и семья сегодня. Вильнюс, 1997.

10. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1983.

11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 2-е изд., расшир. и доп. СПб.: Питер, 2000.

12. Юркевич Н.Г. Современная семья: функции и условия стабильности. М., 1999.

Н.П. Рыжих

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ СПЕЦКУРСА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В Таганрогском государственном педагогическом институте осуществляется подготовка студентов по специальности «Социальный педагог», включающая курсы педагогической специализации «Медиаобразование». В рамках этой специализации ведутся, в частности, занятия спецкурса «Медиаобразование студентов на материале англоязычных экранных искусств». Данный спецкурс тесно связан с предметами психолого-педагогического цикла, носит интегративный характер, базируется на основе учебного предмета общекультурного блока «Иностранный язык» (английский язык). Курс рассчитан на 76 часов занятий в VII семестре. Форма контроля - зачёт. Данный спецкурс базируется на модели медиаобразования студентов, разработанной профессором А.В. Фёдоровым [4, 83-88].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.