Научная статья на тему 'Влияние налоговых поступлений на формирование доходной части бюджета на примере Приморского края'

Влияние налоговых поступлений на формирование доходной части бюджета на примере Приморского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
709
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА / ВРП / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сахарова Лариса Анатольевна

Налоговые поступления в региональный бюджет тесно взаимоувязаны с результатами экономической деятельности единиц-резидентов региональной экономики в отчетном периоде, показателем которых является Валовой региональный продукт. Поскольку регион представляет собой открытую экономическую систему, четко определить границы производства и в полной мере оценить размеры добавленной стоимости, создаваемой на данной территории, довольно сложно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect of tax revenue for the formation of budget revenues as an example of Primorsky Territory

Tax revenues to the regional budget are closely interrelated with the economic performance of the resident units of the regional economy in the period, which is a measure of gross regional product. As the region is an open economic system, clearly define the boundaries of production and to fully appreciate the size of the added value created in this territory, is quite difficult.

Текст научной работы на тему «Влияние налоговых поступлений на формирование доходной части бюджета на примере Приморского края»

V. РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА

УДК 336.22

Л. А. Сахарова1

ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Налоговые поступления в региональный бюджет тесно взаимоувязаны с результатами экономической деятельности единиц-резидентов региональной экономики в отчетном периоде, показателем которых является Валовой региональный продукт. Поскольку регион представляет собой открытую экономическую систему, четко определить границы производства и в полной мере оценить размеры добавленной стоимости, создаваемой на данной территории, довольно сложно.

Ключевые слова: Бюджет субъекта, ВРП, добавленная стоимость, Налоговый кодекс, бюджетное законодательство, налоговые поступления.

1 © Лариса Анатольевна Сахарова, заведующий кафедры финансового менеджмента Института экономики и управления ФГОУ ВПО «Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет», ул. Луговая 52-Б, г. Владивосток, Приморский край, 690950, Россия, E-mail: sakharova@iput.dvgu.ru.

Бюджет субъекта Российской Федерации это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к ведению субъекта и местного самоуправления.

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством в распоряжение органов государственной власти. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

Налоговые поступления в региональный бюджет тесно взаимоувязаны с результатами экономической деятельности единиц-резидентов региональной экономики в отчетном периоде, показателем которых является Валовой региональный продукт.

Таблица 1

Консолидированный бюджет Приморского края (млн. рублей)

Наименование показателя/год 2005 2006 2007 2008 2009

Доходы 33564.6 47415.5 57747.1 69887.3 99469.7

из них:

налог на прибыль организаций 4170.8 5556.2 7431.4 8485.9 7102.2

налог на доходы физических лиц 9965.2 12481.4 15949.5 20089.6 22267.6

акцизы 1722.0 1858.8 2089.8 2198.7 2784.2

налоги на имущество 2510.9 3168.0 4233.4 4609.3 4942.9

платежи за пользование природными ресурсами 841.0 598.6 650.3 331.1 533.6

безвозмездные поступления 10249.4 14689.4 17312.3 24668.8 52739.9

от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 595.6 674.5 701.4 178.5 -

Расходы 32986.3 46245.8 55330.8 67084.0 87523.6

из них на:

общегосударственные вопросы 3528.3 3751.4 5504.0 5288.7 5405.5

правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства 2578.1 3295.5 3850.8 4810.2 4581.9

топливо и энергетику 89.3 570.7 640.0 788.5 932.4

сельское хозяйство и рыболовство 441.4 497.7 631.7 1001.2 1153.8

транспорт, связь и информатику 1796.0 2593.2 4142.3 6500.1 17774.1

жилищно-коммунальное хозяйство 5441.3 6952.1 6403.7 9557.8 14810.9

социально-культурные мероприятия 17498.4 27765.4 33200.1 37813.7 40949.2

Наименование показателя/год 2005 2006 2007 2008 2009

в том числе:

образование 7499.5 9297.4 10755.9 13001.3 13644.2

культуру, кинематографию, СМИ 948.6 1209.5 1321.1 1682.0 1579.7

здравоохранение и спорт 4906.9 11544.8 14211.3 14799.2 15349.9

социальную политику 4143.4 5713.7 6911.8 8331.2 10375.4

Профицит, дефицит (-) 578.3 1169.7 2416.3 2803.3 11946.1

Источник: Приморский край. Социально-экономические показатели:

Статистический ежегодник/Приморскстат, Владивосток, 2010

Публикация данных о ВРП ранее осуществлялась в рыночных ценах, в настоящее время ВРП публикуется в основных ценах. Переход к оценке ВРП в основных ценах обусловлен информационными проблемами при определении величины налогов на продукты. ВРП в рыночных ценах предполагает включение чистых налогов на продукты. Порядок сбора и обработки информации о налогах на продукты, установленный Федеральной налоговой службой, не позволяет получить информацию о начисленных и подлежащих к уплате в бюджет налогах за отчетный период, как это требует концепция Системы национальных счетов. Поскольку регион представляет собой открытую экономическую систему, четко определить границы производства и в полной мере оценить размеры добавленной стоимости, создаваемой на данной территории, довольно сложно.

Таблица 2

Объем и динамика Валового регионального продукта

Наименование показателя/год 2005 2006 2007 2008 2009

Валовой региональный продукт (в основных ценах), млн. рублей 186623 215934 259041 319360 326900

на душу населения, рублей 92039 107285 129464 160328 164436

Валовой региональный продукт (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году 105.5 104.1 106.6 107.2 102.4

Индекс-дефлятор ВРП, в % к предыдущему году 117.4 107.5 114.4 115.0 108.9

Удельный вес в сумме валовых региональных продуктов по России, % 1.03 0.96 0.93 0.93 0.92

Источник: Приморский край. Социально-экономические показатели:

Статистический ежегодник/Приморскстат, Владивосток, 2010

На современном этапе институциональная структура экономики претерпела существенные изменения, широкое распространение получило создание корпораций, функционирующих на основе интегрировано-вертикальных и горизонтальных схем. Принципы и

порядок ведения бухгалтерского учета не позволяют оценить выпуск и затраты на производство производственных единиц, входящих в такие корпорации. Поэтому оценка добавленной стоимости по таким подразделениям носит относительно условный характер. В результате этого в регионах, где располагаются головные компании, добавленная стоимость несколько завышается и, напротив, по регионам, где располагаются подразделения этих компаний, добавленная стоимость занижается. При расчете ВРП не учитывается добавленная стоимость, создаваемая в результате мультирегиональной деятельности. Это касается области обороны страны, услуг государственного управления и некоторых других услуг, оказываемых обществу в целом за счет средств федерального бюджета. Не учитывается деятельность финансовых посредников, особенно банков, которая редко ограничивается рамками отдельных регионов. В целях отражения стоимостной структуры ВРП с точки зрения образования доходов приводятся данные об оплате труда, валовой прибыли и чистых налогах на производство. Счет образования доходов тесно связан со счетом производства, поэтому особенности оценок ВРП методом производства сохраняются и при построении счета образования доходов на региональном уровне. ВРП на стадии производства получается путем суммирования валовых добавленных стоимостей отраслей экономики, без учета чистого экспорта — разницы между экспортом и импортом, в связи с затруднениями распределения этого показателя по регионам. На региональном уровне показатель индекса физического изменения реального объема валового регионального продукта является важнейшим индикатором развития экономики региона в целом, так как отражает развитие всех отраслей экономики.

Динамика валового регионального продукта Приморского края имеет положительную тенденцию как в абсолютных, так и относительных показателях. Уровень, темпы развития и эффективность экономической деятельности промышленности предприятий Приморского края направлен на рост и наблюдается прирост добавочной стоимости, созданной на территории Приморского края. Таким образом и поступления налога на добавленную стоимость, должны соответствовать заданным темпам.

В структуре валового регионального продукта Приморского края на протяжении ряда лет отмечалось стабильное смещение удельного веса в сторону торговли и других видов услуг. Завоеванные ранее позиции теряли промышленное и сельскохозяйственное производство, рыболовство, строительство, производство электроэнергии. На лидирующую позицию вышла торговля. Её доля в создании валовой добавленной стоимости в 2009 году составила 24.2 %.

Таблица 3

Структура валовой добавленной стоимости по видам экономической

деятельности

Наименование показателя/год 2005 2006 2007 2008 2009

Валовая добавленная стоимость в основных ценах 100 100 100 100 100

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 5.6 5.9 4.5 4.2 4.3

Рыболовство, рыбоводство 7.7 6.5 5.9 5.5 4.9

Добыча полезных ископаемых 1.6 1.8 1.5 0.9 1.0

Обрабатывающие производства 10.4 9.5 8.3 8.0 10.0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4.5 3.6 4.3 4.0 4.0

Строительство 4.4 3.6 4.1 5.7 6.0

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 20.5 20.6 24.0 22.6 24.2

Гостиницы и рестораны 1.1 1.0 1.1 1.0 1.0

Транспорт и связь 21.7 20.6 19.9 20.1 20.3

Финансовая деятельность 0.5 0.6 0.4 0.6 0.6

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 7.1 7.2 7.2 7.8 8.5

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 5.7 8.5 8.8 9.3 8.5

Образование 4.0 3.9 3.8 3.8 2.0

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 4.2 4.9 4.9 5.4 3.5

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1.0 1.8 1.3 1.1 1.2

Источник: Приморский край. Социально-экономические показатели:

Статистический ежегодник/Приморскстат, Владивосток, 2010

Рост доли услуг в общем объеме валового регионального продукта, теоретически, является признаком динамично развивающейся экономики. Однако, имеющейся перекос в структуре услуг, а также их низкое качество не позволяет Приморскому краю отнести себя в разряд высокоразвитых регионов. Показатели динамики поступлений налога на добавленную стоимость в бюджетную систему Российской Федерации в Приморском крае показывают тенденцию падения объемов производства промышленности и сельского хозяйства. Развитие сферы торговли и услуг является положительным признаком для развития экономики, но во — первых, предприятия торговли и сферы оказания услуг находятся на особых режимах налогообложения, таких как упрощенная система налогообложения, при которой предприятие не является плательщиком налога на добавленную стоимость, а уплачиваются налог или с оборота, или с прибыли, а также применим единый налог на вмененный доход, при

котором налог на добавленную стоимость тоже не уплачивается, а налогооблагаемой базой являются физические показатели, такие как площадь торгового зала, количество посадочных мест в автобусе и так далее.

Таблица 4

Индексы физического объема валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности (в процентах к предыдущему году)

Наименование показателя/год 2005 2006 2007 2008 2009

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 114.6 103.5 96.1 102.5 102

Рыболовство, рыбоводство 111.0 94.3 101.9 110.8 89.0

Добыча полезных ископаемых 106.1 96.2 100.5 69.8 111.0

Обрабатывающие производства 103.6 104.6 102.5 106.3 125.0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 93.4 102.3 82.9 106.5 100.0

Строительство 99.4 103.4 123.3 121.2 105.0

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 112.7 108.6 113.5 108.3 107.0

Гостиницы и рестораны 96.2 96.2 110.7 96.9 100.0

Транспорт и связь 100.8 99.2 107.6 110.1 111.4

Финансовая деятельность 67.5 128.7 82.7 132.7 100.0

Операции с недвижимым имуществом, арендаи предоставление услуг 113.3 106.1 114.6 116.4 114.6

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 110.3 115.8 115.2 101.2 114.0

Образование 98.1 98.0 98.1 98.2 92.0

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 103.5 98.7 101.4 100.2 101.0

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 88.6 179.2 74.6 91.4 93.0

Итого в основных ценах 105.5 104.1 106.6 107.2 104.3

Источник: Приморский край. Социально-экономические показатели:

Статистический ежегодник/Приморскстат, Владивосток, 2010

Во — вторых, снижение доли сферы промышленного производства в валовом региональном продукте приводит к снижению поступления налога на добавленную стоимость в бюджет, так как именно эта часть экономики и является в основном плательщиком данного налога. Промышленное производство также можно охарактеризовать как сырьевое, ориентированное на экспорт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом, если рассмотреть поступления налога на добавленную стоимость от сферы промышленного производства и провести анализ его фактического поступления без учета двойного налогообложения добавочной

стоимости, а именно: фонда оплаты труда, амортизационных отчислений, платежей за землю, то поступления будут ещё меньше.

Таблица 5

Структура экспорта товаров(%)

Показатели/год 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.

Всего: 100 100 100 100

из них:

продовольственные товары 30.5 32.3 38.1 39.2

минеральные продукты 17.2 17.5 20.8 21.3

продукция химической промышленности 2.9 3.2 3.2 3.1

древесина и древесно-бумажные изделия из нее 21.3 25.2 21.1 21.0

металлы и изделия из них 19.3 11.9 11.4 10.9

машины и транспортные средства 4.0 9.6 4.2 3.8

Источник: Приморский край. Социально-экономические показатели:

Статистический ежегодник/Приморскстат, Владивосток, 2010

Анализ данных структуры экспорта товаров показывает, что на протяжении всего периода в структуре экспорта растет доля сырьевых ресурсов. Это подтверждает, что налог на добавленную стоимость, одной из целей введения которого являлось стимулирование отечественного производителя, привело к развитию добывающей промышленности без глубокой переработки полезных ископаемых и ресурсов.

Таблица 6

Поступления налогов от предприятий Приморского края

(млн. руб.)

№ Показатели/год 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.

1 Налоги и сборы — всего 39 794, 3 46 711, 3 52 055, 7 53 149, 9

2 Налог на прибыль 7 451, 4 10 041, 8 11 128, 9 8 118, 6

3 Налог на добавленную стоимость 7 062, 3 6 674, 6 5 964, 5 6 923, 5

4 Акцизы 1 890, 1 909, 3 855, 7 821, 7

5 Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1 719, 5 1 854, 5 741, 2 747, 4

6 Налог на доходы физических лиц 12 481, 4 15 949, 5 20 089, 9 22 267, 6

7 Прочие налоги и сборы 9 189, 7 11 281, 6 11 094, 3 11 563, 0

Таблица 7

Структура поступлений налогов от предприятий Приморского края (%)

Показатель 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.

Налоги и сборы — всего 100 100 100 100

Доля налога на прибыль 18, 73 21, 51 21, 38 15, 28

Доля налога на добавленную стоимость 17, 74 14, 28 11, 45 13, 02

Доля акцизов 4, 75 1, 95 1, 65 1, 54

Доля налогов и сборов и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 4, 32 3, 98 1, 42 1, 41

Доля налога на доходы физических лиц 31, 36 34, 15 38, 59 41, 90

Доля прочих налогов и сборов 23, 09 24, 15 21, 32 21, 76

Сложившаяся ситуация по поступлению налогов в экономике Приморского края по анализу процентного соотношения поступления налоговых платежей показывает, что

Во — первых, в Приморском крае идет устойчивая тенденция снижения поступления налога на добавленную стоимость, с 17, 74 % в 2006 году до 13, 02 % в 2009 году, что в целом хуже, чем по России.

Во — вторых, если говорить о налоге на доходы физических лиц, то поступления в бюджет, начиная с 2006 года до 2009 года, свидетельствуют о 10 % росте. Таким образом поступления от прямых налогов, превышают поступления от косвенных налогов.

По данным Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю структура начислений и поступлений от налога на добавленную стоимость имеет положительную тенденцию.

Таблица 8

Состав начисления и поступления от налога на добавленную стоимость предприятий Приморского края (млн. руб.)

№ Показатель/годы 2006 2007 2008 2009

1 Сумма налога, исчисленная к уплате 81 181, 2 90 858, 7 98 565, 0 116 064, 2

2 Сумма налоговых вычетов 72 807, 6 83 607, 9 93 787, 6 108 171, 1

3 Сумма налога, поступившего в бюджет 13 368, 8 13 365, 7 10 832, 1 13 854, 1

4 Сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета — 4 995, 3 — 6 114, 8 — 6 070, 5 — 5 978, 2

Источник: составлено автором по данным Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю

В 2009 году суммы поступившего в бюджет налога на добавленную стоимость превышает поступление в 2008 году, но лишь на 488 млн. руб. превышает поступления в 2007 году.

Таблица 9

Структура начисления налога на добавленную стоимость (%)

№ Показатель/годы 2006 2007 2008 2009

1 Сумма налога, исчисленная к уплате 100 100 100 100

2 Доля налоговых вычетов 89, 69 92, 02 95, 15 93, 20

3 Доля суммы налога, поступившего в бюджет 16, 46 14, 71 10, 98 11, 93

4 Доля суммы налога, исчисленного к возмещению из бюджета 6, 16 6, 73 6, 15 5, 15

Источник: составлено автором по данным Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю

Государство само идет по пути смешения с косвенного налогообложения к прямому, когда налогооблагаемой базой становятся конкретные величины. Как пример, сборы за пользование объектами животного мира, за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Таблица 10

Состав начисления по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, предприятиями Приморского края (млн. руб.)

Показатель/год 2006 2007 2008 2009

Налоговая база 15 451, 1 22 150, 6 27 895, 5 30 459, 0

Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет 929, 3 1 301, 2 1 617, 9 1 766, 6

Источник: составлено автором по данным Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю

Налогооблагаемая база по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, возрастает как в абсолютном значении, так и скорректированная с учетом индекса цен.

Налогоплательщик исчисляет налог или с полученного дохода по ставке 6% или с разницы между полученным доходом и понесенными затратами по ставке 15 %, при этом он освобожден от ведения бухгалтерского учета в полном объеме. Ему достаточно вести учет или доходов, или доходов и расходов.

Отсутствие обязанности по уплате налога на добавленную стоимость дает возможность избежать всевозможные доначисления со стороны налоговых органов, связанных с неправильным применений норм налогового права или попыткой избежать налогообложения этим налогом.

Простота учета доходов или отнесения расходов на затратную часть также позволяет уменьшить расходы, связанные с ведением бухгалтерского учета.

Этот налог можно отнести к прямым, что также упрощает процесс проведения проверочных мероприятий со стороны налоговых органов.

Все вышеуказанные положительные моменты можно отнести и к начислению и уплате единого сельскохозяйственного налога.

Таблица 11

Начисления по единому сельскохозяйственному налогу предприятий Приморского края (млн. руб.)

Показатель/годы 2006 2007 2008 2009

Сумма доходов 2 143, 5 4 645, 0 5 273, 7 6 724, 3

Сумма исчисленного единого сельскохозяйственного налога 5, 6 20, 4 12, 8 15, 8

Источник: составлено автором по данным Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю.

Если данный налог рассмотреть в отношении предприятий Приморского края, то можно сказать, что на данной системе налогообложения в основном находятся предприятия рыбодобывающего комплекса Приморского края.

Налогооблагаемой базой является разница между доходами,

полученными предприятием, и понесенными расходами.

В 2009, 2010 годах большая часть рыбодобывающих предприятий края перешла на данную систему. Как одним из положительных моментов можно отнести, что в настоящее время более 90 % предприятий в отчетах показали прибыль по итогам финансово-хозяйственной деятельности т.к. отсутствует необходимость «подтасовки» бухгалтерской и налоговой отчетности для увеличения вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Теперь все затраты предприятия, в том числе и заработную плату, можно отнести на затратную часть. Простая и эффективная форма налогообложения, это применение единого налога на вмененный доход.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующий данный вид деятельности.

Как видно из структуры начислений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности предприятий Приморского края налогооблагаемая база также имеет положительную динамику.

Таблица 12

Начисления единого налога на вмененный доход предприятий Приморского края (млн. руб.)

Показатель/год 2006 2007 2008 2009

Налоговая база 9 198, 5 9 506, 2 11 745, 2 12 784, 5

Сумма единого налога на вмененный доход 996, 6 1 003, 2 1 240, 1 1 308, 2

Источник: составлено автором по данным Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю

Рост налогооблагаемой базы говорит о развитии соответствующих видов деятельности, которые подпадают по данный режим налогообложения.

Применение налога на добавленную стоимость в налоговой системе Российской Федерации позволяет обозначить позиции для дальнейшего обсуждения и сделать следующие выводы:

1. Введение налога на добавленную стоимость в Российской Федерации было обусловлено вступлением в Евросоюз и данная мера должна была способствовать защите отечественного товаропроизводителя при экспорте товаров, но это привело к сырьевой ориентации промышленного производства и экспорта.

2. Российская практика применения самой простой системы начисления налога на добавленную стоимость, оказалась самой неэффективной.

3. Довод о бюджетообразующей роли налога на добавленную стоимость при анализе динамики показал, что в налоговой системе наблюдается тенденция снижения поступлений от этого налога.

4. При использовании начисления налога на добавленную стоимость имеет место налогообложение той части затрат, которые уже облагаются другими налогами.

5. Нормативно-правовая база, используемая при исчислении налога на добавленную стоимость, достаточно обширна и из года в год увеличивается.

6. Не секрет, что процесс возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость превратился в своего рода бизнес и на этом специализируются множество юридических и аудиторских фирм, что получило термин «оптимизации системы налогообложения конкретного предприятия».

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая): По состоянию на 10 апреля 2009 года. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. — 528 с.

2. Приморский край. Социально-экономические показатели: Статистический ежегодник/Приморскстат, 2010. — 318 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Отчет Управления Федеральной налоговой службы по

Приморскому краю, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.