Н. А. КУНЧИНА*
Наталия Александровна Кунчина — аспирантка кафедры ТКиФМ экономического факультета СПбГУ.
Окончила СПбГУ в 2006 г. Начальник планово-экономического отдела филиала ЗАО НПО «Севзапспецавтоматика».
Автор 2 публикаций.
Сфера научных интересов: налоговая политика. ^ ^ ^
ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ**
В современной литературе в области налогообложения актуальным объектом исследований является изучение влияния налоговой системы на экономический рост. При этом часто анализ сводится к простому сопоставлению налогового бремени с ВВП. Однако такой подход нельзя назвать бесспорным. Во-первых, показатель налогового бремени, чаще всего рассчитываемый как соотношение налоговых доходов консолидированного бюджета к ВВП, не может характеризовать налоговую систему в целом, а во-вторых, ВВП — это показатель, который не может дать качественную оценку экономическому росту.
Также данное исследование не учитывает, что экономический рост может носить различный характер по отношению к преодолению бедности, а конечной целью всех реформ налоговой системы должно быть как раз улучшение качества жизни. Таким образом, необходимо исследовать влияние налоговой системы на макроэкономические показатели, которые бы оценивали как экономическую, так и социальную сторону развития. Для этого прежде всего надо дать определение понятиям «экономический рост» и «социально-экономическое развитие», определить перечень основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие страны и налоговую систему.
«Экономический рост» и «социально-экономическое развитие» по-разному трактуются как зарубежными, так и отечественными учеными. Эти два понятия часто смешивают, во многих изданиях им дают не только одинаковую трактовку, но и одинаковые показатели измерения их уровня.
Также в современной науке отсутствует единое понимание термина «социально-экономическое развитие», причем при его использовании и в теории и на практике на первом месте оказывается экономическое начало. Социальное же начало теряет самостоятельный смысл, и таким образом, термин «социально-экономическое развитие» сближается, а иногда и приравнивается к термину «экономическое развитие».
По мнению автора, понимание различий этих трех терминов имеет важное теоретическое и практическое значение, так как только при этом условии можно разработать показатели измерения каждого из них, и в конечном итоге это будет способствовать их достижению. Одним из первых, кто осуществил это разграничение, был Й. Шумпетер, который обосновал несовпадение понятий «экономический рост» и «экономическое развитие»1. По его мнению, экономическое развитие обладает двумя характеристиками: количественной и качественной, причем вторая характеристика и позволила Й. Шумпетеру сделать вывод о более широком значении этого понятия по сравнению с экономическим ростом. В дальнейшем экономисты продолжали исследовать данную область, но, как уже отмечалось выше, к единому мнению они так и не пришли. До сих пор группа авторов рассматривает экономический рост как экономическое и социальное понятие, аргументируя свою точку зрения тем, что долгосрочный экономический рост возможен только при полной занятости, а тем самым удовлетворяется основная потребность общества. Делая данные выводы, экономисты не придают внимания примерам из истории ХХ в. Так, период «Великой депрессии», когда бурный экономический рост в конечном итоге привел к массовой безработице и социальному кризису, или экономический рост развивающихся стран в 1950-60-е годы не сопровождался улучшением качества жизни.
По мнению автора данной статьи, экономический рост — это динамический процесс, отражающий увеличение объемов товаров и услуг, произведенных за конкретный период. Экономический рост может быть как экстенсивным, так и интенсивным, сам по себе он не является позитивной характеристикой. Экономический рост — это обязательное, но не достаточное условие экономического развития.
Экономическое развитие — это динамический процесс, отражающий интенсивный экономический рост, увеличение эффективности производства товаров и оказания услуг. Экономическое развитие в свою очередь является обязательным, но не достаточным условием социально-экономического развития.
Социально-экономическое развитие — это динамический процесс, отражающий экономическое развитие, сопровождающееся улучшением качества жизни. Его достижение должно быть конечной целью государственной политики, и поэтому наиболее актуальным является исследование влияния налоговой
* © Н. А. Кунчина, 2008
Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, доцента Г. М. Бродского.
системы на социально-экономическое развитие страны. Для проведения данного исследования необходимо сформировать систему показателей, адекватно отражающих этот сложный процесс.
По мнению автора, данная система показателей должна включать следующие блоки и группы данных:
1. Показатели экономического роста. В этот блок входят валовый национальный продукт (ВНП) и валовый внутренний продукт (ВВП), как в абсолютном, так и в удельном выражении.
2. Показатели экономического развития. Этот блок состоит из нескольких групп:
2.1. Показатели строения производства, к ним относятся индексы базовых отраслей (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, розничная торговля), вычисляется % к предыдущему году;
2.2. Показатели экономической эффективности — это группа включает в себя:
2.2.1. Экономическая эффективность в масштабах страны. Существуют различные способы измерения данного показателя, приведем основные четыре способа:
__¿ВВп_
Затраченные ресурсы
а) Экон. эффективность
Национальный доход Накопления + амортизация
б) Экон. эффективность
Национальный доход Капитальные вложения
в) Экон. эффективность
Национальный доход Производственные фонды
г) Экон. эффективность .
2.2.2. Показатели развития производительных сил: уровень производительности труда, фондоотдача, материалоотдача и обратные показатели: трудоемкость, фондоемкость, материалоемкость и др.
2.3. Показатели инвестиционного климата: инвестиции в основной капитал, чистый приток/отток капитала в частный сектор, прямые иностранные инвестиции в нефинансовый сектор и др.
3. Показатели социально-экономического развития — эта группа включает в себя следующие показатели:
3.1. Показатели доходов населения: реальные доходы населения, среднедушевой денежный доход, оплата труда наемных работников, среднедушевой прожиточный минимум, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного уровня.
3.2. Показатели дифференциации доходов населения: коэффициент Джинни, коэффициент фондов.
3.3. Показатели безработицы;
3.4. Показатели качества жизни.
Не по всем названным показателям существует единство мнений относительно приемов измерения и методов их анализа. Хочется также отметить, что данный перечень является открытым, количество показателей зависит от объема исследования.
Для оценки налоговой системы также следует выделить перечень основных показателей. В результате изучения специальной литературы автор обобщил ряд показателей, используемых для оценки налоговых систем.
1. Налоговое бремя — это наиболее обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и государства: величина, характеризующая долю налоговых отчислений в общем объеме производства и доходов, производная величина от реализуемой модели рыночной экономики. Для
измерения его уровня существуют разные методы. По мнению автора, для наиболее полной характеристики налоговой системы необходимо использовать несколько показателей налогового бремени.
2. Доля налогов и сборов в доходах бюджетов.
3. Поступление платежей по основным видам налогов.
4. Соотношение прямых и косвенных налогов (нейтральность налоговой системы).
5. Налоговый потенциал — предельно возможный объем налогов, сборов и других обязательных платежей, рассчитанных по законодательно утвержденным ставкам (по их предельному уровню) и предназначенных для зачисления в бюджетную систему.
6. Собираемость налогов.
7. Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли;
8. Расходы на содержание налоговых органов.
Однако исследование не должно сводиться к простому сопоставлению показателей социально-экономического развития с показателями состояния налоговой системы. Необходимо на основе вышеуказанных показателей определить тип налоговой системы и тип страны по социально-экономическому развитию.
По мнению автора, наиболее значима типология налоговых систем относительно приоритета той функции, которую они выполняют. Основываясь на этом подходе, выделяют два типа налоговых систем:
— социально ориентированная налоговая система;
— либеральная налоговая система.
В первом случае существует явный перекос в сторону фискальной функции налоговой системы, а во втором — налогам отводится, прежде всего, роль косвенного экономического регулятора.
Выявление взаимосвязи между типом налоговой системы и типом социально-экономического развития страны позволит разработать стратегические мероприятия по реформированию налоговой системы. Только общая стратегия действий позволит достичь в конечном итоге социально-экономического развития страны.
ЛИТЕРАТУРА
1 Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982.