Научная статья на тему 'Влияние налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости на изменение структуры потребительских бюджетов в России'

Влияние налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости на изменение структуры потребительских бюджетов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ БЮДЖЕТЫ РОССИИ / TAX ON PROPERTY OF PHYSICAL PERSONS / CADASTRAL VALUE / CONSUMER BUDGETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поспелова Е.Б.

В статье уделяется внимание преимуществам и недостаткам нового порядка исчисления налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости. Автор обращает внимание на малую долю налоговых доходов в муниципальных бюджетах и еще меньшую долю имущественных налогов и приводит мнения экспертов, которые считают, что с помощью названного нововведения можно существенно поправить ситуацию. При этом автор проводит параллель с наметившийся ситуацией ухудшения платежеспособности населения и изменения структуры потребительских бюджетов в России. Автор указывает на риски снижения спроса на недвижимость, сокращения инвестиционных и потребительских расходов наряду с ростом арендных ставок на рынке недвижимости. Все это указывает на сомнительность положительного влияния предпринятой налоговой меры на социально-экономическую ситуацию в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Поспелова Е.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF TAX ON PROPERTY OF INDIVIDUALS IN CADASTRAL VALUE FOR RESTRUCTURING IN RUSSIA CONSUMER BUDGET

The article focuses on the advantages and disadvantages of the new procedures for calculating tax on property of physical persons according to the cadastral value. The author pays attention to the small share of tax revenues in municipal budgets and an even smaller share of property taxes and cites the opinion of experts who believe that with the help of the above innovations can significantly improve the situation. The author draws a parallel with the emerging situation of deterioration in the solvency of the population and changes in the structure of consumer budgets in Russia. The author points to the risks of lower demand for real estate, reduction in investment and consumer spending along with the increase in rents in the real estate market. All of this points to the dubiousness of the positive impact of the tax measures undertaken in the socio-economic situation in Russia.

Текст научной работы на тему «Влияние налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости на изменение структуры потребительских бюджетов в России»

способы завоевания ТНК прав на добычу нефти и газа далеки от рыночных правил честной конкуренции.

Не вызывает сомнений, что интерес к нефтегазовому комплексу как объекту инвестиций у ТНК в ближайшей перспективе не уменьшиться, по крайней мере до тех пор, когда энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии не изменят ситуацию, связанную с использованием энергоресурсов, кардинальным образом.

В целом, проведенный анализ влияния процессов глобализации мировой экономики на структурные сдвиги в комплексах внутрихозяйственной инвестиционной деятельности ТНК позволил перейти к анализу динамики развития мировых центров социально-экономического развития и роли ТНК в этих процессах.

Литература:

1. Бозров А.Р. Проблемы мировой экономики в условиях глоба-

лизации экономических отношений и потенциальные пути их решения с использованием механизмов международной инвестиционной деятельности ТНК.// Транспортное дело России №6 часть 2, 2012.

2. Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. /Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С.348.

3. Тебекин А.В. Инновационное направление развития как основа социально-экономического прогресса.// Экономическая история мира, том 6., книга 2. Под ред. М.В. Конотопова. - М.: Российская академия наук, КноРус, 2012.

4. Тебекин А.В. История информатизации экономики в ХХ веке.// Экономическая история мира, том 6. Под ред. М.В. Конотопова. - М.: Российская академия наук, КноРус, 2008.

5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Под ред. О.И. Шкаратан. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000. - С. 608.

УДК 336.025

ВЛИЯНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ НА ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ

БЮДЖЕТОВ В РОССИИ

Поспелова Е.Б., к.э.н., докторант, Всероссийский центр уровня жизни, e-mail: pe2208349@yandex.ru

В статье уделяется внимание преимуществам и недостаткам нового порядка исчисления налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости. Автор обращает внимание на малую долю налоговых доходов в муниципальных бюджетах и еще меньшую долю имущественных налогов и приводит мнения экспертов, которые считают, что с помощью названного нововведения можно существенно поправить ситуацию. При этом автор проводит параллель с наметившийся ситуацией ухудшения платежеспособности населения и изменения структуры потребительских бюджетов в России. Автор указывает на риски снижения спроса на недвижимость, сокращения инвестиционных и потребительских расходов наряду с ростом арендных ставок на рынке недвижимости. Все это указывает на сомнительность положительного влияния предпринятой налоговой меры на социально-экономическую ситуацию в России.

Ключевые слова: налог на имущество физических лиц, кадастровая стоимость, потребительские бюджеты России.

IMPACT OF TAX ON PROPERTY OF INDIVIDUALS IN CADASTRAL VALUE FOR RESTRUCTURING IN RUSSIA CONSUMER BUDGET

Pospelova E., Ph.D., All-Russian Center of Living Standards, e-mail: pe2208349@yandex.ru

The article focuses on the advantages and disadvantages of the new procedures for calculating tax on property ofphysical persons according to the cadastral value. The author pays attention to the small share of tax revenues in municipal budgets and an even smaller share of property taxes and cites the opinion of experts who believe that with the help of the above innovations can significantly improve the situation. The author draws a parallel with the emerging situation of deterioration in the solvency of the population and changes in the structure of consumer budgets in Russia. The author points to the risks of lower demand for real estate, reduction in investment and consumer spending along with the increase in rents in the real estate market. All of this points to the dubiousness of the positive impact of the tax measures undertaken in the socio-economic situation in Russia.

Keywords: the tax on property of physical persons, the cadastral value, consumer budgets.

Характерной особенностью бюджетов муниципальных образований России в последнее время становится дефицит средств. Муниципалитеты по большей их части не самостоятельны в решении социальных задач. В этих условиях законодатели рассматривают новые варианты пополнения муниципальных бюджетов главным образом за счет увеличения налоговых доходов. Доля налоговых доходов муниципальных бюджетов колеблется от 30,3% до 51,3% и в среднем по России составляет 42,7% (рис.1).

Сборы от налогов на имущество физических лиц в России составляют 15,6 млрд. рублей. Земельный налог - 95 млрд. рублей. В консолидированном бюджете РФ, четыре имущественных налога занимают менее 7%. В региональных бюджетах это - 14%. В Америке данная цифра доходит до 85-90% [6]. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), доля налога на недвижимость в странах - членах Организации в ежегодных налоговых поступлениях составила от 1 до 16 % : в Чешской Республике

Рис.1. Доля налоговых доходов в структуре собственных доходов муниципальных образований по округам[3,2]

Рис. 2 . Доля имущественных налогов в национальных бюджетах государств, % [5]

ОБЪЕКТ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ БАЗА

Квартира

Комната

Жилой дом

Кадастровая стоимость уменьшенная на стоимость 20 кв. м общей площади квартиры. Кадастровая стоимость уменьшенная на стоимость 10 кв. м площади комнаты.

Кадастровая стоимость уменьшенная на стоимость 50 кв. м общей площади жилого дома.

Единый недвижимый комплекс (с жилым помещением)

г:

Кадастровая стоимость уменьшенная на 1 млн. руб.

НАПРИМЕР:

Если площадь квартиры 90 кв.м., то налог будет исчислен только с 70 кв.м (20 кв.м не будут облагаться налогом)

Рис.3. Особенности налогообложения имущества по кадастровой стоимости [7]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ОТ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ

0,1%

Для жилых домов, жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства [жилого предназначения), единых недвижимых комплексов (с жилым помещением), хозяйственных строений или сооружений, площадь канедого иэ которых не превышает 50 кв.м.

Налоговые ставки, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в 3 раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований {п.3 ст.40б НК РФ).

2%

1. Для объектов со стоимостью > 300 млн. руб.;

2. Для объектов торгово-офисного назначения, включенных в перечень субъекта РФ на очередной налоговый период.

0,5%

Для прочих объектов недвижимости

НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ МОГУТ ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬСЯ ОТ:

1. кадастровой стоимости или суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор;

2. вида объекта налогообложения;

3. места нахождения объекта налогообложения;

4. видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

Рис.4. Схема налогообложения имущества по кадастровой стоимости [7]

14 ТЯАШРОЯТ ВиЗШЕББ Ш ЯШВТА | №4 2016 |

Рис.5. Понижающие коэффициенты налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости [4]

Исполнительный орган субъекта РФ (или орган МСУ) Заказчик

принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

Государственный кадастр недвижимости

Комиссии при Управлении Росреестра

по субъекту РФ

Контроль

рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости

Управление Росреестра по субъекту РФ - Организатор

формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих оценке, на основе данных ГКН

Ж

Управление Росреестра по субъекту РФ Организатор

внесение результатов определения кадастровой стоимости в ГКН

/V

Оценщик Исполнитель

определение кадастровой стоимости и составление отчета;

Эксперты CPO

оценщиков

Контроль

экспертиза отчета;

Исполнительный орган субъекта РФ

(или орган МСУ)

Заказчик

утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости;

Рис.6. Этапы проведения

- 1,1%, в Австралии - 8 %, в Бельгии - до 7 %, в США - 16% и в Японии - 15,4% (Рис. 2).

С 1 января 2015 года в связи с вступлением в силу главы 32 Налогового кодекса РФ «Налог на имущество физических лиц» утратил силу Закон РСФСР от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". В соответствии с новым законом изменился порядок исчисления налога на имущество физических лиц (рис.3).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (рис.4).

кадастровой оценки [1]

Законодательством предусмотрены многочисленные адаптационные механизмы в связи с изменением порядка исчисления налога. В том числе предусмотрен постепенный рост налоговой нагрузки на плательщиков за счет действия соответствующих понижающих коэффициентов, предусмотренные пунктом 8 статьи 408 Главы 32 Налогового Кодекса РФ (рис.5).

Этапы оценки кадастровой стоимости представлены на рис.6.

Основные ошибки при установлении кадастровой стоимости представлены на рис.7, практика оспаривания кадастровой стоимости представлена на рис.8.

Вице-президент РОО Генеральный директор ЗАО «Эксперт-

нарушения, связанные с определением кадастровой стоимости земель нарушения, связанные с утверждением кадастровой стоимости земель

некачественный сбор рыночной информации, использование недостоверной информации указание промежуточных итогов кадастровой оценки (удельные показатели), вместо утверждения кадастровой стоимости конкретных участка

отнесение земельного участка к неверному виду разрешенного использования * самостоятельное внесение сведений в кадастр органами Росреестра на основе удельных показателей недопустимо

ошибочное определение факторов стоимости при отсутствии обоснования выбора факторов, или ошибочное определение значений факторов стоимости (пример, наличие инфраструктурных объектов) момент вступления в силу решения об утверждении кадастровой стоимости определен в противоречии с правилами НК РФ о вступлении в силу актов о налогах и сборах

построение некачественной модели расчета кадастровой стоимости "согласно позиции КС РФ решение об утверждении кадастровой стоимости для целей налогообложения вступает в силу по правилам НК РФ

Рис.7. Основные ошибки при установлении кадастровой стоимости [1]

Оспаривание действий органов Росреестра по установлению кадастровой стоимости

Оспаривание нормативного акта субъекта РФ, которым утверждена кадастровая стоимость

Рис.8. Практика оспаривания кадастровой стоимости [1]

Оценка» Сарбашев С.З. выделяет общественные и государственные трудности реализации нового формата налогообложения имущества физических лиц.

Трудности реализации общественные

-Система зависит от наличия пула технических экспертов для создания и поддержания оценочного списка и внедрения и проведения процесса оценок;

- Части процесса могут быть продолжительными по времени и дорогостоящими. В качестве примера можно привести составление комплексного перечня объектов недвижимости, подлежащих обложению налогом (особенно в тех случаях, когда записи находятся в плохом состоянии или неполные или когда существует большое число нерешенных вопросов о правовом статусе);

- Передача услуг в ведение частного сектора;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Учреждение комиссии по оценке для принятия решения по апелляции и обеспечение административной и инфраструктурной поддержки (как, например, обеспечение специализированной информационной технологии для системы оценки и системы финансового учета для выполнения процедур формирования счетов, сбора налогов и оплаты налогов в принудительном порядке);

- Население в большинстве случаев понимает концепцию рыночной стоимости, тем не менее, в отношениях между «стоимостью, подлежащей налогообложению», и установлением «налоговой ставки» может возникать путаница. Такое особенно происходит в случаях, когда переоценка проводится после длительного перерыва или когда существует политическое нежелание повышать ставку налога. В этих случаях существенно возрастает число необоснованных апелляций.

Трудности реализации государственные

-Отсутствует единый государственный кадастр недвижимости ГКН

- Не сформирован в кондиционной форме ЕГРОКС (имеется в 12 регионах более или менее) -

- Создается классификатор объектов недвижимости;

- Трудности в совмещении координат з/у и улучшений;

- Информационный обмен не налажен м/у ФНС и Росреестром вследствие чего налогооблагаемых сведений организации по нежилым объектам у Росреестра не имеется (ст. 102 НК);

- Проводится техническая инвентаризация архивов БТИ всех уровней для постановки объектов в ЕГРОКС;

- Изменение законодательства в части перехода к налогу на недвижимость;

- Создание комиссии по досудебному урегулирование споров по кадастровой стоимости.[6]

Вице-президент РОО Генеральный директор ЗАО «Эксперт-Оценка» Сарбашев С.З. выделяет следующие преимущества перевода налога на имущество физических лиц на новый формат:

- Технически и административно возможно вводить и сохранять его в почти любых условиях;

- Администрирование стоит недорого и возможно рассчитывать на отношение издержек/дохода в 2% или менее того;

- Чрезвычайно сложно предотвращать или избегать, поэтому с легкостью можно обеспечивать успешный его сбор в 95% случаев;

- Налог прозрачен;

- Общественность понимает концепцию рыночной стоимости и поэтому признает основу оценки;

- Существует нормальное соотношение между оцененной стоимостью и платежеспособностью населения;

- При надлежащей разработке налог может быть постепенно-прогрессивным;

- Доход предсказуем и характеризуется положительной динамикой;

- Хорошо подходит в качестве источника создания дохода на местах для местных администраций;

- Обеспечивает политическую подотчетностью местных выборных должностных лиц. Если они решат повышать налог на недвижимость, то избиратели обрушатся на них с критикой.[6]

Из перечисленных доводов названного эксперта очень глубокому сомнению можно подвергнуть мнение, что существует нормальное соотношение между оцененной стоимостью и платежеспособностью населения. Рост цен на недвижимость и потребительские товары опережает рост доходов населения, что естественно негативно сказывается на платежеспособности населения. Нестабильность с работой и низкие заработные платы сужают платежеспособный спрос на недвижимость, наблюдается тенденция снижения спроса на ипотеку. Все это указывает на наметившуюся тенденцию падения спроса на недвижимость. Введение кадастровой стоимости при расчете налога на имущество физических лиц предполагает увеличение налогового бремени как минимум в 2,5 раза. Этот факт, безусловно, скажется на структуре потребительских бюджетов в России. Потребительский бюджет представляет собой стоимостную оценку объема и структуры потребления материальных и духовных благ и услуг, а также налоги. В зависимости от степени удовлетворения потребностей различают:

- бюджет минимума материальной обеспеченности (ММО);

- рациональный бюджет;

- элитарный потребительский бюджет.

Они рассчитаны для групп населения с низкими, средними и высокими доходами[8]. Люди будут склонны минимизировать инвестиционные вложения в недвижимость, избавляться от лишней недвижимости. Безусловно, перевод налога на имущество физических лиц на кадастровую стоимость, предполагающий увеличение налогового бремени, повлечет и рост стоимости аренды жилья и, как следствие, негативно отразится на потребительских расходах. Все это указывает на сомнительность положительного влияния предпринятой налоговой меры на социально-экономическую ситуацию в России. Очевидно, что изменится структура рациональных и элитарных бюджетов. Люди будут вынуждены отдавать предпочтение малогабаритному жилью с более низкой стоимостью и существенно сузится круг тех, кто будет приобретать недвижимость как объект инвестиционных вложений.

16 ТЯЛШРОЯТ БШТКЕББ Ш ЯШБТЛ | №4 2016 |

Литература:

1. Андрей Панфилов, руководитель отдела налоговой практики Юридической фирмы Sameta. Правовые проблемы налогообложения личного имущества в Российской Федерации/ http://www.nalog-forum.ru/attachfiles/6.pdf

2. Красницкий Борис Романович РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Специальность 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва - 2015/ http://www.rusacad.ru/docs/disertsovet/zashiti/ KrasnitskiyBR/disser_KrasnitskiyBR.pdf

3. Мониторинг местных бюджетов за 2014 г. - Москва: [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.minfin. ru/common/upload/library/2015/07/main/Rezultaty_provedeniya_ monitoringa_mestnykh_budzh etov_2014.pdf

4. Налог на имущество физических лиц: старый налог по новому/ Министерство финансов Сахалинской области/http://www.nogliki-adm.ru/assets/files/announces/20-01-16/prnalog.pdf

5. Пылаева Алена Владимировна Методология налогообложения и кадастровой оценки недвижимости Специальность: 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук Нижний Новгород , 2016 г/https://guu.ru/files/dissertations/2016/01/pylaeva_a_v/ autoreferat.pdf

6. Сарбашев С.З. вице-президент РОО Генеральный директор ЗАО «Эксперт-Оценка»/http://www.myshared.ru/slide/94417/

7. УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ/http://adm-gruzino.ru/files/any/ news_nalog/ Nal_im_fl.pdf

8. http://mybiblioteka.su/3-10069.html

УДК 338

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ УСЛОВИЯМИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Тебекин А.В., д.т.н., д.э.н., профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России

Представлена оценка степени зависимости трансграничных автомобильных перевозок различных стран от использования документов МСАТ. Показана зависимость уровня использования документов МСАТразличными странами от уровня экономической свободы этих стран. Отражена методология исследования. Представлены предложения по развитию трансграничных автомобильных перевозок в Российской Федерации.

Ключевые слова: проблемы развития, внешнеэкономическая деятельность, трансграничные автомобильные перевозки, МСАТ.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES DUE TO THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF CROSS-BORDER ROAD

TRANSPORT

Tebekin A., Doctor of technical Sciences, Doctor of economic Sciences, Professor, honored worker of science and technology of the Russian Federation, Professor of chair of management, Moscow state Institute of international relations (University) MFA Russia

The paper presents the assessment of the degree of dependence of the cross-border road transport in different countries from the use of the documents by the IRU. The dependence of the level of use of the documents by the IRU in different countries the level of economic freedom in these countries. Reflects the research methodology. Submitted proposals for the development of cross-border road transport in the Russian Federation.

Keywords: problems of development, foreign economic activity, cross-border road transport, the IRU.

В условиях продолжающихся западных санкций для Российской Федерации большое значение играет как решение проблем импортозамещения, так и наращивание экспортного потенциала [1, с. 12-17], определяющего объемы внешнеэкономической деятельности (ВЭД) страны.

Современные проблемы развития национальной экономики определяются не только суперпозицией фаз больших (БЦЭА), средних (СЦЭА) и малых (МЦЭА) циклов экономической активности, присущих России (табл.1) [2, с.27].

Во многом проблемы отечественной экономики связаны и с мировыми тенденциями, обусловленными надвигающимся глобальным экономическим кризисом, пик которого, предопределяемый сменой технологических укладов [3, с.34-38],ожидается на рубеже 2020-х годов [4, с.2-8].

Известно, что в период кризиса любая организация стремится к минимизации издержек [5, с.335-361].

Поэтому все издержки непроизводительного характера, к коим относятся любые логистические издержки, связанные с физическим перемещением товаров [6, с.11].

В этой связи представляет интерес знакомство с данными, изложенными в письме Марека Ретельски Генеральной Ассамблее Международного союза автомобильного транспорта - (МСАТ, англ. ThelnternationalRoadTransportUnion - IRU) и своим коллегам - членам МСАТ об общем количестве таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных гарантирующих организаций Международных дорожных перевозок (МДП, фр. TransportsInterna-tionalRoutiers - TIR) с 1995 по 2015 год и суммах комиссий, которые могут быть возвращены членам МСАТ (табл.2) [7].

Напомним, что МСАТ -это Международный союз автомобильного транспорта - (англ. TheInternationalRoadTransportUnion - IRU). Эта международная организация, объединяющая интересы национальных автотранспортных союзов (ассоциаций и организаций) была основана в Женеве в 1948 году и на сегодняшний день насчитывает порядка 180 членов - национальных союзов и ассоциаций в сфере международных/внутренних грузовых и пассажирских перевозок различными видами автотранспортных средств (грузовиков, автобусов, такси и др.)[8].

Многие члены МСАТ, список которых представлен на сайте ЕЭК ООН [9] и на рис.1 [10], в том числе его российский член - Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), функционируют в рамках системы гарантий международных автомобильных перевозок товаров с использованием книжки МДП (Carnet TIR). Система таможенного транзита МДП осуществляет свою деятельность в рамках Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.).

Рис. 1. География стран, использующих книжки МДП.

Необходимо отметить, что книжка МДП как документ таможенного транзита, дающий право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах с упрощением таможенных процедур, покрывает автомобильные и мультимодальные перевозки грузов (осуществляемые в автофургонах, трейлерах, полутрейлерах и контейнерах) между государствами, признавшими «Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.