Делимся опытом внедрения ФГОС
Артюхова Елена Сергеевна
учитель музыки
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20»
г. Стерлитамак Республика Башкортостан E-mail: [email protected].
J ^
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Способна ли музыка влиять на умственное развитие учащихся начальной школы?
S___________________________________________________________________г
Аннотация. В статье описывается опыт работы по использованию комплекса методов и приемов, направленных на развитие музыкального восприятия учеников начальной школы и как следствие умственного развития младших школьников. Автор предлагает комплекс педагогических средств, влияющих на внутреннюю позицию школьника, способствующих самоопределению учащихся, при котором образование (в рамках данного предмета) становится личностно значимым.
Ключевые слова: умственное развитие, музыкальное восприятие, внутренняя позиция школьника, ФГОС.
В современном российском обществе происходят серьезные преобразования в сфере политики, экономики, промышленности и культуры. Таким образом, способность решать на высоком уровне современные задачи общественного производства тесно связана с развитием интеллектуальных способностей каждого человека [8]. Формирование творчески мыслящей личности - задача умственного воспитания в школе. «Ведь на земле нет ничего более достойного, чем ум» - говорил К. А. Гельвеций. Решающее значение здесь имеет систематическое, целенаправленное овладение учащимися знаниями, умениями, компетенциями, наиболее полно отраженными в стандартах второго поколения [7, 8]. Умственное развитие учащихся происходит под влиянием многих факторов: средств массовой информации, окружающей среды [3, 5, 8] и пр. Для нас наиболее важна внутренняя позиция школьника, отражающая его самоопределение и ценностное отношение к образованию.
Музыкальное искусство может быть использовано, как средство развития интеллектуальных способностей учащихся, его самомопределения. Ведь каналы восприятия музыки, являются ведущими «каналами», по которым ребенок получает информацию из разных областей науки. К тому же, развитие музыкального мышления, памяти, активизация познавательной активности, позволяет самоопределяться, творчески мыслить и на немузыкальных предметах [1,2, 4, 6, 9].
В сложном процессе умственного развития младших школьников значительная роль принадлежит учителю, который способен развить умственные задатки, заложенные в ребенке, а также создать условия для раскрытия внутренней ценностной позиции школьника,
сформировать мотивацию для дальнейшего освоения знаний, умений, навыков, компетенций [10, 11].
В разных источниках выделяется разное количество этапов формирования умственного развития. П. Я. Гальперин утверждал, что формирование человека осуществляется сначала во внешнем мире на основе его действий там, а потом во внутреннем мире и становиться качеством личности. Он выделял четыре этапа в умственном развитии.
1. Этап предметных действий. Ребенок, например,
рисует под музыку, выбирая определенную краску.
2. Этап материализованных действий. Реальные предметы заменяются их моделями. В данном случае, картинами художников.
3. Речевой этап. Комментирование своих действий.
На этом этапе происходит осознание ребенком своих внешних действий и перевод их во внутренние действия.
4. Этап внутренних действий. В этом этапе происходит умственное действие.
Музыка - это мощное средство воспитания школьников. В середине XX века было доказано, что музыка Моцарта влияет на умственные способности людей не зависимо от их уровня развития. Американские ученые доказали, что каналы восприятия музыки являются ведущими «каналами», по которым ребенок получает информацию из разных областей науки.
Н. С. Лейтос утверждал, что в отдельные периоды детства возникают повышенные возможности для умственного развития ребенка через предметы эстетического цикла, но эти периоды имеют временный, преходящий характер. В Японии воспользовались исследованиями Н. С. Лейтоса и с 5-11 лет в школах пре-
32
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
Делимся опытом внедрения ФГОС
подают предметы только эстетического цикла (музыка, хореография, рисование, художественный труд). Перечисленные предметы позволяют японским детям развивать фантазию, воображение, творческое мышление и музыкальную память. Именно эти процессы являются основными в математических и гуманитарных предметах. Умение творчески мыслить помогает в математике, геометрии, химии, воображение и фантазия используются на уроках литературы, биологии, истории.
В настоящее время создано много авторских программ «Программа 1-8» Н. Г Ямалетдиновой и Р Х. Ху-саиновой, Л. Л. Куприяновой «Русский фольклор» и т. д. И только одна программа под названием «Вижу, слышу, чувствую», разработанная Е. Ю. Волчегорской (кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики Челябинского Государственного педагогического университета), где музыка используется для развития умственных способностей младших школьников [2]. Но, к сожалению, в ней не предложено конкретных методов и приемов развития музыкального восприятия способствующих умственному развитию младших школьников.
Музыкальное восприятие - это, прежде всего слушание и слышание музыки. Естественно, что слух тут играет главную роль. Как дети воспринимают музыку, что при этом они слышат, переживают, о чем думают? Попытки выяснить различие восприятия музыки наталкиваются на отсутствие объективных показателей, на основе которых можно было бы судить о том, какой способ восприятия предпочитает ребенок. К 5-6 годам у ребенка формируется предпочтение, к какому - либо одному каналу: кинестетическому, аудиальному или визуальному. Дети «видящие» музыку в виде образов имеют преимущества в успеваемости. Обучающиеся «чувствующие» музыку («кинестетики»), показывают более высокие результаты по математике.
Ученые выяснили, что канал восприятия музыки можно изменить в процессе обучения, и тем самым добиться высоких результатов по немузыкальным предметам. Главное нужно определить, какой канал восприятия у ребенка является ведущим.
За последние годы появилось много музыкальных методов и приемов, направленных на развитие музыкального восприятия и определения ведущих каналов восприятия. При выборе приемов мы считали необходимым особое внимание уделить решению таких задач как:
1. развитие музыкального мышления;
2. развитие музыкальной памяти;
3. активизация познавательной активности;
4. эмоциональное воздействие.
Изучив все приемы развития восприятия музыки, мы выбрали наиболее эффективные с точки зрения умственного развития младших школьников.
Так как главные виды деятельности на уроке музыки в школе - это исполнение и прослушивание музыки, то мы предлагаем несколько приемов, которые успешно можно использовать при прослушивании музыкальных произведений.
Прослушай музыку с закрытыми глазами.
Данный прием направлен на повышение активизации познавательной активности. Задача учеников при прослушивании музыки сфокусировать восприятие при
звучании для того, чтобы уловить указанный момент. Этот прием эффективен тем, что снимает возможность подсказки: каждый из учеников дает собственный ответ на поставленный вопрос, к тому же можно проанализировать правильность ответов практически сразу у всех ребят. Перед прослушиванием пьесы объясняется ее содержание, а затем фиксируется внимание на каком-либо ярком моменте, акцентированном композитором.
К приемам осуществляющим развитие музыкального мышления, можно отнести следующие:
Подбери инструмент.
После прослушивания произведения предложить выбрать инструмент: дудочку, треугольник, свистульку, и украсить мелодию сопроводив ее звучанием музыкального инструмента. Подобное задание предоставляет ребенку необходимую для него возможность творческого самовыражения.
Подбери музыку для игрушки.
Разложить имеющиеся игрушки и включить грамзапись. Ориентируясь на характер звучания нужно подобрать игрушку и объяснить, почему выбрана именно она.
Для школьников младших классов одним из основных видов деятельности является игра. С помощью игровых элементов для учащихся этой возрастной группы становиться доступнее понимание содержания музыкального произведения, а также трудоемкий процесс слушания музыки становиться не слишком утомительным. Мы предлагаем несколько игровых приемов осуществляющих эмоциональное воздействие на учащихся.
Ты - скрипач.
Ребенку предлагается войти в образ исполнителя и представить, что это ты играешь на скрипке. Это твои пальцы водят смычок. Подобный прием позволяет глубже проникнуть в содержание произведения.
Бабочка.
Ребятам предлагается представить себя бабочкой и лететь за мелодией вверх или вниз. Очень важно уметь неотрывно следить внутренним слухом за звучащей мелодией, ни на секунду не отпуская ее из зоны своего внимания.
Данные приемы не только способствуют эмоциональному воздействию на учащихся, но и заставляют внимательно вслушиваться в ткань музыкального произведения, а также позволяют отобразить его содержание с помощью движений тела.
Для того чтобы данные приемы имели наибольший эффект и чтобы музыка подействовала на ребят, их необходимо для этого подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Музыку нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь при этом на какие либо посторонние дела. Из реальной жизни тогда можно постараться шагнуть в другой, воображаемый мир, мир образов, настроений и красок.
Для развития музыкальной памяти можно использовать прием:
Нарисуй музыку.
Предложить ребятам передать свои впечатления каким-либо рисунком. Пусть они нарисуют то, что им
представилось, когда слушали музыку. Пусть не бояться фантазировать, и стараются искренне выражать свои
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
33
Делимся опытом внедрения ФГОС
чувства. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки. Можно сделать аппликацию, коллаж, главное чтобы было передано состояние произведения. Чтобы узнать какое впечатление произвело то или иное произведение можно попросить нарисовать «Облако настроения» и закрасить его, как пожелаешь, или выбрать пиктограмму в виде рожицы с таким же настроением, как в музыкальном произведении.
Принято считать, что такие занятия, где идет исполнение песен или прослушивание музыкальных произведений должны быть исключительно на музыкальных занятиях. Однако за годы многолетних наблюдений ученые доказали, что присутствие музыкальных элементов не только вносит разнообразие в занятие, но и способствует развитию внимания, памяти, речи.
Периодическое введение на занятиях чтения простейшего музыкального интонирования несложно, зато этот творческий процесс оставляет у ребят чувство удовлетворения и соответствует требованию ввода в занятия с ними игровых моментов. Применение фонозаписи является успешным при разучивании разделов «Люблю природу русскую», «Русские писатели детям», «И в шутку, и всерьез». Логичным представляется слушание на уроках чтения музыкальных сочинений, где имеется звукоподражательные моменты: в них композитор средствами музыки пытается воспроизвести то или иное явление, настроение или конкретный факт, запечатленные писателем.
Интересное направление было подсказано параграфами «Вопросы и задания», которыми завершается каждый раздел «Родной речи», где в некоторых вопросах содержатся обращения к формам выражения литературного произведения средствами других видов искусства. Скажем, среди заданий к учебнику есть такое: « Прочитай стихотворение и попробуй определить какой музыкальный жанр подойдет для его исполнения».
На уроках математики также можно использовать музыкальный материал. При повторении таблицы умножения спросить, какая существует песня о таблице умножения. Кто ее автор? А затем в качестве повторения таблицы спеть песню «Дважды два, четыре» под фонограмму.
Разнообразие приемов помогает не только развитию музыкального восприятия, но и способствует развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте, а также создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
Данные приемы наиболее эффективно вводить с младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте идет формирование познавательных процессов. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромных авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для развития умственных способностей младших школьников.
Мы решили проверить, действительно ли процесс восприятия музыки влияет на умственное развитие. В исследовании принимали участие ученики 3 «А» класса нашей школы. Для получения объективных показателей, на основе которых можно было бы судить о различиях в характере восприятия музыки юными
слушателями, мы использовали, предложенную Дж. О' Коннором, тестовую карту.
Сразу после прослушивания музыкального произведения ребятам предлагается указать, как они воспринимали музыку: возникали ли у них внемузыкальные ассоциации («видели» ли они музыку), эмоционально ее переживали («чувствовали» музыку) или только «слышали». Выбранный вариант ответа отмечался на тестовой карте: вверху - «вижу», слева - «слышу», справа - «чувствую» музыку.
Опытная работа показала, что из 26 школьников чуть больше половины музыку «чувствовали» (45%), «видели» (16%), а 39% ничего не пережили, а только «слышали» музыку.
Выяснилось, что «чувствующие» музыку («кинесте-тики») учатся на 4 и 5. «Видящие» музыку («визуалы») в большей степени отличники, а «слышащие» («аудиа-лы») троечники. В нашем случае среди «кинестетиков» 13 ударников, среди «визуалов» 4 отличника, а среди «аудиалов» 7 троечников.
В течение года мы использовали приведенные выше приемы развития музыкального восприятия, а затем провели повторное тестирование, оно убедило нас в эффективности предлагаемых приемов, так как уровень музыкального восприятия младших школьников повысился, чувствовать музыку стали 63%, видеть 21%, а слышать 16%.
Изменилась и успеваемость учащихся по не музыкальным предметам. К концу третий четверти среди «визуалов» 5 отличников, среди «кинестетиков» 16 ударников, а среди «аудиалов» 5 троечников. Таким образом, на основе диагностических данных можно сделать вывод о том, что использование приемов развития музыкального восприятия ведет к умственному развитию младших школьников.
Литература
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы. - М, 2002. - 240 с.
2. Волчегорская ЕЮ. Расширение границ восприятия музыки. //Музыка в школе. 2004. - №3, С. 31 - 34.
3. Лейтос Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971. - 289 с.
4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 1997. - 239с.
5. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. институтов. / Под ред. Ю. К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и пере-раб. - М., Просвещение, 1988. - 479 с.
6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Просвещение, 1999. - 225 с.
7. Сиденко Е.А., Хачатрян Н.Л. Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к практике // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №1.
8. Сиденко А.С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №2
9. Тагильцева Н.Г Музыка в познании ребенком себя. // Музыка в школе. 2004. - №5, С.20 - 23.
10. Теплов Б.М. Психология. - М.: Просвещение, 1953. -255 с.
11. Хусаинова Р.Х., Ямалетдинова Н.Г. Программа по музыке для 1 -8 классов. - Уфа, 2003. - 183 с.
34
Эксперимент и инновации в школе 2012/2