Научная статья на тему 'Влияние моды на вооружение Западной Европы и Руси в средние века'

Влияние моды на вооружение Западной Европы и Руси в средние века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
671
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петраков Т. В.

Посвящена рассмотрению моды как одного из факторов, повлиявших на развитие средневекового вооружения. В ней выявляются и рассматриваются основные случаи такого влияния, имевшие место в средние века на Руси и в Западной Европе. На основе этих данных выделяются форы проявления моды на оружие и доспехи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние моды на вооружение Западной Европы и Руси в средние века»

постепенного перехода к коммунизму 1946 -1965. / авт. И.А. Башинская, [и др.]. - Л., Наука. Ленинградское отд., 1970. - С. 24.

10. Городская власть Санкт-Петербурга: Биохроника трех столетий /авт.-сост. Е.М.Балашов [и др.]. - СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2007. - С.328,333.

УДК 63.3

Т. В. Петраков ( Тула, ТулГУ)

ВЛИЯНИЕ МОДЫ НА ВООРУЖЕНИЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И РУСИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Посвящена рассмотрению моды как одного из факторов, повлиявших на развитие средневекового вооружения. В ней выявляются и рассматриваются основные случаи такого влияния, имевшие место в средние века на Руси и в Западной Евроое. На основе этих данных выделяются форы проявления моды на оружие и доспехи.

Термин "мода" пришёл из науки математическая статистика и означает буквяьно следующее: наиболее часто встречающееся значение переменной в массиве данных. Применительно к одежде это можно понимать как то, в чём ходит большинство. Мода как явление, однако, появилась гоолдо раньше, чем математическа статистика. Приведем несколько определений понятия мода. 1) Совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определённой общественной среде в определённое, обычно недолгое время. 2) Непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. 3) Непрочна, быстропроходяща популярность.

Так или иначе, любое определение моды отмечает, во-первых, ее изменчивость во времени, а то-ттoлых, то, что мода является делом вкуса а не рационяьного выбора. Большинство авторов, рассматривающих военное дело средневековья, в своих работах обращают внимание на факты заимствования тех или иных предметов вооружения или способов ведения войны и отмечают широкое использование уккашенного оружия и доспехов. Так противостояние западного и восточного влияний в военном деле Руси, отмечают в своих работах А. Н. Кирпичников, Д. Николе, В. О. Шпаковский и др. Особенно подчеркивает в своих влияние, окланное монгольским оружием и допехом на русское вооружение, М. В. Горелик. Достаточно подробно останавливаются в своих исследованиях на формах и способах украшения оружия и доспехов как отечественные - А. Н. Кирпичников, Алексинский, К. А. Жуков и др., так и зарубежные авторы -Ч. Фолкс Ф. Функен и Л. Функен. Тем не менее, собственно мода, как

явление, основанное на выборе, не обусловленном практической необходимостью и часто неосознанном, мода до сих пор не была изучена в связи с военным делом. Между тем мод следует рассматривать как самостоятельный, значимый факто в развитии средневекового вооружения.

В наши дни в разработке военной фоомы принимают участие ведущие модельеры. Так новую фоому длл российской армии, в начале этого года представил Валентин Юдашкин. Тем не менее, к современной одежде военных понятие мода врядли применимо. В выборе покроя раработчики военной форма исходят, прежде всего, из требований удобства, а с цветовой гаммой, по крайней меее, для полевых частей все уже давно решено. Кроме того, соввеменна воєнна форма является обязательной для всех военнослужащих и зависит от рода войск и звания, а не от предпочтений владельца, в то время как в основе моды лежит свобода выбирать, что и как носить. Таким обраом, в наши дни мода если и влияет на военный костюм, то уж точно не определяет его. Тем более, не приходится говооить о влиянии моды на современное вооружение, хотя и здесь находится работа для дизайнеров, но понятием мода это навать все же нельзя.

Так, однако, было не всегда. О появлении некого анаога военной фоомы на Руси можно говорить не ранее 1550 года, когда по укау Ивана Грозного было создано полурегулярное сттелецкое войско. На западе более или менее однородное воoрyжeние и военный костюм, которыми воины снабжались централизованно, впервые появились, вероятно, в армиях духовно-рыцарских ооденов, примее котооых, однако, не распростанилст повсеместно. Кроме тою, и после появления регулярных армий нового ввемени мода продолжаа существенно влиять на военную фоому, ярким свидетельством чего являются мундиры XVIII - XIX веков. Таким обраом, на проттжении всего средневековья как на Руси, так и в Западной Европе имелись условия, при которых мода могла влить не только на военный костюм, но и на вооружение. Поскольку отделить военный костюм от гражданского применительно к средним векам практически невозможно, то объектом изучения в рамках данной статьи будет являться именно влияние моды на оружие и средства защиты. Анаизируя влияние моды на вооружение, следует выявлять случаи, когда те или иные особенности предметов вооружения не могут быть объяснены ни ж функциональным наначением, ни особенностями процесса ж изготовления. Рассмотрим наиболее яркие примеры подобного рода сначала для Западной Еввопы.

Ярким примером влияния моды на средневековый доспех являются треугольные вырезы, кот^ыми с XIV века стаи украшаться подолы кольчуг, а также реже их рукава и ка кольчужных бармиц. Такие вБіту^! не могут обеспечить никакой дополнительной защеты, поскольку

закрывают совсем небольшую поверхность. В то же время они имеют анаогии в костюме той эпохи. В начае XIV века рыцарские коты - часть одежды, носившаст поверх доспехов, на котооой изображался герб рыцаря, значительно укоротились. Ранее достигавшие почти земли, теперь они стаи доходить максимум до середины бедра, в связи с чем из под них стаи видны подолы кольчуг, а нижний край самих кот оклался у всех на вид, и его потребоваось как-то украсить. Таким украшением стали рлного рода узорчатые тыcтрпы в виде всевозможных волн, зубцов и лилий. Единственной же фоомой, которую можно пундать висящему кольчужному полотну, оказалст теугольник, который и украсил подолы рыцарских кoльялг. Поклательно, что подобные кра появились первоначаьно именно на кольчугах рыцарей, то есть представителей высших слоев средневекового общества, являвшихся основными носителями моды. Таким образом, мода в одежде оклала влияние на внешний вид доспехов.

В эпоху Возрождения, когда сама мода стала более бурной и

изменчивой, ее влияние на доспех стло еще более заметным. Так, после

~1

того как в мод вошли перчатки с длинной крагой , соответствующа часть стал удлиняться и на рыцалских латных перчатках. С практической точки зрения необходимости в таком элементе не было, ведь рука рыцаря выше запястья и так уже была надежно защищена створчатыми налучами. Напротив, оружейникам пришлось делать переход между основной частью перчатки, закрывающей запястье и крагой из нескольких подвижных пластинок, соединенных заклепками, чтобы длинна ккага не мешла сгибать руку в запястье 2. Зато така удлиненна и заостренна на конце крага прекрасно соответствовал тонкому, вытянутому стилю готических латных доспехов. Менялась в зависимости от моды и форма латных башмаков - сабантонов. Вытянутые, острые носки, характерные для бургундской моды и готического стиля сменились в начле XVI века тупыми и расширенными носками, характерами для обуви того периода. С конца XIV - начал XV веков доспехи в целом начинают

характеризоваться как модные, то есть современные, передовые по конструкции, и вышедшие из моды, то есть устаревшей конструкции. В целом в это время преобладание того или иного типа доспехов определялось, конечно, в пелвую очередь их качеством, а не внешним видом, однако, в XVI веке уже появляются комплексы доспехов, отделка которых значительно снижал их защитные свойства3. Эти доспехи принято нлывать костюмными, поскольку они воспроизводили в металл внешний вид костюма той эпохи. Кроме того, страсть ко всему античному

1 Крагой нлывлтcт чать перчатки, зарывающая руку выше запясты.

2 Алексинский, Д. П. Всадники войны. КлaлeуияЕвропы [Текст]/ Д. П. Алексинский [и д.].- М., 2005.-С. 387.

3 Фолкс, Ч. Средневековые доспехи. Мастера оружейного дела [Текст]/ Ч. Фолкс. - М., 2006.- С 19.

привела к появлению доспехов, стилизованных под древние обрацы - с анатомическими кирасами и открытыми шлемами. Из-за многочисленных выcтупoв и уккашений оружие не соскльзывло с такого доспеха, и вся энергия, вложеннл в удар, шла на проникновение оружия через доспех. Кроме того, крупные выпуклые детали украшений создавали дополнетельные неудобства и в ношении доспеха, что также снижло их функциональность. Таким обраом, можно говорить, что в эпоху Возрождения мода окаывла на вооружение ообенно сильное влияние, причем это касалось не только отделки доспехов, но и самой их конструкции.

Однако отдельные детали вооружения, не имевшие практического значения, существовли и значительно раньше эпохи Возрождения. Примером тому могут служеть умбоны - выгнутые полусферические металлические пластины, крепившиеся в центе щита. Умбоны были широко распространены еще в античности у римлян, кельтов, германцев и других народов Европы, сохранялись они и на протяжении всего раннего средневековья. В этот период использовлись щеты с кулачным хватом, при котором в центте шиа деллось специльное отверстие, поперек которого проходил единственна ручка. Умбон при этом был нужен для того, чтобы закрыть это отверстие и защетить кисть руки, державшую щит, а его выгнута форма объяснялась тем, что кисть руки через отверстие выступала над внешней плоскостью щита. Такой хват был удобен для пеших бойцов, поскольку позволял более активно и свободно действовать щитом. Для всадника же такой хват по ряду причин был менее удобен, и с возрастанием роли кавлерии стал постепенно исчезать, тем более что в XI веке ккуглые щеты сменились несимметричными каплевидными, для котолых кулачный хват вообще не подходи. Умбоны при этом еще в течение века, а в некоторых случах дольше сохранялись. В литераттре этому находяся разные объяснения. Большинство авторов счетает, что умбон нужен был для усиления прочности щита 4, хотя не поняно, почему для этой цели требовлась именно круглая выпукла пластина, расположенная в селедине щита, при том, что больше всего страдает от удачов кромка, и почему со временем необходимость в таком усилении все же пропала. Высказываются и довольно фантастические предположения, не подтверждающиеся практикой исторического фехтования о том, что в средние века якобы умели принимать удары на умбон, чтобы не поввеждать щит. Учетывая, что народы, никогда не использовавшие щиты с кулачным хватом, как, напримел, античные греки, не использовал и умбон, следует, все же объяснеть его применение на каплевидных щетах в первую очередь сложившейся традицией. Таким обраом, перед нами оказывается примел проявления консервативной

4 Алексинский, Д. П. Вслники войны. КяаеуияЕвуопы [Текст]/ Д. П. Алексинский [и др.].- М., 2005.-С. 233.

моды, когда сложившиеся на протяжении поколений представления о том, как должен выглядеть определенный предмет вооружения, при его принципиаьном изменении способствуют сохранению у этого предмета некотооых внешних черт древнего обр лца.

Можно найти еще не мао подобных примееов. Так в XV веке, когда латные перчатки с рлдельными пальцами, применявшиеся в XIV веке стаи заменяться более прочными латными рукавицами, где все паьцы кроме большого защищались двумя-темя более прочными общими пластинами, на поверхности этих пластин стаи прочеканивать рельефы отдельных паьцев, чтобы создать эффект перчатки5. Также в XVII веке латные юбки, делавшиеся для сохранения подвижности из нескольких полос, соединенных подвижными заклепками, стали изготавливать цельными на прессе методом штамповки, при этом имитируя на поверхности изделия отдельные полоски и заклепки6. Таким обраом, с одной стороны, изделие делалось более похожим на привычные традиционные обрлцы, а с другой, дешева подделка выдаваась за более дорогое, качественное и, соответственно, бооее престижное и модное изделие. Самый же яркий случай влияния моды на доспех в XVII веке имел место в Восточной Европе, в войске Речи Посполитой. Его результатом стао использование знаменитыми крылатыми гусарами так нлываемого караценового доспеха. В оттите от широко распространенных в тот период облегченных лат, караценовый доспех представлял собой металическую чешую, набранную на кожаной основе. Такой доспех был хоть и проще в изготовлении, но тяжелее, а кроме того, уступа латам в прочности . Кроме того, хоть чешуи и были известны на терретооии Польши довольно давно, но особенной популярностью здесь никогда не пользоваись. В XIV веке самым популярным видом пластинчатого доспеха в Польше была европейская бригандина, а в XV в. польские паны вссед за европейскими рыцарями поспешили переодетьст в кирасы. Очевидно, что использование наряду с латами карацен стал неким новым модным веянием XVI - XVII веков. Причины существование такой моды, объясняет известна еще с конца XV века и распространенная в среде шляхты легенда о том, что польские дворяне якобы произошли от сарматов, котолые в древности захватили территорию Польши и составили ее правящее сословие8. Стремление обосновать древность своего государства или правящей династии было характерным явлением для

5 Алексинский, Д. П. Вслники войны. Кавалерия Европы [Текст]/ Д. П. Ахексинский [иду.].-М., 2005.-С. 387

6 Функен, Ф.Суєуниє века Эпоха Ренессанса. Пехота— Кавалерия—Аутиллерия[Текст]/ Ф. Функен, Л. Функе. - М., 2002. - С 14.

7 Вялльев, А. Польско-литовска гyccaуияXVII вект [Текст]/ А. Васильев// Цейхгауз. - М. - 1998.- №7.-С 5.

8 Алексинский, Д. П. Всуники войны. Кллеуля Европы [Текст]/ Д. П. Алексинский [и д.].- М., 2005.-С. 480.

многих Европейских государств Позднего Средневековья и раннего Нового Бремени, а также и для Московской Руси. Возросший в это влемя интерес к истолии, подталкивал людей к гееоизации предков и стремлению подражать им. В среде польской тяжелой каваерии это привело к ношению в качестве части военного костюма шкур рлличных

9

животных , ведь античные источники характеризуют сарматов как варваров, и использованию чешуйчатых доспехов, о которых, описывая сарматов, также сообщают многие античные историки, сочинения котолых уже были известны в то время, например Тацит10. Так и в эпоху возрождения и раннего Нового Времени, когда в Европе все больше распространялась идеология рационализма, традиции, сложившиеся в военной моде, продолжал влиять на предметы вооружения.

Военное дело средневековой Руси по крайней мере до конца XV века рлвиваось в основном в русле европейских тенденций. Известно, что даже такое типично европейское явление, как турниры, имело место в русских землях, по крайней мере, до конца XIV века 11. Не удивительно, что и на Руси мода влияя на военное дело. Одним из самых ранних примеров такого влития является обычай украшать ккая кольчуг рядами

медных колец. Кольчуги с таким украшением были найдены, в частности,

10

в кургане “Челна моглла”, датируемом концом X века . Медь - слишком мягкий металл, чтобы сделанные из нее кольца могли успешно выдерживать удар. Очевидно, что они представляют собой род украшения доспеха, ведь начищенна медь по цвету похожа на золото. В связи с этим вновь обращает на себя внимание расположение медных колец - края рукавов и бармиц, реже подолы. Именно в этих местах - по краю рукава, по подолу и у горловины - в те времена украшалась одежда. При этом украшения на одежде в языческой культууе, многие черты которой сохранялись на Руси и после приняия христианства, как известно, не только лгали эстетическую роль, но и выполнял функции оберегов. То же самое можно отнести и к отделке кольчуг медными кольцами, ведь в языческой культуре любой блестящий металл, и особенно золото и серебро, наделялся магическими свойствами, а для воинов было чрезвычайно важно защитить себя всеми имеющимист способами, в том числе и магией. Характерно, что обычай украшать кольчуги медными кольцами в христианский период постепенно исчез, и в XIII - XIV веках мы уже не найдем кольчуг с такими украшениями, хотя практика золочения шлемов существовал пока шлемы не вышли из употебления. Шлемы, однако, как правило, золотились полностью, и если при этом и преследовали какую-либо цель кроме эстетической, то, скорее всего,

9 Влильел, А. Польско-литолска гусаритXVII лека [Текст]/ А. Васильев// Цейхгауз. -1998.- №7.- С 5.

10 Алексинский, Д. П. Всадники войны. Клaлeуия Европы [Текст]/ Д. П. Алексинский [и др.].- М., 2005.-С. 113.

11 Васин, П. Игрушки русских уыцауей [Текст] / П. Влин // Родина. - 2003.- № 11.- С 106.

12 Зубков, Н. Воины из “Черной могилы” X л. [Текст] / Н. Зубков // Цейхгауз. - 1996. - № 5. - С. 2.

хотели выделить командиров, а не защитить лх чалами золота. Таким обрлом, полоски медных колец, украшающие ранние русские кольчуги, представляют собой результат влияния, с одной стороны, моды в одежде, а с другой стороны - языческих традиций дохристианской эпохи.

Хорошо известно, что,находившееся на перекрестке между востоком и западом, Древнерусское государство постоянно подверглось рлличным влияниям со стоуны своих соседей, в том числе и в области военного дела. Так в Ипатьевской летописи под 1252 годом сообщается, что князь Даниил Галицкий вооружил своих дружинников по татарскому обрлцу. В связи с этим в лнтeрaтррe сложилось представление, что наши предки довольно быстро проанализировали особенности тактики и вооружения своих соседей и осознал выгоду своего положения. Есть, однако, основания полагать, что влияние военного дела соседних стан также было проявлением моды. Так, после того как в Европе в XIII каплевидные щиты заменяются треугольными, аналогичный процесс, только со значительной задержкой, начинает происходить и на Руси. Это явление принято объяснять тем, что велхний округлый край капе видного щита, предн л начавший ст для защиты головы, ста не нужен после поовления закрытых шлемов, обеспечивших достаточную защиту13. Однако если в Европе действительно еще с XII века существовали шлемы полностью закрывающие голову, то на Руси лишь в первой половине XIII века известны шлемы закрывающие лицо, все же остальное время единственным приспособлением для защиты лица был наносник, да и он в XIV веке ста редкостью. Остается предположить, что в отношении формы щитов военное дело Руси просто следовало европейской моде, и это не единственное тому подтверждение. Известно, что среди фресок храма Успения Богородицы в селе Волотово под Новгородом Великим, построенного в XIV веке и уничтоженного фашистами во время войны, было изображение воина со щитом переходной формы - треугольным со скругленными верхними углами, на котором было изображено синее крыло с вороньей лапой на белом поле14. Это вполне гераьдическое изображение, явно не являлось ни чьим гербом, ведь воином, державшим щит, был сотник Лонгин из сцены Распяия, а значит, для новгородского мастера оно представляло собой лишь популярное украшение щита, позаимствованное у западных соседей.

Множество примелов восточного влияния можно наети, рассматривая русское вооружение XVI - XVII веков. Обращает на себя внимание и бахрома, украшающа ка щитов и доспехов, хранящихся в Оружейной Паате, и золотые узоры, выполненные в подражание арабской графике, на

13 Алексинский, Д. П. Всадники войны. Клалеуия Евуопы [Гекст]/ Д. П. Алексинский [и ду.].- М., 2005.-С. 253.

14 Дзысь, И. Новгородцы времен Куликовской битвы [Текст]/ И. Дзысь, А. Щербаков // Цейхгауз. - 2000.-№ 3. -С 5.

кольчато-пластинчатых доспехах этого пелиода. Интереснейшим

примером этой восточной моды может служить шлем Ивана Грозного, хранящийся в королевском арсенале в Стокгольме. Здесь необходимо вспомнить, что в последней четверти XV - начале XVI веков произошла резка и достаточно быстая пелестройка военного дела Московского Государства по восточному обрлцу15. Эти изменения до слх пор кажутся удивительными и непонятными из-за своей резкости, несмотря на то, что различные исследователи дал им не мао весьма разумных объяснений. Однако такое иррациональное явление, как мода, при этом не было должным образом оценено, хотя оно, по-видимому, играло в происходивших в конце XV века процессах не последнюю роль. Таким обрлом, и в истолии средневековой Руси можно найти немало рлного рода примеров влияния моды на вооружение.

Итак, на протяжении сседнлх веков как в Западной Европе, так и на Руси мода являлась важным фактором, влиявшим на вооружение. Каким же обрлом, и в каких формах осуществлялось это влияние? В качестве первой и наиболее очевидной формы такого влияния можно назвать воздействие на вооружение моды, складывавшейся в гражданской и военной одежде, разделить последние, как уже отмечалось, в эпоху средневековья очень сложно. При этом из костюма могли заимствоватьст и приспосабливаться к доспеху определенные декоративные элементы, а могло оклываться влияние и на саму фолму защитных элементов. В целом конструкцию доспехов не возможно было уподобить покрою одежды ввиду рлличия как материаов так и нлначения этих изделий. Однако всегда существовал стремление приблизить внешний вид воинов, на который доспехи наагаи значительный отпечаток, к обычному внешнему виду знатного человека, в котором отражаись представления о красоте, характерные для той дли иной эпохи. Кроме того, и внутри самой военной культууы склтдываись определенные представления о том, как должен выглядеть, например, тот или иной элемент снаряжения. Такие поколениями сфолмировавшиеся образцы, в отличие от влияния костюма, представляли собой консервативный фактол в моде, но дх влитие при этом было не менее значимым. Наконец еще одним продлением моды являются не обоснованные практической необходимостью заимствования из военной культуры соседних налодов, не редко имевшие место в средние века. Заимствования - это одно из явлений, наиболее характерных для

моды, подчиняющейст принципу: “все так ходят, я тоже так хочу”.

Из тех названных выше форм влияния моды на воолужение, влияние моды в одежде представляет собой внешнее воздействие на военное дело со стороны культуры. Существование же устойчивых традиций в изготовлении предметов вооружения и взаимное влияние разных военных

15 Кирпичников, А. Н. Военное дело на Руси л 13-15 вв. [Текст]/ А. Н Кирпичников.- Л., 1976. -С 14

культур демонстрируют наличие в военном деле собственной моды, существующей отдельно от моды в одежде, хоть и под ее влиянием. Различные формы влияния моды на вооружение могли в некоторых случаях противостоять друг другу, и результат такого противостояния определялся в зависимости от конкретной исторической ситуации. Так нова мода в одежде могла противостоять тадициям, сложившимся в оружейном производстве, а влияние восточной военной моды - влиянию моды западной. Сравнивая с этой точки зрения военное дело Руси и Западной Евупы, можно отметить, что для Европы с ее активно меняющейся модой наиболее характерным было влияние костюма на комплекс защитных средств. Для Руси же, находившейся на границе восточного и западного миров, основной формой проявления моды стало заимствование рлличных стилей воолужения у соседних народов. Завершая рлговол о взаимосвязи моды и вооружения, необходимо отметить, что и военное дело влияло на моду в одежде, ведь война занимала важнейшее место в сседневековой культууе, но о таком обратном влитии следует поговорить отдельно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.