Научная статья на тему 'Влияние международных норм на формирование российского законодательства, регулирующего вопросы трансплантации'

Влияние международных норм на формирование российского законодательства, регулирующего вопросы трансплантации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1336
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛИЯНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ / ТРАНСПЛАНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фабрика Тамара Александровна

Рассматриваются международно-правовые акты по вопросам трансплантации органов и (или) тканей человека, а также их влияние на законодательство Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние международных норм на формирование российского законодательства, регулирующего вопросы трансплантации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 19(200).

Право. Вып. 24. С. 87-90.

Т. А. Фабрика

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ НА ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

регулирующего

Рассматриваются международно-правовые акты по вопросам трансплантации органов и (или) тканей человека, а также их влияние на законодательство Российской Федерации.

Ключевые слова: влияние, международные нормы, трансплантация.

Сегодня в условиях развития новых медицинских технологий многочисленные международные организации — Организация Объединенных Наций (ООН), Совет Европы, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) — рассматривают и обсуждают широкий круг социально-экономических, моральноэтических и юридических вопросов в области трансплантации.

Известно, что общепризнанные принципы и нормы международного права согласно ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы российского государства и имеют приоритет над нормами внутринационального права. О приоритетности международно-правовых норм в сфере трансплантации говорится в ст. 7 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»1, в ст. 19 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов»2 и в ст. 65 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан3.

На международном уровне действуют принятые Всемирной медицинской ассоциацией документы рекомендательного характера, устанавливающие порядок трансплантации органов и тканей человека: Заявление о торговле живыми органами (1985 г.), в котором была осуждена купля-продажа человеческих органов для трансплантации и имелось обращение к правительствам всех стран принимать меры для ее предотвращения; Декларация о трансплантации человеческих органов (1987 г.), определяющая, что ни один врач не может взять на себя ответственность за проведение операции по пересадке органа до тех пор, пока не будет обеспечено соблюдение прав и донора, и реципиента; Резолюция по вопросам поведения врачей при осуществлении трансплантации человеческих органов 1994 г. и др4. Несмотря на необязательный характер указанных документов,

они способны оказывать влияние на принятие внутринационального законодательства в рассматриваемой области.

В решениях 37-й Всемирной медицинской ассамблеи (Брюссель, 1985 г.) особое внимание обращено на то, что развитие получила торговля жизнеспособными человеческими почками из развивающихся стран для проведения операций по трансплантации в Европе и США, которая приносит значительные финансовые доходы. Всемирная медицинская ассамблея осудила «приобретение и продажу человеческих органов для трансплантации», призвав «правительства всех стран предпринять эффективные меры, чтобы предотвратить коммерческое использование человеческих органов»5.

В соответствии с Декларацией относительно трансплантации человеческих органов, принятой в 1987 г. Всемирной медицинской ассоциацией, проведение любой операции по трансплантации требует получения «информированного, добровольного и осознанного согласия донора и реципиента, а в случаях, когда это невозможно, то членов их семей или законных представителей. Осуждается покупка и продажа человеческих органов для трансплантации»6.

В мае 1987 г. на 40-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения было принято решение, свидетельствующее о растущей озабоченности мировой медицинской общественности по поводу отсутствия действенных документов, регламентирующих трансплантацию органов. Решение Всемирной организации здравоохранения гласит: «Сороковая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения признает научный прогресс, достигнутый в области трансплантации органов человека во многих государствах-членах; она обеспокоена торговлей органами среди живых людей в целях наживы; подтверждает, что такая торговля несовместима с наиболее фундаментальными человеческими ценностями и противоречит Всемирной декларации

прав человека и духу устава Всемирной организации здравоохранения»7.

Конференция министров здравоохранения стран Европейского Сообщества (1987 г.) наложила запрет на коммерческое использование человеческих органов. В принятом на конференции решении отмечалось: «... человеческий орган не должен предлагаться с целью получения доходов какой бы то ни было организацией, занимающейся обменом органов, банком человеческих органов или любой другой организацией или индивидуальным лицом»8.

Участники 42-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, проходившей в 1989 г., отметили, что мировая практика торговли органами и тканями человека носит ярко выраженный социальный характер. Даже из названия ее резолюции «О предотвращении покупки и продажи человеческих органов» следует, что государства обеспокоены проблемой купли-продажи человеческих органов. В силу этого государства — члены Всемирной организации здравоохранения были призваны принять внутренние законодательные меры по запрещению торговли биоматериалами.

Принимая во внимание разнообразие систем здравоохранения и права, а также социальных, культурных и религиозных условий, в которых эти системы действуют в различных странах, после обширных консультаций Всемирная организация здравоохранения разработала свод основополагающих принципов по трансплантации человеческих органов. В создании этих принципов приняли участие международные эксперты по пересадке органов, медицинской этике, политике и законодательству в области здравоохранения, а также представители межправительственных и неправительственных организаций.

Обращает на себя внимание тот факт, что некоторые из вышеуказанных международных принципов нашли свое отражение в российском законодательстве. В частности, в Законе РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» установлены ограничения в виде запрещения врачам, устанавливающим смерть мозга, участвовать в дальнейшем изъятии органов человека. Представляется, что данный принцип в большей степени направлен на предупреждение возможных преступлений, совершаемых медицинскими работниками или бригадой трансплантологов, когда велик соблазн получения

чрезвычайно большой суммы денег за донорский орган.

Конкретными положениями закона запрещены выплата и получение денег за донорство, а также любые коммерческие сделки в этой области, однако, что важно подчеркнуть, это не касается покрытия расходов в связи с мониторирова-нием потенциального донора, констатацией его смерти, непосредственно с хирургическим изъятием, консервацией, тканевым типированием, распределением и доставкой органа реципиенту9.

Специальный документ — Резолюция по вопросам поведения врачей при осуществлении трансплантации человеческих органов, принятая Всемирной медицинской ассоциацией (Стокгольм, Швеция) в 1994 г., — стал ответом на получившие к тому времени распространение случаи участия врачей в операциях по пересадке органов и тканей, полученных от заключенных, приговоренных к смертной казни, лиц, страдающих физическими или психическими недостатками, похищенных детей и других лиц, не имеющих возможности отказаться от такой операции10.

В январе 2002 г. в Страсбурге был принят 186-й Дополнительный протокол к Конвенции по правам человека и биомедицине относительно трансплантации органов и тканей человека. В ст. 21 этого документа говорится о запрещении извлечения финансовой выгоды при трансплантации: «Тело человека и его части не должны использоваться для извлечения финансовой выгоды или получения сравнимых преимуществ. Объявления о необходимости или доступности органов или тканей с целью предложения или получения финансовой выгоды и сравнимых преимуществ запрещены», далее в ст. 22 отмечается, что «торговля органами и тканями запрещена»11.

В ст. 3 Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, содержится требование обеспечить криминализацию предложения, передачи или получения какими бы то ни было средствами ребенка с целью передачи его органов за возна-граждение12.

В апреле 2006 г. в Вене проходило заседание Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, которая рассматривала вопрос о международном сотрудничестве в борьбе с транснациональной преступ-

ностью: предупреждении незаконного оборота органов человека, борьбе с ним и наказании за него12. Следует отметить, что Россия не принимала участие в работе комиссии.

Важной мерой в области борьбы с незаконным оборотом органов человека стало включение слов «извлечение органов» в определение эксплуатации, содержащееся в Протоколе о торговле людьми (пп. «а» ст. 3)12.

Во многих правовых системах (в уголовном законодательстве США, Израиля, Китая и др.) незаконный оборот органов человека не квалифицируется в качестве преступления. Вместе с тем такой оборот включен в Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (резолюция 55/25 Генеральной Ассамблеи, приложение II). В Протоколе указывается, что торговля людьми означает осуществляемые в целях эксплуатации, например в целях извлечения органа (органов) человека, вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей какой-либо третьей стороной путем угрозы силой или ее применения, принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения. Согласно Протоколу извлечение органов представляет собой одну из форм эксплуатации, характерную для торговли людьми. Однако в нем в полной мере не рассматривается проблема незаконного оборота органов человека, поскольку его положения конкретно не охватывают передачу органов (за вознаграждение). В соответствии с Протоколом незаконный оборот органов человека имеет место только в случае перевозки какого-либо лица в целях изъятия органов.

Международные медицинские и правозащитные организации, обеспокоенные злоупотреблениями в сфере пересадки органов человека, осуждают приобретение и продажу органов человека, которые берутся у живых людей, и устанавливают международные нормы и правила в целях предотвращения расширяющейся торговли человеческими органами.

В соответствии с рядом международных конвенций и деклараций во всех странах законом строго запрещены приобретение и продажа органов, а также связанные с этим сделки. Вместе с тем в некоторых странах, в которых торгов-

ля органами запрещена, допускается получение компенсации финансового ущерба или затрат в связи с трансплантацией и необходимостью обеспечить восстановление здоровья донора12.

На 15-й сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию Постоянный представитель Молдовы при отделении ООН в Вене Виктор Постолачи, выступая от имени региональной организации ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова), обратил внимание на то, что на сегодняшний день отсутствует четкая картина преступлений в сфере торговли человеческими органами, не ведется статистика по данному виду преступлений. Он отметил также, что в международном праве отсутствуют общие определения, связанные с торговлей и незаконной трансплантацией человеческих органов. Государства региональной группы выразили обеспокоенность тем, что во многих странах торговля человеческими органами не признана уголовно наказуемым деянием. Представитель ГУАМ подчеркнул, что эта проблема требует дополнительного внимания13.

Проделанный анализ международных актов в области трансплантации позволяет сделать вывод о том, что они содержат положения, запрещающие куплю-продажу человеческих органов, осуществление рекламы таких действий и иных деяний, связанных с использованием человека и частей его тела для извлечения финансовой выгоды. Однако следует отметить, что нормы ст. 120 УК РФ «Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации» не нашли своего отражения в этих международных актах.

В связи с тем что трансплантация органов представляет собой исключительно сложный комплекс научных, практических и организационных проблем, для их решения необходимы межнациональная консолидация сил и создание специальных международных организаций. При этом обязательным условием должна быть организация особого учреждения по изъятию органов доноров, абсолютно независимого от центра трансплантации органов.

Международный опыт показывает, что достижения трансплантологии не снижают остроту рассматриваемых проблем, что ее развитие во многом сдерживается не только субъективными и сугубо медико-биологическими факторами, но и отсутствием единых международных правовых актов, регламентирующих все аспекты

практической трансплантологии с позиций охраны прав личности, здоровья и жизни людей, в первую очередь, доноров, а затем реципиентов.

Следует отметить также, что какими бы ни были подходы к решению юридических аспектов трансплантации органов и тканей человека, они не могут рассматриваться как некие догмы правового государства. Каждая страна должна устанавливать свои правила в решении данной проблемы с учетом исторических традиций народа, наиболее распространенных религиозных конфессий, уровня общественного сознания и, наконец, информированности населения о проблемах донорства. Универсальных правовых решений, применимых для каждого государства, не существует. Национальные законодательства должны концептуально строиться на известных международных правовых нормах, регламентированных, к примеру, конвенциями Совета Европы.

Наличие международно-правовых актов, принятых по вопросам трансплантации органов и тканей человека, свидетельствует о достаточно полном рассмотрении основных юридических проблем, с которыми связаны подобные операции. Но многие из этих норм для Российской Федерации имеют лишь рекомендательный характер. В связи с этим представляется, что одной из основных задач по совершенствованию российского законодательства в области трансплантологии является его приведение в соответствие с международно-правовыми актами.

Примечания

1 Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 де-

кабря 1992 г. № 4180-1 // Справ. правовая система «КонсультантПлюс».

2 Закон Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов» от 9 июня 1993 г. № 5142-1 // Там же.

3 Федеральный закон «Об основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 // Там же.

4 См.: Акопов, В. И. Право в медицине / В. И. Акопов, Е. Н. Маслов. М., 2002. С. 82.

5 Введение в клиническую трансплантологию / под ред. Б. А. Константинова, С. Л. Дземешкевича. М., 1993. С. 16.

6 Декларация относительно трансплантации человеческих органов. Мадрид (Испания). 1987 г. октябрь // http://www.humanrights.gov.ua/ text.php3?lan=ukr&id=9289&id_book=9289&id_ parent=9289&id_vid_res=11&PHPSESSID=0e115e64c8 562e27239d96eec525581b

7 40-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения. Женева, 4-15 мая 1987 г. Резолюции и решения. Женева, 1988. С. 10.

8 Цит. по: Введение в клиническую трансплантологию / под ред. Б. А. Константинова, С. Л. Дземешкевича. М., 1993. С. 16-17.

9 Там же. С. 11.

10 См.: Крылова, Н. Е. Уголовная ответственность за принуждение к донорству органов и тканей человека по законодательству России и Украины // Вестн. Моск. ун-та. 2004. № 5. С. 39-40.

11 Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины от 19 ноября 1996 г. // Моск. журн. междунар. права. 1999/35. № 3. С. 300.

12 Доклад Генерального секретаря. Предупреждение незаконного оборота органов человека, борьба с ним и наказание за него. Вена, 24-28 апреля 2006 года // ООН Е/СК15/2006/10 / http://daccessdds. un.org/doc/UNDOC/GEN/V06/513/19/PDF/V0651319. pdf?OpenElement

13 ГУАМ обеспокоена торговлей человеческими органами. 30.04.2006. // http://katolik.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.