Научная статья на тему 'Влияние методики И. Большаковой на физическое развитие и плавательную подготовленность детей дошкольного возраста'

Влияние методики И. Большаковой на физическое развитие и плавательную подготовленность детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
359
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ / ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ ПО МЕТОДИКЕ И. БОЛЬШАКОВОЙ / LEARNING TO SWIM ON THE METHODOLOGY I. BOLSHAKOVA / ПЛАВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / SWIMMING TRAINING / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / SWIMMING IN EARLY CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рыженков А.В.

В статье представлен материал, характеризующий влияние занятий по методике И.Большаковой на физическое развитие и плавательную подготовленность детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF METHODS FOR PHYSICAL I. BOLSHAKOVA DEVELOPMENT AND SWIMMING PREPARED PRESCHOOL CHILDREN

The article presents the material, characterizing the influence of lessons on how I. Bolshakova to physical and swimming training pre-school children.

Текст научной работы на тему «Влияние методики И. Большаковой на физическое развитие и плавательную подготовленность детей дошкольного возраста»

«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУ РЫ И СПОРТА»

Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

Per. Эл № ФС77-2 7659 от 26 марта 2007 г. №9 (4/2008) Специальный выпуск Материалы Всероссийской научно-практической конференции КамГАФКСиТ

28 ноября 2008 года

«СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В СПОРТЕ И СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 796.01

ВЛИЯНИЕ МЕТОДИКИ И. БОЛЬШАКОВОЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ПЛАВАТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

А. В. Рыженков - кандидат педагогических наук, доцент Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

EFFECT OF METHODS FOR PHYSICAL I. BOLSHAKOVA DEVELOPMENT AND SWIMMING PREPARED PRESCHOOL CHILDREN

A.V. Ryzhenkov - PhD, associate professor Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: плавание в дошкольном возрасте, обучение плаванию по методике И. Большаковой, плавательная подготовленность, физическое развитие.

Аннотация. В статье представлен материал, характеризующий влияние занятий по методике И.Большаковой на физическое развитие и плавательную подготовленность детей дошкольного возраста.

Key words: swimming in early childhood, learning to swim on the methodology I. Bolshakova, swimming training, physical development.

Abstract. The article presents the material, characterizing the influence of lessons on how I. Bolshakova to physical and swimming training pre-school children.

Актуальность. Благоприятное влияние плавания на детский организм является общепризнанным. Акватория бассейна - это, прежде всего, иная среда обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям человека.

Плавание как вид деятельности характеризуется значительной степенью сложности, что неизбежно усиливает элемент обучения в ущерб игре, которая, сточки зрения психологии, является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста.

Формирование плавательных навыков у детей-дошкольников должно вестись не столько путём применения особой методики обучения плаванию, сколько необходимостью освоения ребёнком более широкого социального опыта - акватории бассейна.

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование положительного влияния использования методики И. Большаковой на физическое развитие и плавательную подготовленность детей дошкольного возраста.

Особенности обучения плаванию по методике И. Большаковой. И. Большакова предполагает альтернативную программу обучения плаванию детей с 3 до 7 лет.

В качестве базовой программы обучения плаванию, принятой педагогами большинства детских садов, можно считать методику Т.И. Осокиной (Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т. Л. Учение плаванию в детском саду для воспитателей детского сада и учителей. М.: "Просвещение", 1991). В этой методике большое внимание уделяется младшему и среднему школьному возрасту, но недостаточно освещены вопросы обучения плаванию детей старших и подготовительных групп. Между тем инструкторы и педагоги по плаванию (не специалисты в плавании) испытывают значительные затруднения в обучении детей именно старшего дошкольного возраста. Используя собственный многолетний спортивный и тренерский опыт, в том числе опыт работы с детьми дошкольного возраста, И. Большакова предлагает альтернативную программу обучения плаванию, рассчитанную на период пребывания ребенка в детском саду - с 3 до 7 лет. В отличие от общепринятого курса, на начальном этапе:

- предполагаются иные приёмы адаптации, не используются поддерживающие предметы (доски, круги), а также страховка под спину или грудь;

- упражнения, связанные с продвижением, не выполняются у опоры;

- изменена последовательность обучения движениям «кроль на груди».

Занятия проводятся по типу круговой тренировки, где основные плавательные навыки осваиваются на глубокой воде.

Начальное обучение плаванию кроль на груди начинается с движения рук.

Результаты исследования и их обсуждение. В эксперименте участвовали контрольная и экспериментальная группы по 15 человек в каждой.

Обучение плаванию в контрольной группе проводилось по общепринятой методике, в экспериментальной - по методике И. Большаковой.

Индивидуальные показатели общей физической подготовленности детей 5-6 лет в контрольной группе увелитчились соответственно: прыжок в длину с места на 2,7%; показатель сгибания и разгибания туловища за 30 с. из положения лёжа на спине (пресс) - на 6,02%; упражнение «выкрут» - на 2,76 %.

В экспериментальной группе улучшение результатов было более значительным: прыжок в длину с места увеличился на 3,1%; сгибание и разгибание туловища за 30 с из положения лёжа на спине (пресс) - на 7,06%; упражнение «выкрут» - на 6,93%.

Улучшение показателей плавательной подготовленности в контрольной группе составило: скольжение на груди - 9,35%; проплывание дистанции 25 м с помощью ног - 8,8%; проплывание дистанции 25 м кролем на груди в полной координации - 4,95%.

В экспериментальной группе аналогичные показатели были более высокие: скольжение на груди -9,82%; проплывание дистанции 25 м с помощью ног - 9,77%; проплывание дистанции 25 м в полной координации - 5,88%.

Наглядное сравнение результатов по общей физической и плавательной подготовленности детей 5-6 лет в контрольной и экспериментальной группах представлено на рисунках 1 и 2.

8,00% -,

7,00%----=

6,00%--- - -

5,00%--- -

4,00%--- -

3,00% ———--- -

2,00% — - - -

1,00% — - - -

0,00% -Н——1—^1--Ц——--

прыжок в сгиб. и "выкрут" длину разгиб.

Тулов.

□ контр. гр.

□ эксп. гр.

Рис. 1. Сравнительные показатели общей физической подготовленности в контрольной и

экспериментальной группах.

12.00% -,

1000% — __=-

8.00% — - -

6.00% — - -=-

4.00% — --- -

2.00% — - - -

0.00% -Н——1—^1--Ц——--

скольжен. проплыв. проплыв. на груди 25 м на 25 м в ногах коорд.

□ контр. гр.

□ эксп. гр.

Рис. 2. Сравнительные показатели плавательной подготовленности в контрольной и

экспериментальной группах

Выводы: Анализ и обобщение полученных в результате эксперимента данных свидетельствуют о благотворном воздействии плавания на детский организм.

Основными показателями успешной реализации авторской программы обучения плаванию детей дошкольного возраста И. Большаковой является:

- устойчивое позитивно-эмоциональное отношение ребёнка к воде, а также высокий уровень формирования плавательных навыков;

- более высокие показатели общей физической подготовленности детей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной;

- более высокие показатели плавательной подготовленности детей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

Практические рекомендации: В связи с выявленной эффективностью методики И.А. Большаковой, мы рекомендуем её к применению в плавательных бассейнах в группах обучения плаванию дошкольников.

Литература

1. Большакова И.А. Маленький дельфин: Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста: Пособие для инструкторов по плаванию, педагогов ДОУ, 2005. - 24 с.

2. Булгакова Н.Ж. Обучение и тренировка юного пловца. - Т. - 1963.

3. Булгакова Н.Ж. Учить детей плавать. - М. 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.