УДК 612.821:618.2
ВЛИЯНИЕ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К РОДАМ ПО ПРОГРАММЕ «СЧАСТЛИВОЕ МАТЕРИНСТВО» НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНШИНЫ В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ
Е.В. Лохина, Т.С. Качалина,
ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»
Лохина Елена Владимировна - e-mail: [email protected]
Психоэмоциональное состояние женшины оказывает влияние на течение беременности и родов, на развитие ребенка в перинатальный период. Нами предложено использование программы медико-психологической подготовки беременных к родам с использованием психофизиологических упражнений из направления Образовательной кинесиологии «Гимнастика мозга». Методика применялась, начиная с ранних сроков гестации или в сроке после 30 недель. Исследование продемонстрировало положительное влияние предлагаемой программы на психоэмоциональное состояние женшины в период беременности, а результат зависит от длительности проведенной работы.
Ключевые слова: психоэмоциональное состояние беременной, медико-психологическая подготовка беременных к родам, психофизиологические упражнения.
Psycho-emotional condition of the woman influences on course of pregnancy and labor outcome, on development child in perinatal period. We are offered use the program physician-psychological preparation pregnant to labor with use psychophysiology exercises from direction Educational Kinesiology «Brain Gym». This Method was used, as from early periods pregnancy or at period after 30 weeks. The research has shown positive influence of the proposed program on psycho-emotional condition of the woman at period of pregnancy, result depends on duration of the called on work.
Key words: psycho-emotional condition pregnant woman, physician-psychological preparation pregnant to labor, psychophysiology exercises.
Введение
Важнейшей проблемой акушерства является охрана здоровья матери и ребенка, профилактика осложнений беременности и родов, разработка и внедрение новых передовых технологий в области охраны здоровья женщин и новорожденных детей [1]. Одним из основных направлений реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» является усиление профилактической направленности здравоохранения, включающее формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к сохранению своего здоровья. Ранняя диагностика, прогнозирование возможных осложнений беременности и предстоящих родов, выбор рациональной тактики ведения беременности, проведение профилактических мероприятий и выбор метода родоразрешения включены в понятие «безопасного материнства» [2].
Основные показатели службы родовспоможения в последнее десятилетие свидетельствуют о том, что ни
усложнение и совершенствование технологий родоразрешения, ни внедрение в акушерскую практику новейших диагностических приборов не приводят к желаемому снижению осложнений беременности и родов и практически не отражаются на статистике перинатальной и материнской заболеваемости и смертности [1, 3]. Одной из причин данной ситуации считается то, что из внимания акушеров-гинекологов нередко выпадают психологические аспекты состояния беременной: её начальный психоэмоциональный статус, отношение к беременности, предстоящим родам и к ребенку, взаимоотношения в семье, на работе. Доказано, что психоэмоциональное состояние женщины оказывает влияние на течение беременности и родов, на развитие ребенка в перинатальный период. По данным клинических психологов и психотерапевтов именно психоэмоциональное состояние беременной может явиться этиологическим фактором возникновения акушерских осложнений [3, 4, 5, 6, 7, 8].
IVK
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
В нашей стране более пятидесяти лет существует система психопрофилактической подготовки беременных к родам, разработанная профессором И.З. Вельвовским, рассчитанная на активное и дисциплинированное поведение женщины в родах [9].
Очевидно, что на современном этапе актуален вопрос о необходимости ведения беременности и подготовки к родам комплексно: не только с медицинской, но и с психологической точки зрения - с учетом психоэмоционального статуса женщины, личностных, социальных и семейных особенностей. Ведущая роль в данном направлении принадлежит психопрофилактическим занятиям по подготовке беременных к родам [5, 10, 11, 12, 13, 14].
Цель исследования: оценить влияние медико-
психологической работы с беременной по программе «Счастливое материнство» с использованием «Гимнастики мозга» на психоэмоциональное состояние женщины в период беременности.
Материалы и методы
Обследовано 150 женщин, которые были разделены на 3 группы:
1-я основная группа - 50 беременных, состоящих на учете по беременности и посещающих специальные медикопсихологические тренинги для беременных с ранних сроков беременности.
2-я основная группа - 50 беременных, состоящих на учете по беременности и посещающих специальные медикопсихологические тренинги только с 30 недель беременности.
3-я группа (контрольная) - 50 беременных, состоящих на учете, но непрошедшиедородовую медико-психологическую подготовку.
Все беременные, участвующие в исследовании, наблюдались участковыми врачами акушерами-гинекологами ГБУЗ НО «Женская консультация № 20 ГЦ ПЛАСИР» Нижнего
Новгорода. Они обследовались в динамике гестации по стандартам, общепринятым в акушерстве (приказ № 808 от 2.02.2003) и стандартам оказания акушерско-гинекологической помощи на территории Нижегородской области. После взятия на учет беременным рекомендовалось посещение медико-психологических тренингов «Счастливое материнство» с использованием «Гимнастики мозга», проводимых в женской консультации. Программа занятий была разработана совместно с психологом. В комплекс подготовки входили специально подобранные психофизиологические упражнения, направленные на развитие и укрепление определенных групп мышц, участвующих в родах, на улучшение работы внутренних органов и систем организма, на нормализацию работы головного мозга как центрального регулятора всего организма в целом. Психофизиологические упражнения предназначены для улучшения психического и эмоционального состояния, для освобождения от стрессов, для улучшения самочувствия беременных. Они взяты из методики «Гимнастика мозга», одного из направлений «Образовательной кинесиологии». В основе методики лежат современные знания о строении и функционировании головного мозга, о связи движений тела и работы мозга. На работу по использованным нами методикам имеются международные сертификаты.
Для определения психологического состояния, степени тревожности, эмоционального состояния беременных
использовали методики: тест Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина и клинико-психологический метод определения типа психологического компонента гестационной доминанты (ПТГД) И.В. Добрякова «Тест отношений беременной» (ТОБ). Тестирование проводили в динамике - до начала занятий и после их завершения в основных группах и в сроке 36-39 недель в контрольной группе.
Возраст обследованных женщин колебался от 20 до 39 лет (средний возраст - 27,26+3,64 года в 1-й группе, 27,78 +4,82 года во 2-й группе и 26,40+3,46 года в контрольной группе). Среди беременных, посещавших занятия, были преимущественно первородящие. Подготовке к родам уделяли большее внимание беременные с высшим образованием (р<0,001).
Статистический анализ полученных данных выполнялся с использованием статистических программ Statistica 6.0.
Результаты и их обсуждение
Психологическое состояние и уровень тревожности беременных оценили по тесту Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина. Распределение беременных по уровню тревожности приведено в таблице 1.
ТАБЛИЦА 1.
Распределение беременных по уровню тревожности
Показатели 1-я основная группа (n=50) 2-я основная группа (n=50) Контрольная группа (n=50)
До начала занятий После занятий До начала занятий й £ * % = оа Пз До начала занятий В сроке 36-39 недель
Тревожность личностная (ЛТ)
высокая 12 и 21* 18 и 17
умеренная 33 32 26 28 33 31
низкая 5 7 3 4 6 2
Тревожность ситуационная (СТ
высокая 5 2 8 2** 4 12***
умеренная 21 22 25 38 27 32
низкая 24 26 17 10 19 6
Примечание: * - отличие ЛТ до начала занятий 2-й основной с 1-й основной и контрольной группами (р<0,001), ** - отличие СТ до и после занятий во 2-й основной группе (р=0,04), *** - отличие СТ до начала занятий и в сроке 36-39 недель в контрольной группе (р=0,01).
Число случаев, когда СТ > ЛТ 6 2* 8 9 8 15**
Высокая-высокая 2 - 3 - 1 4
Умеренная-умеренная 2 2 3 9 5 7
Умеренная-высокая 1 - 1 - - 4
Низкая-высокая 1 - 1 - 1 -
Низкая-низкая - - - - 1 -
Число случаев, когда ЛТ > СТ 44 47 39 41 41 34
высокая-высокая 1 2 3 2 1 4
высокая-умеренная 6 8 11 15 5 8
высокая-низкая 3 1 5 - 3 -
умеренная-умеренная 13 12 8 13 16 16
умеренная-низкая 17 17 11 8 13 3
низкая-низкая 4 7 1 3 3 3
Число случаев, когда СТ = ЛТ 1 3 - 1 1
Высокая-высокая - - - - 1 -
умеренная-умеренная - 1 3 - - 1
Примечание: * - отличие числа случаев, когда СТ > ЛТ в1-й основной группе (р=0,05), ** - отличие числа случаев, когда СТ>ЛТ в контрольной группе (р=0,02)
Психологическое тестирование до начала занятий медикопсихологической подготовки к родам выявило одинаковый уровень тревожности, как личностной, так и ситуационной, в 1-й основной и контрольной группах (р>0,05) и более высокий во 2-й основной группе в сравнении с предыдущими группами (р<0,001). В структуре личностной тревожности, как в основных группах, так и в контрольной, преимущественно встречалась умеренная тревожность, высокий уровень преобладал над низким в 2 раза в 1-й основной и контрольной группах и в 7 раз во 2-й основной группе. Напротив, в структуре ситуационной тревожности во всех группах преобладала низкая тревожность.
Повторное тестирование после завершения занятий в основных группах в 36-39 недель беременности и в контрольной группе в эти же сроки выявило изменение показателей тревожности. Так, установлено снижение высокой ситуационной тревожности в обеих основных группах: в 2,5 раза в 1-й основной (р=0,05) и в 4 раза в контрольной группе (р=0,04) и повышение уровня ситуационной тревожности в 3 раза в контрольной группе (р=0,01). При этом интересно отметить тот факт, что снижение ситуационной тревожности во 2-й основной группе произошло за счет увеличения числа случаев умеренной тревожности (р<0,001) и уменьшения низкой тревожности (р=0,03).
После занятий в 1-й основной группе отмечено снижение числа случаев, когда ситуационная тревожность преобладала над личностной (р=0,05) и полностью отсутствовали ситуации, когда и ситуационная, и личностная тревожности оставались высокими. Во 2-й основной группе подготовка к родам практически не изменила ситуацию по общему числу случаев (р>0,05), но полностью исчезли варианты теста, когда и ситуационная, и личностная тревожности были высокими. Все полученные ответы относились к категории «умеренная СТ - умеренная ЛТ». В контрольной же группе (не посещали занятия до 36-39 недель), напротив, число случаев, когда ситуационная тревожность преобладала над личностной, достоверно выросла в 2 раза (р=0,02), причем за счет вариантов «высокая-высокая» тревожность. Что касается преобладания личностной тревожности над ситуационной, то подобных изменений в собственном исследовании не отмечено.
Средние показатели тревожности беременных в динамике по тесту Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина приведены в таблице 2.
Из таблицы наглядно следует, что средний уровень личностной и ситуационной тревожности во всех группах был сопоставим до начала занятий, причем средний уровень личностной тревожности оказался выше, чем ситуационной, в всех группах (р<0,001). Повторное тестирование выявило изменение показателей тревожности. Так, в основных группах отмечено снижение, а в контрольной - повышение средних показателей личностной и ситуационной тревожности, причем средний уровень личностной тревожности преобладал над ситуационным.
Средний уровень личностной тревожности после завершения занятий в основных группах снизился: в 1-й основной группе с 40,92+7,39 до 39,50+7,27 балла (р=0,002) и во 2-й группе с 42,66+8,93 до 40,17+6,91 балла (р<0,001). А в контрольной группе, напротив, этот показатель увеличился с 40,57+7,53 до 42,45+7,49 балла (р=0,01). Личностная тре-
вожность считается постоянной чертой личности и связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обусловливающими постоянно повышенный уровень эмоционального возбуждения, тревоги. Однако в нашем наблюдении у беременных контрольной группы отмечено увеличение ЛТ, что, по-видимому, можно объяснить тем, что некоторые пограничные показатели умеренной тревоги стали выше и попали в категорию высокой тревожности. По видимому к этому привело и повышение СТ.
ТАБЛИЦА 2.
Средние показатели тревожности беременных в динамике
1-я основная группа (п=50) 2-я основная группа (п=50) Контрольная группа (п=50)
Тревожность личностная (ЛТ) До начала занятий 40,92+7,39 42,66+8,93 40,57+7,53
После занятий 39,50+7,27 * 40,17+6,91** 42,45+7,49*** #
Тревожность ситуационная (СТ) До начала занятий 32,64+9,63 34,25+8,79 33,02+8,76
После занятий 31,08+7,70 33,49+6,40## 39,36+10,04**** ###
Примечание: * - отличие ЛТ до и после занятий в 1-й основной группе (р=0,002); ** - отличие ЛТ до и после занятий во 2-й основной группе (р<0,001); *** - отличие ЛТ в начале и конце беременности в контрольной группе (р=0,01); **** - отличие СТ в начале и конце беременности в контрольной группе (р<0,001); # - отличие ЛТ после занятий 1-й основной группы от контрольной группы (р<0,05); ## - отличие СТ после занятий 2-й основной группы от контрольной группы (р<0,0001); ### - отличие СТ после занятий 1-й основной группы от контрольной группы (р<0,0001).
ТАБЛИЦА 3.
Динамика типов психологического компонента гестационной доминанты
Варианты ПКГД 1-я основная группа (п=50) 2-я основная группа (п=50) Контрольная группа (п=50)
До начала занятий После занятий До начала занятий После занятий До начала занятий Перед родами
Благополучные варианты ПКГД: 24 39* 20 28** 25 16**
Преимущественно оптимальный 5 14 3 7 7 5
Оптимально-эйфорический 16 20 16 17 17 11
Оптимальный с преобладанием эйфорического 1 4 - 3 1 -
Оптимально- гипогестогнозический 2 1 1 1 - -
Неблагополучные варианты ПКГД: 26 11* 30 22** 25 34**
Оптимально-тревожный 11 2 9 3 12 6
Тревожно-оптимальный 1 1 1 - 1 3
Тревожно-эйфорический - - - - 9 1
Смешанные типы с преобладанием оптимального 8 6 13 17 2 20
Смешанные типы с преобладанием эйфорического 4 1 3 1 1 1
Типы с депрессивными переживаниями 3 1 4 1 1 3
Примечание: * - отличие до и после занятий в 1-й основной группе (р<0,001); ** - отличие до и после занятий во 2-й основной группе и контрольной группе (р<0,01).
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
По нашим наблюдениям после проведения занятий имелась тенденция к снижению ситуационной тревожности в основных группах, а в контрольной группе напротив выявлено нарастание этого показателя с 33,02+8,76 до 39,36+10,04 балла (р<0,001).
Таким образом, во время беременности в процессе работы по программе медико-психологических тренингов «Счастливое материнство» с использованием «Гимнастики мозга» происходит нормализация уровня тревожности.
Результаты определения динамики типов психологического компонента гестационной доминанты (ПТГД), полученных по тесту И. В. Добрякова, представлены в таблице 3.
Как следует из таблицы, до и после проведенных занятий в основных группах имеет место положительная динамика благополучных типов ПКГД. Так, в 1-й основной группе к окончанию работы этот показатель вырос с 24 до 39 (р<0,001), во 2-й основной группе - увеличился с 20 до 28 (р<0,01). Следует отметить, что в структуре благополучных вариантов ПКГД в обеих основных группах после окончания занятий преобладали преимущественно оптимальный и оптимально-эйфорический типы. Соответственно количество неблагополучных вариантов ПКГД в обеих основных группах уменьшилось: в 1-й основной с 26 до 11 (р<0,001) и во 2-й основной с 30 до 22 (р<0,01).
В контрольной группе в конце беременности ситуация оказалась противоположной - количество благополучных вариантов ПКГД снизилось в 2,5 раза (р<0,01), а неблагополучные варианты ПКГД выросли в 1,36 раза (р<0,01). Следует отметить, что в структуре неблагополучных вариантов ПКГД значительно увеличилось (р<0,001) и в целом преобладало число смешанных типов ПКГД, где обязательно присутствовал один балл по тревожному типу ПКГД. Имелась тенденция к увеличению числа типов с депрессивными переживаниями.
Мы также оценили динамику структуры различных компонентов гестационной доминанты, которые были выбраны беременными в качестве ответов на предлагаемые утверждения и наиболее соответствовали ее состоянию на момент проведения теста.
Оказалось, что на ранних сроках гестации преобладало количество эйфорических ответов, т. е. было больше в 1-й основной и контрольной группах в сравнении со 2-й основной группой (р<0,01). Этот факт подтверждает реальную ситуацию, когда в начале беременности отношение ко многим вопросам предстоящего материнства эйфорично. При повторном тестировании в 1-й основной количество эйфо-ричных ответов уменьшилось, что можно объяснить формированием в результате занятий оптимального восприятия беременности, отношения к родам и ребенку, к себе как матери.
Выявлено, что количество ответов, отражающих тревожный компонент гестационной доминанты, в основных группах снизилось более чем в 2 раза, как в 1-й основной группе (р<0,01), так и во 2-й основной группе (р<0,01). При анализе структуры утверждений очевидно, что спокойнее беременные стали относится к предстоящим родам, грудному вскармливанию , однако более тревожным стало отношение к своему ребенку.
В контрольной же группе у беременных, не прошедших подготовку к родам по программе «Счастливое материнство», эйфорический компонент гестационной доминанты снизился, а тревожный - повысился в 2 раза по сравнению с таковым на ранних сроках гестации (р<0,01). У этих беременных перед родами значительно выросло число тревожных утверждений по отношению к предстоящим родам, к вскармливанию ребенка грудью по сравнению с ранними сроками гестации, с тревогой воспринималось отношение к себе как матери, а отношение к ребенку стало менее тревожным (р<0,01).
Выводы
1. Медико-психологическая подготовка беременных к родам по программе «Счастливое материнство» с использованием «Гимнастики мозга» приводит к нормализации уровня тревожности, формированию благополучных типов психологического компонента гестационной доминанты (ПТГД), созданию у женщины, ожидающей ребенка, адекватного отношение к беременности и предстоящим родам.
2. Психоэмоциональное состояние беременной накануне родов зависит от длительности проведенной работы.
из
ЛИТЕРАТУРА
1. Сухих Г.Т. Внедрение достижений современной науки в акушерско-гинекологическую практику. Мать и дитя: Матер. XI всеросс. научного форума. М. 2010. С. 3-4.
2. Кулаков В.И. Новые технологии и научные приоритеты в акушерстве и гинекологии. Мать и дитя: Матер. IV всеросс. научного форума. М. 2002. С. 437-443.
3. Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. СПб.: СОТИС, 2001. 320 с.
4. Добряков И.В. Перинатальная психотерапия. Хрестоматия по перинатальной психологии: психология беременности, родов и послеродового периода. М.: Изд-во УРАО. 2005. С. 38-41.
5. Абрамченко В.В., Коваленко Н.П. Перинатальная психология: теория, методология, опыт. Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. 350 с.
6. Захаров А.И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов. Материалы конференции «Перинатальная психология в родовспоможении». СПб. 1997. С. 54-57.
7. Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребёнка. Хрестоматия по перинатальной психологии: психология беременности, родов и послеродового периода. М.: Изд-во УРАО. 2005. С. 121-128.
8. Филиппова Г.Г. Материалы к утверждению перинатальной психологии и перинатальной психотерапии в качестве модальности. Перинатальная психология и психология родительства. 2007. № 2. С. 5-26.
9. Вельвовский И.З. Система психопрофилактического обезболивания родов. М.: Медгиз, 1963. 308 с.
10. Брехман Г.И. Перинатальная психология. Вестник Российской ассоциации акушеров и гинекологов. 1998. № 4. С. 49-52.
11. Добряков И.В. О повышении эффективности работы курсов по дородовой подготовке. Материалы конференции «Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей». СПб. 1999. С. 69-74.
12. Васильева В.В., Авруцкая В.В. Особенности психоэмоционального статуса женщин при физиологической и осложненной беременности и программа их психологического сопровождения. Психологический журнал. 2008. № 3. С. 110-119.
13. Сорокина Т.Т. Роды и психика: практическое руководство. Минск: «Новое знание», 2003. 351 с.
14. Психика и роды /под ред. Э.К. Айламазяна. СПб. 1996. 126 с.