Научная статья на тему 'Влияние масс-медиа на формирование ценностного отношения к здоровью в молодежной среде'

Влияние масс-медиа на формирование ценностного отношения к здоровью в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1268
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / МАСС-МЕДИА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL HEALTH / MASS-MEDIA / HEALTHY LIFESTYLE / THE STATE YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лебедев Дмитрий Владимирович

Анализируются проблемы изменения культуры и образа жизни молодежи в условиях информационной эпохи. Оценивается потенциал влияния масс-медиа на отношение к здоровью и формированию здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лебедев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Influence of Mass Media on Formation of Value Attitudes of Youth towards Health

Issues of change of the culture and life-style of young people in conditions of the information epoch are analyzed. The potential of the massmedia influence on attitudes towards health and promoting healthy lifestyle is estimated.

Текст научной работы на тему «Влияние масс-медиа на формирование ценностного отношения к здоровью в молодежной среде»

Библиографический список

1. Зиятдинова Ф.Г. Российская образовательная политика в свете зарубежного опыта // Социологические исследования. 2006. № 5. С. 51-58.

2. Левитская A.A. О мерах по совершенствованию деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся, организации их питания в общеобразовательных учреждениях // Здоровьесберегающее образование. 2009. № 1. С. 6-11.

3. Безруких М. М. В школу с букетом болезней // Рос. газ.: федер. вып. № 4309. 2007. 6 марта.

4. Программа общероссийской общественной организации содействия укреплению здоровья в системе образования // Здоровьесберегающее образование. 2009. № 1. С. 14-23.

D.V. Lebedev

The Influence of Mass Media on Formation of Value Attitudes of Youth towards Health

Issues of change of the culture and life-style of young people in conditions of the “information epoch” are analyzed. The potential of the mass-media influence on attitudes towards health and promoting healthy lifestyle is estimated.

Key words and word-combinations: social health, mass-media, healthy lifestyle, the state youth policy.

Анализируются проблемы изменения культуры и образа жизни молодежи в условиях информационной эпохи. Оценивается потенциал влияния масс-медиа на отношение к здоровью и формированию здорового образа жизни.

Ключевые слова и словосочетания: социальное здоровье, масс-медиа, здоровый образ жизни, государственная молодежная политика.

УДК 070.1 1:316.34/.35 ББК 76.01:60.54

Д.В. Лебедев

ВЛИЯНИЕ МАСС-МЕДИА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

условиях формирования информационного общества, наряду с политическими, экономическими изменениями, особое значение приобретает социокоммуникатив-ная трансформация современного российского общества. Новые информационнокоммуникационные технологии не только качественно видоизменили старые представления, установки, стереотипы, но и трансформировали модели социального взаимодействия.

Развитие информационного общества обусловливает изменение регулятивной функции социальных норм: прежние уже не способны эффективно действовать в сложившихся условиях, а новые либо еще не сформировались, либо не усвоены большинством членов общества. Особое значение приобретают нормы и ценности, ориентированные на здоро-вьесбережение, особенно молодого поколения.

Ухудшающееся состояние здоровья граждан России представляет серьезную социальную опасность. Снижение уровня жизни в условиях социальной незащищенности населения, неуверенность в завтрашнем дне и, как результат, рост социально опасных заболеваний, наркомании и алкоголизма предопределили ухудшение здоровья и сокращение продолжительности жизни россиян.

В рамках новой доктрины социального управления поддержание здоровья населения является важнейшей целью государственной политики. Фундаментальные социальные изменения, связанные со становлением реалий постиндустриального общества на постсоветском пространстве, предполагают смену парадигм в сфере представлений о содержании понятия общественного здоровья.

Взрывной характер развития коммуникационных отношений ставит задачу специального осмысления тех процессов, которые возникают в связи с их влиянием на духовно-интеллектуальную среду, в том числе и на формирование новых ценностно-мотивационных императивов в отношении здоровья. Резкое разбалансирование норм поведения и жизненных правил, ценностей и идеалов в новом ключе раскрывает проблему социального здоровья общества.

Скорость, масштабность, многообразие аспектов и сочетание глобализации с индивидуализацией, с возможностью для каждого получить необходимую информацию, уже стали отличительными чертами современной информационной революции. Исследование процессов информационного глобализма показывает, что эти процессы, имея множество проявлений, оказывают неоднозначное воздействие на общественную жизнь.

Изменение базовых принципов организации жизнедеятельности общества на постсоветском пространстве привело к модификации поведения всех групп населения. Но наиболее серьезно оно затронуло молодежь. Физическое и психическое здоровье молодых россиян является насущной национальной проблемой, которая должна решаться на путях нахождения оптимального уровня не только биологического, но и социального существования. Важная роль в этом процессе отводится средствам массовой информации как агентам государственной молодежной политики.

Значительную часть своих познаний об окружающем мире современные люди получают именно из средств массовой информации. Понятие масс-медиа раскрывается как опосредованная (передающаяся посредством, через посредничество техники и компьютерных технологий) массовая (общедоступная, общепонятная и, как следствие, усредненная) информация.

По мнению ученых, знание, видение человеком и обществом мира глазами СМИ порождает гиперреальность, создает благоприятные условия для манипуляций с помощью продуманных визуальных стратегий. Информация в таком случае представляют собой замкнутую, саму себя подпирающую структуру, нацеленную на смысло- и формообразование [1]. Масс-медиа, таким образом, презентуются как самоорганизующаяся и самопорождающаяся система.

Развитие средств массовой информации и коммуникации, технологические изменения существенным образом преобразовали пространство культуры. В данном контексте следует обратить внимание на то, что изменения российского

социума обусловливают важный аспект - состояние и эволюцию массмедийной (транслируемой средствами масс-медиа) культуры и культуры самих масс-медиа.

Переход к новому типу культуры - информационной культуре - во многом связывается с порождением интерактивных информационно-коммуникативных сред, трансформирующих духовно-ментальные коды и языки культуры. Информационные технологии и массовые коммуникации используются для преобразования человеческого сознания, его психики - как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Одно из важнейших следствий названных процессов состоит в том, что в информационном обществе методы прямого влияния (экономические, силовые, политические, правовые) по эффективности своего воздействия на его состояние, и прежде всего на массовое поведение, начинают уступать методам информационным. Именно поэтому в информационном обществе массовая коммуникация становится главным средством влияния и управления, предопределяющим состояние и качество функционирования социума.

Средства массовой информации и коммуникации оказывают непосредственное информационное воздействие на формирование ценностных предпочтений, выбор критериев оценки, а также на мотивацию поведения, на формирование социальных установок или когнитивных шаблонов, убеждений, оценок и мнений. СМИ влияют не только на особенности восприятия социальной реальности, но изменяют образ жизни и модели социального поведения.

Исследование процесса становления личности в информационно-коммуникативных средах свидетельствует об усиливающихся рисках, связанных с изменениями уровня информационно-психологической безопасности человека в современном мире. Информационная сфера в эпоху информационного общества становится мощным фактором воздействия на общественное здоровье.

Осознание того, что здоровье является социальной ценностью, подлежащей защите как со стороны общества, так и со стороны государства, к сожалению, только начинает формироваться. В российском социуме складываются альтернативные способы и стили жизни как совсем несовместимые, так и трудно совместимые по своему характеру, что свидетельствует о его конфликтогенности и неустойчивости вектора общественного развития [2].

В связи с изложенным важнейшими научными и практическими задачами становится устранение содержательных разрывов развития информационного общества, решение проблем экзистенциального характера, связанных с преодолением негативных тенденций формирования массовой культуры общества потребления, виртуализацией и фрагментацией сознания под влиянием информационно-коммуникативных процессов, десубъективизацией знаний и размыванием нравственно-смысловых ориентиров.

В системе ценностей молодежи можно отметить преимущественно развлекательно-рекреативную направленность, вестернизацию культурных потребностей, приоритет потребительских ориентаций над творческими и созидательными. Низкий уровень самосохранительного поведения молодежи проявляется прежде всего в различиях между декларируемыми нормами поведения в отношении здоровья и реальным поведением. Так, с одной стороны, в структуре жизненных ценностей молодежи здоровье занимает одно из первых мест. В то же

время при более глубоком рассмотрении оказывается, что ценность здоровья носит не фундаментальный, а инструментальный характер.

Таким образом, ценность здоровья в нормативных представлениях молодых людей не стала фактом сознания и тем более поведения. Противоречие между декларируемыми ценностями и реальными поведенческими стратегиями особенно заметно проявляется при соотнесении здоровья как ценности и социальных практик, реализуемых в молодежной среде.

Разрушение целостной и внутренне непротиворечивой системы профессионального, патриотического, гражданского, нравственного, правового, экологического воспитания и образования нового поколения россиян привело к появлению манипулируемой молодежи, преимущественно ориентированной на «потребительский» стандарт. Диссонирующая с общественными потребностями неадекватность процесса социализации во многом обусловлена спецификой функционирования обеспечивающих ее институтов, среди которых средства массовой информации занимают ведущее место.

Г осударственная молодежная политика может быть эффективной только в том случае, если она предлагает реально действующие механизмы социализации молодых россиян. В этом контексте российским масс-медиа необходимо возродить свои воспитательно-просветительские функции. Концептуальные задачи социализации могут решаться как через информационную политику в целом, так и через обеспечение информационной безопасности стратегического социального ресурса страны.

Ценностное отношение к здоровью как на индивидуальном, так и на государственном уровне в настоящее время не является объектом целенаправленного воздействия, сознательного формирования. Оно представляет собой результат стихийных процессов, воздействия целого комплекса факторов, в том числе информационно-коммуникативных. Ситуация усугубляется отсутствием государственной идеологии здоровья, выраженной в информационной политике, нацеленной на сохранение здоровья нации, формирование самосохранительного поведения.

Очевидно, что современному российскому обществу необходима грамотная государственная информационная политика, одной из задач которой должна стать защита общества от негативного информационно-психологического воздействия и обеспечения оптимального информационного климата для социального развития.

Каждое общество вырабатывает своеобразное видение собственного будущего и, соответственно, специфический подход к молодежи, к тем социальным ролям, которые ей необходимо освоить. Наиболее эффективным является тонко сориентированное, так называемое «резонансное» регулирующее, корректирующее общественное воздействие на молодежь. В системе социальных ценностей и приоритетов государственной молодежной политики одно из важнейших мест должно занимать формирование ценностного отношения к здоровью, поэтому государственная информационная политика призвана стать важнейшим элементом формирования новой парадигмы социального здоровья и модели самосохранительного поведения.

Библиографический список

1. Луман Н. Реальность масс-медиа. М., 2005

2. Возъмителъ А. А. Диверсификация образа жизни (Способы и стили жизни в постсоветском социальном пространстве) // Мир России. Социология, этнология. 2002. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.