Научная статья на тему 'Влияние личных психологических качеств на речевое поведение журналистов в ситуации интервью'

Влияние личных психологических качеств на речевое поведение журналистов в ситуации интервью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
657
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРВЬЮ / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОСТРОЕНИЕ ВОПРОСОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / ЭМПАТИЯ / INTERVIEW / SPEECH BEHAVIOR / FORMULATING QUESTIONS / EMPATHY / PSYCHOLOGICAL DEFENSE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимохин Никита Сергеевич

Проведено исследования влияния личных психологических качеств интервьюера на ход интервью. Полученные данные позволяют утверждать, что беседа интервьюера с респондентом строится под влиянием эмпатических тенденций и стратегии личной психологической защиты журналиста. Понимание личных психологических качеств позволит журналисту определить факторы, под влиянием которых он принимал те или иные решения в ходе беседы. Таким образом, можно выявить личные тенденции и работать (тренинги, консультации с психологами) над собой в части контроля межличностного общения в рамках интервью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PERSONAL PSYCHOLOGICAL QUALITIES ON JOURNALISTS' SPEECH BEHAVIOUR DURING AN INTERVIEW

We researched the influence of the interviewer's personal psychological qualities during the course of an interview. The obtained data allows us to assert that the interviewer-respondent conversation is well determined by emphatic tendencies and the strategy of personal psychological protection. The understanding of personal psychological qualities will allow the journalist to define factors which lead to certain decisions during the interview. Thus it is possible for a journalist to reveal personal tendencies and to work (through trainings, consultations with psychologists) to obtain control over interpersonal dialogue within the limits of interview.

Текст научной работы на тему «Влияние личных психологических качеств на речевое поведение журналистов в ситуации интервью»

УДК 811.111 '367/37

Н.С. ТИМОХИН

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖУРНАЛИСТОВ В СИТУАЦИИ ИНТЕРВЬЮ

Ключевые слова: интервью, речевое поведение, построение вопросов, психологическая защита, эмпатия.

Проведено исследования влияния личных психологических качеств интервьюера на ход интервью. Полученные данные позволяют утверждать, что беседа интервьюера с респондентом строится под влиянием эмпатических тенденций и стратегии личной психологической защиты журналиста. Понимание личных психологических качеств позволит журналисту определить факторы, под влиянием которых он принимал те или иные решения в ходе беседы. Таким образом, можно выявить личные тенденции и работать (тренинги, консультации с психологами) над собой в части контроля межличностного общения в рамках интервью.

N.S. TIMOKHIN INFLUENCE OF PERSONAL PSYCHOLOGICAL QUALITIES ON JOURNALISTS’ SPEECH BEHAVIOUR DURING AN INTERVIEW

Key words: interview, speech behavior, formulating questions, empathy, psychological defense.

We researched the influence of the interviewer’s personal psychological qualities during the course of an interview. The obtained data allows us to assert that the interviewer-respondent conversation is well determined by emphatic tendencies and the strategy of personal psychological protection. The understanding of personal psychological qualities will allow the journalist to define factors which lead to certain decisions during the interview.

Thus it is possible for a journalist to reveal personal tendencies and to work (through trainings, consultations with psychologists) to obtain control over interpersonal dialogue within the limits of interview.

Интервью - это один из видов деятельности, с помощью которого журналисты осуществляют сбор информации. Другие примеры: «собеседование при приеме на работу; опрос пациента на приеме у врача; служебные переговоры; допрос для выяснения обстоятельств судебного дела; социологическое анкетирование; маркетинговые опросы и т.д. - все это разновидности интервью в широком смысле слова» [5. С. 3].

Если обратиться к семантике английского слова интервью, то оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленно-сти, и слова view, одно из значений которого - взгляд, мнение. Таким образом, «интервью - обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями» [4. С. 135].

Известный канадский журналист обобщил свой опыт интервьюирования в так называемые правила Саватски - перечень рекомендаций по составлению вопросов к респондентам. «Вопросы - это очень точный инструмент», - говорит Джон Саватски. Вопрос - один из самых продуктивных приемов журналиста, но «репортеры имеют тенденцию задавать слишком много вопросов (от одной трети до половины, по оценкам Саватски), которые скорее скрывают, чем добывают, информацию» [6. С. 56].

В этой связи мы решили определить, какие факторы могут повлиять на речевое поведение интервьюеров.

В процессе интервью осуществляется сбор информации, «в каждом случае для вполне конкретных деловых, профессиональных или личных целей» [1. С. 79]. На выбор того или иного вопроса могут повлиять не только цель беседы или профессиональные навыки журналиста, но и определенные качества его Я.

Знание психологических особенностей общения так же важно, как и уровень компетентности и подготовленности к беседе. Ведь «от того, насколько журналисту удалось разговорить собеседника, заинтересовать его своими вопросами, вовлечь в дискуссию, во многом зависят объем и качество получаемой им информации» [3. С. 123].

Стоит отметить, что большинство работ, посвященных психологическим факторам в интервью, относятся к социологии, поскольку изучение общественного мнения происходит за счет опросов респондентов, и именно от интервьюера зависит качество полученных данных. При подготовке интервьюеров используют ситуационные задачи - предполагаемые ситуации, в которых требуется выбрать ту или иную модель поведения.

Мы применили данный подход для того, чтобы провести со студентами факультета журналистики Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова исследование роли личных психологических качеств, влияющих на речевое поведение интервьюера.

В исследовании принимала участие фокус-группа в составе 20 человек. Возрастная категория: от 20 до 22 лет, девушки и юноши. Студенты не имели фактического опыта общения с респондентами, поэтому в ответах на ситуационные задачи опирались на собственное понимание того, какую модель речевого поведения выбрать в предлагаемой ситуации.

Вопросник включает в себя два психологических теста: «Исследование уровня эмпатийных тенденций» и «Доминирующая стратегия психологической защиты». Тесты были выбраны для того, чтобы понять, в какой зависимости находятся выбор тех или иных вопросов и структурирование беседы от личных психологических качеств, а именно - уровня эмпатии, а также - стратегии психологической защиты: миролюбия, избегания или агрессии.

Для этого студентам были даны четыре ситуационные задачи, в которых им предлагалось выбрать наиболее подходящий вопрос или модель поведения. Например, шеф-редактор дал задание взять интервью у жертвы пожара, потерявшей в огне брата. Требовалось написать, как студенты начнут беседу и какой вопрос зададут первым, а также ответить, что здесь первостепенно -собрать необходимую информацию или выразить сочувствие, сопереживание.

Сопоставив данные психологических тестов с решениями ситуационных задач, мы сумели выявить степень влияния личных психологических качеств интервьюера на выбор модели речевого поведения.

В частности, в описанном выше примере студенты с нормальным уровнем эмпатии начинали диалог с вопроса «Как случился пожар?», те же, у кого уровень эмпатии высокий, обращались к личному опыту респондента и выбирали вопрос «Как вам удалось спастись?», в последнем случае явно проявилось такое качество людей с высоким уровнем эмпатических тенденций, как «чувствительность к нуждам и проблемам окружающих» [7].

В части доминирующей стратегии психологической защиты студентам была предложена следующая ситуационная задача:

«Шеф-редактор дал Вам задание: в ходе интервью с бизнесменом выяснить подробности любовного скандала. Это главная цель интервью (далее -пример диалога).

Вы: Как часто вы встречались с помощницей в нерабочее время?

Бизнесмен: Что вы себе позволяете - это моя личная жизнь?! Я не желаю об этом говорить! Вам это ясно?! (крайне раздраженно)

Вы: (напишите, что Вы ответили бы на это в рамках поставленного шеф-редактором задания)».

Выяснилось, что студенты, чья доминирующая стратегия психологической защиты - «агрессия», отвечали на реплику респондента вопросом «Значит, вам есть что скрывать?» или же императивным «Будьте добры ответить, нашим читателям интересно». В данном случае проявилось следующее качество стратегии психологической защиты - «агрессия»: «человек желает настоять на своем и демонстрирует партнеру готовность потерять скорее дело, нежели позицию».

Студенты, чья доминирующая стратегия психологической защиты - «избегание», уходили от прямого противостояния. Они отвечали уступчивыми высказывания «Прошу прощения» или же «Да, вы правы». В данной ситуации проявилось такое стремление людей со стратегией психологической защиты, как «избегание», их задача - «экономить интеллектуальные и эмоциональные ресурсы» [2].

Ответы студентов, чья стратегия психологической защиты - «миролюбие», были наиболее интересны. Один из них: «А вот вашей помощнице, наоборот, очень приятно говорить о ваших с ней близких отношениях. С чего бы это?». В данной ситуации человек «не поддался на провокацию (партнера или ситуации) и продолжил искать решение поставленной задачи» - выяснять подробности любовного скандала.

Таким образом, можно сделать вывод, что в представленной ситуации межличностного общения стратегия психологической защиты определяет характер будущего интервью. При «агрессии» будут преобладать эмоции и конфронтация с меньшей информационностью; при «избегании» интервью будет представлять собой только лишь нейтральную беседу, так как интервьюер «без боя покидает зоны конфликтов и напряжений», что в рамках данной задачи недопустимо; при «миролюбии» «ведущую роль играют интеллект и характер», таким образом, интервьюер продолжает достигать поставленную цель методом уступок и приспособлений, что наиболее эффективно в представленной ситуационной задаче.

При анализе полученных данных мы допускали погрешность на отсутствие у студентов фактического опыта межличностного общения в рамках интервью. Тем не менее мы считаем, что опытным журналистам также стоит проходить подобные психологические тесты («Исследование эмпатийных тенденций» и «Доминирующая стратегия психологической защиты») для анализа собственной профессиональной деятельности, поскольку в крайних ситуациях общения защита собственного Я или же природная склонность к сопереживанию могут взять верх над навыками интервьюера.

Исходя из этого понимание личных психологических качеств позволит журналисту выявить факторы, под влиянием которых он принимал те или иные решения в ходе беседы, что в итоге определило его речевое поведение и отразилось на качестве конечного материала. Таким образом, можно вычислить личные тенденции и начать работать над собой (тренинги, консультации с психологами) в части контроля межличностного общения в рамках интервью.

Литература

1. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Марс, 1998. 357 с.

2. Бойко В.В. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении: психологический тест [Электронный ресурс. и^: http://vsetesti.ru/377 (дата обращения: 14.10.2011).

3. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В .А., 2001. 320 с.

4. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. М.: Высш. шк., 2002. 368 с.

5. Лукина М.М. Технология интервью. М.: Аспект Пресс, 2003. 191 с.

6. Фихтелиус Э. Новости. Сложное искусство работы с информацией / пер. со швед. В. Менжун. М.: МедиаМир, 2008. 200 с.

7. Юсупов И.М. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии: психологический тест [Электронный ресурс]. и^: http://www.gurutestov.ru/test/309 (дата обращения: 12.10.2011).

ТИМОХИН НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ - аспирант кафедры журналистики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (tinser-9871@yandex.ru).

TIMOKHIN NIKITA SERGEYEVICH - post-graduate student of Journalism Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.