Научная статья на тему 'Влияние личностных особенностей и депривации на социальную адаптацию подростков'

Влияние личностных особенностей и депривации на социальную адаптацию подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
407
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ДЕПРИВАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / PERSONAL CHARACTERISTICS / DEPRIVATION / TEENAGERS / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кожемякина О. А.

Проблема социальной адаптации депривированных подростков предполагает комплексный подход в решении психологических проблем личности. Выявление особенностей депривированных подростков одна из задач психологии. Была выявлена и описана специфика личностных особенностей депривированных подростков, влияющих на процесс социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF PERSONAL CHARACTERISTICS AND DEPRIVATION TO SOCIAL ADAPTATION OF TEENAGERS

The problem of deprivation adolescent's social adaptation is depends from a comprehensive approach in addressing the psychological problems of the individual. Identifying characteristics of deprivation adolescent's is one of the goals of psychology. Was identified and described specific personality traits of deprivation adolescent's, which affecting the process of social adaptation.

Текст научной работы на тему «Влияние личностных особенностей и депривации на социальную адаптацию подростков»

Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют решению специально разработанной системы задач при обу-о положительном влиянии целенаправленной организации чении физике в системе «школа - технический вуз». творческой технической деятельности старшеклассников по

Библиографический список

1. Алексеев, В.Е. Деятельность учащихся в сфере техники: сущность основных понятий и педагогический аспект / В.Е. Алексеев, А.И. Влаз-ниев, Д.М. Комский // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. - Екатеринбург, 1995. - Вып. 1.

2. Зеер, Э.Ф. Подготовка учащихся школ и профтехучилищ к творческому техническому труду на предприятии // Психолого-педагогические особенности подготовки учащихся к творческому техническому труду: сб. науч. трудов. - Свердловск: Свердловский гос. пед. институт, 1981. Статья поступила в редакцию 29.03.10

УДК 159.922

О.А. Кожемякина, соискатель НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: mba3@sibmail.ru ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ДЕПРИВАЦИИ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ПОДРОСТКОВ

Проблема социальной адаптации депривированных подростков предполагает комплексный подход в решении психологических проблем личности. Выявление особенностей депривированных подростков одна из задач психологии. Была выявлена и описана специфика личностных особенностей депривированных подростков, влияющих на процесс социальной адаптации.

Ключевые слова: личностные особенности, депривация, подростки, социальная адаптация.

Воспитание детей в условиях сиротства или в ситуациях семейного неблагополучия, неудовлетворение основных потребностей (органических, потребностей в принадлежности и любви, в безопасности, в новых впечатлений) влекут формирование депривированной личности (состояния психической депривации) со специфическим отношением к миру, деятельности, окружающим, себе. Соматические и нервно-психические болезни сопровождаются астеническими и церебрасте-ническими состояниями; искажение или задержка развития затрудняют процессы усвоения знаний, формирования школьных и трудовых умений и навыков, и осложняют процесс адаптации к среде [1].

Основными проявлениями особенностей развития де-привированных детей и подростков выступают деформация самосознания и коммуникативных навыков; узость ценностно-нормативных представлений; дисгармоничность эмоционально-волевой сферы; снижение интеллектуального развития; ограниченность резервов психической деятельности и функциональных возможностей организма, которые обнаруживаются, помимо прочих условий, вне зависимости от сезонных изменений (Дубровина И.В., Божович Л.И., Лисина М.И., Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Басилова Т.А. и др.) [2].

Цель исследования: выявление взаимосвязи между личностными особенностями, депривацией и социальной адаптацией подростков.

Гипотеза исследования: социальная адаптация имеет определенный характер взаимосвязи с личностными особенностями депривированных подростков, проявляющимися в высокой самоуверенности, самопринятии, самосимпатии, ожидании положительного отношения в отношениях других.

Материалы и методы исследования: практическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 105 г. Новосибирска. Все подростки развивались в условиях эмоциональной депривации. В исследовании приняло участие 60 подростков, из них 40 мальчиков и 20 девочек. Группа испытуемых подростков была исследована с помощью следующих

методик на выявление личностных особенностей и социальной адаптации:

1. Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд). Личностный опросник предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

2. Исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования (модификация методики С.А.Будасси). Методика позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

3. Исследование самооценки по методике Дембо - Рубинштейн. С помощью методики Дембо-Рубинштейна изучался уровень самооценки подростков по отдельным параметрам. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и другие. Под каждой линией написано, что она обозначает.

4. Методика исследования самоотношения Пантелеева Р.С. - Столина В.В. Тест - опросник самоотношения построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотноше-ния, отличающихся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение; 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

После чего была проведена математическая обработка результатов исследования, сравнительный анализ на корреляцию переменных с помощью критерия Спирмена с использованием компьютерной программы Статистика 11.0.

Результаты исследования.

1.Уровни социально-психологической адаптации по методике К.Роджерса и Р. Даймонда.

__________________________________________________Таблица 1

Критерии Уровни

Высокий Средний Низкий

Адаптация 25 человек (41.7%-полная адаптация) 25человек (41.7%-частичная адаптация) 10 человек (16.6-дезадаптация)

Самопринятие 50 человек (83.3%) 10 человек (16.7%)

Принятие других 30 человек 15 человек 15 человек

(50%) (25%) (25%)

Эмоциональный комфорт 20 человек 25 человек 15 человек

(33.3%) (41.7%) (25%)

Интернальность 60 человек

(100%)

Стремление 5 человек 35 человек 20 человек

к доминированию (8.3%) (58.4%) (33.3%)

Таким образом, из табл. 1 видно, что полную адаптацию имеют только 41.7% респондентов, что еще раз подтверждает, что процесс адаптации у депривированных подростков затруднен и имеет свои сложности и отклонения. Проблема депривированного ребенка заключается в нарушении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении ссемьей, недоступности ряда культурных ценностей. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания. Кроме того, 40 подростков имеют не высокий эмоциональный комфорт, что свидетельствует о психологическом дискомфорте, что связано с неуверенностью в своих силах, с низкой самооценкой. При этом неадекватная оценка своих возможностей может служить серьезной помехой для достижения более реальных жизненных целей. 55 человек из 60 являются «ведомыми», имеют слабую силу воли, не имеют собственного мнения, отсутствие желания выразить свое мнение и добиться своих целей.

При этом следует отметить, что подростки имеют свой внутренний стержень и контроль, они способны в определенных условиях принимать решения и прислушиваться к мнению окружающих.

2. Исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования (модификация методики С.А.Будасси). Наибольшее количество учащихся имеют адекватную среднюю самооценку (50%) и адекватную высокую самооценку (41%). Наиболее благоприятна средняя адекватная самооценка (50%), предполагающая равное признание человеком, как своих достоинств, так и недостатков. Адекватная завышенная самооценка (41%) может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Наименьшее количество учащихся имеют высокую неадекватную самооценку (3,1%) и низкую адекватную самооценку (5,9%).

3. В результате обработки методики Дембо-Рубинштейн нами получены следующие данные: наибольшее количество учащихся имеют реалистический уровень притязаний (72%), что говорит о реальном представлении о своих возможностях. Значения по уровню самооценки, свидетельствуют об адекватной самооценке (84,3%). Адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком, как своих достоинств, так и недостатков.

4. Полученные результаты по опроснику «Самоотношения». Высокие значения интегральной шкалы, свидетельствуют о том, что испытуемые принимают собственное «Я» (оценки «за»). Высокие оценки по шкале самоинтерес, самоуверенность, самосимпатия, говорят о том, что у ребят высо-

кий уровень интереса и симпатии к себе, а так же что они самоуверенны, имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

Результаты корреляционного анализа при сопоставлении личностных характеристик и уровнями социальной адаптации схематично изображены на рис. 1 (значимые корреляции). Тесные очень сильные взаимосвязи, выявленные на высоком уровне значимости:

Психологическая переменная «Самоуверенность» и высокий уровень адаптации г5 = 0,729 при уровне значимости корреляции р<0,001; Даная связь свидетельствует о том, что чем выше уровень самоуверенности, тем больше доминирует у них высокий уровень адаптации.

Психологическая переменная «Ожидание положительного отношения» и низкий уровень адаптации г5 =0,754 при уровне значимости корреляции р<0,001; данный отрицательный коэффициент свидетельствует о том, что чем выше ожидания положительного отношения от других, тем больше доминирует у них низкий уровень адаптации.

Психологическая составляющая «Отношения других» и средний уровень адаптации г5 = - 0,739 при уровне значимости корреляции р<0,001; Даная связь свидетельствует о том, что чем выше у подростков отношения других, тем реже проявляется у них средний уровень адаптации.

На среднем уровне значимости прокоррелировали следующие переменные: Психологическая переменная «Само-принятие» и высокий уровень адаптации г5 =0,588 при уровне значимости корреляции р<0,01; данный положительный коэффициент свидетельствует о том, что чем выше уровень са-мопринятия, тем чаще у них высокий уровень адаптации. Составляющая «Самосимпатия» и высокий уровень адаптации г5 =0,650 при уровне значимости корреляции р<0,01; данный положительный коэффициент свидетельствует о том, что чем выше уровень самосимпатии, тем чаще к них высокий уровень адаптации. Составляющая «Отношения других» и низкий уровень адаптации г5 =0,654 при уровне значимости корреляции р<0,01; данный положительный коэффициент свидетельствует о том, что чем выше уровень отношения других, тем чаще у них выявляется низкий уровень адаптации.

Выявленные корреляционным анализом корреляции на высоких уровнях значимости подтверждают выдвинутую нами вначале исследования гипотезу о том, что личностные особенности депривированных подростков выступают условием формирования уровня адаптации.

Таким образом, на высокий уровень социальной адаптации влияют такие личностные особенности депривиро-ванных подростков, как самоуверенность, самопринятие, са-мосимпатия. А высокие значения психологических показателей «ожидание положительного отношения», «отношения других» снижают уровень социальной адаптации подростков.

Рис.1. Схема корреляционных связей между уровнями адаптации и параметрами личностных характеристик депривированных подростков

Примечание: Знаком * отмечены значимые коэффициенты корреляции при уровнях:

***- высокий уровень значимости (р<0,001);

**- средний уровень значимости (р<0,01);

*- низкий уровень значимости (р<0,05).

___________ Обратная направленность связи;

_______ Прямая направленность связи

Библиографический список

1. Назарова, И.Б. Дети-сироты // Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация". Под ред. Н.М. Римашевской. М., РИЦ ИСЭПН, 2002.

2. Герасименко Ю.А. Развитие взглядов на эмоциональную депривацию в детском возрасте // Особенности эмоциональной сферы личности: сборник научных трудов. - Шадринск, 2000.

Статья поступила в редакцию 29.03.10

УДК 159.9:6/4.2(470)

В.А. Пак, канд. психол. наук; А.В. Гафарова, канд. мед. наук; В.В. Гафаров, д-р. мед. наук, проф.; И.В. Гагулин, ст. науч. сотрудник УРАМНМЛ Э ССЗ СО РАМН, УРАМН НИИ терапии СО РАМН, г. Новосибирск,

E-mail: valery.gafarov@gmail.com

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И ЕГО СВЯЗЬ С ПСИХОСОЦИАЛЬНЫМИ ФАКТОРАМИ И ИБС

Изучены связи уровня образования (УО), как показателя социального статуса с ишемической болезнью сердца (ИБС) и другими психосоциальными факторами в популяции мужчин 25-64 лет в рамках программы ВОЗ «MONICA - психосоциальная». УО в мужской популяции 25-64 лет приблизительно одинаков, за исключением начального образования, доля которого ниже. Более низкие УО были определены среди рабочих и пенсионеров, у руководителей различных уровней и ИТР чаще имело место высшее и незаконченное высшее / среднее специальное образование. Доля лиц с ИБС намного больше при наличии начального образования.

Ключевые слова: уровни образования, ишемическая болезнь сердца, другие психосоциальные факторы.

Введение

Как было указано ранее в докладе Всемирного банка, имеется очень тесная взаимосвязь между Валовым Национальным продуктом (ВНП) и продолжительностью жизни. Для Западных стран в течение последних 30 лет средняя продолжительность жизни увеличивалась вместе с уровнями их ВНП. Это увеличение могло быть связано не только с улучшением общественного здоровья и медицинского обслуживания, но и с другими причинами. Следует сказать, что имеется разброс в средней продолжительности жизни вокруг данных о ВНП и показано, что уровни смертности взрослого населения связаны с уровнями образования [1]. Уровень образования

населения является индикатором вклада общества в своих граждан, в т. н. " человеческий капитал ". Даже бедные страны, которые делают вклады в " человеческий капитал " будут иметь лучшее здоровье своих граждан, чем те, которые этого не делают.

В связи с этим мы изучили уровни образования в исследуемой популяции и его связь с патологией.

Материалы и методы

В рамках 3-го (1994 г.) скрининга программы изучения тенденций контроля и сердечно-сосудистых заболеваний (MONICA) [2], и подпрограммы “MOPSY-MONICA-психосо-циальная” [3] нами была обследована случайная репрезента-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.