Научная статья на тему 'Влияние личностно-ориентированных спортизированных форм занятий на психологический статус студентов первого курса'

Влияние личностно-ориентированных спортизированных форм занятий на психологический статус студентов первого курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / EDUCATIONAL PROCESS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / PERSONALITY FOCUSED LEARNING / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кишинский Андрей Александрович, Гаськов Алексей Владимирович, Дугарова Туяна Цыреновна, Пружинина Марина Викторовна

В статье рассматривается проблема эмоционального неблагополучия студентов в процессе обучения. И хотя важно то, какими знаниями и в каком объеме будет владеть студент, но не менее значимо и его психоэмоциональное состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кишинский Андрей Александрович, Гаськов Алексей Владимирович, Дугарова Туяна Цыреновна, Пружинина Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PERSONALITY FOCUSED SPORTING FORMS OF THE CLASSES ON PSYCHOLOGICAL STATUS OF FIRST-YEAR STUDENTS

In the article the significant problem of emotional distress of students in the course of learning process is considered. And though it is quite important what knowledge and to what extent a student will acquire, but his emotional state is also no less significant.

Текст научной работы на тему «Влияние личностно-ориентированных спортизированных форм занятий на психологический статус студентов первого курса»

УДК 378.016:796

© А.А. Кишинский, А.В. Гаськов, Т.Ц. Дугарова, М.В. Пружинина

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СПОРТИЗИРОВАННЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

В статье рассматривается проблема эмоционального неблагополучия студентов в процессе обучения. И хотя важно то, какими знаниями и в каком объеме будет владеть студент, но не менее значимо и его психоэмоциональное состояние.

Ключевые слова: образовательный процесс, педагогическая технология, личностно-ориентированное обучение, педагогические условия, педагогическая поддержка.

A.A. Kishinsky, A. V. Gaskov, T.S. Dugarova, M. V. Pruzhinina

INFLUENCE OF PERSONALITY FOCUSED SPORTING FORMS OF THE CLASSES ON PSYCHOLOGICAL STATUS OF FIRST-YEAR STUDENTS

In the article the significant problem of emotional distress of students in the course of learning process is considered. And though it is quite important what knowledge and to what extent a student will acquire, but his emotional state is also no less significant.

Keywords: educational process, pedagogical technology, personality focused learning, pedagogical conditions, pedagogical support.

Технология обучения, по мнению ряда ученых, может быть рассмотрена как способ организации и осуществления, опосредованный применением совокупности методических средств в конкретных организационных формах педагогического взаимодействия преподавателя и обучаемых [Вяткин Л.Г., Беспалько В.П., 1989, Роберт И.В., Чекалева Н.В., Янушкевич Ф., 1986]. Следует также отметить, что используемая нами педагогическая технология должна обеспечивать функционирование личностных, инструментальных и методических средств, направленных на достижение педагогической цели при максимально комфортных для учащихся условиях.

Учебный процесс по физическому воспитанию в Байкальском государственном университете экономики и права (БГУЭП) начинался с проведения следующих организационных мероприятий:

• собеседования - ознакомления с основными требованиями, предъявляемыми по дисциплине «физическая культура»;

• анкетирования: для получения информации о запросах и потребностях в занятиях физической культурой и спортом, а также об уровне двигательной активности студентов основного отделения БГУЭП была разработана анкета, которая включала в себя сведения о респондентах, запросы студентов по предмету «физическая

культура», информацию о мотивационноценностной направленности в сфере физической культуры и спорта;

• медицинского обследования и распределения студентов по медицинским группам;

• контрольного тестирования исходного уровня развития физических качеств и специальной физической подготовленности;

• определения уровня физической работоспособности (оценки функционального состояния);

• распределения студентов по физкультурным специализациям (на основании результатов медосмотра, уровня физической подготовленности и физической работоспособности, физкультурно-спортивных интересов (пожеланий) и т.д.);

• формирования отделения общефизической направленности (выявления студентов, не определившихся с видом специализации, а также имеющих в качестве основной мотивации получение зачета по дисциплине «физическая культура»).

Данная педагогическая технология относится к технологиям личностно-ориентированного обучения, предполагающим модель совместной педагогической деятельности. Следовательно, она имеет определенные ориентации, отражающие способы взаимодействия участников учеб-

но-тренировочного процесса, которые использовались нами в данной технологии:

• переход от педагогики требований к педагогике отношений;

• использование гуманно-личностного подхода в учебно-тренировочном процессе;

• единство обучения и воспитания и совершенствования.

Этот подход с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и гуманистической направленностью содержания гармонично вписался в структуру разработанной нами технологии. Поскольку данная педагогическая технология относится к технологиям личностноориентированного обучения, построение технологической цепочки строилось по модели, представленной на рисунке 1.

Медицинское обследование и распределение студентов по медицинским группам (сентябрь)

Анкетирование, собеседование с целью выявления спортивных предпочтений (сентябрь)

Определение уровня физической подготовленности (сентябрь)

Определение уровня физической работоспособности (сентябрь)

Комплектация групп по избранным видам спорта с учетом уровней физической подготовленности и работоспособности (первая неделя октября)

в

>4 д ю о Л <

и

о

«

н

ч

Л

М

н

о

Л

о

ю

о

д

к

д

л

ц

о

н

о

Л

И

Л

д

д

Л

и

СР

Л

д

д

Л

и

Л

д

д

Л

и

Л

д

д

Л

и

СР

Л

д

д

Л

и

Л

д

д

Л

и

Л

д

д

Л

и

СР

Л

д

д

Л

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л

д

д

Л

и

Л

д

д

Л

и

СР

Л

д

д

Л

и

Л

д

д

Л

и

Рис. 1. Модель организации учебного процесса по физической культуре в БГУЭП

В нашей работе мы рассматриваем понятие «педагогические условия» как конкретные условия для обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях [5, с. 82-84].

Для достижения цели в нашем исследовании применялись следующие педагогические условия:

1) введение командных игр (подвижных и спортивных) в большем объеме, чем предусмотрено программой базового раздела;

2) использование игрового метода, обеспечивающего всестороннее, комплексное развитие физических и психических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры последние проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае педагогической необходимости с помощью игрового метода также можно избирательно формировать команду для «вынужденного» общения и как следствие скорейшей адаптации в новом коллективе;

3) использование в игре элементов соперничества, которые требуют от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

4) применение широкого выбора разнообразных способов достижения цели: импровизационный характер действий в игре способствует формированию у личности самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

5) соблюдение требований и правил игры в условиях противоборства, что дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся многие нравственные качества: взаимопомощь и сотрудничество, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм;

6) привлечение присущего игровому методу фактора удовольствия, эмоциональности и привлекательности, способствующего формированию у занимающихся устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

Для обеспечения эффективности образовательного процесса преподавателями широко использовалась педагогическая поддержка.

Как известно, эффект физкультурных занятий во многом определяется долей двигательной деятельности, то есть «моторной плотностью», в рамках отведенного на занятия времени. Поэтому продолжительные комментарии, объяснения, замечания, по мнению специалистов, на занятиях нецелесообразны. Речь преподавателя должна

быть по возможности краткой, точной, конкретной. В учебно-воспитательном процессе он обязан пользоваться специальной «сухой» терминологией, т.е. кратким словесным обозначением емких по содержанию двигательных действий, заданий и т.п. [4]. Но, как показывает практика, низкий уровень психологической готовности к новым условиям и обучению в вузе (проживание вдали от родителей, взаимоотношения в новом коллективе, общежитии, группе, учебная нагрузка, несоответствие внешних требований психофизическим возможностям студентов) обусловливает постоянное пребывание студента в состоянии стресса, в связи с чем использование профессиональной терминологии со студентами нового набора (особенно на начальном этапе работы) не совсем целесообразно, так как она не выражает особенно важного на данном этапе отношения преподавателя к занимающимся.

Психологическому здоровью молодежи долгое время не уделялось достаточно внимания. Между тем результаты современных исследований свидетельствуют о связи между психологическим здоровьем и успеваемостью студентов. Поэтому на занятиях должно обязательно проявляться уважительное отношение к обучаемым.

Одним из нарушений психологического здоровья является выраженное повышение уровня тревожности. Учащиеся с таким нарушением, как правило, пребывают в состоянии постоянного напряжения, что обусловливает у них повышенную утомляемость и снижение работоспособности.

Педагогическая поддержка как составная часть педагогической деятельности - одно из необходимых условий осуществления воспитательного процесса [6]. Включая в себя «процессы СО и САМО», элементы сотрудничества и взаимодействия, она способствует решению возникающих проблем [1;2] и, с точки зрения Н.Б. Крыловой, рассматривающей ее в широком социокультурном контексте, представляет собой проявление позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации [3].

Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся проблемы, но и в том, чтобы способствовать осознанию причин трудностей и поиску способа их решения. Важным моментом в учебно-воспитательном процессе с вновь поступившими студентами, на наш взгляд, является реализация педагогических приемов в учебно-воспитательном процессе по физической

культуре, которые помогают обучающимся чувствовать себя комфортно. Техника создания у студента субъективного переживания успеха (при выполнении учебного задания, формировании навыков поведения) предполагает проявление преподавателем следующих особенностей поведения: приятия, внимания, уважения, одобрения, положительного отношения к обучаемому.

Для того чтобы процесс физического воспитания в БГУЭП осуществлялся психологически более комфортно, нами при проведении исследования использовалось такое необходимое условие осуществления воспитательного процесса, как педагогическая поддержка, техника и приемы которой были адаптированы для занятий физической культурой.

Критериями эффективности использования педагогической поддержки, на наш взгляд, являются следующие позитивные изменения в поведении студентов:

- повышение уверенности в себе;

- снижение тревожности;

- повышение активности на занятиях;

- улучшение взаимоотношений между одногруппниками.

В связи с этим для определения психологического статуса студента использовался экспресс-анализ методики САН («С» - самочувствие, «А» - активность, «Н» - настроение). Данные изучения динамики психоэмоционального состояния САН студентов экспериментальной и контрольной групп в начале и конце педагогического исследования (период с 2009 по 2010 г.) представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели самочувствия, активности и настроения студентов БГУЭП экспериментальных и контрольных групп в начале и по окончании педагогического эксперимента

(2009/10 уч. г.)

Г руппы С А Н С А Н

в начале первого семестра в конце первого семестра

Экспериментальная (юно- 4,0 4,2 4,5 5,2 4,8 5,0

ши п = 30) 0,2 0,1 0,2 0,3 0,2 0,2

Контрольная 4,1 4,2 4,4 4,0 4,2 4,3

(юноши п = 30) 0,2 0,2 0,2 0,3 0,2 0,2

t 0,36 0,45 0,34 2,85 2,12 2,51

Р >0,05 >0,05 >0,05 <0,01 <0,05 <0,05

Экспериментальная 4,2 4,0 4,1 5,1 4,9 5,2

(девушки п = 30) 0,2 0,3 0,2 0,2 0,3 0,2

Контрольная 4,3 4,2 4,2 4,2 4,0 4,1

(девушки п = 30) 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3 0,2

t 0,34 0,56 0,28 2,50 2,14 3,93

Р >0,05 >0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,001

в начале в конце

второго семест ра второго семест ра

Экспериментальная (юно- 4,5 4,7 4,9 5,5 5,2 5,4

ши п = 30) 0,1 0,2 0,1 0,2 0,2 0,2

Контрольная 4,2 4,3 4,5 3,8 4,0 4,2

(юноши п = 30) 0,1 0,2 0,1 0,3 0,3 0,3

Т 2,13 1,43 2,86 4,72 3,33 3,30

Р <0,05 >0,05 <0,01 <0,001 <0,01 <0,01

Экспериментальная 4,6 4,5 4,4 5,4 5,2 5,5

(девушки п = 30) 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2

Контрольная 4,2 4,0 4,2 4,0 3,9 3,8

(девушки п = 30) 0,1 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3

t 2,85 2,27 0,71 3,83 3,61 4,70

Р <0,01 <0,05 >0,05 <0,001 <0,001 <0,001

Примечание. Для а = 0,05 Ц. = 2,000; для а = 0,01 Ц. = 2,660; для а = 0,001 Ц. = 3,460.

Данные таблицы свидетельствуют, что в начале педагогического эксперимента самочувствие, активность и настроение студентов экспериментальных и контрольных групп варьировали в пределах 4,0-4,2 баллов, что соответствует благоприятному состоянию. Статистически значимых различий в исследуемых показателях между испытуемыми группами как юношей, так и девушек выявлено не было. Однако в конце первого семестра при использовании педагогической поддержки и других педагогических условий в экспериментальной группе различие между показателями самочувствия, активности и настроения в экспериментальной и контрольной группах стало статистически значимым на уровне достоверности в 95 % (в некоторых случаях этот показатель был еще более высоким -99 и 99,9 %). Следует также отметить, что после занятий в контрольных группах самочувствие студентов, как правило, не улучшалось, тогда как в группе, где занятия осуществлялись на основе личностно-ориентированных спортизиро-ванных форм, оно значительно повышалось. Кроме того, в конце первого семестра активность и настроение студентов этой группы заметно повысились.

По окончании педагогического эксперимента, то есть в конце второго семестра обучения, разрыв между показателями самочувствия студентов экспериментальных и контрольных групп существенно увеличился. В экспериментальных группах самочувствие, активность и настроение как юношей, так и девушек были лучше, чем в контрольных группах, причем не только в конце семестра, но и в его начале. То есть по прошествии двух учебных семестров у студентов экспериментальных групп, где занятия осуществлялись на основе личностноориентированных спортизированных форм, хорошее самочувствие стало обычным состоянием организма, что, безусловно, свидетельствует в

пользу тех педагогических условий, которые были созданы в экспериментальных группах.

В контрольных группах положительных изменений не наблюдалось. Более того, в конце учебного года занятия стали приводить даже к ухудшению самочувствия студентов контрольных групп и как следствие снижению их активности и настроения. Очевидно, это связано с тем, что в конце учебного года студенты контрольных групп не могли справиться с наступившим утомлением и, как результат, у них стала снижаться общая работоспособность и, следовательно, активность и настроение

Важность создания благоприятного психологического климата при преподавании такой дисциплины, как «физическая культура», чрезмерно высока, поскольку способствует умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию и саморазвитию личности, реализации способностей учащегося.

Литература

1. Аксенов М.О., Гаськов А.В. Принципы спортивной тренировки: учеб. пособие. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. унта, 2о09. 80 с.

2. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Вып. 6. 1996. С. 31.

3. Газман О.С. Потери и обретения в воспитании 10 лет перестройки // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: материалы всерос. конф. / под ред. О.С. Газмана. М.: УВЦ «Инноватор», 1996. С. 15.

4. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. М., 2003. 448 с.

5. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учеб. для студ. высш. учеб. завед. по направлению 032100 Физическая культура. М.: Физическая культура, 2005. 525 с.

6. Надточий А.Ю., Громова О.В. Оценка связи функционального и физического состояния организма у студентов при занятиях физической культурой в вузе // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. Арзамас: Изд-во АГПИ, 2010. С. 82-84.

7. Николаева М.В. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы // Начальная школа.

2006. № 9. С. 7-9.

Кишинский Андрей Александрович, старший преподаватель кафедры физвоспитания, проректор по административнохозяйственной работе Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск. Тел. 8(3952)242822.

Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ. E-mail: gaskov@bsu.ru

Дугарова Туяна Цыреновна, доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой возрастной и педагогической психологии, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ. E-mail: dugarovatts@mail.ru

Пружинина Марина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент Восточно-Сибирской государственной академии образования, г. Иркутск. Тел. 8(3952)990003.

Kishinsky Andrey Aleksandrovich, senior lecturer, department of physical education, prorector for administrative work, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk,

Gaskov Aleksey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State University, Ulan-Ude. E-mail: gaskov@bsu.ru

Dugarova Tuyana Tsirenovna, doctor of psychological sciences, associate professor, head of the department of age and pedagogical psychology, Buryat State University, Ulan-Ude.

Pruzhinina Marina Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, East-Siberian State Academy of Education, Irkutsk

УДК 371.037

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Е.А. Колькина

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В ШКОЛАХ ЗАБАЙКАЛЬЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

В статье раскрываются цели и задачи физического воспитания как части общего развития личности, определяется его специфика в Забайкалье, выделяются этапы, рассматривается состояние физического воспитания школьников Забайкалья во внеурочное время.

Ключевые слова: здоровье, школьники, физическое воспитание, спортивные секции, соревнования.

E.A. Kolkina

PHYSICAL TRAINING OF PUPILS IN OUT OF CLASS ACTIVITIES IN SCHOOLS OF ZABAI-

KALYE IN THE AFTER WAR PERIOD

The article deals with the aims and objectives of physical training as a part of personality’s general development; its specific features in Zabaikalye are determined; the stages are defined; the state of physical training of Zabaikalian pupils in out of class activities is considered.

Keywords: health, pupils, physical training, sport sections, competitions.

В послевоенное время общество было заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым и здоровым, готовым к труду и защите Родины. Для решения этой задачи было необходимо повысить эффективность физического воспитания школьников, организовать ежедневные занятия учащихся физической культурой как на уроках, так и во внеурочное время в спортивных секциях.

Рассмотрение состояния физического воспитания данного периода во внеурочное время основано на анализе реализуемых целей физкультурной подготовки учащихся. В итоге было выделено два периода в развитии физического воспитания.

Первый период (1945-1953) - целью этого периода было укрепление и восстановление подорванного войной здоровья учащихся. Физические занятия с детьми помимо укрепления физических сил всегда имели ценностноориентированную направленность. Ценность здоровья сопрягалась непосредственно с другими ценностями (А.В. Рылова). Так, в предвоенный, военный и послевоенный период физическое укрепление здоровья тесно увязывалось с ценностями патриотического воспитания, готовности защищать Родину [3].

Для внедрения физической культуры и спорта во внеурочное время требовалось широкое использование имеющихся резервов для при-

влечения всех школьников к систематическим физкультурным занятиям. Система занятий физическими упражнениями, организованных школой с учащимися во внеурочное время, проводилась с целью повысить общефизическую и спортивную подготовку школьников, развить у них интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В системе занятий во внеурочное время создаются физкультурные кружки и спортивные секции, проводятся игры, соревнования, спортивные праздники и спартакиады.

Большое место в работе во внеурочное время занимала подготовка и сдача учащимися норм комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). Эта работа проводилась в основном по классам, которые занимались в различных секциях. Внешкольную работу по физическому воспитанию учащихся проводили дома пионеров, детские и юношеские спортивные школы (ДЮСШ), спортивные базы (стадионы, катки, плавательные бассейны и т.д.), добровольные спортивные общества (ДСО).

В послевоенный период времени (1945-1953) процесс перестройки физической культуры и спорта к мирным условиям не был быстрым и однозначным, военизированная направленность занятий и соревнований частично еще сохранялась, но эти изменения были закономерными, отвечающими конкретной действительности [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.