Научная статья на тему 'Влияние куртуазной культуры на изменение статуса женщины в средневековой Европе'

Влияние куртуазной культуры на изменение статуса женщины в средневековой Европе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
809
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРТУАЗНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ / ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ / COURTLY CULTURE / CULT OF BEAUTIFUL LADIES / CHRISTIAN MORALITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ярмонова Елена Николаевна

В статье рассматривается влияние куртуазной культуры на изменение статуса женщины в Средневековой Европе. Проводится анализ христианских традиций как основы развития статуса средневековых женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of courtly culture on the change of the status of women in Medieval Europe

In article influence of courtly culture on the change of the status of women in Medieval Europe. The analysis of Christian traditions as the basis for the development status of medieval women.

Текст научной работы на тему «Влияние куртуазной культуры на изменение статуса женщины в средневековой Европе»

Секция 14. Юриспруденция

8. Malko A. W. Theorie des Staates und des Rechts in Fragen und Antworten: Malko A. W. Theorie die Staaten und die Rechte in Fragen und Antworten: Lehrmethodologischer Leitfaden. - 4. Ausgabe, verarbeitet und ergänzt -М.: Jurist, - 2007. - S. 232.

9. Nechajtschuk J. M. Motivation des Personals//Finanzen: Planung, Verwaltung, Kontrolle, - 2011, - № 6.

10. Plechanow G. W. Ausgewählte philosophische Werke. - М., - 1956. - B. 2. - S.260.

11. Tschesnokow D. I. Der sozialle Fortschritt und der Mechanismus der Handlung der sozialen Gesetze. Fragen der Philosophie. - № 9. - 1966. - S. 56.

12. Schtscherbatych J. W. Allgemeine Psychologie. - Sankt Petersburg: Piter, - 2008. - S. 171-177.

Yarmonova Elena Nicolaevna, The head of Department of law disciplines, the branch of the Federal State Educational Institution Kuban State University, branch in Armavir E-mail: vlada02@mail.ru

The impact of courtly culture on the change of the status of women in Medieval Europe

Abstract: In article influence of courtly culture on the change of the status of women in Medieval Europe. The analysis of Christian traditions as the basis for the development status of medieval women.

Keywords: courtly culture, cult of Beautiful Ladies, Christian morality.

Ярмонова Елена Николаевна, канд. юрид. наук, доцент, зав. кафедрой правовых дисциплин, филиала ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире

E-mail: vlada02@mail.ru

Влияние куртуазной культуры на изменение статуса женщины в Средневековой Европе

Аннотация: В статье рассматривается влияние куртуазной культуры на изменение статуса женщины в Средневековой Европе. Проводится анализ христианских традиций как основы развития статуса средневековых женщин.

Ключевые слова: куртуазная культура, культ Прекрасной Дамы, христианская мораль.

Для русской культуры и взглядов на женщину было не характерно понятие о куртуазной, рыцарской любви. Данное явление формируется в Средневековой Европе. В Западной Европе большое значение имели трактаты, содержащие систематичное изложение правил куртуазии [1, 383]. Понятие куртуазной культуры связано с появлением культа Прекрасной Дамы. Возникновение и развитие этого культа, видимо, связано с тем, что негативные женские образы и унизительное отношение к женщине как к члену общества были характерны для средневековой Европы. Положение женщины в средние века было основано на зависимом положении, которое было характерно для Римской империи, с учетом положений христианской религии в которой женщина рассматривалась

как лицо ответственное за первородный грех Евы. Женщина рассматривалась религиозными деятелями в этот период как низшее существо, которое более склонно к греху и способное вовлечь в греховные отношения мужчин. Такое положение во многом объяснялось тем, что очень многие мужчины не получая наследства были вычеркнуты из брачных отношений и воспринимали брачно-семейные отношения как недосягаемые для себя. Существовало даже мнение о том, что настоящим христианином может быть только девственник. Это приводило к негативному восприятию женщин как недосягаемых объектов. Отсутствие связи между женским и мужским миром в придворном обществе приводило к возникновению мифа о наличии у женщин таинственной и опасной

325

Section 14. Science of law

власти над мужчинами. Религиозные авторы указывали также, что женщины в большей степени, чем мужчины склонны к колдовству.

Церковь не ограничивалась отрицательной оценкой женской сущности, монахи рекомендовали мужьям воспитывать, бить жен, рассматривая их как часть имущества. Такому подходу вторило и светское законодательство. По закону права женщин были существенно ограничены, они не могли выступать в качестве судей, свидетелей в суде, быть гарантом по сделкам.

Женщины старались бороться с такими взглядами на них, примером такой борьбы является книга Кристины Пизанской «О граде женском» [2, 228]. Она противостоит таким произведениям как Свод Граци-ана, где женщина трактовалась как существо низшее и зависимое от мужчины, она не была создана по образу Бога, и, следовательно, не была способна действовать самостоятельно, не обладала властным авторитетом и правоспособностью как мужчина [3, 36].

Ряд исследователей приходят к выводу, что средневековые женщины не были уж столь беззащитны под гнетом церкви и общества, об этом говорит не только создание куртуазной любви, но и то что хозяйство, а, следовательно, все финансы семьи часто находились в руках именно женщины. С этим связано и воспитание детей, которые, видя как мать ведет дом, проникались к ней любовью и уважением. Роль матери и хозяйки дома имела большое значение для женщины как на Руси, так и в странах Западной Европы. Женщина вела домашнее хозяйство, вела учет доходов и расходов в доме, хотя контроль за женой осуществлялся мужем. Вызывающая демонстрация мужского превосходства в этих условиях, по мнению Р. Фоссье, скрывала в реальности «матриархат» [4, 100]. Ограничение и унижение женщин во многом могло быть связано с расширением прав женщин в социальной и комической сфере, сфере воспитания детей.

Ж. Дюби в статье «Матрона и незамужняя женщина» выделяет наиболее типичные черты статуса знатной дамы: происхождение, нравственность, красота, равный брак. Ведущее место среди этих качеств занимает «титул рода» [5, 39]. Не каждая знатная женщина могла подобно Алиеноре Аквитанской участвовать в крестовом походе, управлять королевством на правах регента и опекуна, возглавлять восстание против собственного мужа, устраивать браки детей. Со схожей ситуацией мы можем столкнуться на Руси, где мы в первую очередь знакомимся с политическими и юридическими правами женщин чьи му-

жья, отцы, сыновья являются князьями или другими представителями знати. Но на Руси мы видим более широкий круг женщин, которые в той или иной мере допущены до экономической и социальной свободы. А при наличии первых двух довольно широкий круг женщин допускается в определенной мере, правда очень не большой, и к политическим правам. С этим мы сталкиваемся в случае, когда женщин наравне с мужчинами при взятии Новгорода приводит к присяге на верность. При этом говоря об ограниченности политических прав женщин мы должны помнить о том, что такие права отсутствовали и у большинства мужчин.

В конце XI — начале XII века во Франции возникает культ Прекрасной Дамы, который оказал влияние на всю культуру Средневековой Европы. Культ Прекрасной Дамы во многом, видимо, был обусловлен тем, что женщины в Средневековой Европе часто воспитывались в монастырях и получали, соответственно, образование лучше, чем мужчины. Этим во многом и объяснялось влияние жен на мужей и даже других мужчин с которыми они общались. Такое влияние поддерживалось христианской церковью и очень часто большую часть приданного знатных невест составляли религиозные книги. Во многом этот культ Прекрасной Дамы основывался также на том, что все рыцари были обязаны поклоняться культу Богоматери. Важным моментом возвышения женщины можно указать то, что христианская доктрина рассматривает женщину как человека, так как иначе нельзя было говорить о природе Христа, как богочеловеческой, потому что в противном случае возникает вопрос: от кого Христос мог унаследовать человеческую природу?

С примером влияния женщин в семье и обществе мы знакомимся при изучении конфликта между дочерью Вильгельма Завоевателя Адель и ее мужем Стефаном Шартрским. Графиня Шартрская придерживается общепринятых взглядов на долг крестоносца, защищает принципы официальной идеологии, этим она во многом защищает и свои собственные интересы, как представительница знатного рода. В этом ракурсе становятся более понятными действия графини Адели по отношению к собственному мужу Стефану Шартрскому [6, 140]. По словам Ордерика Виталия настаивая на том, чтобы Стефан вернулся в крестовый поход. Она говорила ему: «Вспомни о рвении, которым ты был известен в молодости, и возьми оружие славного рыцарства ради спасения многих, так, чтобы во всем мире возлико-

326

Секция 14. Юриспруденция

вали христиане...» [6, 146]. «Спасение многих» обернулось бы спасением семьи, спасением престижа наследников, спасением авторитета самой Адели. После гибели супруга Адель смогла проявить свои экономические и дипломатические способности в полную силу. Она выступала в данном случае как представительница знатного рода, не ограниченная властью мужа, что дало ей возможность вступить в конфликт с епископом Ивом Шартрским, выиграть судебную тяжбу и вмешаться в политику английского государства. С примерами влияния женщин на мужчин, в том числе из правящей элиты, мы сталкиваемся и в истории России, нельзя сомневаться,

что принятие христианства во многом произошло под влиянием женщин, особенно бабки Владимира I, а возможно и его жен.

Положение женщины в средние века было приниженным и зависимым, однако появление культа Прекрасной Дамы положительно повлияло на положение женщины в обществе. Церковь и государство во многом ограничивали права женщин, но фактически они весьма активно участвовали в социальной, политической и экономической сферах жизни средневекового общества. Женщины средневековья в Западной Европе оказывали влияние на мужей, отцов и сыновей в вопросах морали, долга, родовой чести.

Список литературы:

1. Капеллан А. О любви//Жизнеописания трубадуров. - М., - 1993.

2. Пизанская К. Книга о «Граде женском»//Пятнадцать радостей брака. - М., - 1991.

3. Буланакова М. А Ментальные стереотипы и образ знатной женщины в период утверждения церковного брака в средневековой Франции//Вестник Ярославского пед. ун-та, - 2001.

4. Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в средние века. - М., - 1991.

5. Duby G. The Matron and the Mismarried Women//Duby G. Love and Marrige in the Middle Ages. Polity Press and the University of Chicago, - 1994.

6. Лучицкая С. И. Семья крестоносца: супружеский конфликт в начале XII в.//Частная жизнь. Человек в кругу семьи. - М., - 1996.

327

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.