Научная статья на тему 'Влияние культурно-досуговой деятельности на процесс самоидентификации молодежи Хабаровского края'

Влияние культурно-досуговой деятельности на процесс самоидентификации молодежи Хабаровского края Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
454
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хузяхметова Виктория Фаритовна

В статье даны понятия самоидентификации и культурно-досуговой деятельности, рассмотрено их взаимодействие, обозначены некоторые моменты культурно-досуговой деятельности Хабаровского края, отмечено ее влияние на процесс самоидентификации молодежи региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние культурно-досуговой деятельности на процесс самоидентификации молодежи Хабаровского края»

УДК 316.346.32-053.6

Хузяхметова Виктория Фаритовна - аспирант кафедры социальной работы и социологии ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (г. Хабаровск). E-mail: vilka755@mail.ru

В.Ф. Хузяхметова V.F. Khuzyakhmetova Влияние культурно-досуговой деятельности на процесс самоидентификации молодежи Хабаровского края

В статье даны понятия самоидентификации и культурно-досуговой деятельности, рассмотрено их взаимодействие, обозначены некоторые моменты культурно-досуговой деятельности Хабаровского края, отмечено ее влияние на процесс самоидентификации молодежи региона.

The influence of cultural and leisure activities on the process of selfidentification of the youth of the Khabarovsk territory

In the article the concept of self-identity and cultural and leisure activities is given, their interaction is examined, some aspects of cultural and leisure activities of the Khabarovsk territory is highlighted , its influence on the process of selfidentification of the region's youth is noted.

Ключевые слова: самоидентификация, культурно-досуговая

деятельность, культурно-досуговые учреждения, молодежь.

Keywords: self-identification, cultural and leisure activities, cultural and leisure institutes, youth.

Молодежь является самой большой общественной группой и, как любые другие группы, она имеет особые специфические социальные и психологические черты. Наличие их определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-экономическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления [1, с. 297], что в значительной степени осложняет происходящий в условиях непостоянства и изменчивости ценностей и приоритетов процесс самоидентификации, суть которого, по мнению О.И. Карпухина, «... заключается в понимании и осознании себя как целостности в процессе определения границ собственной культурной идентичности» [2].

Социально-политические изменения, происходящие сегодня в обществе, усиливают важность процесса идентификации, тенденции к узнаванию и

пониманию своих культурно-исторических корней, истоков духовнонравственных ценностей, потребностей в изучении и сохранении культурного наследия.

Значительная роль в этом процессе должна быть отведена культурнодосуговой деятельности, представляющей собой процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме, а также учреждениям культуры, с помощью которых данный процесс осуществляется и происходит накопление, передача и освоение культурных форм общественной жизни.

На сегодняшний день в Хабаровском крае действует обширная культурная сеть, в которой представлены все ее отрасли, удовлетворяющие духовные потребности населения и создающие единое духовное и культурное пространство региона (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели деятельности культурно-досуговых учреждений

[3, 4, 5]

Показатели 2009 г. 2010 г.

Число клубных формирований, всего, ед., 2306 2360

в том числе формирования самодеятельного 1641 1668

народного творчества

Численность участников в клубных 35002 35195

формированиях, чел.

Число клубных формирований в сельской 1496 1534

местности, ед.,

в том числе формирования самодеятельного 1063 1089

народного творчества

Численность участников в клубных формированиях 18761 19195

сельской местности, чел.

Число театров, всего: 5

г. Хабаровск 4

г. Комсомольск-на-Амуре 1

Число спектаклей, всего, ед. 291,9 298,7

Число посещений, всего, тыс. 291,9 298,7

г. Хабаровск 247,4 245,6

г. Комсомольск-на-Амуре 44,5 53,5

Число общедоступных (публичных) библиотек:

всего 282 278

в сельской местности 190 187

Число экз. на 1000 чел. населения 6180 6461

Число музеев (включая филиалы) 17 17

Число проведенных экскурсий, ед. 7984 8131

Общее число посещений, тыс. 457,0 446,7

Однако имеющиеся сегодня учреждения культуры не в достаточной степени востребованы молодыми людьми, что подтверждается результатами проведенного социологического исследования молодежи Хабаровского края (рис. 1), в ходе которого методом анкетного опроса были опрошены 503 чел. в возрасте от 17 до 30 лет. Две трети из них являются студентами вузов, учащимися старших классов школ и колледжей, остальные представлены молодыми рабочими и служащими [6].

■ музеи

■ театры

■ выставки

■ культурные мероприятия

чаще, чем раз в месяц реже, чем не посещаю раз в месяц раз в месяц

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Посещаете ли Вы музеи, театры, выставки, культурные мероприятия?» (в % от числа опрошенных)

На вопрос: «Посещаете ли Вы музеи, театры, выставки, культурные мероприятия?», - варианты ответов распределились следующим образом:

• музеи чаще, чем раз в месяц посещают 2% опрошенных; раз в месяц

- 3% опрошенных; реже, чем раз в месяц - 52% опрошенных; не посещают вовсе - 36% опрошенных;

• театры чаще, чем раз в месяц посещают 2% опрошенных; раз в месяц - 10% опрошенных; реже, чем раз в месяц - 50% опрошенных; не посещают вовсе - 34% опрошенных;

• выставки чаще, чем раз в месяц посещают 2% опрошенных; раз в месяц - 7% опрошенных; реже, чем раз в месяц - 40% опрошенных; не посещают вовсе - 47% опрошенных;

• иные культурные мероприятия чаще, чем раз в месяц посещают 12% опрошенных; раз в месяц - 25% опрошенных; реже, чем раз в месяц - 38% опрошенных; не посещают вовсе - 20% опрошенных.

Таким образом, процент молодых людей, не посещающих культурные учреждения и мероприятия, достаточно высок. В результате, ценности культурного наследия остаются невостребованными. Между тем, активное их использование является ключевой составляющей в процессе

самоидентификации личности, где индивид имеет возможность показать свою сопричастность к ценностям, традициям и поведенческим моделям своей социальной группы.

Речь идет о ценностях, которые становятся доступными для индивида и которые представлены агентами социализации, прежде всего, семьей, школой, сверстниками. Однако не только их влияние формирует ценностные установки молодежи. Важная роль в этом процессе на современном этапе принадлежит СМИ, которые заполняют значительную часть досуга молодых людей и определяющим образом влияют на формирование из мировоззрения, стиля и образа жизни в целом. Например, универсальный, почти магический характер, по наблюдениям социологов, имеет у многих молодых людей акт купли-продажи хорошо разрекламированных товаров. Приобщение к миру престижных и красивых вещей становится самоцелью существования, смыслом бытия, а человек - объектом манипуляции со стороны индустрии досуга и развлечений.

Культ моды, вещизма и потребления овладевает сознанием молодежи и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чужой и архаичной [2].

Социологические исследования последних лет свидетельствуют об усилении процессов стандартизации культурного потребления, утвержденного пассивно-потребительского отношения к культуре. Господствующей установкой молодых людей, смыслом их жизнедеятельности сегодня становится досуг [7], направленный во многом на получение удовольствия и развлечение (рис. 2).

■ Читаю

■ Смотрю телевизор, слушаю радио

■ Посещаю дискотеки, ночные клубы

■ Занимаюсь спортом

■ Хожу в кино

■ Посещаю культурные мероприятия (концерты, спектакли и т.п.)

■ Посещаю музеи, выставки

■ Играю к компьтерные игры

■ Общаюсь в социальных сетях

■ Посещаю кафе, бары, рестораны

■ Гуляю Другое

7,8 8,7 32,4

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Какие формы проведения досуга являются наиболее предпочтительными для Вас?» (в % от числа опрошенных)

По данным исследования, в среде современной молодежи Хабаровского края «преобладают неорганизованные формы отдыха» [8, с. 65]. Среди них приоритетным является посещение дискотек, ночных клубов (43,1%), «увеселительных заведений» (65,6%). Вместе с тем, популярной формой проведения досуга по-прежнему остается спорт (45,9%).

Исследование выявило низкую активность посещения молодыми людьми культурных мероприятий. По сравнению с людьми более старшего возраста, они гораздо реже посещают музеи, театры, симфонические концерты и т. п. [9, с. 85]. Культурные мероприятия посещают лишь 5,2% опрошенных. Такие явления - следствие проникновения и распространения в разнообразные сферы общественной жизни, в том числе и в досуг коммерческих отношений. Клубы, секции, кружки в результате этого становятся платными, а потому недоступными для многих категорий молодежи [10]. Так же, помимо всего прочего, стоит отметить ограничение деятельности или прекращение существования ряда учреждений культуры, неразвитость инфраструктуры, а также ухудшение материальных возможностей большинства молодых людей.

Вызывает тревогу то, что более чем 40% опрошенных в качестве приоритетной формы досуга отметили общение в социальных сетях; 32,6% -проводят время за игрой в компьютерные игры. Жизнь современного молодого человека представляет собой сплошные «не»: он не чувствует себя нужным, ему некуда податься и нечем себя занять, родителям, школе и государству не до него. В этой ситуации молодежь либо «уходит в себя», либо сбивается в некие стаи, чтобы почувствовать себя «своими», значимыми. 1п1егпе1;-сообщества дают для этого массу возможностей. В итоге, молодой человек все чаще теряет связь с социумом, существует в некоей «параллельной реальности». По данным социологов, более половины опрошенных подростков (57%) указали, что принадлежат к различным сетевым сообществам по интересам [11].

Исследователи отмечают, что сегодня 1П;ете1 используется молодыми людьми не только как средство общения, но и как форма развлекательного заполнения досуга. Прослушивание музыки, просмотр видео и разнообразных передач осуществляется преимущественно посредством «всемирной паутины» (рис. 3).

■ Ситкомы, "легкие" фильмы и сериалы

■ Авторское кино

17,7

С

5,4

23,3

■ Эротические программы

■ Музыкально-развлекательные программы

■ Спортивные программы

■ Игровые программы

■ Аналитические программы

■ Программы о культуре

32,8

■ Научно-популярные программы

■ Историческеи программы

■ Программы о путешествиях

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Каким программам Вы отдаете предпочтение» (в % от числа опрошенных)

Результаты проведенного исследования показывают, что, в основном, молодые люди отдают предпочтение «легким» ненавязчивым фильмам (36,4%); музыкально-развлекательным программам (32,8%). Меньший процент -интересуются авторским кино со смыслом (23,3%), программами о путешествиях (25,7%) и спортивными программами (21,9%). Передачам о культуре отдают предпочтение только 7% респондентов.

Таким образом, необходимо отметить, что молодежный досуг сегодня базируется на новой форме реальности, новом информационном поле, пространстве компьютерного общения и коммуникации. Компьютеры сегодня затрагивают самую суть культуры, поскольку связанная с ними революция в средствах массовой информации меняет образ мыслей и взглядов, которые определенным образом влияют на процесс самоидентификации.

Анализ досуговой занятости молодежи Хабаровского края позволяет сделать вывод о том, что в структуре ее культурных потребностей наметилась четкая тенденция к прагматизму, в то время как нравственные ценности, познание, творческая деятельность постепенно утрачивают свою значимость. Так, лишь 2% опрошенных обозначили свой интерес к творчеству и саморазвитию (изучение иностранных языков).

Причиной такого рода процессов в области молодежного досуга послужили изменения в жизни нашего общества, происходящие со второй половины 1980-х гг. До начала 1990-х гг. государственные функции, направленные на регулирование жизнедеятельности молодежи, выполнял

комсомол. Учитывая, что его членами состояли более 90% молодых людей, это была структура тотального влияния на молодежь.

В начале 1990-х гг., с развалом старой системы государственного управления, рухнули и функционирующие ранее общественные организации, в том числе и молодежные. Была утрачена и главная миссия комсомола -воспитание молодежи. В то же время, шло разрушение существовавшей ранее системы работы с молодежью по всем направлениям: идеологической системы, утраченной с уходом партии и комсомола; системы работы по месту жительства; системы трудового и физического воспитания; системы временной занятости учащейся молодежи; системы трудоустройства. Одновременно была разрушена и система организации досуга молодежи, в которую стали проникать различные коммерческие структуры, зачастую лишенные нравственных ориентиров и преследующие только интересы наживы. Между тем, именно им современные молодые люди отдают предпочтение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коммерциализация культурного процесса все более ведет к отходу от норм и ценностей высокой культуры, утрате традиций, к усвоению упрощенных образцов массовой культуры, что способствует, в итоге, увеличению девиаций среди молодых людей (преступность, пьянство, наркомания) [10], что также подтверждается результатами исследования. Так, с 2006 по 2010 гг. доля «законопослушных» подростков снизилась почти вдвое: с 32% до 15% от общего числа опрошенных. И, наоборот: несовершеннолетние, которые периодически нарушают «нормы общежития», - дерутся, пьют, курят, воруют, хулиганят - это уже не 58%, как раньше, а целых 69%. И если 8 лет назад к числу «трудных» можно было причислить лишь каждого десятого подростка в России, то сейчас это уже каждый шестой (16%) [11].

Сфера досуга сегодня становится сосредоточением таких социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность, проституция и др.). Таким образом, деятельность досуговых учреждений должна быть направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей молодого человека, должна решать, прежде всего, социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели образа жизни.

Учитывая все обстоятельства, в региональной культурной политике сохранению и развитию культурных ценностей должно уделяться серьезное внимание на всех уровнях, оказываться правовая и финансовая поддержка институтов, участвующих в их создании, распространении и сохранении. Таким образом, проблема организации досуга молодежи - это задача государственного масштаба. И ее решение имеет общегосударственное значение.

Литература и источники:

1. Российская социологическая энциклопедия / под. общ. ред. академика РАН Г. В. Осипова. - М. : Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998. - С. 297.

2. Карпухин, О. И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации / О. И. Карпухин // Социологические исследования. - 1998. - № 12. - С. 89 - 94.

3. О деятельности учреждений культуры в Хабаровском крае : бюллетень. - Хабаровск : Орган федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, 2011. - 20 с.

4. Социально-экономическое положение городов и районов Хабаровского края. 2010 г. : сб. - Хабаровск : Хабаровскстат, 2011. - 232 с.

5. Хабаровский край : статистический ежегодник. - Хабаровск : Хабаровскстат, 2011. - 320 с.

6. Исследование «Социализация и самоидентификация молодежи в культурном пространстве Хабаровского края». - ДВГУПС, 2012. (п=503 человека в возрасте от 17 до 30 лет). С одной стороны, объектом исследования (анкетный опрос) выступили учащиеся старших классов школ и начальных курсов колледжей и вузов Хабаровского края (п=445), а с другой стороны, молодые рабочие и служащие (п=58). Тип выборочной совокупности

- квотный (критерии: пол, возраст, уровень образования, сфера деятельности, семейное положение), случайный на этапе отбора респондентов. Научный руководитель - д-р филос. наук, проф. Б. В. Смирнов.

7. Короткова, Г. К. Формирование и развитие системы управления услугами в сфере культуры (на примере Иркутской области) : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Г. К. Короткова. - Хабаровск, 2011.

8. Березутский, Ю. В. Социальный потенциал молодежи региона: социологический анализ / Ю. В. Березутский. - Хабаровск : ДВАГС, 2005. - 148 с.

9. Воронцова, Л. С. Если не мы, то кто? (по материалам

социологического исследования старшеклассников г. Хабаровска) / Л. С. Воронцова // Молодежь Востока России: история и современность : материалы III Всероссийской научно-практической конференции (23 ноября 2007). Ч. I / под ред. д-ра социол. наук, проф. Н. М. Байкова. - Хабаровск :

ДВАГС, 2011. - С. 84 - 88.

10. Досуг как фактор и сфера социализации молодежи [Электронный ресурс] -.- Режим доступа: www.superinf.ru

11. Добрынина, Е. Поколение «А» / Е. Добрынина //Российская газета.

- № 5797 (124) [Электронныйресурс] -.-Режим доступа: www.rg.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.