Научная статья на тему 'Влияние культурального стресса на состояние здоровья у студентов-иностранцев: литературный обзор'

Влияние культурального стресса на состояние здоровья у студентов-иностранцев: литературный обзор Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
409
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / КУЛЬТУРАЛЬНЫЙ СТРЕСС / ЗДОРОВЬЕ / ШЕТЕЛДіК СТУДЕНТТЕР / МәДЕНИ СТРЕСС / ДЕНСАУЛЫқ / INTERNATIONAL STUDENTS / CULTURAL STRESS / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ибраева Ж.Б., Алдынгуров Д.К., Мысаев А.О.

Интернационализация современного образования и расширение географических границ является закономерным следствием глобализации современного общества. Иностранные студенты в новых для себя условиях незнакомой страны могут испытывать культуральный стресс, вследствие которого возможны психосоматические расстройства. Своевременное реагирование и адаптация иностранных студентов способствуют снижению данного вида стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ибраева Ж.Б., Алдынгуров Д.К., Мысаев А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF CULTURAL STRESS ON THE HEALTH STATUS OF FOREIGN STUDENTS: LITERATURE REVIEW

The internationalization of modern education and the expansion of geographical boundaries is a natural consequence of the globalization of modern society. Foreign students in the new conditions of an unfamiliar country may experience cultural stress, due to which psychosomatic disorders are possible. Timely response and adaptation of foreign students contribute to reducing this type of stress

Текст научной работы на тему «Влияние культурального стресса на состояние здоровья у студентов-иностранцев: литературный обзор»

УДК 371.7-027.63+159.944.4

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРАЛЬНОГО СТРЕССА НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Ж.Б. ИБРАЕВА1, Д.К. АЛДЫНГУРОВ2, А.О. МЫСАЕВ1, Л.Т. ЦАСЫМ1

'Государственный Медицинский Университет города Семей, г. Семей, Казахстан

2КМУ «Высшая школа общественного здравоохранения», г. Астана, Казахстан

Ибраева Ж.Б. - докторант PhD по специальности «Общественное здравоохранение» Государственного медицинского университета города Семей, e-mail: zhanikusya@mail.ru, 87087456017.

Алдынгуров Д.К. - MD, PhD, менеджер КМУ «Высшая школа общественного здравоохранения», г. Астана, Казахстан, e-mail: a-doul@mail.ru, 87075262191.

Мысаев А.О. - MD, PhD, заведующий кафедрой общественного здравоохранения Государственного медицинского университета города Семей, e-mail: amyssaev@mail.ru, 87076621663;

Касым Л.Т. - MD, PhD, заведующая курсом доказательной медицины Государственного медицинского университета города Семей, e-mail: kassym_laura1986@mail.ru, 87777351062;

Интернационализация современного образования и расширение географических границ является закономерным следствием глобализации современного общества. Иностранные студенты в новых для себя условиях незнакомой страны могут испытывать культуральный стресс, вследствие которого возможны психосоматические расстройства. Своевременное реагирование и адаптация иностранных студентов способствуют снижению данного вида стресса.

Ключевые слова: иностранные студенты, культуральный стресс, здоровье.

Введение. Культуральным стрессом принято на- который, в свою очередь, может влиять на успешность

зывать процесс адаптации к особенностям новой со- процесса обучения иностранных студентов, а также

циокультурной среды с последующим принятием или воздействовать на их соматическое и психическое здо-

непринятием поведенческих, языковых, религиозных, ровье [3]. Еще в 1991 году Pedersen резюмировал си-

моральных, бытовых паттернов [1]. Учитывая много- туацию следующим образом: «Иностранные студенты

национальность населения и транзитное географиче- имеют больше проблем, чем студенты в целом, и у них

ское расположение Республики Казахстан, культурные меньше ресурсов для их решения» [4].

особенности популяции, неся на себе отпечатки размы- Целью нашего обзора является изучение влияния

той этнической самоидентификации, не укладываются культурального стресса на здоровье студентов-ино-

в рамки чисто европейского или азиатского уклада [2]. странцев в странах дальнего и ближнего зарубежья, в

В условиях модернизации Казахстана особую актуаль- Республике Казахстан.

ность приобрело соответствие системы образования Стратегия поиска. В обзор включались публика-

страны мировым трендам, одним из которых являет- ции на русском и английском языках, поиск которых

ся процесс так называемой академической миграции. осуществлялся в базах данных Pubmed, Google Scholar,

Медицинские вузы нашей Республики своевременно Elibrary. На государственном языке публикации не най-

среагировали на сложившуюся ситуацию, открыв ино- дены. Использовались следующие поисковые запросы

странные отделения для обучения студентов из разных с учетом внутреннего синтаксиса Medline/Pubmed:

стран, преимущественно Пакистана, Индии, Китая, (acculturative[Title] AND ("Stress"[Title] OR "stress"[All

Монголии, Афганистана. Однако для достижения рас- Fields])), (acculturative[All Fields] AND ("Stress"[Title]

ширения географии стран обучающихся необходимо OR "stress"[All Fields])) AND ("health"[MeSH Terms]

не только создание положительного имиджа вуза, но и OR "health"[All Fields]), (acculturative[All Fields]

обеспечение условий максимально комфортного пре- AND ("Stress"[Title] OR "stress"[All Fields])) AND

бывания в новой среде. Помимо сложностей адаптации (international[All Fields] AND ("students"[MeSH Terms]

к учебной нагрузке и новым климатогеографическим OR "students"[All Fields])). В ресурсе Elibrary запол-

условиям, возникает проблема культурального стресса, нены следующие поля в поисковой форме: что искать

(культуральный стресс), где искать (все поля), тематика (культура и культурология, психология, медицина и здравоохранение). Цели исследования соответствует 17 статей. Отбор источников для обзора представлен на рисунке 1.

Инструментом для изучения феномена культу-рального стресса у иностранных студентов служит анкета Acculturative Stress Scale for International Students (ASSIS, Шкала культурального стресса для иностранных студентов), разработанная Sandhu и Asrabadi в 1994 году в США. После апробации пилотной анкеты среди 27 студентов основная версия ASSIS (125 вопросов) была заполнена в десяти американских регионах 128 респондентами, из которых 43,75% были азиатами, четверть (26,56%) составили латиноамериканцы, 17,19% студентов были выходцами ближневосточных стран, оставшиеся 12,5% опрошенных были гражданами Европы и Африки. Выборка была представлена иностранными студентами из 27 стран. Стоит отметить, что превалирующее большинство студентов (82,81%) получали финансовую поддержку от своих семей, друзей, спонсоров в США или в своих странах. В 92,97% случаев респонденты изучали английский язык в качестве второго в своих странах перед поступлением в высшие учебные заведения США. При проведении факторного анализа наибольшее значение процента дисперсии (38,3%) обрел фактор отношения, воспринимаемого как дискриминация (perceived discrimination) или социального отторжения. Следующим фактором, влияющим на возникновение культурального стресса, стала тоска по дому (9,0%), объясняемая отсутствием должной эмоциональной и социальной поддержки, а также ограниченными социальными контактами с местным населением вследствие языковых и культурных барьеров. Третьим значимым фактором являлось отношение, воспринимаемое как ненависть (7,2%), причиной этого авторы видят высокую чувствитель-

ность иностранных студентов при повседневной вербальной и невербальной коммуникации в чужой стране. Четвертым фактором стал страх (6,10%), на пятом и шестом местах оказались культурный шок (3,20%) и чувство вины (3,10%). Таким образом, авторы исследования пришли к выводу о наиболее значимых факторах культурального стресса и их причинах, которые могут позволить разработать комплекс мер по предотвращению его развития у иностранных студентов [5].

Последующие исследования посвящены влиянию культурального стресса и его причин на возникновение различного рода признакам психических расстройств (тревога, страх, депрессия и другие). Так, по данным недавнего исследования Corona и соавт. (2016), статистически значимая ассоциативная связь между наличием культурального стресса и симптомами депрессии наблюдалась у студентов латиноамериканского происхождения в США, у которых уровень поддержки со стороны семьи оказался низким (ß = 0,47, СО = 0,03, p<0,001). У этой же категории студентов отношение, воспринимаемое как дискриминация, было статистически значимо связано с симптомами тревоги (ß = 0,58, СО = 0,53, p<0,001) [6]. Результаты другого исследования, проведенного среди 296 азиатских студентов, получавших высшее образование в американских университетах, показали, что статистически значимые связи между культуральным стрессом и психическим здоровьем отсутствуют [7]. Следует отметить, что результаты работ, посвященных взаимосвязи культураль-ного стресса и ментального здоровья, носят несколько разрозненный характер.

Весьма интересны данные работ, посвященных изучению значимости социально-демографических характеристик в развитии культурального стресса. В исследовании Yu и соавт. (2014) приняли участие 567 иностранных студентов из 94 стран мира, получавших образование в высших учебных заведениях Китая. 84%

Рисунок 1. Стратегия отбора источников

участников были представителями стран Азии и Африки. Средний возраст выборки равнялся 23 годам, лишь 10% опрошенных респондентов состояли в браке. Студенты из Африки (M = 97,66; СО = 23,16) и других стран Азии (M = 92,54; СО = 22,03) испытывали больший культуральный стресс, чем студенты из Европы, Америки и стран Океании (M = 81,19; СО = 27,03). Авторы объясняют это более высоким социально-экономическим уровнем жизни в Китае, чем в африканских и других азиатских странах. Кроме того, исследователи пришли к выводу, что студенты, состоящие в браке или не имеющие готовности к обучению за рубежом, или относящиеся к определенной религиозной конфессии, более подвержены развитию культурального стресса, чем студенты без указанных факторов риска [8]. Еще одним фактором, оказывающим влияние на выраженность культурального стресса, является геолокация, к условиям которой должен адаптироваться студент. В исследовании приняли участие 400 и 206 китайских студентов, обучавшихся в Гонконге и Мельбурне соответственно. 64% респондентов проходили обучение в докторантуре, 36% - в магистратуре. Оказалось, что уровень культурального стресса у австралийских студентов (1,21; СО = 0,55) был статистически значимо выше, чем в группе гонконгских студентов (1,43; СО = 0,57) (p < 0,001 с применением t-критерия). Вполне естественно, что схожесть культур страны происхождения и страны, в которой проходит обучение, позволяет быстрее адаптироваться студенту и интегрироваться в общество [9].

В исследовании, посвященном влиянию культу-рального стресса на качество жизни, приняли участие 130 непальских студентов, обучающихся в Южной Корее. Выяснилось, степень выраженности культураль-ного стресса отрицательно коррелирует с показателями как физического (r = -0,362; p = 0,01), так и психического здоровья (r = -0,442; p = 0,01). При проведении множественного регрессионного анализа факторами, влияющими на психическое здоровье, помимо куль-турального стресса, оказались отношения с местным наставником и брачный статус. Стоит отметить, что культуральный стресс оказывал большее влияние на психическое состояние студентов, чем на физическое здоровье (процент дисперсии 49%, p<0,001 против 15%, p< 0,05) [10]. Кроме того, культуральный стресс способен влиять не только на параметры соматического и ментального благополучия, но и на поведенческие характеристики студента, направленные на поддержание собственного здоровья. Так, в исследовании с участием 272 китайских студентов, получающих образование в Южной Корее, положительная корреляция поведения, направленного на заботу о своем здоровье, наблюдалась с такими параметрами как самооценка (r

= 0,43), оценка собственного здоровья (r = 0,34) и собственная эффективность (r = 0,32). Слабая мотивация к поддержанию здоровья связана с выраженностью куль-турального стресса (r = -0,29). При этом культураль-ный стресс отрицательно коррелирует с самооценкой (r = -0,33) и социальной поддержкой (r = -0,13). Авторы заключают, что поддержание здоровья в большей степени зависит от личностных характеристик студента, а социальные меры имеют второстепенное значение [11].

Зарубежные авторы исследуют возможности применения некоторых методов по преодолению проявлений культурального стресса среди иностранных студентов. В рандомизированном контролируемом исследовании с участием 118 студентов, обучавшихся в американских вузах в 2005-2006 учебном году, авторы сравнили тренинги самоутверждения и экспрессивное письмо, сочетание этих методик с контрольной группой. Оказалось, что тоска по дому, как компонент куль-турального стресса, была статистически выше в группе экспрессивного письма в сравнении с группой, посещавшей тренинги самоутверждения (p<0,094). Более того, тренинги самоутверждения позволили снизить уровень страха студентов (p = 0,038) [12].

В литературе имеются данные о различных аспектах адаптации иностранных студентов в странах ближнего зарубежья. Основными проблемами, с которыми сталкиваются иностранные студенты в Российской Федерации, являются культурный шок, необходимость изучения неродного языка, проявления дискриминации со стороны местных жителей, изменение климатических условий, пищевых привычек и материального положения [13]. Особенно сложным периодом в адаптации студентов являются подготовительный и первый курсы обучения в вузе. Так, у ста студентов китайской национальности, получавших образование в Российском университете дружбы народов, показатели теста (самочувствие, активность, настроение), а параметры ситуационной и личностной тревожности (тест Спилбергера-Ханина) снижались на первом и последнем курсах обучения, а на втором и третьем курсе достигалось оптимальное комфортное состояние [14]. Эти результаты подтверждаются данными другого российского исследования. По данным Ишака (2012), среди 63 опрошенных студентов-африканцев, обучавшихся в Краснодаре, 59,9% респондентов отметили, что наибольший стресс они испытали на первом курсе, 12,6% испытывают стресс постоянно, более половины (52,6%) указали на сложности изучения русского языка как основного стрессового фактора [15].

В русскоязычной литературе имеются немногочисленные исследования, посвященные изучению влияния стресса на здоровье иностранных студентов. Из

31 опрошенных иностранных студентов, получавших образование в Сибирском Государственном медицинском университете (г.Томск, РФ), у 61,3% (n=19) выраженность стресса находилась на среднем уровне или выше среднего. Уровень организационного стресса у иностранцев составил 1031 балл, в то время как у сту-дентов-томичей названный показатель равнялся 591 баллу (p<0,05 при использовании критерия Краске-ла-Уоллеса) [16]. В другом исследовании измерялось сопротивление постоянному электрическому току, измеренное между ладонными поверхностями обеих рук при прохождении цикла и в день экзамена, в качестве параметра, отражающего ответную реакцию на стресс. В качестве выборки обследованы 78 студентов Витебского Государственного медицинского университета, 40 из которых были белорусами, а 38 - выходцами из Шри-Ланки и Индии. Величина падения параметра в группе иностранных студентов (на 32,2% или с 201,2 кОм до 136,5 кОм) была статистически значимо ниже, чем в группе отечественных студентов (на 13,9% или с 208,7 кОм до 179,7 кОм) (р = 0,02) [17]. Некоторые исследователи предлагают проведение комплекса мероприятий (релаксационный тренинг, музыкотерапия, ароматерапия, индивидуальная рациональная психотерапия) для уменьшения проявлений стресса у иностранных студентов. Так, психокоррекционные мероприятия, проведенные для иностранных студентов китайской национальности в одном из ВУЗов России, явились действенным инструментом для снижения нервно-психического напряжения как проявления стрессового состояния [18]. Работа кураторов международных групп должна планироваться с учетом национальных, этнических, религиозных ценностей студентов. Учет этих особенностей при формировании академических групп может привести к уменьшению числа транскультуральных конфликтов [19]. Вовлечение во все сферы учебной, научной и досуговой деятельности может дать положительный результат. Так, включение иностранных студентов в общественную и культурную жизнь в университете в Малайзии способствовало снижению культурального стресса и, тем самым, улучшило их общее самочувствие [20].

Исследований, посвященных изучению культу-рального стресса и процессам адаптации иностранных студентов в казахстанских вузах, проведенных другими авторами, в указанных поисковых ресурсах не найдено. Наш коллектив авторов проводит изучение культу-рального стресса и социокультурного сопровождения среди иностранных студентов-медиков в Республике Казахстан. Так, по результатам предварительного анализа, проведенного среди 116 иностранных студентов ГМУ г. Семей, самыми распространёнными чувствами явились тоска по дому, людям и родной стране

(60,5%). Распространенность культурального шока, а именно чувства дискомфорта при адаптации к новой еде и чувства подавленности при адаптации к новым культуральным ценностям, составила 44,5%. Другие неспецифические опасения (нервозность при общении на английском языке, чувство страха при участии в общественной жизни, боль, когда люди не понимают культуральных ценностей) беспокоили опрошенных студентов в меньшей степени [21,22].

Анализ англоязычной и русскоязычной литературы показал, что феномен культурального стресса является международной проблемой современного образования и демонстрирует необходимость изучения его причин в конкретной выборке, влияние стресса на психическое и физическое здоровье. Полученные результаты могут помочь разработать комплекс эффективных превентивных мероприятий в высших учебных заведениях, обучающих иностранных студентов и повысить их привлекательность для потенциальных студентов. Так, в настоящее время нами проводится разработка модели социокультурного и медицинского сопровождения иностранных студентов медицинских вузов РК. К примеру, запущен проект по добровольному страхованию студентов-медиков ГМУ г. Семей, который позволяет обеспечить полноценное медицинское сопровождение с привлечением англоговорящих специалистов и применением полного спектра диагностических и терапевтических услуг. Список литературы:

1. Sam, D.L. Acculturation: When Individuals and Groups of Different Cultural Backgrounds Meet / D.L. Sam, J.W. Berry // Perspectives on Psychological Science. - 2010. - 5(4). - P. 472- 484. - DOI: 10.1177/1745691610373075.

2. Мусаева, Н.Р. Специфика межэтнических отношений и мультикультурализма в Казахстане / Н.Р. Мусаева // Социологический альманах.- 2013. -№4. - С. 233-240.

3. URL: http://www.healthypeople.gov /2020/about/ QoLWBabout.aspx.

4. Pedersen P.B. Counseling international students // The Counseling Psychologist. - 1991. -Vol.19. - http://journals.sagepub.com/doi/ pdf/10.1177/0011000091191002.

5. Sandhu, D.S. Development of an Acculturative Stress Scale for International Students: preliminary findings / D.S. Sandhu, B.R. Asrabadi // Psychological Reports.

- 1994. - 75(1 Pt 2). - P. 435-448.

6. Associations between Cultural Stressors, Cultural Values, and Latina/o College Students' Mental Health / R. Corona et al. // Journal of Youth and Adolescence.

- 2017. - 46(1). - P. 63-77. - DOI: 10.1007/s10964-016-0600-5.

7. Acculturation, enculturation, and Asian American college students' mental health and attitudes toward seeking professional psychological help/ M. J. Miller et al. // Journal of Counseling Psychology. - 2011. -58(3). -P. 346-357. - DOI: 10.1037/a0023636.

8. Yu, B. Acculturative stress and influential factors among International Students in China: a structural dynamic perspective / B. Yu // PLoS One. - 2014. -9(4):e96322. - DOI:10.1371/journal.pone.0096322.

9. Pan, J.Y. Acculturative stressors and acculturative strategies as predictors of negative affect among Chinese international students in Australia and Hong Kong: a cross-cultural comparative study / J.Y. Pan,

D.F. Wong // Academic Psychiatry. - 2011.- 35(6). -P. 376-381. - DOI: 10.1176/appi.ap.35.6.376.

10. Bhandari, P. Stress and health related quality of life of Nepalese students studying in South Korea: a cross sectional study / P. Bhandari // Health and Quality of Life Outcomes. - 2012. - 10:26. - DOI: 10.1186/14777525-10-26.

11. Kim, S.J., Yoo, I. Y. Health Promotion Behavior of Chinese International Students in Korea Including Acculturation Factors: A Structural Equation Model / S.J. Kim, I. Y. Yoo // Asian Nur Res (Korean Soc Nurs Sci). - 2016. - 10(1). - P. 25-31. - DOI: 10.1016/j. anr.2015.10.008.

12. Effects of Assertiveness Training and Expressive Writing on Acculturative Stress in International Students: A Randomized Trial / S. Tavakoli et al. // J Couns Psychol. - 2009. - October 1. - 56(4). - P. 590-596. - DOI:10.1037/a0016634.

13. Казаков, А.В. Современное состояние проблемы адаптации иностранных студентов в поликультурном пространстве вуза / А.В. Казаков, В.А. Банин // Проблемы современного педагогического образования. - 2016 г. - №52(5). - С. 235-241.

14. Сошников, Е.А. Взаимосвязь уровня адаптации и динамики успеваемости китайских студентов /

E.A. Сошников // Вестник РУДН. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. - 2012. - №3. - С. 94-98.

15. Камара Ишака. Стресс и его влияние на процесс адаптации в России студентов из стран Африки / Ишака Камара // Общество: социология, психология, педагогика. - 2012. - №2.- С.66-70.

16. Факторы устойчивости к организационному стрессу студентов медицинского университета первого года обучения / А. В. Силаева [и др.] // Сибирский психологический журнал. - 2015. - №58.

- С.108-120.

17. URL: http://lib.vsu.by/xmlui/handle/123456789/7731

18. Закаблук, А.Г. К вопросу о роли психокоррекцион-ных мероприятий в преодолении адаптационного стресса у иностранных студентов, обучающихся в РФ / А.Г. Закаблук, О.К. Митракова // Вестник Дальрыбвтуза. - 2015. - №4. - С.70-75.

19. Транскультуральные аспекты преподавания в многонациональном медицинском университете / Н.С. Глоба [и др.] // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения : сб. материалов L Международной научно-практической конференции / под ред. С. С. Чернова.

- Новосибирск, 2016. - Ч. 1. - С. 105-109.

20. Rajab, A. Acculturative Stress among International students / A. Rajab // Journal of Economies, Business and Management. - 2014. - Vol.2. - №4. - P. 262-265.

- DOI: 10.7763/J0EBM.2014.V2.136

21. Ибраева, Ж.Б. Культуральный стресс иностранных студентов медицинского ВУЗа на примере ГМУ г. Семей / Ж.Б. Ибраева, Ю.М. Семенова, Д.К. Алдынгуров // Мир науки и молодежь: новые пути развития : сб. материалов международной конференции молодых ученых. - Караганда, 2016.

- С. 181-182.

22. Удовлетворенность иностранных студентов социокультурным сопровождением Медицинского университета Республики Казахстан / Ж. Б. Ибра-ева [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2016. - Т.24.

- №1. - С. 39-43.

АНАЛИТИКАЛЬЩ ШОЛУ ТУЙ1Н

ШЕТЕЛ СТУДЕНТТЕРШЩ ДЕНСАУЛЬЩТАРЫНА МЭДЕНИ СТРЕСТЩ

ЭСЕР1: ЭДЕБИ ШОЛУ

Ж.Б. ИБРАЕВА1, Д.К. АЛДЫНГУРОВ2, А.О. МЫСАЕВ1, Л.Т. ^АСЫМ1

'Семей каласынын Мемлекетгiк медицина университетi, Семей, Казакстан 2"КДСЖМ" Казакстандык медицина университетi, Астана, Казакстан

Ибраева Ж.Б. - «Когамдык денсаулык сактау» мамандыгы бойынша PhD докторанты, тел.: 87087456017, e-mail: zhanikusya@mail.ru; Алдынгуров Д.К. - MD, PhD, КМУ «Когамдык денсаулык сактаудын жогары мектебЬ) менеджерi, тел.: 87075262191, e-mail: a-doul@mail.ru; Мысаев А.О. - MD, PhD, когамдык сактау кафедрасынын мецгерушЫ, тел.: 87076621663, e-mail: amyssaev@mail.ru; ^асым Л.Т. - MD, PhD, дэлелдi медицина оку iсi менгерушiсi,

тел.: 87777351062, e-mail: kassym_laura1986@mail.ru

Заманауи бшмнщ интернационалдандырылуы мен географиялык шекаранын кецеюi когамнын жаИандану салдарынын Yдерiсiнен болып табылады. Шетелдiк студенттердiн вздерiне таныс емес елдердегi жагдайларда, мэдени стреске ^шырауы салдарынан психосаматикалык б^зылыска алып келуi мумшн. Своевременное реагирование и адаптация иностранных студентов способствуют снижению данного вида стресса. Дер кезiнде эрекет ету жэне шетел студенттершщ бейiмделiп кетуiне квмектесу стрестiн б^л тYрiн твмендетуге ыкпал етедi. Heeisei свздер: шетелдк студенттер, мэдени стресс, денсаулыц.

SUMMARY

THE INFLUENCE OF CULTURAL STRESS ON THE HEALTH STATUS OF FOREIGN STUDENTS: LITERATURE REVIEW

ZH. IBRAYEVA 1, D. ALDYNGUROV2, A. MYSSAYEVS L. KASSYMi

'Semey State Medical University, Semey, Kazakhstan, 2Kazakhstan medical university "Kazakhstan School of Public Health", Astana, Kazakhstan

Zh. Ibrayeva - PhD student, "Public Health" specialty, e-mail: zhanikusya@mail.ru, 87087456017; D. Aldyngurov - MD, PhD, manager, a-doul@mail.ru, 87075262191; A. Myssayev - MD, PhD, Head of the Public Health Department, e-mail: amyssaev@mail.ru, 87076621663; L. Kassym - MD, PhD Head of Evidence Based Medicine Department, e-mail: kassym_laura1986@mail.ru, 87777351062.

The internationalization of modern education and the expansion of geographical boundaries is a natural consequence of the globalization of modern society. Foreign students in the new conditions of an unfamiliar country may experience cultural stress, due to which psychosomatic disorders are possible. Timely response and adaptation of foreign students contribute to reducing this type of stress.

Keywords: international students, cultural stress, health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.