Научная статья на тему 'Влияние конкретно-индуктивного метода обучения на формирование коммуникативной грамотности школьников на уроках математики'

Влияние конкретно-индуктивного метода обучения на формирование коммуникативной грамотности школьников на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНКРЕТНО-ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаговская Е.В.

В данной статье рассмотрена важность коммуникативных навыков учащихся и исследовано влияние конкретно-индуктивного метода на их развитие на уроках математики. Данный метод интересен тем, что школьникам предоставляется возможность самостоятельного обучения и формулирования необходимых понятий и выводов во взаимодействии друг с другом. Подобная организация уроков способствует формированию речевых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние конкретно-индуктивного метода обучения на формирование коммуникативной грамотности школьников на уроках математики»

174

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

ВЛИЯНИЕ КОНКРЕТНО-ИНДУКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

© Лаговская Е.В.*

АОО «Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления г. Алматы»,

Республика Казахстан, г. Алматы

В данной статье рассмотрена важность коммуникативных навыков учащихся и исследовано влияние конкретно-индуктивного метода на их развитие на уроках математики. Данный метод интересен тем, что школьникам предоставляется возможность самостоятельного обучения и формулирования необходимых понятий и выводов во взаимодействии друг с другом. Подобная организация уроков способствует формированию речевых компетенций.

Ключевые слова функциональная грамотность, коммуникативные компетенции, самостоятельное обучение, конкретно-индуктивный метод.

Быстрое развитие различных областей науки, культуры и техники требует от каждой личности максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества, характеризующееся интеграцией таких качеств, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течении всей жизни.

Подобные качества являются результатом образовательного процесса. Такой результат служит созидательным фактором, движущей силой культурного и социально-экономического прогресса общества и свидетельствует об изменениях в личности обучающихся, значащихся необходимым условием для развития функциональной грамотности школьников.

Функциональная грамотность включает воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения [1]. Таким образом, в основе всех общеобразовательных компетенций лежит коммуникативная грамотность.

Согласно ГОСО в процессе обучения учащиеся должны развивать следующие коммуникативные компетенции:

1) умение пользоваться разнообразными языковыми средствами устной и письменной коммуникации;

2) умения выбирать разнообразные стили и жанры, адекватные решению коммуникативных задач;

Учитель математики.

Теория и методика обучения и воспитания

175

3) умение осуществлять продуктивное взаимодействие в ситуациях учебного и социокультурного общения;

4) умение оценивать свое участие в коммуникативной деятельности и самокоррекции на этой основе [2].

Коммуникативные компетенции будут способствовать взаимодействию личности с окружающим миром и нормальному функционированию в нем, поскольку эффективность жизнедеятельности зависит от способности к обмену информацией и наличия коммуникативного опыта. А также помогут учащимся формировать в себе навыки:

1) активного слушания - умение понимать логику и смысл высказывания, извлекать нужную информацию;

2) изучающего чтения;

3) активного говорения - умение поддерживать беседу на различные темы, грамотно вести диалог, задавать вопросы; логично строить монологическое выступление;

4) умения собирать, анализировать и систематизировать необходимый учебный материал, составлять план и строить выступление в соответствии с определенным стилем речи.

Таким образом, формируется способность строить отношения с окружающими людьми, устанавливать контакты, осваивать научную картину мира, самостоятельно создавать алгоритм и план познавательной деятельности, формировать культуру мышления и поведения, добиваться поставленных целей.

Простое наблюдение за современными школьниками позволяет сделать вывод об отсутствии у них правильной грамотной речи, и в частности, математической речи.

Многие учащиеся, добившиеся больших успехов в области математики, не всегда оказываются способными в других областях. На предметах гуманитарного цикла они не в состоянии формулировать суждения и вести развернутые рассуждения, тем самым формируя о себе представление как об учениках с невысокими возможностями. Также заметна некоторая напряженная обстановка в ситуациях, когда учащимся необходимо вести диалог на определенную заранее им неизвестную тему, у них возникает чувство беспокойства перед необходимостью выступить перед аудиторией. И это беспокойство порой перерастает в страх, если аудитория незнакомая.

Проводимое анкетирование среди учащихся позволило наиболее четко увидеть коммуникативные проблемы, стоящие перед ними (рис. 1).

Согласно самооценке школьников, лишь 46 % из них полностью уверены в своих коммуникативных умениях и способности вести беседу на достаточно высоком уровне. Но навыки общения 56 % подростков, находятся на интуитивном или бессознательном уровне. Особенностью данного уровня является отсутствие или несистематизированность осознанности выбора

176

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

способа общения. Такие учащиеся не всегда понимают сущность и закономерности происходящих процессов, поэтому отбрасывают и стараются не реагировать на возникающие у них мысли при решении каких-либо задач. Они подвластны традиционному мышлению.

Рис. 1. Результаты анкетирования учащихся

Согласно концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения [3].

Поэтому возникает проблема вывести учащихся на интеллектуальный или сознательный уровень общения, когда в основе общения будут лежать научные знания и творческое вдохновение. Обладая широким спектром коммуникативных возможностей, они смогут ставить вопросы, слушать собеседника, обсуждать с ним различные проблемы, комментировать высказывания, давая им критическую оценку, максимально реализовывать свой потенциал.

В рамках школьного обучения коммуникативные компетенции должны последовательно развиваться во взаимодействии различных видов деятельности, основывающихся на общении участников учебного процесса. Поэтому освоение математики должно сопровождаться изучением не только основных математических понятий, развитием математического мышления, но и других видов мышления.

Теория и методика обучения и воспитания

177

Принято считать, что школьная математика должна излагаться в виде системы установленных конкретных истин. Она воспринимается как скучная и достаточно сложная наука, направленная только на формальное развитие умственных способностей. Но для того, чтобы учащиеся имели возможность более широкого умственного развития, математическое мышление должно развиваться во взаимосвязи с областями других наук, с явлениями из жизни.

Поэтому возникает вопрос: какие методы обучения наилучшим образом могут повлиять на формирование коммуникативных навыков школьников на уроках математики?

Бабанский Ю.К. рассматривает методы обучения как способы упорядоченной взаимосвязи деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач учебного процесса [4].

Методы обучения должны быть направлены на достижение цели обучения, обеспечивать способ усвоения информации и характер взаимодействия субъектов учебного процесса. В связи с этим, у учащихся будут развиваться коммуникативные навыки, если им предоставлять возможность самостоятельного изучения новых понятий посредством конкретно-индуктивного метода.

Сущность конкретно-индуктивного метода состоит в следующем: учащиеся самостоятельно анализируют эмпирический материал, сравнивают, классифицируют, абстрагируют понятия; затем обобщают всю имеющуюся информацию и выделяют общие признаки; на основе синтеза формулируют новое определение, свойства и признаки, обозначающие изучаемое понятие или явление. При необходимости приводятся примеры и конрпримеры.

Конкретно-индуктивный метод обучения предоставляет учащимся большие возможности для самодеятельности. Так, при изучении многих разделов геометрии учащиеся создают модели фигур, изучают свойства геометрических тел по окружающим предметам. Выполняя исследовательскую работу, они используют различные средства устной и письменной коммуникации, активно обсуждая, формулируют гипотезы, термины и выводы.

В основе такого обучения лежит не пассивное слушание и восприятие рассуждений учителя, а активное участие в процессе собственного обучения. Все необходимые заключения формируются самостоятельно при рассмотрении частных случаев и примеров, анализируются, а затем под руководством учителя обобщаются в общие теоремы.

Конкретно-индуктивный метод может давать высокие результаты при выполнении различных видов учебной деятельности. Основанный на активном взаимодействии с применением большого количества лабораторных приемов, он позволяет развивать коммуникативные навыки как во время проведения исследовательской практики, так и при демонстрации результатов (табл. 1).

178

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Основные виды учебной деятельности

Таблица 1

Учебная деятельность Форма предоставления результатов Коммуникативные и мыслительные навыки

Исследование по изучаемой теме Доклад, презентация, научный проект Формулирование вопросов, гипотез, поиск доказательств

Работа с картами, схемами, объектами и окружающими предметам Обсуждение, дебаты, презентация Анализ, самостоятельная разработка выводов, составление новых схем и таблиц

Лабораторная работа Доклад, презентация, эссе Деятельностные навыки, постановка гипотез и вопросов, аргументация и обоснование

Работа со статистическими материалами Доклад, презентация Проведение анкетирований, сбор и анализ данных, формулирование выводов

Практические домашние задания Доклад, эссе, презентация Саморазвитие и самовоспитание, творчество и любознательность

Задача учителя состоит в том, чтобы предложить ученикам конкретные примеры для исследования, отражающие основные признаки понятий. Они должны обладать важной характерной чертой - привлекать внимание учащихся. Практическая направленность всех заданий предоставляет ученикам уверенность в достоверности изучаемых явлений. Обсуждение в ходе исследований подталкивает школьников к стремлению проверить истинность преподаваемых им теорий, а не воспринимать на веру научные изречения.

Подобное стремление положительно сказывается на развитии учеников. Так стали заметны изменения по различным параметрам коммуникативных навыков в ходе изучения математических объектов (рис. 2):

1) готовность к планированию. Четкий порядок проведения экспериментальных работ способствует формированию умения упорядочить мысли и выстроить последовательность изложения.

2) гибкость. Сформированные умения восприятия идей одноклассников стали генератором собственных гипотез, мыслей и выводов. Гибкость мышления позволяет ученикам не спешить с суждениями и заключениями, а в достаточной мере собрать доказательства и убедительно обосновать свое мнение.

3) настойчивость. Выработанная настойчивость к решению поставленных задач не позволяет учащимся, столкнувшимся с трудностями, отложить решение. Понимая суть обучения, цель и планируя определенный результат, они добиваются успехов в исследовании.

4) осознание. Наблюдение за собой и своими товарищами по группе в процессе мыслительной деятельности позволяет отслеживать ход рассуждений. Тем самым выстраивая правильную логическую цепочку, приводящую к формулированию проблемных вопросов или выводов.

Теория и методика обучения и воспитания

179

5) поиск компромиссных решений. Для того, чтобы принятые решения не оставались на уровне высказываний, учащиеся учатся рассматривать различные точки зрения и пути решения сформулированных задач. Тем самым развивая в себе умение слышать товарищей.

Рис. 2. Основные коммуникативные навыки

Формирующиеся навыки общения оказывают влияние и на изменения уровня развития критического мышления (рис. 3). Характеристикой начального уровня является умение оценивать простые утверждения, находить ошибки, формулировать и отвечать на вопросы низкого порядка. Учащиеся, владеющие базовыми навыками критического мышления, могут сравнивать понятия, анализировать, доказывать справедливость утверждений. Высокий уровень критического мышления отражает навыки самостоятельного воспроизведения собственных идей; на основе имеющихся знаний определять проблемы, пути решения и делать прогноз на будущее.

Рис. 3. Уровень развития критического мышления

180

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Таким образом, стали заметны перемены в формировании умений, необходимых современной личности для полноценной жизнедеятельности в обществе. Можно выделить следующие качества школьников, в которых произошли изменения:

1) способность к критическому мышлению;

2) устремленность к саморазвитию;

3) навыки постановки вопросов;

4) умение выдвигать гипотезы и проблемы;

5) творческое мышление и любознательность;

6) умение вести диалог и монологическое выступление;

7) социальная ответственность.

Активно-поисковые и интенсивно-творческие виды деятельности, самостоятельное установление математических закономерностей на основе изучения конкретных фактов, приложение этих фактов к решению задач практического характера являются ключевым фактором в развитии коммуникативной грамотности.

Список литературы:

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - Екатеринбург, 2000.

2. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы по предметам естественнонаучного цикла. Методическое пособие. - Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013.

3. http://www.emissia.org/offline/2010/1456.htm.

4. http://edusupport.ru/?statya=260.

5. Халперн Д. Психология критического мышления [Текст] / Д. Хал-перн. - СПб.: Питер, 2000.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ СРЕДСТВАМИ ДОМАШНЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА1

© Пустовит С.О.* *

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,

г. Калуга

Автор рассматривает проблему качества обучения школьников химии через эффективность формирования предметных умений. Особое

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Калужской области. Проект «Обучение школьников предметным умениям по химии в свете требований образовательного стандарта нового поколения», № 16-16-40005.

* Доцент кафедры Химии, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.