Научная статья на тему 'Влияние конфликта на Украине на социально-экономическое развитие Польши в 2022–2023 гг.'

Влияние конфликта на Украине на социально-экономическое развитие Польши в 2022–2023 гг. Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
украинский кризис / Польша / экономическое развитие / миграция / Ukrainiancrisis / Poland / economicdevelopment / migration

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Габарт Аанджей Артурович

В статье анализируется воздействие конфликта на Украине на социальноэкономическое развитие Польши в 2022–2023 гг. Конфликт на Украине и вызванный этим событием приток украинских беженцев оказал негативное воздействие на экономическое развитие страны. В данной работе автор уделяет особое анализу воздействия миграционных процессов на экономическое развитие Польши в последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE CONFLICT IN UKRAINE ON THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF POLAND IN 2022–2023

The article analyzes the impact of the military operation in Ukraine on the socioeconomic development of Poland in 2022–2023. The conflict in Ukraine and the inflow of Ukrainian refugees caused by a negative impact on the economic development of the Poland. In this paper, the author focuses on analyzing the impact of migration processes on the economic development of Poland in recent years.

Текст научной работы на тему «Влияние конфликта на Украине на социально-экономическое развитие Польши в 2022–2023 гг.»

ш

и <

1= О

Анджей Габарта

УДК 323

m ш

Влияние конфликта на Украине

на социально-экономическое развитие Польши

в 2022-2023 гг.

Аннотация. В статье анализируется воздействие конфликта на Украине на социально-экономическое развитие Польши в 2022-2023 гг. Конфликт на Украине и вызванный этим событием приток украинских беженцев оказал негативное воздействие на экономическое развитие страны. В данной работе автор уделяет особое анализу воздействия миграционных процессов на экономическое развитие Польши в последние годы.

Ключевые слова: украинский кризис, Польша, экономическое развитие, миграция

© Габарта Анджей Артурович - к.и.н., в.н.с. Отдела исследований Центральной и Восточной Европы ИЕ РАН. E-mail: a.habarta@inno.mgimo.ru

ск I

ч

О

и <

П

О

По состоянию на начало декабря 2023 г. военная операция на Украине длилась уже более 22 месяцев. Это позволяет провести комплексный анализ ее воздействия на Польшу в разных плоскостях: экономической и социальной сферах.

Помощь беженцам с Украины

Одним из основных последствий конфликта на Украине является массовый приток граждан этой страны в Польшу. Европа уже ранее < сталкивалась с миграционными кризисами, например в 1992 г. после крушения социалистического блока и в 2015 г. из-за гражданской войны в Сирии. Но современный кризис, вызванный военным конфликтом на Украине, превзошел их по масштабу (Габарта А.А., 2021).

К настоящему моменту более 4 млн граждан Украины получили временную защиту в странах ЕС, из них 971 тыс. человек проживают в Польше. За период с 24 февраля 2022 г. по 31 декабря 2023 г. польско-украинскую границу пересекли 18,68 млн граждан Украины (11и uchodzc6w z икгату... 2024), однако только 960 тыс. (5,7 %) из них остались в Польше. Остальные вернулись на Украину или уехали в другие страны ЕС в поисках лучшей жизни.

Несмотря на рост числа украинских граждан в Польше, Варшава, как и другие страны ЦЕ (Чехия, Словакия, Венгрия и Румыния), пока не обратилась к Европейской комиссии за помощью в переселении беженцев через платформу солидарности.

Во время предыдущего миграционного кризиса (2015-2016 гг.) Польша высказывала протест против введения «квот на беженцев» и активно противостояла идее переселения мигрантов в рамках ЕС. В 2021 г. при массовом наплыве беженцев из Белоруссии Польша также предпочла не обращаться за помощью к ЕС. Скорее всего, находившееся у власти правительство, возглавляемое партией «Право и Справедливость», отказывалось обращаться за помощью в Брюссель, опасаясь создания прецедента, который может в будущем обязать Польшу принимать мигрантов из Африки и Ближнего Востока. Можно предположить, что польские власти с первых дней кризиса на Украине наделись на быстрый переезд украинских мигрантов в другие страны ЕС в поисках лучших ^

П

условий жизни. о

Согласно польским исследователям, средний возраст украинских беженцев составляет 38 лет, более половины из них — это лица с высшим < образованием. Подавляющее большинство мигрантов — женщины, чаще всего матери с детьми, которые прибыли в Польшу из северных и восточных регионов Украины, таких как Киевская, Черниговская, Харьковская и Донецкая области. Выбор ими Польши был обусловлен культурной

близостью, наличием друзей и родственников. Большинство мигрантов предпочитают проживание в крупных городах, что можно обосновать Ё наличием в них вакантных мест работы. Хотя украинские беженцы ^ представляют собой высококвалифицированную рабочую силу, только § четверть из них владеет польским языком на хорошем уровне (Raport ä specjalny... 2022).

В Польше в начале 2022 г. была разработана государственная про-5 грамма помощи украинским беженцам. Согласно закону от 12 марта < 2022 г., украинцам, въехавшим легально после 24 февраля 2022 г., было I разрешено пребывание в стране на срок до 18 месяцев. Также польское правительство предоставило единовременную финансовую помощь в размере 300 злотых для покрытия расходов на жилье, продукты, одежду и личные гигиенические средства. Польским гражданам, принявшим беженцев по соглашению с муниципалитетом, предоставляется ежедневная финансовая поддержка в размере 40 злотых в течение 60 дней. Украинским детям и молодежи предоставили право на безвозмездной основе посещать детские сады и обучаться в школах. Также на граждан Украины распространили действие социальных программ, таких как «500+», «300+», «капитал по уходу за семьей» (Specustawa o pomocy... 2022).

Граждане Украины, которые встали на учет в универсальной электронной системе регистрации населения и полили номера PESEL, были освобождены от необходимости получать разрешение на работу. За 22 месяца более 1,7 млн граждан Украины получили номер PESEL (Zarejestrowane wnioski... 2023).

Украинский кризис оказывает существенное влияние на политическую обстановку в стране. Хотя существует консенсус среди крупных системных политических сил Польши по отношению к нынешнему конфликту на Украине, он стал инструментом внутриполитической борьбы. Спецоперация на Украине отвлекает общественное внимание от внутренних вопросов, особенно ухудшающейся экономической ситуации в стране.

Поддержка Украины в конфликте с Россией соответствует долгосрочной стратегии Польши, направленной на ограничение роли России в регионе Центральной и Восточной Европы. Вмешательство Польши ^

П

в украинский кризис также рассматривается как возможность изменить о ее статус на мировой арене. Считается, что спецоперация на Украине приведет к изменениям в мировом порядке, и Варшаве следует использовать этот момент для укрепления своего положения в регионе.

Украинский миграционный кризис оказывает большие влияние на социальную сферу. Согласно оценкам экспертов, в конце 2023 г. в Польше проживало около 960 тыс. украинцев. Польские политики надеются

на возвращение украинских мигрантов на родину после завершения СВО на Украине. Однако опыт предыдущих миграционных волн, в частности Ё сирийских беженцев, указывает на обратное.

Все чаще в польском обществе возникает вопрос относительно § источников финансирования помощи для украинских беженцев. Будут

00 ли они поддерживаться за счет польских налогоплательщиков и между-^ народных организаций, или они сами смогут найти себе работу и таким 5 образом обеспечивать свои нужды.

Второй сложной проблемой является предоставление доступа укра-

1 инским мигрантам к социальным услугам. Польская система образова-^ ния сталкивалась с финансовыми трудностями и нехваткой кадров еще

до февраля 2022 г., поэтому существуют опасения, что в новых реалиях она будет парализована. В медицинской системе ситуация обстоит не лучше. Она хронически страдает от недофинансирования и нехватки персонала. Эксперты выражают сомнения в способности медицинской и образовательной систем эффективно справляться с дополнительным наплывом людей. Еще одной проблемой является языковой барьер, поскольку большинство украинских мигрантов не владеют польским, что затрудняет обучение детей и получение медицинской помощи. По оценкам экспертов, в 2022 г. Польша потратила свыше 40 миллиардов злотых на помощь украинцам и Украине (Prawie 700 т1п... 2023).

Социологические исследования указывают на рост равнодушия в польском обществе, особенно после завершения эпидемии коронави-руса. С течением времени украинские мигранты становятся объектом недовольства граждан. Их начинают обвинять в ухудшении системы образования, медицины, увеличении госрасходов и росте внешнего долга.

Экономика Польши на фоне кризиса

В 2022 г. влияние украинского кризиса на экономическое развитие Польши оказалось разнонаправленным. Несмотря на начальные опасения, экономика страны продолжала расти, хотя в последующие месяцы 2023 г. было зафиксировано замедление. В 2022 г. ВВП увеличился на 5,3 %, но в 2023 г., по предварительным оценкам, темы роста замедлились до 0,3-0,5 % ВВП. Тем не менее экономический рост был в поло- 2 жительной траектории. На ухудшение макроэкономической ситуации о в Польше повлияли как внутренние, так и внешнее факторы.

К внутренним факторам, которые повлияли на экономическое < замедление, стоит отнести высокую ставку рефинансирования, рост ¡^ инфляции, снижение покупательской способности и доходов населения. Конфликт на Украине также негативно воздействовал на экономическую деятельность польских компаний, увеличивая уровень неопределенности

<

введения бизнеса. Несмотря на снижение уровня инфляции в 2023 г., ее высокий уровень остается проблемой, оказывая негативное влияние Ё на заработные платы.

Внутренний спрос, ранее являвшийся ключевым источником роста, § перестал быть драйвером роста из-за повышения инфляции и сокра-m щения доходов домашних хозяйств. По оценкам, уровень безработицы ^ остался стабильным в 2022-2023 гг., но эксперты прогнозируют его 5 увеличение в следующем году. Высокий уровень инфляции и снижение < реальных доходов создают вызовы для рынка труда и общей макроэко-I номической стабильности.

i и

Внешние факторы, такие как неопределенность на Украине, негативно влияют на инвестиции, предпринимательскую активность и конкурентоспособность польских компаний. Рост цен на энергоносители сказался на операционных расходах предприятий, приведя к удорожанию товаров и услуг.

В 2022 г. внешние факторы оказали значительное влияние на польскую экономику. Согласно данным польской статистической службы, объем экспорта товаров в 2022 г. увеличился на 6,2 %, достигнув 363,3 млрд долл. США, тогда как объем импорта увеличился на 11,9 %, составив 384,3 млрд долл. США. Это привело к отрицательному сальдо торгового баланса в размере 21 млрд долл. США, что объясняется ростом стоимости энергоресурсов и снижением курса национальной валюты (Obroty towarowe handlu... 2022). Основной торговый партнер Польши — Германия — снизила свою долю в польском товарообороте. Однако произошел рост экспорта в другие страны Евросоюза. Согласно данным платежного баланса, счет текущих операций был положительным в течение первых восьми месяцев 2023 г. Профицит торгового баланса составил 9,7 млрд долл. США.

В течение первых восьми месяцев 2023 г. продолжался рост экспорта в ключевые страны еврозоны, такие как Франция, Испания и Италия. Несмотря на укрепление курса злотого, внешняя торговля оставалась активной.

Приток иностранного капитала в Польшу в 2022 г. незначительно уменьшился, составив 29,462 млрд долл. США (Tygodnik Gospodarczy PIE... < 2022). Прямые иностранные инвестиции (ПИИ), игравшие значительную о

роль в развитии экономики, стали менее активными из-за сложившихся обстоятельств, таких как события на Украине, трансформация Польши в «прифронтовое» государство и споров с Европейским союзом. Неопределенность в связи с событиями на Украине создает трудности для прогнозирования притока ПИИ и выявления краткосрочных и долгосрочных последствий для польской экономики.

к

<

и <

Начало конфликта на Украине повлияло на судьбу иностранных инвестиций в России и Украине, общий объем которых оценивается при-Ё мерно в 500 млрд долл. Многие зарубежные компании прекратили свою ^ деятельность в России. Польские власти надеются на перебазирование § этих компаний в Польшу, но пока данный процесс коснулся преимуще-оо ственно небольших фирм.

Автор склонен считать, что решение большинства польских компакт ний о приостановке деятельности в России было скорее результатом экономических, а не политических или моральных соображений. Ухудшение экономической ситуации, трудности с бизнесом из-за ограничительных мер, проблемы с платежами и логистикой значительно осложнили функционирование польских компаний в России.

Компании в сфере услуг, не имеющие значительных активов в РФ, смогли легко покинуть рынок. Например, крупный производитель одежды LPP закрыл почти 600 магазинов в России, хотя ее рынок приносил ей 25 % прибыли. Другая компания, CCC, также покинула российские площадки, несмотря на 2 % выручки отсюда.

Ситуация для польских компаний, имеющих производственные мощности в России, отличается. Некоторые остаются и продолжают деятельность, но останавливают инвестиционную активность. Например, TZMO, Canpack и Makrochem SA продолжают работать на российском рынке, но сокращают инвестиции и ассортимент. Некоторые крупные производители, такие как BRW и Cersanit, планируют покинуть российский рынок или по крайней мере это декларируют (Габарта А.А., 2022).

На основе данных главного центра экономической информации (Centralny Osrodek Informacji Gospodarczej) по состоянию на 27 января 2022 г., в Польше было зарегистрировано 982 компании, владельцами или соучредителями которых являлись российские компании или граждане России. Большинство из них (507) располагались в Мазовецком воеводстве. Основные сферы деятельности компаний с российским капиталом включали автомобильные перевозки грузов (71), оптовую торговлю (49), программное обеспечение (48), оптовую торговлю топливом (18) и химическими продуктами (14) (Mrozqca przyszlosc... 2022). < Польское правительство высказывало намерение провести о «дерусификацию» экономики и безвозмездную экспроприацию российских активов. Однако такие шаги противоречат отечественному < законодательству и правовым нормам ЕС, и их реализация может привести к судебным тяжбам. Кроме того, следует учитывать возможные ответные меры со стороны России, вплоть до национализации польских активов.

Министерство внутренних дел и администрации Республики Польша опубликовало список российских лиц и компаний, против которых были введены санкции. В начале 2023 г. в него входили 38 физических лиц ^ и 39 компаний из России и Беларуси.

Несмотря на активные призывы к бойкоту российских товаров

00 в Польше в начале конфликта, их эффект был краткосрочным. Польские ^ потребители, столкнувшиеся с экономическими трудностями, вновь на-5 чали приобретать российские товары.

В свете обсуждений восстановления украинской экономики после конфликта польские эксперты выражают надежду на активную роль

1 м

^ Польши в этом процессе благодаря ее географической близости и участию в конфликте. Глобальные тенденции переформатирования цепочек стоимости, такие как пеагеЫп^ и reshoring, могут стать дополнительными факторами для привлечения прямых иностранных инвестиций в Польшу.

В сентябре 2023 г. между Польшей и Украиной возник конфликт, обусловленный несколькими факторами. Первопричиной стало одностороннее решение Польши продлить запрет на ввоз украинской сельскохозяйственной продукции. Это решение было мотивировано заботой о финансовом положении отечественных аграриев в условиях увеличения затрат на электроэнергию, топливо и удобрения и санкций ЕС против России. Ухудшение экономической ситуации в Польше и рост инфляции привели к снижению покупательной способности населения, что повлияло на потребление продуктов питания.

Вторым фактором, влияющим на отношения между странами, стал политический аспект. В период, предшествующий парламентским выборам, которые прошли 15 октября 2023 г., находившаяся у власти партия «Право и Справедливость» стремилась привлечь поддержку сельского электората и националистической настроенной части общества, негативно относящейся к увеличению числа украинских мигрантов и критикующей украинское правительство (Касргеак I., 2023).

Следует отметить, что хотя сельское хозяйство и вносит невысокий вклад в ВВП Польши (2,6 % в 2022 г.), в нем трудоустроено значительное количество людей — около 10 % населения страны. В 2022 г. произошел ^ значительный импорт украинского зерна в Польшу, что вызвало кризис о на рынке и затруднило сбыт продукции польских аграриев. В начале 2023 г. по требованию стран ЦВЕ Европейской комиссией были введены ограничения на импорт с Украины. Запрет на ввоз украинской сельскохозяйственной продукции в пять стран ЕС, включая Польшу, был снят 15 сентября 2023 г. Однако польские аграрии активно протестовали против этого решения по экономическим причинам.

Конфликт между Польшей и Украиной в сфере сельскохозяйственной продукции обусловлен различием в издержках производства, при этом Ё необходимо отметить, что украинская продукция является более дешёв-^ ой. Кроме того, украинские производители освобождены от выполнения § высоких стандартов ЕС, что создает несправедливую конкуренцию для m польских аграриев.

В ответ на снятие эмбарго на импорт сельскохозяйственной продук-5 ции со стороны Брюсселя Польша в одностороннем порядке продлила < эмбарго на украинское зерно, что привело к ухудшению двусторонних I отношений с Украиной. В ответ на действия Варшавы Киев подал жалобу

ш

в ВТО на Польшу, Венгрию и Словакию.

Решение Европейской комиссии об отмене запрета на импорт украинского зерна было обосновано отсутствием оснований для этого. Результаты эмбарго на импорт оказались противоречивыми, в период действия эмбарго цены на зерновые и масличные культуры все равно продолжали снижаться.

Польша отказывается признать, что цены на ее рынке зависят от мирового спроса и предложения. Введение запрета считается эмоциональным шагом, несмотря на экономические аспекты. Польские политики не готовы признавать неконкурентоспособность отдельных отраслей своего сельского хозяйства.

Несоблюдение тремя стран ЦЕ решений ЕС является системной проблемой для Европейской комиссии, которая подрывает ее авторитет.

Социальные последствия

Социальные последствия для Польши заключаются в значительном приросте численности граждан Украины, работающих на ее территории. Начиная с января 2022 г., граждане Украины составляют самую многочисленную группу иностранных трудовых мигрантов в стране. К концу 2023 г. их количество достигло 960 тыс. человек, что спровоцировано усилением миграционных потоков после начала конфликта.

Министерство труда и социальной политики зафиксировало трудоустройство более 684 тыс. граждан Украины в Польше с начала конфликта. Это привело к росту трудовых ресурсов польской экономики на 6 %. ^ Украинцы преимущественно трудоустраиваются в трудоемких отраслях о экономики, таких как строительство, упаковка, склады, транспорт и сельское хозяйство (GUS: prac^ w Polsce... 2023). <

Более половины украинских трудовых мигрантов заключили срочные трудовые договоры, а средняя заработная плата до уплаты налогов составляет около 3,4 тыс. злотых. Однако 22 % прибывших граждан Украины пока не смогли найти себе применение. Причины безработицы

украинских граждан обусловлены недостаточным знанием польского языка (54 %) и отсутствием предложений, соответствующих их компе-Ё тенциям (32 %).

Проведенное анкетирование польского бизнеса показывает, что 33 % § польских компаний имели опыт найма украинских работников. Высок m уровень их занятости в крупных (24 %) и средних (37 %) предприятиях. ^ Однако сокращение издержек производства в условиях неопределен-5 ности и роста цен снизило уровень занятости украинцев в некоторых < компаниях, особенно в малых и микрокомпаниях.

В конце 2023 г. около 616 тыс. украинских беженцев, родившихся

I и

после 2005 г., получили номера PESEL. Однако только половина из них посещают образовательные учреждения, включая детские сады и школы. Этот низкий показатель объясняется несколькими факторами, такими как продолжение дистанционного обучения в украинских школах, отъезд части семей из Польши, а также возвращение некоторых детей на Украину.

Географически большинство украинских детей и подростков проживает в крупных польских городах и их пригородах. Лидирующей локацией является Варшава, где проживает более 17,8 тыс. украинских школьников (9 % от общего числа). Значительное количество таких детей также обучается в городах Вроцлав, Краков и Познань. Можно предположить, что размещение украинских детей соответствует местам проживания украинских беженцев, желающих остаться в Польше на длительный срок. В этом контексте можно сделать вывод, что крупные польские города станут основными бенефициарами миграционных процессов, вызванных событиями на Украине, в то время как восточные регионы Польши, столкнувшиеся с депопуляцией, не смогут значительно увеличить свой демографический потенциал.

Начало конфликта на Украине вызвало в политическом сообществе Польши единодушное осуждение. Усилия Варшавы действовать в качестве «адвоката Украины» могут быть объяснены внешнеполитическими амбициями страны, нацеленными на улучшение ее геополитического статуса в Европе и становление в качестве региональной державы в Центральной Европе.

Внутриполитический аспект свидетельствует о том, что украинский кризис был отвлекающим маневром для партии «Право и справедливость», которая желала снизить внимание общественности к внутренним проблемам. Рост ВВП Польши в 2022-2023 гг., несмотря на внешние

трудности, указывает на относительную зрелость и устойчивость ее национальной экономики к внешним воздействиям.

Начало конфликта привело к ослаблению польской националь-^ ной валюты, а антироссийские санкции ЕС повлекли за собой рост цен § на энергоресурсы и нестабильность на рынках сырья. Польша практиче-

00 ски прекратила покупку энергоресурсов у России в 2023 г., но в эксперт-^ ном сообществе существуют опасения относительно потенциальных 5 негативных последствий этого шага для национальной экономики.

Политическая риторика в Польше в предвыборный период 2023 г.

1 связывала экономические трудности с Россией, в результате чего даже

I м

^ появился термин «путинфляция». А вот приток украинских беженцев, как считается, оказывает позитивное воздействие и на продажи розничных сетей, и частное потребление.

Инфляция была основным внутренним фактором, препятствующим более быстрому экономическому росту. Парламентские выборы в 2023 г. ограничили применение антиинфляционных мер, а социальные расходы правительства, напротив, увеличивались. Противоречия между монетарной политикой Центрального банка и социальными мерами правительства в конечном итоге негативно отразились на результатах выборов в Сейм осенью 2023 г.

Приток украинских беженцев может способствовать росту потребления, однако он также представляет вызовы в интеграции на рынок труда из-за их возрастной и гендерной структуры. Психологические травмы, низкое знание языка и формальные барьеры могут осложнить их интеграцию, а столкновение с реалиями польского рынка труда может привести к дискриминации и нестабильным условиям труда.

Предполагается, что многие украинские переселенцы, вынужденные покинуть родину из-за текущего кризиса, захотят остаться в Польше, что может вызвать серьезные последствия для внутренней и внешней политики страны. Увеличение населения на 10 % за счет украинцев может привести к социальным конфликтам, изменению политического ландшафта и усилению антироссийской риторики. Активизация деятельности украинских общественных организаций, финансируемых из-за рубежа, усилит влияние украинской диаспоры < на польскую политическую повестку и отношения с Россией. Следова- о

тельно военная операция на Украине продолжит оказывать большое влияние на политический ландшафт Польши и экономическое развитие страны в ближайшие годы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

<

и <

• СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

ск

сЗ Габарта А.А. (2021). Польско-белорусский пограничный конфликт в зеркале аналитики // Вишеградская Европа. Центральноевропейский журнал. 2021. № 3 (11). С.14-24.

ш

и Габарта А.А. (2022). Воздействие СВО на внешнеэкономические связи Польши с Россией

<

// Вишеградская Европа. Центральноевропейский журнал. 2022 № 4(XVI). С. 39-48.

о

££ GUS: prac^ w Polsce wykonuje niemal milion cudzoziemcow. Wi^kszosc pochodzi z Ukrainy.

rynekzdrowia.pl. 8.11.2023. Available at: https://Www.rynekzdrowia.pl/Polityka-zdrowotna/

Ds

GUS-prace-w-Polsce-wykonuje-niemal-milion-cudzoziemcow-Wiekszosc-pochodzi-z-Ukrainy,251761,14.html (accessed 26.01.2024).

< Ilu uchodzcow z Ukrainy jest w Polsce. 300gospodarka. 25.01.2024. Available at: https://300gospodarka.pl/news/uchodzcy-z-ukrainy-w-polsce-liczba_(accessed 26.01.2024).

ij Kacprzak I. Sondaz: PiS chce przekuc afer^ zbozow^ w sukces wyborczy. Rzeczpospolita.

29.09.2023. Available at: https://www.rp.pl/polityka/art39190081-sondaz-pis-chce-przekuc-afere-zbozowa-w-sukces-wyborczy_(accessed 26.01.2024).

Mroz^ca przyszlosc rosyjskiego kapitalu w Polsce. Rzeczpospolita. 07.03.2022. Available at: https://www.rp.pl/biznes/art35822611-mrozaca-przyszlosc-rosyjskiego-kapitalu-w-polsce (accessed 26.01.2024).

Obroty towarowe handlu zagranicznego ogolem i wedlug krajow w okresie styczen-grudzien 2022 roku. GUS. Available at: https://stat.gov.pl/obszary-tematyczne/ceny-handel/handel/obroty-towarowe-handlu-zagranicznego-ogolem-i-wedlug-krajow-w-okresie-styczen-grudzien-2022-roku,1,125.html_(accessed 26.01.2024).

Prawie 700 mln zl z UE na wsparcie dla uchodzcow z Ukrainy. MSWiA. 19.10.2023. Available at: https://www.gov.pl/web/mswia/prawie-700-mln-zl-z-ue-na-wsparcie-dla-uchodzcow-z-ukrainy (accessed 26.01.2024).

Raport specjalny "Uchodzcy z Ukrainy w Polsce". EWL Group (blog). 12.04.2022. Available at: https://ewl.com.pl/raport-specjalny-uchodzcy-z-ukrainy-w-polsce/_(accessed 26.01.2024).

Specustawa o pomocy dla Ukraincow: jednorazowe swiadczenie pieni^zne, 500 plus i zasilki rodzinne. Rzeczpospolita. 22.03.2022. Available at: https://www.rp.pl/praca-emerytury-i-renty/art35842911-uchodzcom-z-ukrainy-beda-przyslugiwaly-liczne-swiadczenia_(accessed 26.01.2024).

Tygodnik Gospodarczy PIE. 49/2022. 08.12.2022. Polski Instytut Ekonomiczny. 11.12.2022. Available at: https://pie.net.pl/wp-content/uploads/2022/12/Tygodnik-PIE_49-2022.pdf (accessed 26.01.2024).

Zarejestrowane wnioski o nadanie statusu UKR w zwi^zku z konfliktem na Ukrainie. Stan na 14.11.2023 Available at: https://dane.gov.pl/pl/dataset/2715/resource/52340/ table?page=1&per_page=20&q=&sort=_(accessed 26.01.2024).

<

П

о

к

<

и <

ск I

о

и <

П

О

< I

THE IMPACT OF THE CONFLICT IN UKRAINE ON THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF POLAND IN 2022-2023

Andrzej Habarta

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: a.habarta@inno.mgimo.ru

Abstract. The article analyzes the impact of the military operation in Ukraine on the socioeconomic development of Poland in 2022-2023. The conflict in Ukraine and the inflow of Ukrainian refugees caused by a negative impact on the economic development of the Poland. In this paper, the author focuses on analyzing the impact of migration processes on the economic development of Poland in recent years.

Keywords: Ukrainian crisis, Poland, economic development, migration

к

<

и <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.