Научная статья на тему 'Влияние комплекса факторов окружающей среды на формирование здоровья популяции детей школьного возраста'

Влияние комплекса факторов окружающей среды на формирование здоровья популяции детей школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1771
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕ / ШКОЛЬНИКИ / ECOLOGY / ENVIRONMENT / HEALTH / SCHOOLBOYS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ладнова Г. Г., Гладских М. Н., Курочицкая М. Г.

В статье представлены экологические показатели окружающей среды и здоровья населения (школьники 7-17 лет).I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ладнова Г. Г., Гладских М. Н., Курочицкая М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article ecological indicators of environment and population health (schoolboys of 7-17 years) are presented in regional aspect.

Текст научной работы на тему «Влияние комплекса факторов окружающей среды на формирование здоровья популяции детей школьного возраста»

*УДК - 504.75

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОПУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Г.Г. Ладнова, М.Н. Гладских, М.Г. Курочицкая

В статье представленої экологические показатели окружающей среды и здоровья населения (школьники l-1l лет). Ключевые слова: Экология, окружающая среда, здоровье, школьники.

В современных условиях характер и масштабы все возрастающего негативного антропо -техногенного воздействия на окружающую среду вызывает обоснованную тревогу по поводу происходящих серьезных последствий для природных экосистем и здоровья большинства населения России. Одной из важнейших задач современной науки является разработка профилактических мероприятий, снижающих влияние экологических факторов риска на окружающую среду и здоровье населения. Однако, разработка таких мероприятий не может проводиться без объективной оценки среды обитания, оказывающей существенное влияние на формирование здоровья, поскольку состояние здоровья есть результат его взаимодействия с окружающей средой [1,2].

Многие ученые отмечают, что только за последние 5 лет общая заболеваемость детей увеличилась на 21,6%, растет число детей и подростков, имеющих хроническую патологию и инвалидность по причине перенесенных заболеваний, что снижает и даже исключает возможность выбора и освоения ряда профессий. По данным Г.Г. Онищенко [2004], почти 90% школьников к концу обучения имеют отклонении в состоянии здоровья и различные хронические заболевания [3].

Все это может привести к сокращению репродуктивного, трудового и оборонного потенциала государства и требует от общества усилий в решении неотложных проблем по охране здоровья населения и, прежде всего, будущих поколений. Это возможно только при создании государственной системы управления здоровьем населения, приоритетным направлением которой должна стать охрана здоровья подрастающего поколения [4].

Неразрывность окружающей, внутрижилищной среды и среды школьных учебных заведений требует системного подхода к анализу и непосредственной оценке влияния комплекса химических, физических и биологических факторов на здоровье детского населения. Поэтому проблема негативного влияния комплекса факторов окружающей среды на формирование заболеваемости населения является актуальной.

Целью исследования являлось изучения влияние экологических факторов риска окружающей среды на формирование заболеваемости возрастной группы школьников l-1l лет. Для достижения поставленной цели применен комплекс современных экологических, физико-химических, медикостатистических методов исследований. Статистическая обработка материалов исследования проведена на ПЭВМ типа «Pentium IV» с использованием программы Microsoft Office, Excel 200l.

Оценка различий сравнительных величин проводилась по t-критерию Стьюдента. Изучение взаимосвязи между показателями проведено с использованием корреляционного анализа.

По физико-географическим и климатическим условиям город Орел относится ко 2 природноклиматической зоне, характеризующейся сравнительно умеренно холодной зимой и теплым летом. Средняя температура января - 8-10 С0, июля + 18-19 С0. За год выпадает умеренное количество осадков -в среднем от 490 до 590 мм. Осадки характеризуются малой минерализацией (до 10.0 мг/л). Величина pH осадков в среднем за год составляет - 6.0, при норме 6.0-9.0. Отмечаются единичные случаи выпадения кислотных осадков (pH = 4.5). Средняя скорость ветра 4,3м/с, повторяемость приземных инверсий температуры воздуха 1-16%. Повторяемость застоев воздушных масс - 13.8%, повторяемость периодичности инверсий - 40%, повторяемость туманов -1.2%. Преобладающие ветры южные и югозападные. Все это позволяет характеризовать климатический режим местности г. Орла как благоприятный для самоочищения атмосферы.

Радиационный фон атмосферы не отличается от значений, характерных для центральных регионов России. Максимальное значение среднемесячного уровня радиоактивного излучения составляет 15мкр/час.

На территории г. Орла многие предприятия имеют стационарные источники, выбрасывающие в атмосферу загрязняющие вещества. Это объекты электроэнергетики, машиностроительные предприятия, предприятия металлургической промышленности, производства строительных материалов, транспорта,

ЖКХ.

Изучение особенностей экологической ситуации города Орла на основе определения комплекс техногенной нагрузки на окружающую среду показало, что приоритетным фактором, вносящим более 30% вклада в общую химическую нагрузку, является загрязнение атмосферного воздуха.

Приоритетными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются выбросы автотранспорта (86,8%), объем которых ежегодно растет. В структуре выбросов в атмосферу преобладают формальдегид - 13,6%, оксид углерода - 5,5%. Величина показателя комплексного загрязнения атмосферного воздуха составляет (Катм) 2,36.

Качество питьевой воды является неудовлетворительным по содержанию железа (0,17 ПДК). Отмечается незначительное превышение показателей мутности на 0,08 ПДК, низкое содержание фтора. Суммарный среднемноголетний комплексный показатель питьевой воды (Кводы) равен 2,0.

Состояние почвенного покрова в городе по данным экологических обследований и лабораторных исследований удовлетворительное. Загрязнение почвы ряда территорий солями тяжелых металлов носит локальный характер (свинец - 1,3 - 3,2 ПДК; медь - 1,4 - 2,8 ПДК; цинк - 1,5 - 10,2 ПДК). Радиационный фон формируется преимущественно за счет природных радионуклидов (кроме районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС).

Эколого-гигиеническая оценка учебных образовательных учреждений города показала, что треть из них не отвечает требованиям (по Российской Федерации - 24,8%). Наименее благоприятной была оценка оборудования учебной мебелью в соответствии с требованиями возрастной эргономики, светового режима, организации питания, режима дня. Проблема оснащения образовательных учреждений современной мебелью чрезвычайно актуальна в связи с ее определяющей ролью в формировании так называемых «школьных болезней» - это нарушение осанки, сколиозы, нарушения органов зрения. За последние 10 лет мебель приобреталась единичными комплектами, очень часто без учета роста детей, что приводит к росту распространенности сколиозов среди учащихся.

Фактором риска образа жизни учащихся независимо от формы обучения является несбалансированное питание. Здоровье может быть достигнуто и сохранено только при условии полного удовлетворения физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах. Любое отклонение от так называемой формулы сбалансированного питания приводит к определенному нарушению функций организма, особенно если эти отклонения достаточно выражены и продолжительны во времени. Вопросы качественного и сбалансированного питания имеют большое значение еще и потому, что процесс усвоения пищи и превращения ее в необходимую для жизнедеятельности энергию является одним из основных механизмов взаимодействия человека с окружающей средой [3,4].

Выявленная нами корреляционная зависимость нарушений в здоровье с неполноценным питанием (г = 0,96) это подтвердила. Кроме этого была выявлена корреляционная зависимость между недостаточными сном (г =0,91), пребыванием на свежем воздухе (г =0,89), двигательной активностью (г =0,72).

Региональные особенности состояния здоровья школьников определяются выявленными болезнями риска, которые имеют тенденцию к росту. Это болезни системы пищеварения, кровообращения, крови и кроветворных органов, врожденные аномалии, новообразования.

При определении долевого участия рассматриваемых факторов (окружающая среда, среда обучения и образ жизни) в снижении показателей здоровья учащихся выявлено, что на долю факторов риска образа жизни приходится 51,8%, на факторы риска обучающей среды - 28,6%, на окружающую среду -19,65%.

В связи с вышеизложенным, для решения проблем по укреплению здоровья школьников приоритетной задачей должно быть создание научно обоснованной региональной системы профилактики здоровья, включающей комплексное изучение факторов риска окружающей и учебной среды, образа жизни с целью разработки профилактических мероприятий; совместной работы экологов, врачей, педагогов, родителей, администрации регионов, а также активное использование просветительской работы по формированию мотивации здорового образа жизни.

In the article ecological indicators of environment and population health (schoolboys of 7-17 years) are presented in regional aspect.

The key words: Ecology, environment, health, schoolboys.

Список литературы

1. Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 2001 году: статистические материалы. Москва, 2002.-С.3-40

2. Каспаров А.А., Денисов Л.А., Савичева Н.М. Школьники и офисные болезни//Здоровье населения и среда обитания. 2004.-№3(132).-С.27-30

3. Онищенко Г.Г., Баранов А.А., Кучма В.Р. Безопасное будущее детей России. Научнометодические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей.

, 2004.- С.95-97

4. Рахманин Ю.А., Губернский Ю.Д., Зыкова И.Е., Красовский Г.Н., Новиков С.М., Пинигин М.А., Русаков Н.В. Санитарно-эпидемиологическое состояние различных объектов окружающей среды в Российской Федерации и экологически обусловленные угрозы здоровью россиян/Материалы научнопрактических конгрессов IV Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». Том 1. М., 2008. С.13-16.

Об авторах

Ладнова Г.Г. - доктор биологических наук, профессор Орловского государственного университета, gladnova @ уаМех. Яи

Гладских М.Н. - аспирант Орловского государственного университета Курочицкая М.Г. - доцент Орловского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.