Научная статья на тему 'Влияние китайских ученых на развитие общественной мысли Японии накануне Мэйдзи'

Влияние китайских ученых на развитие общественной мысли Японии накануне Мэйдзи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
517
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Врадий Сергей Юрьевич

Автор описывает новые для Японии XIX столетия идеи представителей прогрессивной китайской интеллигенции Линь Цзэсюя, Вэй Юаня, Сюй Цзиюя, Лян Тиннаня. Написанные ими произведения оказали существенное влияние на развитие общественной мысли Японии периода Мэйдзи, всколыхнув поколение, к которому принадлежали выдающиеся японские просветители Сакума Сёдзан, Ёсида Сёин, Сайго Такамори. Несмотря на то что анализируемые в статье сочинения созданы в Китае, интерес к ним проявился вначале в Японии и лишь в 60-80-е годы XIX в. в среде интеллигенции цинского Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of Chinese scholars on social thought in Japan at the eve of Meiji period

The paper deals with the ideas of the most prominent Chinese intellectulas including Lin Tse-hsu —N‘¥™(1785-1850), Wei Yuan e°¹ (1794-1856), Hsu Chi-yu ™pR (1795-1853), and Liang T'ing-nan —A’io (1796-1861) that affected the Japanese society in the XIX century. The works by these authors had significant influence on the development of the social thought in Japan during Meiji period and inspired the whole generation including such outstanding enlighteners as Sakuma Shozan ²‹vSOUZR (1811-1864), Ioshida Shoin ‹g“c¼‰A (1830-1859), and Saigo Takamori ¼‹½—²• (1827-1877). In spite of the fact that the works referred to in this paper emerged first in China, Japanese were the first to show interest in them. It was not until the 1860s-1890s that they gained well-deserved attention in China.

Текст научной работы на тему «Влияние китайских ученых на развитие общественной мысли Японии накануне Мэйдзи»

Вестник ДВО РАН. 2005. № 4

С.Ю.ВРАДИЙ

Влияние китайских ученых на развитие общественной мысли Японии накануне Мэйдзи

Автор описывает новые для Японии XIX столетия идеи представителей прогрессивной китайской интеллигенции - Линь Цзэсюя, Вэй Юаня, Сюй Цзиюя, Лян Тиннаня. Написанные ими произведения оказали существенное влияние на развитие общественной мысли Японии пер-иода Мэйдзи, всколыхнув поколение, к которому принадлежали выдающиеся японские просветители Сакума Сёдзан, Ёсида Сёин, Сайго Такамори. Несмотря на то что анализируемые в статье сочинения созданы в Китае, интерес к ним проявился вначале в Японии и лишь в 60—80-е годы XIX в. - в среде интеллигенции цинского Китая.

The influence of Chinese scholars on social thought in Japan at the eve of Meiji period. S.Yu.VRADIY (Institute ofHistory, Archaeology, and Ethnography of the People of the Far East FEB RAS, Vladivostok).

The paper deals with the ideas of the most prominent Chinese intellectulas including Lin Tse-hsu (1785-1850), Wei Yuan ШШ (1794-1856), Hsu Chi-yu (1795-1853), and Liang T'ing-nan ШШШ

(1796-1861) that affected the Japanese society in the XIX century. The works by these authors had significant influence on the development of the social thought in Japan during Meiji period and inspired the whole generation including such outstanding enlighteners as Sakuma Shozan (1811-1864), Ioshida

Shoin (1830-1859), and Saigo Takamori (1827-1877). In spite of the fact that the works

referred to in this paper emerged first in China, Japanese were the first to show interest in them. It was not until the 1860s-1890s that they gained well-deserved attention in China.

Х1Х столетие как в Китае, так и в Японии отмечено углублением социально-экономического кризиса на фоне колониальной экспансии западных держав. В этих условиях стали очевидными несостоятельность политики самоизоляции обоих государств и необходимость преобразования общества.

Понимая, что противнику - Западу с его колониальной экспансией невозможно противостоять, не зная его, передовые ученые, государственные деятели цинского Китая Линь Цзэсюй (1785-1850), Вэй Юань ШШ (1794-1856), Сюй Цзиюй

(1795-1873), Лян Тиннань ^@Ш (1796-1861) и другие начали собирать все доступные сведения о внешнем мире. Постепенное расширение горизонтов познания привело их к пониманию необходимости учиться у «варваров», перенимать достижения западной науки. «Описание четырех материков» [6], «Иностранцы о Китае» [7], «Основные сведения о Российском государстве» Линь Цзэсюя [8],

ВРАДИЙ Сергей Юрьевич - кандидат исторических наук (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток).

[8], «Описание заморских стран с картами» Вэй Юаня [4], «Очерк всемирной географии» Сюй Цзиюя [11] и пр. были первыми серьезными географическими сочинениями, дававшими глобальное представление об окружающем мире. В то же время эти сочинения выходили за рамки только географических описаний, они стали отправными точками на пути постижения внешнего мира, самопознания и модернизации.

Произведения о зарубежных странах не новы в китайской историографии. Но новаторство названных сочинений состоит в привлечении материалов европейских авторов, повествующих о западных реалиях - поистине революционный факт для китайского традиционного общества, воспитанного на конфуцианском представлении о «варварском» окружающем мире. И хотя цель использования достижений западной науки и техники была обозначена Вэй Юанем достаточно ясно - «править варварами»1, тем не менее концепция «усвоения заморских дел» существенно повлияла на последующее развитие стран Дальнего Востока.

Произведения прогрессивных китайских мыслителей 40-х годов XIX в. оказали значительное влияние на развитие общественно-политической мысли в Японии накануне событий 1867-1868 гг., которые традиционно именуются реставрация Мэйдзи Щ'!пШШ.

В начале XIX в. в Японии отчетливо проявился кризис феодальных отношений, активизировалась оппозиция против сёгуната. Страны Запада настойчиво стремились покончить с самоизоляцией Японии. В 1858 г. между Японией, США и другими государствами были подписаны неравноправные договоры, положившие начало вторжению иностранных держав. Именно тогда большой популярностью среди прогрессивных ученых пользовались сочинения Линь Цзэсюя, Вэй Юаня, Сюй Цзиюя и других ученых и государственных деятелей Китая, в которых пропагандировалась идея возрождения былой мощи государства на основе «усвоения достижений варваров».

Географическая близость, общность элементов культуры и другие немаловажные факторы способствовали повышенному вниманию, которое вызывал Китай в среде образованных людей Японии на протяжении веков. Слухи о поражении цин-ской империи в «опиумной» войне 1840-1842 гг. быстро стали известны в Нагасаки, единственном открытом порту страны. Передовые японские мыслители ясно сознавали, что их родину ждет та же участь, что уготована цинскому Китаю. Видный общественный деятель, изучивший китайский и голландский языки, различные европейские науки, Сакума Сёдзан (1811-1864), как бы предвидя будущее,

писал: «Когда англичане закончат свои дела в Китае, они захотят послать военные корабли в Нагасаки или даже в Эдо» (цит по: [16, р. 269]). Причину поражения некогда сильной империи Сёдзан видел в превосходстве европейских научных знаний над схоластикой конфуцианских догм, господствовавших в Китае. «Западные страны, - отмечал он, - проводят тщательные научные исследования, (вот почему эти) государства могучие и процветающие ... не здесь ли кроется причина того, что они грабят государства Чжоугуна и Конфуция?» (цит по: [5, с. 218]). Посвятив жизнь изучению достижений европейской науки, Сёдзан, по словам известного английского японоведа Дж. Сэнсома, сыграл выдающуюся роль в ознакомлении Японии с западными научными знаниями. В 1850 г. он открыл частную школу в сёгунской

1 Основную цель сочинения «Описание заморских стран с картами» Вэй Юань определил так: «...Создавалось с тем, чтобы (показать, как), используя (одних) варваров , нападать на (других) варваров; как заставить (одних) варваров умиротворять (других) варваров; как, изучив сильные стороны варваров, править ими» [4. Предисловие, с. 1].

частную школу в сёгунской столице Эдо (ныне Токио), где стал преподавать военно-технические дисциплины западной науки: военное искусство, основы артиллерии и пр. Среди посещавших школу были Ёсида Сёин, Нисимура Сигэки, Сакамото Рёма, Хасимото Санаи и другие активные участники реформаторского движения Мэйдзи.

К тому времени, когда корабли американской эскадры М.Перри вошли в бухту Эдо (1853 г.), Сёдзан пришел к выводу, что только изучения книг западных авторов недостаточно для усиления государства - необходимо отправить талантливую молодежь в страны Запада на учебу. Он способствовал тому, чтобы его ученик Ёсида Сёин, нарушив государственное законодательство, попытался бежать на одном из иностранных судов. Попытка не увенчалась успехом, и оба были наказаны. Сёд-зан, находясь в заключении, написал на китайском языке получившее известность сочинение «Размышление над своими ошибками» («Сэйкэн року»), в

котором критиковал неприятие западной науки конфуциански образованными учеными Японии (см.: [15, vol. 7, p. 3, 4]), отмечал влияние, оказанное на него сочинениями Вэй Юаня, которого назвал «заморским единомышленником» (цит. по: [3, с. 35]). Сёдзан писал: «Если мы не знаем ни врага, ни своих сил, мы, безусловно, потерпим поражение в любой битве. Однако даже если мы знаем врага и свои силы, мы все же в существующих условиях еще не можем говорить о сопротивлении. Только после того, как мы искусно овладеем всем тем, что блестяще использует враг, мы сможем говорить о победе над ним» (цит. по: [14, р. 77]).

Ученик Сёдзана, ученый и писатель Ёсида Сёин (1830-1859), во

время пребывания под арестом много читал, в одном из своих писем он отметил «глубокое впечатление», произведенное на него «хорошей книгой» Линь Цзэсюя и Вэй Юаня (цит. по: [3, с. 36]). Впервые несколько экземпляров «Описания заморских стран с картами» Вэй Юаня были привезены в Японию на судах китайских торговцев в 1851 г. [3, с. 26]. Сначала книга была доступна узкому кругу высших государственных деятелей, но постепенно число ознакомившихся с ней японцев росло.

О чрезвычайной популярности названного сочинения Вэй Юаня свидетельствовало огромное по тем временам количество публикаций: с 1854 по 1856 г. был издан 21 вариант выборочного перевода сочинения с комментариями [3, с. 31]. Расширение контактов с США повышало интерес японцев к этой стране, поэтому перевод и комментарии раздела об Америке были опубликованы за указанные годы около 8 раз, об Англии - 3 раза (достаточно подробно, поскольку в китайском варианте этой стране уделено повышенное внимание из-за той роли, которую она сыграла в «опиумной» войне), о России - 2, по одному разу - о Франции, Германии, Индии (названной по географическому положению и вниманию к ней со стороны капиталистических держав «осью пяти континентов»). В предисловии к разделу о России переводчик писал: «Россия... является могучим государством на земле, от наших айну ее отделяет лишь одна ночь водного пути на север, однако о самой стране сведений мало» (цит. по: [1, с. 149]).

В 1854 г. в Японии были опубликованы разделы работы Линь Цзэсюя «Ежемесячный вестник Аомэнь» о Китае, о чае, запрещении опиума, об использовании войск и пр. Опубликованы были также «Очерк всемирной географии» Сюй Цзиюя [11], «Краткое исследование (государства) красноволосых варваров Англии» Ван Вэньтая [2], «Беседы о Лондоне» Лян Тиннаня [9], «Краткая история Англии» Чэнь Фэнхэна [13] и др.

Значительное влияние оказали сочинения китайских авторов на Хасимото Са-наи (1834-1859) - известного сторонника «открытия» государства, счи-

Санаи (1834-1859) - известного сторонника «открытия» государства, счи-

тавшего, что «прежде всего следует знать достижения противника». Он отмечал, что необходимо «брать в пример искусные механизмы и (изделия) ремесел других стран», призывал учиться у Запада [12, с. 140]. Другой видный общественный деятель Японии, Ёкои Сёнан (1809-1869), прежде выступавший против

использования достижений «варварской» науки, по прочтении в 1855 г. сочинения Вэй Юаня «Хайго тучжи» изменил свои взгляды, стал вместе с Сакума Сёдзаном одним из знатоков стран Запада.

О популярности сочинения Вэй Юаня в Японии писал в 1902 г. известный участник реформаторского движения в Китае Лян Цичао ШШШ (1873-1923): «В Японии эта книга всколыхнула поколение (к которому принадлежали) Сакума Сёдзан, Ёсида Сёин, Сайго Такамори (1827-1877)» [10, т. 3, с. 97].

Вот как современный японский ученый Иноуэ Киёси оценивает влияние сочинения Вэй Юаня «Хайго тучжи»: «Японские ученые, интеллигенция заключительного периода сёгуната в результате изучения Запада и современной культуры по материалам, завезенным из Китая, получили несравнимо больше, нежели от изучения голландской (науки). Революционные изменения в мировоззрении Ёкои Сёнана произошли после прочтения «Хайго тучжи», он стал (сторонником) открытия государства» [5, с. 214, 215].

Несмотря на то что названные сочинения появились раньше в Китае, интерес к ним был проявлен прежде в Японии и лишь в 60-80-х годах XIX в. - в среде интеллигенции цинского Китая. Сочинения прогрессивных цинских ученых 40-х годов XIX в. стали источником для критики проводимой сёгунатом политики, которая была направлена на искусственную изоляцию страны от внешнего мира. В заключительный период правления сёгуната Токугава они оказали существенное влияние на поколение японцев, которые стремились дать отпор внешней экспансии и преобразовать внутреннюю политику и государственное устройство, т.е. стимулировали развитие общественной мысли Японии в направлении реформ Мэйдзи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аюсава Синтаро Йй’КІНЖбВ. Сакоку дзидай нихон дзин тэки кайгай тисики ШИвф^В^АЙ Щ^^ОШ = Знания японцев о заморских странах во времена изоляции государства. Токио, 1943. 363 с. Яп. яз.

2. Ван Вэньтай 'Ш^Ш. Хун мао фань Инцзили каолюэ = Краткое исследование

(государства) красноволосых варваров Англии. Б.м., 1842. Кит. яз.

3. Ван Шаоцю ІЙЇА. Цзиньдай Чжун-Жи циши лу = Записи о просвещающих

наставлениях Китая Японии. Пекин, 1987. 302 с. Кит. яз.

4. Вэй Юань ЩМ. Хайго тучжи ЩЯН^ = Описание заморских стран с картами. 1-е изд. 50 цз. Б.м., 1844; 2-е изд. 60 цз. Б.м., 1847; 3-е изд. 100 цз. Янчжоу, 1852. Кит. яз.

5. Иноуэ Киёси ^і?н. Нихон киндай си В^Щ"№Ф I. Мэйдзи исин Щ'ІаШШ = Новая история Японии. Т. 1. Мэйдзи исин. Токио, 1955. 266 с. Яп. яз.

6. Линь Цзэсюй #Ш^. Сы чжоу чжи = Описание четырех материков. 20 цз. Б.м., Б.г.

Кит. яз.

7. Линь Цзэсюй #Ш^. Хуа ши и янь = Иностранцы о Китае. 1 цз. Б.м., Б.г. Кит. яз.

8. Линь Цзэсюй #Ш^. Элосы го цзияо ШШШИї2® = Основные сведения о Российском

государстве. 1 цз. Б.м., Б.г. // Элосы цзияо = Основные сведения о России. Шанхай, 1882 г.

(Ксилограф). Кит. яз.

9. Лян Тиннань ^Э^. Ланьлунь оушо = Беседы о Лондоне. 4 цз. Б.м., 1846. Кит. яз.

10. Лян Цичао ^^Я. Лунь Чжунго сюэшу сысян бяньцянь чжи даши

Щ = О переменах в научной мысли Китая // Иньбинши хэцзи %/ЖШ^Ш = Собрание сочинений из кабинета Иньбин. В 3-х т. Пекин, 1932. Кит. яз.

11. Сюй Цзиюй Инхуань чжилюэ = Очерк всемирной географии. 10 цз. Б.м., 1850.

Кит. яз.

12. У Цзэ, Хуан Лиюн Вэй Юань. Хайго тучжи яньцзю ШШ. =

Исследование «Описания заморских стран с картами» Вэй Юаня // Лиши яньцзю Ш^Щ^ 1963. № 4. С. 117-140. Кит. яз.

13. Чэнь Фэнхэн Инцзили цзилюэ = Краткая история Англии. Б.м., 1841.

Кит. яз.

14. Brown D.M. Nationalism in Japan. An Introductory Historical Analysis. Berkeley: Univ. of California Press, 1955. 336 p.

15. Kodansha Encyclopedia of Japan. Tokyo: Kodansha Ltd., 1983. Vol. 1-9.

16. Sansom G.B. The Western World and Japan. L.: Cresset Press, 1950. 543 p.

К ii и г и

..............И, С.Жущ иховс кая. Оче рки истории др евнего гончар.ства Д альнего В о стока Ро с- .

. сии.. -. Владивос ток , ДВО РАН, .2(00.4..- .3 1_2. с........................................................

. . . Инсти тут ист (ори и, археол огиг. ц этнографы и н ародов Дальнего В осгпркаМВО РАН.690950,, >

> Владивосток, ГСЦ, ул, Пущкинская, 89.. Факс: .(4232) 268211. E-mail: ihae@eastnetfebras> ru > > > >

> > > Др евняя и сто рия Д альнего Восто ка. Ро ссии б о.гата и нтересны м и и значител ьньщ и с тр ани ц а- . . ми, знакомство с которыми вводит нас в .мир живших здесь .когда-то.людей5 позволяет предста- . . вить их культуру, быт,.тради ции .. Археол оги че ская наука иссл едует о бщес тв а дда_т: еко го прошлого . . че рез оставл енны е ими. маге риальны е предме ты, с ледъ. производственной и хо зяйстэ е.н ной ,д ея- . . тельности Одн им. из с ^1мых ,р аОД) остраненных .и. нео) бходимых в /древносТ11 зашяти!! было .гон- . . чарство, э ос ноэ е которого лежит технологический цикл прео^браз.о эания. природного .глинистого .

. сырья. в. прочн 1,1 й, в с>д <р 1!епрон11ца^емый,.терм.о сто йкий кер ам.ический .контейнер-.................

. . . На Дальнем .Во стоьсе .Росс ии, в е го южны х районах, мастер ство изготовления ьсерамическо ii . . посуды быто. освоено.очень рано, около 1 3- 1 0. тыс. .л. н. Наряду с. Японским архипелагом .и .во с- . . то чным. Китае м тер р итории Примор ья .и.басс е йна Амура входили .в .Во с точно-азиатский .це 1^трз . . происхождения гонч арстэа. На пр отяже H ии. многих ты сяч елети й э техн иче ски х, техн оло гич е- . . ск iiх ij :эсте.ти1че (.ки^х стандартах гончарства .отражались .потреб>ности, .вкус!^!,. ур ()ве11ь. ра^твитгия . . носителей древ них культур. .Г>CI^чаpс'тэо .в. ку-Г^ьтту.р но-истсриче с,к>с^м кс>нтек(,те - .т<ак. можно ко- . . !?отко спред елить ос>но1?ну1р ид ею. м ^н.о1,ра()?ич^,скогс> и сс![ед ^в,1ни^ д октора 11ст^рит1ес1^их н^,у^ . . И .С.. Щ ихс> всьсой .« ^ ч ерв:и 1?сто.р ^ и дре 1,не1;о .го 1нчарс ттва ,Дал!ьнегс> В сс стс>ка .Р<с сси и» .. .Оч е р- . . 1,о I,ая .ф.орм.а .позвссди.]!^ аэ^гоp5, гакц^ент1иро1?а'ть. вним1ан1ие. 1^а .на^иболге ts иг[тере сны.х .и.изуче 1^ны^ . . ^сгтектгах .ист;орI^и.пеf)эобгытью.г^ гончар ства во .вргеме 1^ны^ .ра^^ка?^ от 11-9 ттыгс. jis't до н.э. .до .

. 1 тыс.. лет. н.э.............................................................................................

. . . Перв ая. глава монографии .рассматр и.вгае'т проблему происхождения .г(снчг1рств^а ]на Дальнем . . Востоке и в р^?г^с>не Восточнс>й ^Азии в .це!1ог^.. И1 стс>ки .и. пути развития .технологии керамик1! . . - это тема,. ставшая одним из <<хитго I,» с>е 1?од11яш.н^,й мирово ii аргхео.л‘сгии и .а1?трс>цо-ло.пии. Во . . второ й главе. автро]? .пр) оcJ^е.жиI5ает взгаимо с>Т1ю.ще 1н^я . тгехью.лсггигчесь^их .тр адиций .г^нч^lpстэ^l ii . . таких в саженых )д ля ,е I,о.cу/Iпеc'тэрI5анIiя.ф.аIcтоf)оэ с I^pу^кгающ.еii среды, как сырьевая база.и. климат. . . Прие тте х, нол о.пи и кергам 1!ки.эо м ii о.г(см. яи1ял1ись ф о рмсй а1да11та1^ии дргеэ 1?и.х людей к Щ?ир с>д- . . ным. »с.ло.э 1ия.м. (Сьо^жет следующ ей .птавыд ^ .с1?я;зь. гончарства .с .другими дреэними 1?рои1зэ^дст- . . эам ii. .Пр едп ‘сл.ахга)? тся), .ч'то. 1на .разв ]ит;и го.н ч ар) стэ а (сказ.алти. сгпреде ле ii но е э^?ия1?ие технология . . плетен ия, др и емы .кгамне о.бр аб с> тк1и, ;тех ii ика ]м етгiд.лc)о.бI)аб(CTкIi. В .ч етэ е.ртго.й :гла15е.ре чь .ид ет о с о.- . . циальн <с-<гкс 1^ом иг че (,ких[ ггсп екгах ,и сто рии ДIзеэI^егP гог[чарс'тва,.фо]э ^мах его о р га11из ац ии, х с>з я[й- . . стэенно.- б[ы.Т(сэы^ .ф^1^кц1иях .к<,ра*ли.ч<5 ской. по сгудь^!.. IIрcJIе,ДI^яя .пгав? а. мгон с, гр^аф.ии! пр едс>т[1вля[ет . . 1!еко.Т(срые стор) о.нь^1 к^гльту]? но тистгорического проц^есса у Древнего нггселе цигя.ДаJIЬH<^г[) ^с> ст(ска . . так, как. они I?еконструируюэтс яг Г1 о. материалам 1^ззгче11ия ,гс>нчг1рных Тр <ади 1Д 1^й. 1Гассматр ивакугся . . эе рг си ii м 1игр аци i? 1в ггерз IiодъI н ео-литса 1и ri ал еом ^еталтла на тергриторигях б ас с ей ii а. Амур а, Пр иморья . . i? Сахалина, опр делтяетгс яг место. пер вобытных о.бгце сп, ^^аlДЬI^еI,о.E[оcтоIiа.э.ку.JIЬ'гу|)I^рм.коI^т[,к- . . сте с>сточ ^ ой. Ази *i. Те кстг иллю ‘ст^ 1ирует(ся. фтотогр) афи ями , рис унк ами,. карта ми. ]3 ,б ^ б[ли с>г]р а- .

,фит,есь^о м стпись^е .б оле (500 н азэанiii^.........................................................

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.