Научная статья на тему 'Влияние качества продукции на конкурентоспособность предприятия: методический аспект'

Влияние качества продукции на конкурентоспособность предприятия: методический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3775
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ. / ENTERPRISE COMPETITIVENESS / PRODUCT QUALITY / MATHEMATICAL MODELLING / CORRELATION ANALYSIS / MULTIPLE REGRESSIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паймук А. Д.

В статье разрабатывается методика оценки влияния качества продукции на конкурентоспособность предприятия. Строится модель регрессии, связывающая показатели качества продукции и конкурентоспособности организации. Анализируется адекватность построенной модели действительным процессам функционирования предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF PRODUCT QUALITY AND ENTERPRISE COMPETITIVENESS: METHODOLOGICAL ASPECT

The author works out a method to assess correlation between product quality and enterprise competitiveness. The article contains regression model of product qualit y and enterprise competitiveness indexes correlation. The analysis of adequacy of the constructed model to real business processes is given.

Текст научной работы на тему «Влияние качества продукции на конкурентоспособность предприятия: методический аспект»

удк 6585 а.Д. Паймук

ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье разрабатывается методика оценки влияния качества продукции на конкурентоспособность предприятия. Строится модель регрессии, связывающая показатели качества продукции и конкурентоспособности организации. Анализируется адекватность построенной модели действительным процессам функционирования предприятия.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, качество продукции, математическое моделирование, корреляционный анализ, множественная регрессия.

A.D. Paymuk

CORRELATION OF PRODUCT QUALITY AND ENTERPRISE COMPETITIVENESS: METHODOLOGICAL ASPECT

The author works out a method to assess correlation between product quality and enterprise competitiveness. The article contains regression model of product quality and enterprise competitiveness indexes correlation. The analysis of adequacy of the constructed model to real business processes is given.

The key words: enterprise competitiveness, product quality, mathematical modelling, correlation analysis, multiple regressions.

В настоящее время для любого коммерческого производственного предприятия важнейшим фактором, определяющим его выживание, эффективное функционирование и успешную деятельность, является конкурентоспособность. Конкурентоспособность предприятия обеспечивается выполнением комплексных работ по разработке, изготовлению, сбыту и послепродажному сервису своих товаров (услуг) в определенном рыночном сегменте, а также совершенствованием других элементов потенциала предприятия. Поскольку фирмы конкурируют на рынках посредством своих товаров, то весь этот комплекс работ направлен прежде всего на создание превосходящего качества своего товара по сравнению с товарами конкурентов [2, с. 12 - 13].

Несмотря на то что проблеме повышения конкурентоспособности предприятий посвящается все больше работ, обобщающих исследований, в которых процесс управления качеством продукции рассматривался бы в совокупности с конкурентоспособностью предприятия и предлагались бы методологические подходы к ее анализу, оценке и повышению, адаптированные к российским компаниям, не так много.

Качество продукции выступает одним из главных факторов повышения конкурентоспособности предприятия. Поэтому необходимым условием эффективного управления предприятием является использование контрольного механизма, предусматривающего достаточно точную и оперативную оценку взаимосвязи между показателями качества продукции и конкурентоспособностью предприятия.

Автор предлагает строить методику оценки влияния качества продукции на конкурентоспособность организации на основе инструментария эконометрического моделирования, поскольку выявление рейтинговой корреляции между показателями, основанное на применении методов экспертных оценок, дает крайне не-

точные результаты, причиной чего является субъективность мнений экспертов. Кроме того, некоторые авторы упоминают также о том, что рейтинговые оценки, задаваемые порядковыми числами (вариационным рядом), как правило, не обладают всеми свойствами числа, поэтому непригодны для совершения над ними математических действий, т.е. неудобны для последующих расчетов [1, с. 82].

В целях упорядочивания процесса оценки предлагается методику разделить на два этапа; в виде алгоритма она может быть представлена следующим образом (рисунок).

Основным барьером для проведения корреляционно-регрессионного анализа применительно к конкурентоспособности, на наш взгляд, является отсутствие в научной литературе единого подхода к измерению собственно конкурентоспособности предприятия.

Для того чтобы оценить, насколько успешно фирма конкурирует в сравнении с другими субъектами конкурентной борьбы на данном рынке, следует использовать показатель результата конкурентной борьбы. Подобная точка зрения обуславливается тем, что попытка вывести показатель конкурентоспособности из ко -личественных характеристик факторов конкурентоспособности или из совокупности показателей потенциала предприятия не учитывает иерархии связей между частными показателями. Кроме того, следует учитывать еще и то, что конкурентоспособность организации - это свойство предприятия как организованной системы, и попытка оценить конкурентоспособность этой системы как арифметическую совокупность свойств системы входит в противоречие с законом синергии.

Мнение ряда авторов сводится к тому, что обобщенной характеристикой конкурентоспособности организации можно считать долю рынка [3]. Безусловно, данный показатель характеризует результат конкурентной

Алгоритм методики оценки влияния качества продукции на конкурентоспособность

предприятия

борьбы, однако он не отражает интенсивности использования совокупности способов, которыми организация данного результата добилась. Так, предприятие, обладающее относительно небольшим потенциалом, объективно не может занимать значительную долю рынка ввиду ограниченности, например, производственных мощностей и вместе с тем эффективнее, чем конкуренты, адаптировать свою продукцию к изменяющимся потребностям рынка, т.е. проявлять большую конкурентоспособность. Исходя из того, что при оценке кон -курентоспособности организации нельзя не учитывать масштабов деятельности, предлагается обобщенный показатель конкурентоспособности - доля рынка -скорректировать на соотношение размера деятельности предприятий конкурентов, количественной мерой которой может быть, например, численность персонала организации или объем производства. Тогда обобщающий показатель конкурентоспособности организации будет рассчитываться по следующей формуле:

Кр'= °/с, (1)

/ С мж

где Кр. - обобщающий показатель конкурентоспособности предприятия; Dj - доля рынка /-го предприятия; С. - среднесписочная численность персонала /-го предприятия; СМАХ - максимальная среднесписочная чис-ленность персонала предприятия из всех конкурентов на данном рынке.

Очевидно, что полезность данной модификации будет более ощутимой в условиях, когда количественные характеристики потенциалов предприятий-конкурентов, осуществляющих продажи своей продукции на данном

рынке значительно отличаются.

Номенклатура показателей качества продукции предприятия может быть весьма разнообразной. Часто показатели качества продукции подразделяют на две группы [4]:

«жесткие» показатели - описывают важнейшие функции продукции и связанные с ней основные характеристики (показатели назначения, эргономические показатели, показатели соответствия стандартам, в том числе и международным и т.п.);

«мягкие» показатели - характеризуют эстетические свойства товара (дизайн, цвет, упаковку и т.п.).

Поскольку модель регрессии не должна включать в себя большое количество объясняющих переменных, следует из всего спектра показателей качества отбирать наиболее существенные. Автор предлагает в данной модели использовать три параметра:

1) сдача продукции с первого предъявления ОТК в общем объеме отгруженной продукции (характеризует технологическую сторону производства продукции);

2) доля рекламаций в общем объеме гарантийной продукции (характеризует удовлетворенность потребителя продукцией предприятия);

3) потери от брака в денежном выражении (характеризуют финансовые потери от ненадлежащего качества продукции).

Значения вышеописанных показателей исследуемого предприятия ОАО «Троллейбусный завод» за период 2007 - 2009 гг. в поквартальном разрезе представлены в таблице.

Рассчитаем коэффициенты парной корреляции по следующей формуле:

Соу (г, у ) _

Р = I , ч * N; (2)

-^уаг (г ууаг <У )

где Соу(х, у) - выборочная ковариация; уэг{х), уэг(у) - выборочные дисперсии значений наблюдаемых величин.

Корреляционный анализ показал наличие тесной связи между конкурентоспособностью предприятия и показателями сдачи продукции с первого предъявления и потери от брака (коэффициенты парной корреляции соответственно равны: р1 = 0,85; р3 = -0,78); при этом связь между конкурентоспособностью предприятия и показателем доли рекламаций в общем объеме гарантийной продукции значительно слабее: так, р2 = -0,59.

Значения показателей конкурентоспособности предприятия и качества продукции ОАО «Троллейбусный завод»

за период 2007 - 2009 гг.

Период Конкурентоспособность предприятия (У), % Сдача продукции с первого предъявления ОТК (X!), % Доля рекламаций в общем Потери от брака (Х3), тыс. руб.

Год Квартал объеме гарантийной продукции (Х2), %

I 45,21 98,65 42,88 582,31

2007 47,80 98,89 30,88 421,45

III 42,32 98,35 47,12 725,73

IV 46,37 98,65 27,38 527,81

I 40,47 98,58 58,28 676,54

2008 38,54 98,13 42,82 1066,30

III 37,21 98,05 53,21 1462,33

IV 44,22 98,61 33,52 748,15

I 43,84 98,35 22,90 892,51

2009 41,51 98,23 37,22 1294,57

III 40,87 98,18 25,65 718,38

IV 44,95 98,40 20,78 713,64

Определим уравнение множественной линейной регрессии, связывающее объясняющие переменные и результативный показатель. Для данной модели общий вид уравнения регрессии может быть представлен следующей формулой:

у = ь0 + Ь1х1 + Ь2Х2 + Ьх3 ; (3)

где у - оценка условного математического ожидания у; Ьд, Ь , Ь2, Ь3 - эмпирические коэффициенты регрессии, подлежащие определению; х1, х2, х3 - объясняющие переменные.

Определяя эмпирические коэффициенты регрессии методом наименьших квадратов, получаем уравнение регрессии, которое имеет следующий вид:

у = - 937,32 + 10, 0023х1 - 0,1264х2 + 0,00037х3 . (4) Определим надежность моделирования с помощью расчета средней ошибки аппроксимации по следующей формуле:

1

У-У

У

к100%

(5)

Т . . , а Рцрит 4,°7.

Р> FKFИV следовательно, нулевая гипо-

менной у, используя коэффициент эластичности. Ко -эффициент эластичности для модели множественной линейной регрессии рассчитывается по следующей формуле:

(6)

где А - средняя ошибка аппроксимации; п - число наблюдений .

В результате расчетов получаем, что средняя ошибка аппроксимации равняется 1,5%. Практически полагают, что значение средней ошибки аппроксимации не должно превышать 12 - 15% для грубого приближения регрессии к реальной зависимости. Таким образом, построенная модель множественной линейной регрессии задает функцию, достаточно точно аппроксимирующую действительное распределение.

Проведем более строгую оценку статистической надежности моделирования с помощью Р-критерия Фишера. Для этого проверим нулевую гипотезу Н0 о статистической незначимости полученных уравнений регрессии по условию: если при заданном уровне значимости а = 0,05 теоретическое (расчетное), значение Р-критерия (РТ) больше его критического значения (Р<РИТ) (табличного), то нулевая гипотеза отвергается, и полученное уравнение регрессии принимается значимым.

По результатам расчетов РТ = 38,47;

Таким образом, теза отвергается, и уравнение признается статистически значимым.

На последнем этапе анализа определим степень связи объясняющей переменной х с зависимой пере-

где Эу - коэффициент эластичности; Ь. - эмпирический коэффициент уравнения регрессии; х, у - средние арифметические значений наблюдаемых переменных.

Расчет коэффициентов эластичности позволяет нам сделать вывод, что увеличение на 1% сдачи продукции с первого предъявления ОТК приведет к повышению конкурентоспособности предприятия на 23,01%; если доля рекламаций в общем объеме гарантийной продукции повысится на процент, конкурентоспособность предприятия снизится на 0,11%, а однопроцентное увеличение потерь от брака приведет к уменьшению конкурентоспособности предприятия на 0,01%.

На основе проведенного анализа сформулируем некоторые выводы.

Существует достаточно тесная связь между конкурентоспособностью и качественными параметрами продукции промышленного предприятия. Таким образом, удалось доказать обоснованность утвер -ждения о том, что качество продукции является одним из главных факторов конкурентоспособности предприятия.

Построена модель множественной линейной регрессии, описывающая взаимосвязь между частными показателями качества продукции и обобщающим показателем конкурентоспособности предприятия, а также доказана надежность и адекватность моделирования действительным процессам функционирования предприятия.

На основании анализа возможно получить ответ на один из главных вопросов, интересующих руководство предприятий: насколько изменится конкурентоспособность организации при возможности контролировать показатели качества продукции. Поскольку конкурентоспособность предприятия является достаточно сложным явлением, кроме того, неявным, напрямую управлять ею нельзя, а лишь косвенно, через реализацию конкурентных преимуществ посредством использования факторов конкурентоспособности, сре-

ди которых одним из главных, как показано, является качество продукции. Поэтому данный результат представляется достаточно ценным в рамках управленческой науки.

1. Дружинин Н.К. Математическая статистика в экономи-ке. М.: Статистика, 1971.

2. Кожухов В.И. Резервы повышения конкурентоспособности предприятия: автореф. ...канд. экон. наук. Саратов: СГСЭУ, 2008.

3. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий / пер. с англ. М.: Прогресс, 2004.

4. Мошнов В.А. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия. иК1_: http://www.cfin.ru

УДК 338.45:69 с.Б. Позмогова

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА КАК ОДНА ИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

В статье рассматривается значимость повышения конкурентоспособности и эффективности территориальной экономики в сложившихся условиях, применения новых стратегических подходов, предусматривающих комплексное использование социально-экономического и научно-технического потенциала территорий, и создания благоприятных условий для функционирования бизнеса. В качестве одного из таких подходов рассмотрен кластерный подход.

Ключевые слова: территориальная экономика, бизнес-климат, система управления, кластерная политика, инвестиционный и строительный процесс.

S.B. Pozmogova

CLUSTER FORMATION AS ONE OF THE TRENDS IN CONSTRUCTION INDUSTRY DEVELOPMENT

The article discusses the importance of increasing competitiveness and efficiency of the regional economy, application of new strategic approaches which involve complex use of socioeconomic, scientific and technological regional potential and creating favorable conditions for business. The author suggests cluster approach as one of those methods.

The key words: regional economy, business climate, management system, cluster policy, investment and construction process.

Кластер (в экономике) - сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний, включающих поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг, инфраструктуру, научно-исследовательские институты, вузы, коммерческие организации, взаимодополняющие друг друга и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Для эффективного функционирования в своем составе кластер должен иметь три главных взаимосвязанных элемента. Первым являются ключевые фирмы-лидеры, экспортирующие свои товары или услуги за пределы региона. Вторым - сеть территориальных производителей (поставщиков, снабжающих лидеров сырьем, комплектующими, осуществляющих для них сервисные, логистические услуги). Третий, наиболее важный, компонент - бизнес-климат, коммуникации, сис -тема доступа к качественным трудовым ресурсам, к рынкам капитала, система налогообложения, наличие научно-исследовательских институтов и центров, административные барьеры, транспортная инфраструктура. Существует большое количество теорий формирования и развития конкурентоспособности, одной из которых является теория кластерного управления экономикой. Она широко используется в развитых странах. Ярким примером может служить успешное функционирование

группы компаний в области информационных технологий в Силиконовой долине.

Для того чтобы повысить конкурентоспособность кластеров и максимально полно использовать их по-тенциал, для увеличения добавленной стоимости, обеспечения динамичного и эффективного роста региональной экономики сегодня важно формирование территориальной системы управления ведущими отраслями на основе кластерного подхода.

Локальное размещение близких по профилю предприятий создает условия, ускоряющие их развитие и, как следствие, развитие региона в целом [3]. Кластерное управление позволяет рационально сочетать преимущества и возможности вертикальной интеграции и конкуренции. Мировая практика показывает, что только таким образом, объединив усилия и преимущества всех участников, возможно достойно конкурировать не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

Кластерная политика включает в себя:

- ликвидацию барьеров для инноваций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- инвестиции в физическую инфраструктуру и в человеческий капитал;

- поддержку географической концентрации фирм.

Такая политика является альтернативой традици -

онной «промышленной политики», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.