Научная статья на тему 'Влияние Интернета на речь современной студенческой молодежи (на примере Белгородской молодежи)'

Влияние Интернета на речь современной студенческой молодежи (на примере Белгородской молодежи) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5809
446
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / ИНТЕРНЕТ / МОЛОДЕЖЬ / КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СЛЕНГ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / КУЛЬТУРА РЕЧИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Березняк В.А., Царева Д.С.

Статья посвящена влиянию интернета на речь современной студенческой молодежи. Разработана программа социологического исследования, проведено анкетирование, по результатам которого составлен аналитический отчет и даны рекомендации. Благодаря исследованию выявлено, что интернет оказывает негативное влияние на речь студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние Интернета на речь современной студенческой молодежи (на примере Белгородской молодежи)»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.74:80

В. А. Березняк

студентка 3 курса Института Управления Национальный Исследовательский Белгородский государственный университет

Д. С. Царева

студентка 3 курса Института Управления Национальный Исследовательский Белгородский государственный университет

Научный руководитель: Л. Н. Шмигирилова доцент кафедры «Социология и организация работы с молодежью» Национальный Исследовательский Белгородский государственный университет

Г. Белгород, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА РЕЧЬ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА

ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ)

Аннотация

Статья посвящена влиянию интернета на речь современной студенческой молодежи. Разработана программа социологического исследования, проведено анкетирование, по результатам которого составлен аналитический отчет и даны рекомендации. Благодаря исследованию выявлено, что интернет оказывает негативное влияние на речь студентов.

Ключевые слова

Речь, интернет, молодежь, коммуникация, информационное общество, сленг, виртуальное общение, культура речи.

The article is devoted to the affect of the Internet on modern students speech. The program of sociological research was developed, a questionnaire survey was conducted, an analytical report was composed on the basis of the results and also recommendations was developed. This research revealed negative impact of the Internet on the speech of students.

Key words

Speech, Internet, young people, communication, society of information, slang, virtual communication, culture of speech.

Изобретение Интернета изначально подразумевало под собой создание нового удобного средства коммуникации и глобального обмена информацией. Но быстрота и доступность связи между читателями и пользователями, которыми сегодня можно охарактеризовать Интернет, позволили использовать его не только как инструмент познания, но и как средство для общения и развлечения. Особенно Интернетом, как способом развлечения, пользуется молодежь.

Наибольшее волнение вызывает факт воздействия Интернета на молодое поколение. Информация является главным богатством современного общества. Под влиянием глобализации, системной открытости возникают новые ценности и приоритеты, меняются стандарты поведения, речи, исторически используемые обществом в повседневной деятельности. Наиболее динамичной средой и мобильной частью социума, которая быстро реагирует на все происходящие изменения, является современная молодежь.

Данная тема особенно актуальна на сегодняшний день, когда речь заходит об отсутствии контроля над Интернетом. Подача информации различной аудитории не контролируется, что в итоге отрицательно влияет на формирование мировоззрения, духовно-нравственных ценностей и культуры языка молодежи.

Актуальность данного исследования заключается в том, что свободное обращение с языком

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

непростительно для развитого общества, а утрата чистоты языка станет для него большой потерей.

Проблема социологического исследования заключается в противоречии между необходимостью повышения уровня языковой грамотности и культуры речи у молодежи и невозможностью этого в связи с таким фактором, как Интернет.

Объектом исследования является Интернет как инструмент воздействия на культуру речи человека.

Предметом исследования процесс влияния Интернета на культуру речи современной студенческой молодежи.

Целью данного исследования является анализ влияния Интернета на речь студенческой молодежи.

Задачи исследования:

• Выявить особенности влияния Интернета на грамотность студенческой молодежи.

• Рассмотреть часто употребляемые студентами сленговые выражения и сокращения слов.

• Предложить пути улучшения грамотности современной студенческой молодежи.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что отсутствие знаков препинания в предложениях и неправильное написание слов при общении в Интернете не только ведёт к снижению языковой грамотности студентов, как устной, так и письменной, но и снижает культуру общения современной молодежи.

Определение выборочной и генеральной совокупности.

Генеральную совокупность составили студенты НИУ «БелГУ». Выборочная совокупность формировалась способом случайной бесповторной выборки. Всего в исследовании приняли участие 100 человек. В исследовании приняли участие 47 парней и 53 девушки в возрасте от 18 до 21 года, которые учатся на различных факультетах НИУ «БелГУ».

Методы исследования: анкетный опрос и вторичный анализ данных.

Для того чтобы проанализировать влияние Интернета на речь современной молодежи, мы исследовали многочисленные сайты, чаты, блоги, форумы, наиболее часто посещаемые студентами. По итогам данного анализа были сделаны следующие выводы:

1. Студенты не следят за правильностью написания слов в чатах;

2. Часто сокращают слова и используют сленг;

3. Пишут слова так, как слышат;

4. Отвечают и общаются с пользователями, которые отправляют безграмотные сообщения;

Таким образом, мы можем сделать вывод, что уровень грамотности речи падает. Наблюдается снижение нормы культуры с литературного и неполного литературного до фамильярного.

Для того чтобы узнать мнение современной молодежи о влиянии Интернета на речь, нами было проведено анкетирование студентов НИУ «БелГУ».

Анализируя полученные данные можно сказать, что половина опрошенных студентов (51%) считает, что Интернет и СМИ оказывают непосредственное влияние на речь. 28%, наоборот, так не считают, и 21% студентов затруднились с ответом.

Респондентам был задан вопрос «Общаетесь ли Вы в социальных сетях?». Более половины студентов (54%)ответили «да, каждый день», 45% ответили «да, иногда», и только 1% опрошенных никогда не пользуется социальными сетями.

100%

0%

54%

45%

1%

Да, каждый день

Да, иногда

Нет, никогда

Диаграмма 1 - Количество студентов в процентном отношении, пользующихся социальными сетями.

Полученные ответы говорят о том, что почти все студенты пользуется Интернетом, при этом большая часть из них общается в социальных сетях каждый день. Молодежь как социальная группа по максимуму

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

использует Интернет, жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире.

На вопрос, «Какой стиль речи Вы предпочитаете?» мы получили следующие ответы: «официально-деловой» - 21%; «публицистический» - 6%; «разговорный» - 85%; «научный» - 20%; «художественный» -16%. (в данном вопросе было разрешено выбрать несколько вариантов ответа).

Подавляющее число студентов предпочитают использовать при общении разговорный стиль речи, который отличается от остальных своей простотой и отсутствием жестких норм и требований, а также он не исключает использование сленга. Более половины опрошенных постоянно используют в своей речи сленг. Это говорит о том, что сленг все больше и больше проникает в нашу жизнь.

100% 0%

67°%

Да

14% Нет

17%

Затрудняюсь ответить

Диаграмма 2 - Использование сленга в речи молодежи.

Объясняя причину употребления сленга в своей речи 37% опрошенных сказали, что это удобно и быстро, 20% студентов уверены, что сленг делает речь особенной, а 17% подчеркнули, что сленг является понятным их друзьям. Можно сделать вывод, что сленг стал популярным современным способом общения между людьми (и не только в виртуальном мире) потому лишь, что "это модно". Сленговые выражения переходят от одного человека к другому не только из уст в уста, но и при переписке.

Исходя из ответов на вопрос «Применяете ли Вы при переписке орфографические правила, когда общаетесь в Интернете?» большинство опрошенных студентов (43%) ответили «Да, конечно» в независимости от ситуации. 30% сказали, что использование орфографических правил зависит от человека, с которым они общаются. К сожалению, 27% респондентов считают что орфография не играет важной роль при общении. Таким образом, можно сделать вывод о том, что современная молодежь выражает свои мысли быстро и эмоционально, и далеко не всегда обращает внимание на грамотность.

По мнению 43% опрошенных студентов, изменение написания слов в интернете влияет на практическую грамотность говорящего, и 30% считают наоборот, что такой зависимости грамотности речи нет от стиля общения в Интернете. 27% респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

Диаграмма 3 - Мнение студентов о влиянии написания слов в Интернет на практическую грамотность пользователя

Проведенное исследование доказывает, что уровень грамотности и культуры речи падает, и способствует этой тенденции множество факторов, но наибольшее влияние оказывают Интернет.

Мы можем смело говорить о том, что Интернет отрицательно влияет на речь молодежи. Для решения данной проблемы необходимо провести работу по улучшению культуры и грамотности речи. Если в Интернете, так как им пользуются миллионы человек, будет показан пример грамотной и культурной речи, мы сможем противостоять падению уровня грамотности речи у населения, и в частности у молодежи.

Возможно, стоит ввести обязательные проверки сайтов с дальнейшим отправлением писем с рекомендациями модераторам или администрации сайтов, чатов, форумов. В плане улучшения культуры речи, на телевидении можно запустить общеобразовательные программы, социальные ролики, пропагандирующие высокий уровень грамотности речи. Необходимо убедить молодежь, что быть грамотным - это модно, а также необходимо каждому.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070

Общий уровень языковой грамотности зависит от отдельного человека. Только человек просвещенный и знающий свой язык сможет открыть всю красоту и мудрость русского слова во всей его широте. Список использованной литературы:

1. Аксак В. А. Общение в сети Интернет [Текст] / В. А. Аксак. - М.: Эксмо, 2006. - 256 с.

2. Володина М. Н. Язык средств массовой информации [Текст] / М. Н. Володина. - М.: Альма Матер, 2008. - 168 с.

3. Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства [Текст] / Е. А. Земская. - М.: 1996. - 142 с.

4. Кучинков Т.В. Общение в Интернете [Текст] / Т. В. Кучинков. - СПб.: Питер, 2005. -194 с.

5. Шарандин А. Л. Культура речи на рубеже 20-21 веков [Текст] / А. Л. Шарандин. - М.: Тамбов, 2005. -107с.

© Березняк В. А. , Шмигирилова Л. Н. , Царева Д. С. , 2016.

УДК 316

О.А. Василенко

преподаватель Гуманитарный факультет Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики г. Новосибирск, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ СОЦИО-КУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

(ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Аннотация

В статье рассматривается влияние социо-культурных факторов на получение высшего образования в работах зарубежных исследователей.

Ключевые слова

Социо-культурные факторы, высшее образование, социальный статус.

В эпоху глобализации и технологической революции, образование рассматривается в качестве первого шага в человеческой деятельности. Оно играет важную роль в развитии человека и связано с благосостоянием индивидуума и возможностью улучшения качества его жизни.[2,с.4] Образование обеспечивает приобретение знаний и умений, которые позволяют людям улучшить качество их жизни. Оно повышает производительность труда и ведет к новым источникам заработка, который повышает экономический рост страны.[12, c.2]

Характер взаимосвязи между социальным статусом и успеваемостью уже обсуждался в течение многих десятилетий такими исследователями как Coleman, J.S., Campbell, E.Q., Hobson, C.J., McPartland, J., Mood, A.M., Weinfeld, F.D., Jencks, C., Smith, M., Acland, H., Bane, M.J., Cohen, D., Gintis, H., Heyns, B., and Michelson, S. Karmel, P. Одни исследователи считают, что самыми влиятельными факторами являются равенство и неравенство возможностей получения высшего образования. Учащиеся из семей с низким социальным статусом имеют меньше возможностей получить высшее образование. Другие считают, что окружающая среда, местоположение и статус школы являются важнейшими факторами, влияющие на получение высшего образования. В данной статье мы рассмотрим современные зарубежные теории, анализирующие влияние социо-культурных факторов на получение высшего образования.

В данной области было проведено много исследований Lantolf, J. P Vygotsky, L. ,Brown,H.D. Gary N. Marks, Julie McMillan, Kylie Hillman в своей работе Tertiary entrance performance: the role of student

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.