Научная статья на тему 'Влияние институциональных факторов на инновационную составляющую экономики'

Влияние институциональных факторов на инновационную составляющую экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНСТИТУТ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТОВ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / INNOVATION / INSTITUTION / INSTITUTIONAL FACTORS / TRANSFORMATION OF INSTITUTIONS / INNOVATIVE ECONOMY / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Устинова Наталия Григорьевна

Статья посвящена исследованию становления и развития инновационной экономики, которая предполагает очень глубокие и масштабные трансформации. Цель статьи выявить основные тенденции, направления и механизмы инновационной деятельности на различных уровнях экономики. Определены основные институциональные факторы, влияющие на становление и эффективное развитие инновационной составляющей экономики. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе и как теоретическая основа для разработки практических мер по активизации инновационной деятельности субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF INSTITUTIONAL FACTORS ON ECONOMIC INNOVATION

The paper studies emergence and evolution of an innovative economy that involves a very deep and large-scale transformation. The author aims to identify major trends, directions and mechanisms of innovative activity at various levels of the economy. Main institutional factors that affect the emergence and efficient development of innovative component of the economy are revealed. The results of the research can be used for educational purposes as well as a theoretical basis for developing practical measures to encourage innovative activity.

Текст научной работы на тему «Влияние институциональных факторов на инновационную составляющую экономики»

^ Ustinovanataliya@ya.ru Наталия Григорьевна Устинова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 330.1 РЭУ им. Г. В. Плеханова

ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ИННОВАЦИОННУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ ЭКОНОМИКИ

Статья посвящена исследованию становления и развития инновационной экономики, которая предполагает очень глубокие и масштабные трансформации. Цель статьи - выявить основные тенденции, направления и механизмы инновационной деятельности на различных уровнях экономики. Определены основные институциональные факторы, влияющие на становление и эффективное развитие инновационной составляющей экономики. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе и как теоретическая основа для разработки практических мер по активизации инновационной деятельности субъектов.

Ключевые слова: инновации, институт, институциональные факторы, трансформация институтов, инновационная экономика, институциональная среда.

N.G. Ustinova

IMPACT OF INSTITUTIONAL FACTORS ON ECONOMIC INNOVATION

The paper studies emergence and evolution of an innovative economy that involves a very deep and large-scale transformation. The author aims to identify major trends, directions and mechanisms of innovative activity at various levels of the economy. Main institutional factors that affect the emergence and efficient development of innovative component of the economy are revealed. The results of the research can be used for educational purposes as well as a theoretical basis for developing practical measures to encourage innovative activity.

Keywords: innovation, institution, institutional factors, transformation of institutions, innovative economy, institutional environment.

На современном этапе развития в мировом сообществе наблюдается актуальная тенденция к построению совершенно новой модели организации хозяйственной жизни - инновационной экономики, которая предполагает создание и повсеместное распространение инноваций, качественно новых продуктов, обладающих высокими технологическими и функциональными характеристиками. Инновационные преобразования затрагивают все сферы человеческой деятельности, а в условиях глобализации инновации все глубже проникают в повседневную жизнь общества.

Основополагающая задача мировых держав в настоящее время - генерация и развитие инноваций. Новейшие исследования тенденций экономического роста развитых стран подтверждают наличие определенных общих закономерностей, включая усиление роли науки, образования и инноваций как важнейшего фактора социально-экономического прогресса [1, с. 3]. Достижения устойчивых и высоких темпов экономического роста, улучшения (и даже сохранение) позиций в международном разделении труда базируются на использовании эффективных механизмов непрерывного пополнения знаний, воплощения научных разработок в высокотехнологичных продуктах и услугах [3].

Стратегически устойчивое экономическое развитие предприятий различных секторов экономики невозможно без постоянного и непрерывного освоения инноваций [4]. Инновационность как экономическая категория теоретически больше разрабатывается на уровне макроэкономики, а на микроуровне рассматриваются в основ-

ном вопросы конкретно-экономического и управленческого характера. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны возможно только на постоянно обновляющейся инновационно-технологической основе, обеспечивающей выпуск конкурентоспособной продукции.

Для эффективного и стабильного развития любой национальной экономики необходима прочная взаимосвязь всех основных экономических субъектов, т.е. должна быть сформирована так называемая институциональная система, представляющая собой исторически обусловленную и совокупность выстроенных определенным образом социальных институтов, взаимозависимых и взаимовлияющих.

Институциональная система развивается на основе институциональных факторов, т.е. факторов, связанных с управлением и регулированием отдельных сфер общественной жизни. К ним относят научно-технические, финансовые, социальные факторы, а также меры по трансформации институтов, правил, норм и т.д.

Институциональные субъекты в лице прежде всего государства, бизнеса и домашних хозяйств постоянно находятся в тесной взаимосвязи в экономическом пространстве. Чтобы их взаимосвязь приносила плоды, она должна строиться на определенных требованиях и регулироваться общепринятыми правилами и нормами. Регулирование происходит посредством формальных (нормативно-правовые акты) и неформальных (традиции, обычаи) правил игры. Для эффективного функционирования национальной экономики необходимо опти-

мальное равновесие между формальными и неформальными институтами, что позволяет добиться стабильности и высокой адаптивности экономической системы. Но главная проблема состоит как раз в поиске этого равновесия. Как отмечает Д. Норт, несовместимость формальных правил и неформальных ограничений порождает трения, которые могут быть ослаблены путем перестройки всех ограничений в обоих направлениях, и тогда будет достигнуто новое равновесие, значительно менее революционное, чем риторика перемен.

По мере роста законодательной базы возникают трудности с пониманием нормативно-правовых актов и их систематическим применением в экономической сфере, в результате чего экономические субъекты больше обращаются к неформальным правилам игры, более понятным для восприятия. Данное явление способствует диспропорции между формальными и неформальными институтами, что может вывести из равновесия национальную экономическую систему. Неформальные правила игры обеспечивают более высокую адаптивность, скажем, для фирмы к постоянным внешним и внутренним изменениям, так как они закрепляют новые экономические явления задолго до их формального определения. Но, несмотря на это, преобладающие неформальные правила в долгосрочной перспективе могут вызвать рост трансакционных издержек и способны погрузить фирму в неправовую среду [7].

Чтобы данная тенденция не возникала, необходимо развивать устойчивую институциональную структуру общества с четко обозначенными и общеобязательными формальными правилами и нормами, вырабатывать у общества развитое правосознание, правильное отношение к закону и праву. Все это способствует достижению стабильности и равновесия в экономике, которое предполагает, что ни один из хозяйственных субъектов, в том числе фирма, не заинтересован в изменении сложившейся системы ограничений деятельности и существующих предпочтений ее осуществления.

В процессе эволюции институциональные формы и механизмы вынуждены постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям и достигать нового равновесия. Таким образом, хозяйствующие субъекты набираются опыта в рыночных взаимодействиях, что постепенно изменяет их предпочтения, интересы и целевые установки, появляются новые мотивы деятельности. Помимо эволюции институциональной системы есть также другие способы ее трансформации, например заимствование институтов из институциональных систем других стран, что не всегда оказывается эффективным, поскольку такой импорт происходит без учета национальных особенностей и нередко противоречит неформальным установкам.

Данные институциональные изменения отражают степень адаптации институтов к окружающей среде, при которой старые и неэффективные институты отмирают, а на их месте возникают новые.

Трансформация институтов (как формальных, так и неформальных), является одним из институциональных факторов экономического развития. Стабильное развитие экономики обеспечивается также взаимосвязью следующих факторов:

- технологического уровня, включающего степень инновационности экономики, инновационной активности, уровень развития технологий и масштабность их распространения [2];

- состояния макроэкономической среды, подразумевающего стабильную обстановку на макроуровне, пропорциональность доходов и расходов государственного бюджета, грамотную государственную экономическую политику и др.;

- состояния микроэкономической среды: внутрифирменные стратегии развития, внедрение новейших технологий в производство, конкуренция.

Данная взаимосвязь прослеживается в кооперации государства, общества и бизнеса, которые осознают необходимость разработки общей стратегии развития и достижения поставленных целей совместными усилиями [5, с. 71]. Тенденция к кооперации основных экономических субъектов только начинает набирать обороты, но уже показала свои высокие результаты и высокий уровень востребованности во многих развитых странах.

Бизнес и предпринимательство выступают основными двигателями экономического развития: они обладают гибкой структурой, высоким уровнем мобильности и адаптации к изменяющимся условиям. Постоянно находясь на поле конкурентной борьбы, данные экономические субъекты научились быть инициативными и инновационными. Но для того чтобы их деятельность была эффективной, необходима поддержка со стороны сильного государства, а также развитых гражданских институтов, которые обеспечивают стабильность в обществе. Основная роль предпринимателя в экономике - изобретать; именно предпринимательство способно удовлетворять безграничные общественные потребности за счет разработки новейшей продукции. Несомненно, роль предпринимателя в экономике очень высока, но деятельность его тесно переплетается с риском потери вложенного капитала и прочих средств. Поэтому и необходима поддержка главного производителя со стороны государства, которое способно обеспечить бизнес необходимыми ресурсами и создать почву для эффективной деятельности. Государство не способно избавить предпринимателя от риска полностью, но снизить возможность печального исхода предпринимательской деятельности, а также оказать поддержку бизнесу ему под силу.

Если говорить об экономических преобразованиях в ключе развития инновационного сектора, то главная цель таких трансформаций - создание условий максимальной интеграции в экономической и социальной сферах. Только на основе кооперации усилий всех экономических субъектов, государственного регулирования и стратегий экономического развития возможно достижение необходимых результатов.

Для построения такой интеграционной модели необходимо преодоление недоверия между экономическими субъектами и государством, выстраивание системы стимулов и взаимного контроля и повышение информационной прозрачности. Немаловажен тот факт, что в данной интеграционной модели должен быть механизм обратной связи. Суть его состоит в том, что возможность выдвигать свои требования и условия имеет не только аппарат власти, а также бизнес и общество, причем все стороны заинтересованы в исполнении возложенных на них обязательств.

Конечно, оказывать влияние на властные структуры со стороны бизнеса и общества довольно проблематично, более того, в большинстве случаев государство воспринимает данное явление негативно, но существование обратной связи необходимо для возможности влияния на

принимаемые государством решения и их корректировки. С другой стороны, государство само заинтересовано в осознании того, как и в каких масштабах действовать, а для этого оно должно понимать, какие интересы преследуют граждане и экономические субъекты.

Переход на инновационный путь развития в современных условиях становится основополагающим звеном построения эффективной экономической сферы и достижения национального благосостояния. Усиливается инновационная активность экономических субъектов во взаимосвязи с обществом и государством, что говорит о возможности масштабной реорганизации экономики, развитии наукоемкого высокотехнологического производства, являющихся главнейшими факторами экономического роста.

Существуют два основных подхода к возможности осуществления государством инновационных преобразований в экономической сфере:

- проектный подход, основная мысль которого состоит в том, что модернизировать экономику и направить ее на инновационный путь развития возможно только «сверху» путем отбора и реализации наиболее эффективных проектов экономического развития с помощью средств бюджета и поддержки со стороны бизнеса;

- институциональный подход - полная альтернатива проектному подходу, так как институционалисты считают, что проектный подход не способен обеспечить широкого распространения инноваций. Для их масштабного распространения, с их точки зрения, необходимы два условия: выгода для бизнеса идти по инновационному пути развития и формирование благоприятной институциональной среды на всем экономическом пространстве.

Институциональная среда - это комплекс финансовых, правовых и социальных институтов, дающих толчок инновационным процессам и имеющих национальный характер (традиционные, культурные и политические особенности). Механизмы инновационной экономики не могут работать эффективно без определенного набора институтов, поэтому процесс формирования экономики инновационного типа протекает в тесной связи с организацией соответствующих институтов [6, с. 31]. Институциональные факторы инновационного развития экономики в зависимости от охвата решаемых проблем анализируются на макро-, микро- и мезоуровнях.

Если рассматривать институты макроуровня (государственного), то речь идет прежде всего о формальных институтах и нормах, закрепленных в национальном законодательстве и о неформальных нормах, которые определяют общий уровень социально-экономического развития, в том числе уровень инновационности экономики. Формальные институты представлены правовыми и регулирующими институтами, институтами развития человеческого капитала, институтами координации распределения риска. Неформальные институты - это традиции, обычаи, правила взаимодействия экономических субъектов, система экономических стимулов и т.д.

Формальные и неформальные институты формируют институциональную среду экономики, т.е. ставят различные рамки взаимодействия институциональных субъектов в лице государства, бизнеса и общества. Если взаимодействие формальных и неформальных правил игры сбалансировано, то формируемая институциональная среда будет функционировать эффективно, что способствует активизации инновационных процессов.

На примере РФ рассмотрим, как именно институциональная среда влияет на скорость и качество инновационных преобразований. Многие международные индексы измерения инновационного потенциала стран включают в себя такой параметр, как оценка состояния институциональной среды. Так, по оценке Глобального инновационного индекса - 2014 Россия занимает 49-е место из 143 оцениваемых стран [8]. Многие специалисты отмечают, что главные причины довольно низкого расположения России в данном рейтинге - слабая институциональная среда и существование таких институциональных проблем, как высокий уровень коррупции, низкая эффективность формальных норм, трудности и риск при ведении бизнеса. Также нельзя сказать, что в российской экономике наблюдается кооперация и взаимовыгодное сотрудничество бизнеса, государства и науки, что значительно препятствует реализации стратегии инновационной модернизации экономики.

Многие предприниматели отмечают, что без инноваций все сложнее выстоять в конкурентной борьбе, но инновационная деятельность очень рискованна, и не каждый предприниматель имеет необходимые способности и ресурсы для разработки и реализации инноваций. Именно поэтому так важно сотрудничество бизнеса и государства, так как только государство способно оказать поддержку инновационному бизнесу. В России же предприниматели ставят главной целью не инновационные разработки и реализацию инновационной продукции, а поддержание приемлемого уровня прибыли, который позволил бы им выжить. Все это говорит о том, что бизнес и наука в России не получают необходимой поддержки со стороны государства, хотя и имеют значительный интеллектуальный потенциал. Бизнес готов финансировать науку, но этому препятствуют административные барьеры, такие как коррупция и отсутствие стимулов к внедрению инноваций.

Следующим уровнем анализа состояния институциональной среды является мезоуровень. Он охватывает формальные и неформальные институты, практики и механизмы, способствующие воспроизводству инноваций на региональном уровне. Не только на макроуровне, но и на уровне каждого отдельного региона должна ставиться задача создания единого инновационного пространства для формирования благоприятных условий для инновационной деятельности. Необходима реализация интеллектуального и научно-технического потенциала регионов. Одним из направлений регионального инновационного развития является поддержка со стороны государства тех организаций, которые разрабатывают и реализуют приоритетные инновационные проекты посредствам предоставления им налоговых льгот и субсидий, а также посредством снижения процентных ставок по банковским кредитам. Во многих регионах России формируются стратегии крупномасштабных инновационных модернизаций - создание технопарков, промышленных кластеров, бизнес-инкубаторов. Например, в Нижегородской области создан химический кластер, намечается создание кластера автомобилестроения. Данные кластеры подразумевают концентрацию высокотехнологичного производства, интеллектуального и научного потенциала, что обеспечивает постоянный поток инноваций.

Институты макро- и мезоуровней оказывают прямое воздействие на микроинституциональную среду, регу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.