Научная статья на тему 'Влияние институтов на развитие и функционирование рынка труда'

Влияние институтов на развитие и функционирование рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1662
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зацаринина А. А.

Институциональное регулирование рынка труда должно дополнять, а не замещать экономические механизмы «подстройки» социально-трудовых отношений, обеспечивая эффективное функционирование инструментов рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INSTITUTES ON DEVELOPMENT AND FUNCT IONING OF THE LABOUR MARKET

Institutional regulation of a labor market should supplement, instead of replace economic mechanisms of «fine tuning» of sociolabor attitudes, providing effective functioning of tools of the market.

Текст научной работы на тему «Влияние институтов на развитие и функционирование рынка труда»

По мере осуществления международной экономической безопасности она обеспечит сотрудничество государств в решении не только их национальных проблем, но и глобальных проблем человечества и станет материальной основой мирного сосуществования в безъядерном и ненасильственном мире, гарантией прогресса в деле ликвидации экономической отсталости и слабо-развитости.

Национальная экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов.

Национальная экономическая безопасность имеет внутреннюю материально-вещественную основу, достаточно высокий уровень развития производительных сил, способный обеспечить важную долю натуральных и стоимостных элементов расширенного воспроизводства национального продукта; внутреннюю социально-политическую основу экономической безопасности; достаточно высокий уровень общественного согласия в отношении долгосрочных национальных целей, делающий возможными выработку и принятие стратегии социального и экономического развития, претворяемый в жизнь через государственную политику, устойчиво поддерживаемую большинством народа.

По мере интернационализации производства национальная экономическая безопасность все более тесно связывается с понятием международной экономической безопасности.

Суть экономической безопасности состоит в обеспечении экономического развития России с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан Российской Федерации при оптимальных затратах труда и природоохранном использовании сырьевых ресурсов и окружающей среды. Российская Федерация в силу исторических причин и по нынешнему фактическому положению в политическом и военном отношении представляет собой великую державу Вместе с тем сегодня политические и военные составляющие статуса великой державы опираются на недостаточно надежный экономический базис.

На современном этапе в переходный период государственная стратегия экономической безопасности России должна быть ориентирована в первую очередь на обеспечение социально-политической безопасности общества, поддержание достаточного уровня жизни населения, сохранение основ конституционного строя РФ и формирование устойчивой системы общегосударственных ценностей и интересов.

Мы разделяем точку зрения С.Ю. Глазьева, который считает, что «подлинные национальные интересы каждой страны определяются, прежде всего, требованиями обеспечения государственной независимости, благосо -стояния и высокого качества жизни народа, сохранения его культуры и духовных ценностей»7. Приоритетными на данном этапе развития являются:

• повышение потенциала экономики и эффективности его использования;

• обеспечение устойчивого экономического роста;

• формирование конкурентоспособности национальной экономики;

• повышение качества жизни населения.

Реализация национальных интересов по указанным

направлениям обеспечивает достижение необходимого и достаточного уровня экономической безопасности страны и адекватное реагирование экономики на внутренние и внешние угрозы.

1 Капустин Б.Г. Малопродуктивная категория (круглый стол «Концепция национальных интересов: общие параметры и российская специфика») // Мировая экономика и международные экономические отношения. 1996. № 7. С. 66.

2 Фурман Д.Е. Идеологема псевдорациональности // Там же.

3 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 349.

4 См.: Абалкин А. О национально-государственных интересах России // Вопросы экономики. 1994. № 4. С. 4.

5 См.: Шейнис В. Национальные интересы и внешняя политика России // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 3. С. 34.

6 См.: Закон РФ «О безопасности» // Собр. законодательства РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

7 Глазьев С.Ю. Российская реформа и новый мировой порядок // Внешняя политика и безопасность современной России. М., 1999. С. 243.

УДК 331.5

ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТОВ НА РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

РЫНКА ТРУДА

A.A. Зацаринина,

аспирантка кафедры общей экономической теории, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)

Рынок труда и рыночные механизмы направлены на эффективное использование экономических и социальных резервов, заложенных в трудовом потенциале страны. Рынок труда, отражая систему отношений по поводу спроса и предложения на рабочую силу и рабочих мест, выступает одним из важных экономических институтов. В отличие от рынка товаров и капитала рынок труда имеет свои особенности, важнейшей из которых яв -ляется неотделимость права собственности на рабочую силу от его владельца. Работодатель на рынке труда приобретает право пользования и частичного распоряжения способностью к труду в течение определенного

времени. Кроме того, собственник рабочей силы обладает законодательно закрепленными правами как свободная личность. За нарушение этих прав работодатель несет юридическую ответственность.

Долгосрочные трудовые отношения работника и работодателя формируют условия для заключения между ними соглашений (контрактов). Наряду с оплатой на объем предложения труда влияют нематериальные факторы, такие как содержание и условия труда; гарантии сохранения рабочего места; перспективы профессионального роста; социально-психологический климат; близость рабочего места к местожительству (например, для женщин, имеющих детей), часть из которых работодатель учитывает при формировании «социального пакета», являющегося важным инструментом трудовой мотивации персонала.

Рынок труда в большей степени, чем другие рынки, зависит от регулирующего воздействия различных институциональных структур (системы трудового законодательства, социально-экономических программ содействия трудоустройству населения, служб занятости и кадровых агентств, профессиональных союзов, объединений работодателей и др.).

Особенностью рынка труда является и то, что спрос на рабочую силу зависит от спроса на товары и услуги и трактуется в экономической теории как вторичный, или производный.

В научной литературе неоднократно обращалось внимание на то, что развитие рынка труда сдерживается, во-первых, слабостью рыночных институтов, во-вторых, несбалансированностью структуры рынка труда и рынка образовательных услуг, в-третьих, сложившимися диспропорциями в структуре занятости и ограниченной мобильностью работников (территориальной, профессиональной, квалификационной, социальной).

Институты рынка труда являются элементами национальной экономики, обеспечивая динамическое равновесие между спросом и предложением труда, связывая потоки рабочей силы и трудовые подсистемы в единый механизм, оптимизируя при этом трансакционные издержки. Развитие институтов рынка труда, реализующих экономические интересы и защищающих права всех субъектов социально-трудовых отношений, направлено на повышение эффективности его функционирования. Эффективно функционирующие институты рынка труда свидетельствуют о высоком уровне экономического развития страны. В. Попов, анализируя процессы трансформации в постсоциалистических странах, сделал вывод о том, что «сильные институты, обеспечивающие нормальную работу рыночных механизмов, намного важнее для успеха трансформации, чем темпы либерализации»1. Зависимость между силой институтов и развитием экономики исследована в работах как западных, так и российских ученых2.

Институциональный анализ рынка труда может проводиться на разных уровнях - макроэкономическом, на уровне предприятий (микроуровне) и индивидуальном (наноуровне). Он позволяет объяснить закономерности развития рынка труда в долгосрочном периоде, вскрыть механизмы отбора различных институтов, регулирующих трудовые отношения, выявить причины функционирования различных организационных форм, описать особенности поведения экономических агентов в сфере труда, включая оппортунистические практики поведения.

Ключевыми понятиями институционального анализа являются «права собственности», «трансакционные издержки», «контрактные отношения», которые составили основу изучения институциональной структуры производства. Ее важность для работы экономической системы доказана в исследованиях Р. Коуза3. Если неоклассическая доктрина представляла рынок как совершенный механизм, абстрагируясь от издержек по обслуживанию сделок, то Р. Коуз в рамках институционального анализа показал, что существуют издержки «пользования рыночным механизмом», которые неизбежны при любом взаимодействии экономических агентов. При каждой сделке необходимо проводить переговоры, осуществлять надзор, устанавливать взаимосвязи, устранять разногласия4.

Развивая институциональный подход Р Коуза, его последователи разработали варианты классификаций трансакционных издержек, в рамках которых выделяют относительно однородные типы затрат. Во-первых, различают издержки поиска информации, представляющие собой расходы времени и ресурсов на получение и обработку информации о поставщиках, потребителях, ценах, товарах, услугах; во-вторых, издержки ведения переговоров; в-третьих, издержки «измерения», а также потери от допущенных ошибок и неточностей; в-четвертых, издержки спецификации и защиты прав собственности, которые включают в себя затраты времени и ресурсов, необходимые для защиты прав собственности, восстановления нарушенных прав, расходы общества, для того чтобы содержать суд, арбитраж, органы государственного управления; в-пятых, издержки оппортунистического поведения.

В настоящее время любые виды затрат, которые неизбежны на всех уровнях взаимодействия спроса и предложения труда, в институциональном анализе трактуются как трансакционные издержки. Развитие институтов рынка труда имеет своей целью сокращение высоких трансакционных издержек общества. Развитые и эффективно функционирующие институты задают систему положительных и отрицательных стимулов, направляя поведение людей в определенное русло и тем самым делая ситуацию на рынке труда и в сфере социально-трудовых отношений более определенной.

Д. Норт определяет институты как «правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми »5. Под институтами рынка труда в экономической литературе понимают, во-первых, «правила игры», закрепленные в законах, нормативных актах, принципах, социальных нормах, во-вторых, учреждения и организации, формирующие инфраструктуру рынка труда, целевой функцией которых является оптимизация поведения участников социально-трудовых отношений, в-третьих, механизмы, регулирующие функционирование рынка труда и его развитие. Системный подход к институтам рынка труда предполагает анализ их структуры и выполняемых функций.

В структуре институтов рынка труда различают формальные и неформальные, экономические и внеэкономические, государственные и негосударственные, совершенные и реально функционирующие институты. Учитывая важную роль институтов в экономическом развитии страны и ее отдельных сфер, разные авторы разработали различные варианты их типологии, подходы к

которой вполне применимы и к группировке институтов рынка труда6.

Прежде всего следует выделить экономико-правовые институты, участвующие в регулировании рынка труда. Трудовым кодексом регламентируются условия найма, увольнения, оплаты труда, его дифференциации, демографические, гендерные и социальные аспекты трудовых отношений. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» определяет правовые, экономические, организационные основы развития рынка труда, его главных институтов, а также гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на социальную защиту от безработицы. Построение правового государства, в котором исполняются законы, регулирующие трудовые отношения, механизмы защиты прав собственности и трудовых прав граждан, соблюдение контрактов определяют степень сформированнос-ти институтов рынка труда. Система прав собственности в новой институциональной теории включает в себя нормы, регулирующие доступ к ограниченным ресурсам, включая интеллектуальные.

Экономические агенты реализуют эти права как «пучок правомочий», позволяющих принимать необходимые решения по поводу ресурсов данного вида. Для общества в целом права собственности формируют «правила игры», упорядочивающие отношения между отдельными экономическими агентами.

Необходимым условием эффективной работы рынка является точное определение, или «спецификация», прав собственности. Чем яснее определены и надежнее защищены права собственности, тем теснее связь между действиями экономических агентов и их экономическими позициями. В неоинституциональной теории акты обмена между экономическими агентами трактуются как обмен «пучками прав собственности». Инструментом, который реализует «обмен правомочий», является контракт. Различают контракты явные и неявные, кратко- и долгосрочные, индивидуальные и коллективные. Согласно неоинституциональному подходу выбор типа контракта определяется по критерию экономии трансакционных издержек, что принципиально отличает его от неоклассического подхода, где предполагается, что обмен совершается мгновенно и без издержек, а заключенные контракты строго выполняются. В отличие от этого новая институциональная теория выдвигает на первый план издержки, сопровождающие взаимодействие экономических агентов друг с другом. Для того чтобы сократить издержки, связанные с невыполнением (неполным выполнением) обязательств по контракту, избежать проявления различных форм оппортунистического поведения, снизить риски, связанные с непред -виденными обстоятельствами, экономические агенты (по выражению О. Уильямсона) должны обмениваться не просто обещаниями, а обещаниями, заслуживающими доверия. Отсюда потребность в гарантиях, которые бы, во-первых, облегчали адаптацию к непредвиденным событиям в течение срока действия контракта и, во -вторых, обеспечивали его защиту. В связи с этим для многих исследователей предметом изучения становится институциональная среда.

Институты контроля за соблюдением контрактов на рынке труда включают в себя трудовой арбитраж, трудовую инспекцию, профсоюзы.

Не менее важную роль играют институты посредничества и информационной поддержки контрагентов рынка труда. Они включают в себя центры занятости, службы трудоустройства и информации населения, частные и государственные кадровые агентства и т.д.

Институты государственного регулирования рынка труда включают в себя органы государственного контроля, систему страхования рисков безработицы, государственные службы занятости населения и тд. Государство законодательно регулирует условия найма, режим работы, организацию оплаты труда, порядок заключения коллективных договоров, привлечение иностранной рабочей силы для работы на российских предприятиях. Государственное регулирование рынка труда возможно также путем установления размеров минимальной оплаты труда, индексации заработной платы с целью ее защиты от инфляции и т.д. Система мер, направленных на повышение эффективности институтов государственного регулирования рынка труда, предполагает формирование прочной правовой основы; совершенствование регулирования условий найма персонала посредством заключения коллективных соглашений и контрактов на основе переговоров между работодателями, работниками и профсоюзами; формирование механизма индексации заработной платы с учетом стоимости жизни; улучшение системы нормирования труда, оптимизацию налогообложения. Государство выступает также непосредственным работодателем, создавая рабочие места в общественном секторе, формируя спрос на труд через механизм государственных закупок товаров и услуг

Институты социального партнерства включают в себя профессиональные союзы наемных работников (профсоюзы), ассоциации работодателей, государство. В странах с развитой рыночной экономикой социальное партнерство представляет собой эффективную систему регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей посредством заключения коллективных договоров и соглашений. Переговоры ведутся при посреднической роли государства, которое может участвовать в переговорном процессе непосредственно (через своих представителей) и опосредованно (через арбитражные органы, согласительные комиссии и законодательные акты).

Субъектами социального партнерства являются работники, работодатели и государство. Представителя -ми сторон, выражающими их интересы, могут быть органы профессиональных союзов и их объединений, упол -номоченные на представительство в соответствии с уставом, органы общественной деятельности, образованные на общем собрании работников предприятия (от имени работников); руководители организаций, полномочные органы объединений работодателей (от имени работодателей); органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов (от имени государства); органы местного самоуправления. Для ведения переговоров и подготовки проектов соглашений на всех уровнях Российской Федерации созданы региональные трехсторонние комиссии, трех- или двусторонние комиссии в городах и районах. Основной формой реализации социального партнерства являются заключаемые в организациях коллективные договоры, а также соглашения на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Институты, влияющие на формирование человеческого капитала, качество рабочей силы и труда, конкурентные позиции работников на рынке труда имеют возрастающее значение в процессе воспроизводства человеческих ресурсов и повышения эффективности функционирования рынка труда.

Важную роль играют институты конкуренции на рынке труда, а также институты, влияющие на механизмы трудовой мобильности. Институты внутрифирменного регулирования рынка труда включают в себя корпоративную культуру, нормы и правила внутреннего распорядка работы и корпоративных трудовых отношений.

Институты рынка труда являются многофункциональными. Во-первых, они формируют «правила игры», которые структурируют и упорядочивают действия экономических агентов, во-вторых, выступают в качестве внешней нормы, предназначенной для «принуждения» людей (законов, нормативных актов), в-третьих, представлены как структуры, регулирующие поведения человека и направленные на сокращение трансакционных издержек общества. Если рынок осуществляет регулирование действий экономических агентов, опираясь на принцип рационирования, а стремление к экономически рациональному поведению максимизирует прибыль фирм или полезность домохозяйств, то институты, как регуляторы, базируются на ролевых отношениях. Суть ролевого механизма проявляется в том, что определенному статусу индивида на рынке труда предписана соответствующая роль с набором поведенческих реакций. При реализации взаимных ожиданий обеспечивается экономическое и социальное взаимодействие в форме сотрудничества. В противном случае возникают социальные конфликты, растет социальная напряженность и т.д.

В современной российской экономике сохраняется система противоречий и диспропорций, сдерживающих развитие рынка труда. Прежде всего это противоречие между рынком образовательных услуг и рынком труда. Кроме того, сохраняются диспропорции, обусловленные опережающим распадом старых институтов по сравнению с созданием новых.

С процессом приватизации государственной собственности были связаны определенные ожидания, как оказалось, завысившие оценку роли собственника в формировании новых трудовых отношений. Во-первых, предполагалось, что эффективный собственник будет выплачивать более высокую заработную плату, стимулируя повышение качества, производительности и интенсивности труда, а также экономию ресурсов. Реаль -ный рост заработной платы произошел лишь в ограниченном круге отраслей. Кроме того, ожидалось, что собственник будет отличаться высокой инвестиционной активностью, вкладывая значительные средства в человеческий капитал. Опыт проведения реформ в России показал, что многие предприятия даже в условиях благоприятной экономической конъюнктуры не спешат вкладывать в профессиональный рост персонала. Работников высокой квалификации они предпочитают привлекать из других секторов экономики. Предполагалось также, что приватизация усилит конкуренцию на рынке труда, интенсифицирует процессы межпрофессионального, межотраслевого и межрегионального перемещения рабочей силы. Однако рост мобильности рабочей силы до сих пор сдерживается как институциональными, так и экономическими факторами, среди которых высокие

трансакционные издержки, низкий уровень оплаты труда, административные барьеры, несформированность соответствующей инфраструктуры и т.д. В связи с этим в одних отраслях экономики сохраняется избыточная занятость работников, а многие другие испытывают структурный дефицит кадров.

В экономически развитых странах способность к согласованным действиям на рынке труда обеспечивает институциональная структура экономики в целом и трудовой сферы в частности. Именно институты посредством норм, правил, учреждений способны структурировать и упорядочивать поведение контрагентов рынка труда.

Таким образом, роль институтов на рынке труда проявляется, во-первых, в реализации системной функции, обеспечивающей экономические взаимодействия фирм, домохозяйств, государства, профсоюзов, ассоциаций работодателей, во-вторых, в выполнении специфических функций, регулирующих отдельные сегменты рынка и разные стороны социально-трудовых отношений. Инсти-туциализация рынка труда выступает необходимым атрибутом экономической жизнедеятельности людей. Действия на рынке труда, осуществляемые в институциональной форме, складываются в упорядоченный экономический процесс, который можно регулировать, контролировать , структурировать, обеспечивая нормальное функционирование рынка труда и его структурных элементов.

Издержки, связанные с функционированием институтов, относят в разряд трансакционных в отличие от трансформационных, непосредственно связанных с производством, транспортировкой и реализацией товаров и услуг. Институциональные изменения, как правило, связаны, во-первых, с адаптацией к меняющейся социально -экономической среде, во-вторых, с преодолением существующих диспропорций. По своему характеру изменения могут быть непрерывными и дискретными, которые осуществляются при смене общественно-экономического строя, власти, высокоскоростной модернизации и т.д.

Эффективные институциональные системы обеспечивают согласование интересов работника, работодателя, государства.

Научный интерес представляет анализ институциональных форм спроса и предложения труда. Предложение труда, оцениваемое в форме численности персонала или отработанного времени, отражает количественную сторону трудового процесса. Качественные аспекты характеризуются совокупностью компетенций. Следует согласиться с О. Нордхаугом, который справедливо отметил более высокую значимость для предприятия (организации) определенных типов компетенций по сравнению с численностью работников, которых необходимо принять или уволить7.

Компетенция выступает институциональной формой предложения труда, которая отражает прямые и обратные связи с рынком труда (а также рынком образовательных услуг), с одной стороны, и процессом труда, а также стратегией предприятия, с другой. В экономической литературе под компетенцией чаще всего понимают знания и навыки работника, которые соответствуют требованиям организации и стратегии ее развития. Необходимо разграничивать статическую и динамическую стороны этого понятия. Если первая включает в себя накопленные знания и навыки, то вторая отражает не только способность учиться и пополнять существующий

багаж знаний и навыков, приводить его в соответствие с вызовами организации, но и способность эффективно работать в экстремальных условиях. В этом случае мобилизация резервных функциональных и профессиональных возможностей обеспечивает стабильность функционирования предприятия.

Понятие «компетенция» взаимосвязано с такой важной категорией, как индивидуальный стиль трудовой деятельности, поскольку каждому работнику присуща своя система приемов, навыков и методов достижения поставленной цели. Таким образом, индивидуальный стиль есть не что иное, как проявление «специфического начала» в компетенции. Из этого следует, что компетенции работников необходимо изучать как в поведенческом, так и в личностном аспекте. Данное понимание сущности компетенции позволяет решать задачи личностного развития в сфере труда. Таким образом, компетенция работника как институциональная форма предложения труда, с одной стороны, связана с профессиональной самореализацией человека, с другой - важна для фирмы и ее руководства, что предполагает высокий уровень мотивации работника. Формами мотивации могут выступать не только рост заработной платы, участие в прибылях фирмы, повышение уровня премирования, но и инвестирование в профессиональное развитие работника, его здоровье, социальное благополучие. В этом случае вложения предприятий в человеческий капитал следует рассматривать не в системе издержек, а в структуре инвестиций. При этом важна оценка капиталоотдачи, т.е. анализ того, как затраты на развитие персонала реализовались в росте эффективности функционирования предприятия или его рыночных позициях.

Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты организации, инвестиции в профессиональное развитие повышают мотивацию работников, их лояльность , минимизируют текучесть кадров. Проявляется положительный эффект и для самих сотрудников, так как повышая квалификацию, приобретая новые знания и навыки, они становятся более конкурентоспособными

на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста.

Анализ институциональных форм спроса на труд исходит из его качественной неоднородности, которая не может быть в полной степени учтена при его оценке в параметрах численности нанимаемых работников или объеме человеко-часов. В качестве основной институциональной формы спроса на труд в экономической литературе предлагается рассматривать «трудовую задачу», которая непосредственно связана с понятием «компетенция». Спрос на труд при таком подходе замещается спросом на «услуги труда».

Институциональные формы спроса и предложения на рынке труда формируются в определенной институциональной среде. В российской экономике она имеет свои особенности. Российский рынок труда характеризуется наличием «квазирыночных» форм, институциональных ловушек, его отличают низкая гибкость рабочей силы, а также структурный дефицит кадров, в особенности квалифицированных управленцев, избыточная занятость и скрытые формы безработицы, низкая трудовая мобильность.

1 Попов В. Сильные институты важнее скорости реформ // Вопросы экономики. 1998. № 8.

2 См.: Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты. М., 2003; Сухарев О.С. Институты и экономическое развитие. М., 2005; Институциональная теория: Курс лекций. Саратов, 2006.С. 270 - 284.

3 См.: Коуз Р. Институциональная структура производства // Вестник СПбГУ. Сер. 5 «Экономика». 1992. Вып. 4. С. 97.

4 См.: Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 1993.

5 Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 2000. Вып. 2. С. 72.

6 См.: Эггертсон Т. Экономическое поведение и институты. М., 2001; Олейник А.Н. Институциональная экономика; Тучков А.И. Институциональные основы рынка труда. СПб., 2003; Мазин А.Л. Экономика труда. М., 2007. С. 152.

7 См.: Nordhaug O. Human capital in organizations: Competence, training and learning. Oslo, 1993.

УДК 338.242.4

РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

В.В. Кузнецов,

кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента, УлГТУ

ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)

Наряду с развитием глобализации экономики различных стран на основе создания транснациональных компаний, функционирующих за пределами действующих границ, преобладающей тенденцией в эволюции современных государств является постепенная децентрализация государственной власти, передача все большей части государственных функций от центра к регионам.

Регулирование регионального развития осуществляется в странах с самым разнообразным государственно-политическим устройством. Более того, по-своему интересный и успешный опыт региональной экономической политики имеется и в федеративных (таких как США, Канада, Германия , Австралия и др.), и в унитарных республиках (таких как Франция, Италия и др.), и в монархиях парламентского типа (таких как Великобритания, Нидерланды, Испания, Швеция и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.