Научная статья на тему 'Влияние инновационных технологий на экономическое развитие современных предприятий общественного питания в Нижегородской области'

Влияние инновационных технологий на экономическое развитие современных предприятий общественного питания в Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1025
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ / ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / РАЗВИТИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATION / BUSINESS POTENTIAL / DEVELOPMENT / PRODUCT INNOVATION / PROFIT MAXIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Анна Ильинична

Проведен анализ современных условий работы предприятий общественного питания Нижегородской области, представлен процесс максимизации прибыли путем создания инновационного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES AS ONE FACTORS OF DEVELOPMENT OF MODERN COMPANIES

The analysis of the current conditions of the enterprises of the Nizhny Novgorod region shows the process of maximizing profits by creating an innovative product.

Текст научной работы на тему «Влияние инновационных технологий на экономическое развитие современных предприятий общественного питания в Нижегородской области»

УДК 338.45:664

А. И. ОРЛОВА

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Ключевые слова: инновация, инновационный продукт, максимизация прибыли, потенциал предприятия, развитие, технологии.

Аннотация. Проведен анализ современных условий работы предприятий общественного питания Нижегородской области, представлен процесс максимизации прибыли путем создания инновационного продукта.

Современные условия работы предприятий характеризуются ускорением инновационных процессов, вложением труда и средств развития в национальные инновационные системы. Нижегородская область одна из первых приняла программу развития инновационной деятельности, имеющую большое значение для построения современной инновационной системы, способствующей образованию внутренних факторов саморазвития и обеспечению прогрессивного и успешного ее функционирования в совокупности производства продукции и услуг, а также постоянно взаимодействующих организационноэкономических отношений.

Для получения инновационного продукта можно рассмотреть процесс реализации экономического интереса предприятия в представленной модели, в которой интересы работников и руководства предприятия совпадают, а основной целью является максимизация прибыли.

Данный процесс состоит из шести этапов, каждый из которых является важным для получения конечного результата.

На первом этапе руководство предприятия выявляет необходимость увеличения прибыли. На втором этапе особое внимание уделяется анализу потенциала предприятия, что необходимо для определения последствий, к которым в будущем приведут сильные и слабые стороны деятельности. Особое внимание уделяется изменению целевых установок. Меняются прежние приоритеты целей, связанных с получе-

© Орлова А. И., 2014

нием прибылей и развитием, добавляются социальные цели, а также придается значение гибкости всей системы целей. Цели, отрицательные и положительные возможности, прогнозируемая эффективность и потенциальные возможности - подвергаются самому тщательному анализу. На этапе выбора способа реализации экономического интереса руководство предприятия выбирает один или несколько способов реализации экономического интереса с применением инновационных технологий, дающих качественные изменения продукта, к которым можно отнести:

-инновации в его составе;

-инновации в удобстве потребления;

-инновации в технологии производства;

-инновации в упаковке и др.

Основными критериями выбора служат: результативность, затратность, риски. На четвертом этапе происходит преобразование целей в скоординированные программы действий для подразделений предприятия.

Программы должны содержать графики мероприятий и контрольные сроки. На пятом этапе происходит оценка результатов реализации, здесь происходит анализ всех результатов, рассчитываются показатели доходности и т. д.

На последнем этапе происходит сопоставление полученных итогов, система которых представляет собой процесс сравнения и оценки результатов с плановыми показателями. Прерогатива проведения данного этапа полностью принадлежит руководству предприятия. Именно оно оценивает и сравнивает текущие результаты с плановыми и выносит свое мнение о достижимости целей. На сравнение и оценку результатов оказывают влияние как опыт и знания руководства, так и полнота и качество предоставленной ему подразделениями и отделами предприятия информации. При отрицательной реализации экономического интереса (процесс был не реализован или привел к убыткам) выявить все слабые стороны процесса реализации экономического интереса, а также выработать программу по устранению отрицательного результата. При положительной реализации процесса - подготовка предприятия к реализации нового процесса (рис. 1).

Государство должно компенсировать несовершенство рынка, поэтому необходимо создавать адекватную новым условиям систему государственного регулирования экономики страны, разумно воздействовать на ход ее развития и контролировать с учетом интересов общественного производства и хозяйствующих субъектов [3, с. 15].

Рисунок 1 - Процесс реализации экономического интереса предприятия, осуществляющего инновационную деятельность

Государственное регулирование внедрения организационных инноваций на федеральном уровне следует разделить на три блока:

первый блок - экономическое регулирование, характеризуется обеспечением сельскохозяйственных товаропроизводителей расширенным воспроизводством;

второй блок - административное регулирование, представляет собой регулирование продовольственного рынка посредством разработки и внедрения целевых программ и нормативных законодательных актов;

третий блок - социальное регулирование, характеризуется адресной помощью и социальными программами.

Стратегия инновационного развития продовольственного рынка представляет собой набор последовательных действий, разделенных на уровни рыночной власти (федеральные органы власти, региональные органы власти, предприятия и организации разных порядков рынка), и предусматривает:

- повышение эффективности функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей (повышение продуктивности);

- регулирование взаимосвязей на трех порядках продовольственного рынка для создания конкурентной среды;

- создание разных форм организаций и поддержание конкурентности среды.

Развитие продовольственного рынка возможно при его функционировании в конкурентной сфере, которая существует в регулируемом правовом поле, а также при внедрении и регулировании инновационных стратегий, для внедрения которых целесообразно:

- разработать отраслевые программы, контроль за их реализацией;

- осуществлять контроль над рыночным поведением предприятий, находящихся на рынке I, II, III порядка;

- увеличить число хозяйствующих субъектов, использующих инновационные технологии, с помощью выделения дотаций практикующих антиконкурентные действия.

Основной задачей регулирования первого порядка продовольственного рынка должно стать внедрение организационных инноваций, ограничивающих деятельность торговых сетей, через нормативно-законодательную и финансовую поддержку малого и среднего бизнеса. Это обеспечит устойчивую инфраструктуру продовольственного рынка. Решение поставленной задачи предполагается за счет выполнения следующих мероприятий: создание доставки продуктов питания через систему региональной торговли, которая должна состоять из: то-

варных рынков, предназначенных для реализации продуктов питания сельскохозяйственными товаропроизводителями; малых и средних торговых предприятий, реализующих продукты питания перерабатывающих предприятий и цехов сельскохозяйственных товаропроизводителей; частных розничных торговых предприятий; розничных торговых сетей; регулярных ярмарок. Создание разветвленной сети торговых организаций позволит приблизить сельскохозяйственных товаропроизводителей к каналам реализации продуктов питания, к возможностям формирования цены и распределения прибыли.

Решение перечисленных стратегий направлений внедрения организационных инноваций позволяет сгладить негативные тенденции развития продовольственного рынка.

Инновационная деятельность возможна только при способности предприятий воспринимать инновации (организационные, технологические, экономические), что напрямую связано с организационноэкономическим развитием товаропроизводителей и предприятий торговли и внутренним потенциалом. Создание многообразия форм участников продовольственного рынка выступит основным условием для разделения экономической власти, что позволит реализовать принципы равенства участников и конкурентности среды.

Повышение уровня индекса конкурентности среды на рынках должно быть обеспечено взаимосвязью между структурой продовольственного рынка (конкурентным предложением) и инновационной деятельностью. Это позволит выявить участников рынка, занимающих центральное место, которые обладают преимуществами перед другими участниками рынка (концентрация ресурсов, низкие и средние издержки на внедрение инноваций), а также участников, не способных к восприятию инноваций. Так как предприятие с низкой степенью интенсивности инновационной деятельности будет неэффективно использовать инвестиции и экономическую свободу.

Таким образом, инновации должны внедряться на предприятия, способные получать прибыль. Конкурентная среда начинает охватывать отношения между продавцами и покупателями за получение максимальной прибыли. Это приводит к поиску: новых комбинаций производственных мощностей; новых каналов сбыта; новой ассортиментной политики. Если учесть, что поиск преимуществ будет протекать в конкурентной среде, данный факт подтолкнет к внедрению организационных и технологических инноваций. И как итог:

- смещение конкуренции от ценовых форм к неценовым;

- применение различных форм изучения конечных потребителей и поиска новых способов для полного удовлетворения потребностей.

Итак, инновационная активность участников продовольственного рынка и рыночной среды общественного питания обусловлена конкурентной средой. Регулирование конкурентной среды, с одной стороны, подталкивает региональные органы управления к взаимодействию с товаропроизводителями продуктов питания, с другой стороны, к стремлению укрепления контроля над экономической ситуацией территории. Это приводит к нарушению конкурентных отношений, так как действия хозяйствующих субъектов ограничены влиянием административных мер. В этой связи развиваются предприятия, имеющие поддержку региональных властей. Данные положения скорее влияют отрицательно на развитие конкурентной среды, что приводит к нестабильности товаропроизводителей, а значит, неспособности внедрять и воспринимать инновации. В этих условиях необходимо создание базовых условий конкурентной среды (равенство условий хозяйствования и принцип состязательности), при которых инновации будут давать положительные результаты [4, с. 2].

В Нижегородской области подготовлена инвестиционная и законодательная базы для дальнейшего продвижения и расширения объемов инновационной деятельности. Формирование условий для привлечения инвестиций в наукоемкие отрасли промышленности будет способствовать трансформации результатов научных разработок и исследований в новые более качественные и усовершенствованные продукты, технологические процессы [1, с. 118].

Количество предприятий, реализующих экономические интересы путем внедрения инновационных технологий, должно увеличиваться, т. к. инновационные технологии дают новые конкурентные преимущества, что положительно отражается на реализации интересов предприятия. В Нижегородской области к таким предприятиям можно отнести целый ряд сетевых ресторанов, осуществляющих технологические инновации (табл. 1).

Современные рыночные отношения, установившиеся в процессе трансформации экономической системы, требуют от производителей продукции и поставщиков услуг не только обеспечения соответствия требованиям, установленным для их продукции и услуг, но и гарантии стабильности, а также надежности в его договорных обязательствах перед покупателем. Средства реализации экономического интереса в различных условиях могут быть различны: это и удешевление или, наоборот, увеличение цены единицы продукции, повышение ее качества, выпуск модных изделий, снижение зарплаты и других издержек производства, использование ресурсосберегающих технологий. Но, как показывает практика, главным конституирующим средством мак-

симизации прибыли и успешного предпринимательства на сегодняшний день является новаторство [2, с. 69].

Таблица 1 - Лидеры среди сетевых ресторанов в составе холдингов

Сеть ресторанов Общая площадь ресторанов сети в Н.Новгороде, кв.м Количество ресторанов

«Едок» / ЗАО «Рестораны быстрого обслуживания» 6 293 6

«Макдоналдс» / «Макдоналдс» 2 550 5

«Мир Пиццы» / ООО «Мир Пиццы» 1 900 15

Milo (White Cafe, Black cafe, Club) / «ЕДА и КУЛЬТУРА project» 1 381 3

«Moloko»/ «ЕДА и КУЛЬТУРА project» 821 2

«Бродвей-Пицца» / ООО «Бродвей Пицца» 650 4

«Иль Патио» / ГК «ПИР» 600 1

«Пирушка Пивнушка» / ГК «ПИР» 500 2

«Планета Суши» / ГК «ПИР» 300 1

Именно инновации становятся одним из главных факторов экономического роста современного предприятия, поиск инновационных возможностей - это условие выживания в условиях конкуренции и достижения успеха в бизнесе, а следовательно и более полной реализации экономических интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агабеков С. И., Кокурин Д. И., Назин К. Н. Инновации в России системно-институциональный анализ. Издательство: ТрансЛит. 2G11. 376 с.

2. Алтухов А. И., Макин Г. И., Бабков М. А. Развитие продовольственного рынка России. М.: Агри Пресс. 1999. 336 с.

3. Голов Р., Передеряев И., Балдин К. Инвестиции в инновации.-Издательство: Дашков и К. 2G12. 238 с.

4. Семенова Ф. З., Эльканова Э. Р. Инновации как необходимое условие развития регионального продовольственного рынка, электронный научный журнал ВАК «Управление экономическими системами», 2G12.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES AS ONE FACTORS OF DEVELOPMENT OF MODERN COMPANIES

Keywords: innovation, business potential, development, product innovation, profit maximization

Annotation. The analysis of the current conditions of the enterprises of the Nizhny Novgorod region shows the process of maximizing profits by creating an innovative product.

ОРЛОВА АННА ИЛЬИНИЧНА - аспирант, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, (annasamurina@mail.ru).

ORLOVA ANNA ILYNICHNA - graduate student, the Nizhniy Novgorod state engineering-economic institute, Russia, Knyaginino, (annasamurina@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.