Научная статья на тему 'Влияние информационных технологий на формирование профессиональной компетентности педагогов'

Влияние информационных технологий на формирование профессиональной компетентности педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
893
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / PROFESSIONAL COMPETENCE / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES / TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова М. С.

Профессиональная компетентность педагога включает в себя ключевую, базовую и специальную компетентности. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности. Базовые компетентности должны отражать современное понимание основных задач профессиональной деятельности, а ключевые показывать пути их решения. Специальные компетентности реализуют базовые и ключевые применительно к специфике профессиональной педагогической деятельности конкретного специалиста. Подготовка педагога к использованию средств информатизации и информационных технологий способствует формированию всех видов профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the informational technologies on formation of professional pedagogical competence

Professional competence includes key, basic and special competences. Key competences are necessary for any professional activity; they are connected with personal success. Basic competences must reflect the modern interpretation of the main tasks of professional activity, and the key ones show the ways of their decision. Special competences carry out the basic and key ones in regard to the specifics of professional pedagogical activity of a definite specialist. Teacher training for usage of informatization means and informational technologies contributes to formation of all kinds of professional competence.

Текст научной работы на тему «Влияние информационных технологий на формирование профессиональной компетентности педагогов»

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

М.С. Петрова

Профессиональная компетентность педагога включает в себя ключевую, базовую и специальную компетентности. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности. Базовые компетентности должны отражать современное понимание основных задач профессиональной деятельности, а ключевые - показывать пути их решения. Специальные компетентности реализуют базовые и ключевые применительно к специфике профессиональной педагогической деятельности конкретного специалиста. Подготовка педагога к использованию средств информатизации и информационных технологий способствует формированию всех видов профессиональной компетентности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, информационные технологии, подготовка педагогов.

В условиях развития информационного общества одной из важнейших задач, стоящих перед высшей школой, является подготовка специалистов, которые не только освоили необходимую сумму знаний, умений и навыков, но и обладают сформированными способностями к решению нестандартных задач, адаптивны к условиям быстро меняющейся среды и увеличивающегося потока информации. Присоединение России к Болонскому соглашению привело педагогическую общественность к пониманию необходимости перехода к комптентностно-ориен-тированному подходу в профессиональном образовании. Если профессиональную подготовку рассматривать как процесс профессионального развития, овладения опытом будущей профессиональной деятельности, то можно сказать, что компетентный специалист устремлен в будущее, предвидит изменения, ориентирован на самостоятельное образование. Именно профессиональная компетентность выпускника является основным результатом деятельности вуза, определяющим его конкурентоспособность. Важной особенностью профессиональной компетентности человека является то, что компетентность реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее.

Проанализировав психо лого-педагоги-

ческую литературу, мы пришли к выводу, что единой трактовки понятия «профессиональная компетентность» нет. Так, В.Д. Симоненко определяет профессиональную компетентность как «уровень мастерства, достигаемый человеком на пути к профессиональ-

ному совершенствованию, который охватывает потребностно-мотивационную, опера-ционно-техническую сферы личности, самосознание и формируется в активной деятельности» [1]. Н.В. Кузьмина понимает профессиональную компетентность как «устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов эффективного социального опыта, способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [2]. А.К. Маркова под профессиональной компетентностью понимает «индивидуальную характеристику конкретного человека (или его действий), а именно - индивидуальную характеристику степени соответствия требования профессии» [3]. В соответствии с этим автор различает и характеризует четыре вида компетентности: специальная, социальная, личностная и индивидуальная. Названные виды компетентности означают по сути дела зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности. С этой точки зрения интересен подход к трактовке профессиональной компетентности М.А. Чошанова, несколько отличающийся от устоявшихся и, на наш взгляд, достаточно прагматичных дефиниций этого понятия. Автор рассматривает профессиональную компетентность как «стержневой показатель уровня квалификации специалиста» [4] и раскрывает ее состав: мобильность знания, то есть постоянное обновление знания, владение новой информацией для успешного решения профессио-

нальных задач в данное время и в данных условиях; гибкость метода, т. е. не только понимание специалистом существа проблемы, но и умение решать ее практически в зависимости от конкретных условий; критичность мышления, т. е. способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения, подвергать сомнению эффектные, но не эффективные решения.

В педагогическом словаре профессиональная компетентность учителя определяется как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» [5].

В.А. Сластенин предлагает под профессиональной компетентностью учителя понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности [6]. Н.В. Кузьмина связывает понятие компетентности с профессиональной деятельностью и выделяет ее в качестве одного из компонентов квалификационной характеристики. Профессиональнопедагогическая компетентность рассматривается исследователем как способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности учащегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учеб-но-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется [2]. То есть профессиональнопедагогическая компетентность - это совокупность умений педагога как субъекта педагогического воздействия особым образом структурировать научное и практическое знание в целях лучшего решения педагогических задач. Аналогичной точки зрения придерживается Э.М. Никитин, связывая профессиональную компетентность учителя с показателем уровня его профессиональной квалификации. Автор раскрывает профессиональную компетентность учителя как «.. .интегральную профессионально-личностную характеристику, определяемую готовностью и способностью выполнять профессио-нально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий

момент нормами и стандартами. Таким образом, она имеет конкретно-исторический характер и может служить показателем уровня квалификации» [7].

Профессиональная компетентность включает в себя ключевую, базовую и специальную компетентности (И.С. Батракова,

В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпи-цына) [8]. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации. Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Для профессиональной педагогической деятельности базовыми будут компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества. Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной деятельности. Их можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности. Все три вида компетентностей взаимосвязаны. Они формируют индивидуальный стиль педагогической деятельности, создают целостный образ специалиста и, в конечном итоге, обеспечивают формирование его профессиональной компетентности как определенной целостности, как интегративной личностной характеристики.

Формирование профессиональной компетентности педагога происходит в следующей логической последовательности. Первый этап ориентирован на формирование ключевых компетентностей в контексте будущей профессиональной деятельности. На втором этапе обучающийся «погружается» в профессиональные задачи, осваивает способы их решения, которые содействуют формированию базовой компетентности. Третий этап - этап формирования специальной компетентности. Базовые компетентности должны отражать современное понимание основных задач профессиональной деятельности, а ключевые показывать пути их решения. Специальные же компетентности реализуют ба-

зовые и ключевые применительно к специфике профессиональной педагогической деятельности конкретного специалиста. К ключевым компетентностям относится информационная компетентность, которая опирается на универсальное умение работать с разными источниками информации и обеспечивает допрофессиональную и социальную мобильность человека. Содержание универсальных умений, входящих в состав информационной компетентности, меняется сообразно возрастным особенностям человека и зависит от круга решаемых жизненно важных задач. Ее совершенствование связано, во-первых, с расширением источников информации, во-вторых, с расширением умений по их использованию. При этом разделяется информационная компетентность ученика и информационная компетентность педагога. Под информационной компетентностью ученика понимается обобщенное умение работать с информацией, представленной в различных формах, являющееся основой построения жизненного плана. А информационная компетентность педагога характеризуется умениями осуществлять поиск, анализ и использование информации для построения профессиональной карьеры. При этом карьера понимается не только как продвижение по должностным ступеням, а как процесс реализации человеком на работе себя, своих возможностей.

Введение понятия информационной компетентности связано с активным использованием компетентностного подхода в образовании. В состав информационной компетентности включают обобщенные, универсальные умения, обладающие свойством широкого переноса. Это те умения, которые учащиеся могут использовать при решении широкого круга задач не только в рамках одного предмета, но и на уроках по другим предметам, а также в разнообразной практической деятельности. К такому типу умений относятся, например, следующие:

- умение понимать задания в разных формулировках;

- находить требуемую информацию по заданным признакам;

- составлять рассказ по рисунку, схеме, таблице, видеофильму;

- составлять по тексту схему, таблицу, сценарий видеофильма;

- определять, кому адресована информация, в чем ее скрытый смысл;

- аргументировать собственные высказывания;

- находить ошибки в получаемой информации, исправлять их, вычленять главное и др.

Информационная компетентность позволяет осуществлять эффективный информационный обмен, обеспечиваемый сформиро-ванностью ряда информационных умений:

- оценки полезности и истинности получаемой информации;

- отбора личностно значимой информации, поиска необходимой информации, в т. ч. о методах ее переработки;

- коммуникативных и языковых умений (восприятия и передачи);

- информационно-психологической самозащиты.

Информационная компетентность предполагает, что человек использует универсальные средства информатизации и информационные технологии при решении задач, которые он ставит для достижения целей своей деятельности. Однако педагог использует средства информатизации и информационные технологии в профессиональной деятельности не только на основе универсальных умений. Умения использовать средства информатизации и информационные технологии проявляются во всех педагогических способностях. А это значит, что для решения профессиональных педагогических задач педагогу необходимо привлекать эти средства и технологии на основе базовой и на основе специальной компетентностей. Поэтому подготовка педагога к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности не может быть сведена только к формированию ключевой информационной компетентности, а должна быть связана и с формированием базовой и специальной компетентностей.

Становление профессиональной компетентности проходит в три этапа. Поэтому и подготовка к использованию средств информатизации и информационных технологий должна проходить в три этапа, согласованно с логикой формирования ключевой, базовой и специальной компетентности. На каждом этапе подготовки у педагога развиваются способности к использованию средств ин-

форматизации и информационных технологий, которые относятся к операционному, тактическому и стратегическому уровням регуляции педагогической деятельности. С учетом этого нами выделены критерии развития способностей.

На этапе, связанном с формированием ключевой компетентности и операционного уровня регуляции профессиональной деятельности, педагог: имеет представление о значении информатизации образования; знаком с принципами построения алгоритмов; знаком с базовыми структурами алгоритмов; умеет использовать универсальные программные средства реализации технологий; умеет создавать текстовые и графические документы, простые информационные системы; умеет моделировать простые объекты, процессы, системы с помощью электронных таблиц; умеет с помощью информационных языков формировать запросы к базе данных, создавать отчеты; понимает сущность и значение педагогической информации; имеет представление о влиянии информатики на педагогику и психологию; знаком с использованием компьютера как педагогического технического средства; имеет представление о характере педагогической деятельности в условиях использования средств информатизации и информационных технологий; умеет использовать программные средства меж-компьютерной связи; умеет искать и получать педагогическую информацию из распределенных ресурсов; понимает значение информационной компетентности для успешной профессиональной педагогической деятельности.

На этапе, связанном с формированием базовой компетентности и тактического уровня регуляции профессиональной деятельности, педагог: знает новые педагогические технологии, их особенности в условиях применения средств информатизации и информационных технологий; знает общие способы конструирования целей, содержания, методов и форм педагогического процесса в условиях информатизации образования; знает и умеет использовать в обучении учащихся технические средства и информационные технологии; умеет создавать автоматизированное рабочее место учителя, классного руководителя и других работников образования; умеет анализировать и синте-

зировать аудиовизуальную учебную информацию, вносить ее в компьютер; умеет разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства; умеет пользоваться профессионально-ориентированными программными средствами реализации технологий; умеет формировать систему средств обучения; умеет использовать средства информатизации и информационные технологии в управлении и психолого-педагогических исследованиях.

На этапе, связанном с формированием специальной компетентности и стратегического уровня регуляции профессиональной деятельности, педагог: знает способы представления педагогической информации с помощью средств информатизации; понимает сущность информационного моделирования в профессиональной деятельности; умеет выбирать и формулировать цели педагогической деятельности в условиях информатизации образования; умеет планировать и решать педагогические задачи средствами информационных технологий; умеет упорядочивать, систематизировать, структурировать педагогические данные и знания, пользуясь средствами информатизации; умеет строить информационные модели педагогических объектов, явлений, систем; умеет анализировать информационные модели педагогических систем и интерпретировать полученные результаты; предвидит последствия применения средств информатизации и информационных технологий в педагогической деятельности; готов осваивать вновь появляющиеся средства информатизации и информационные технологии, проектировать их применение в педагогической деятельности.

Итак, подготовка педагога к использованию средств информатизации и информационных технологий способствует формированию его ключевой, базовой и специальной профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность проявляется в способности педагога решать организаторские, конструктивные и коммуникативные задачи педагогической деятельности. Развитие педагогических способностей последовательно выводит педагога на операционный, тактический и стратегический уровни регуляции профессиональной деятельности. Способности к использованию средств информа-

тизации и информационных технологий при решении задач профессиональной деятельности также должны проявляться на разных уровнях регуляции, а их развитие проходить согласно логике формирования профессиональной компетентности.

1. Основы профессиональной культуры / под ред. В.Д. Симоненко. Брянск, 1997. С. 188.

2. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. С. 105.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1997. С. 31.

4. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемномодульного обучения. М., 1996. С. 6.

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2000. С. 62.

6. Педагогика / В.А. Сластенин и др. М., 1998.

7. Никитин Э.М. Условия диктует жизнь // Школа. 1998. № 3. С. 5.

8. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллект. моногр. / под ред. В. А. Козырева, Н.Ф. Радио но вой. СПб., 2004.

Поступила в редакцию 15.04.2008 г.

Petrova M.S. Influence of the informational technologies on formation of professional pedagogical competence. Professional competence includes key, basic and special competences. Key competences are necessary for any professional activity; they are connected with personal success. Basic competences must reflect the modem interpretation of the main tasks of professional activity, and the key ones show the ways of their decision. Special competences carry out the basic and key ones in regard to the specifics of professional pedagogical activity of a definite specialist. Teacher training for usage of informatization means and informational technologies contributes to formation of all kinds of professional competence.

Key words: professional competence, informational technologies, teacher training.

МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ КАК СРЕДСТВО АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

С.Л. Троянская

В статье определены педагогические возможности развития общекультурной компетентности студентов через использование образовательного потенциала музеев и музейной педагогики, активных методов обучения, музейных предметов и музейной среды. Разработан алгоритм моделирования студентами искусственной музейной среды. Итоги экспериментального обучения свидетельствуют о позитивной динамике процесса развития общекультурной компетентности студентов университета.

Ключевые слова: общекультурная компетентность, музейный предмет, музейная образовательная среда, методы активного обучения.

Актуальный в настоящее время компетентностный подход в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимых к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность личности к решению проблем, к активной жизненной позиции, к деятельности. Сегодня, когда традиционные пути развития общекультурной компетентности оказываются явно недостаточными в условиях компетент-ностного подхода в образовании, поиск продуктивных путей расширения культурнообразовательного пространства, альтернативных методов и средств обучения является перспективным направлением в педагогиче-

ской науке. Использование образовательных возможностей музейной педагогики и музея -хранилища культурного наследия, опыта человечества - с целью развития общекультурной компетентности представляется заслуживающим внимания педагогов и ученых.

Включение музейного предмета в педагогический процесс позволяет шире использовать активные методы образования и воспитания. Применяемые нами технологии активного обучения помогают не только передавать определенную информацию, но и создавать предпосылки для развития общекультурной компетентности студентов. Активизация достигается здесь за счет отбора про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.